Что такое арт-фотография? Конечно, прежде всего, это чувство, это состояние,
образ, эмоция, трогающая история,
написанная светом на матрице фотоаппарата. Художественную фотографию от
любой другой отличает значимое выражение чувств в образе, то есть, конкретная
передача духовного состояния творца с помощью
фотографии. А состояние, мысль
снять не так просто, потому что нужно суметь не хвататься за мелочи, а охватить
всю гамму эмоций целиком.
Основоположником художественной
фотографии, которую назовут позже на английский манер «art photography», по праву считается
Андрей Осипович Карелин, открывший в 1869 году в
Нижнем Новгороде свою мастерскую «Фотография и живопись».
Карелин, уроженец Тамбовской губернии, много путешествовал. В Нижний Новгород Андрей Осипович приехал со второй женой Ольгой Григорьевной (в девичестве – Лермонтовой) и тремя детьми. Здесь он открыл рисовальную школу, свою фотомастерскую и павильон на Нижегородской ярмарке, в котором постоянно работал.
Несмотря на то, что примитивная фототехника 19-го века ограничивала возможности воплощения художественных замыслов, фотограф достиг потрясающих успехов. А.О. Карелин первым сделал сложные снимки без искажения пропорций. Кроме технической стороны вопроса, фотограф глубоко подошёл и к духовной. В его фотографиях помимо документальности появилась художественность. И именно благодаря его снимкам-картинам фотография стала видом искусства. Мастер старался максимально приблизить фотографию к живописи, прорабатывая с помощью линз детали снимка и используя особый способ печати.
В своей фотомастерской он воспитал ряд
фотографов, которые не только переняли его секреты, но и смогли найти свой собственный
стиль. Один из его известных учеников – Максим Петрович Дмитриев.
В 1874 году Максим Петрович впервые посетил Нижний Новгород. Здесь он
познакомился с нижегородским фотографом-художником А.О.Карелиным. У маститого
художника не было секретов от молодого юноши, который увидел, как
фотографическое ремесло в руках подлинного мастера превращается в искусство.
В 1882 году М.Дмитриев принимает приглашение от А.О.Карелина поработать в его фотосалоне. Набравшись опыта, он, стремясь осознать свою творческую индивидуальность, уезжает из Нижнего Новгорода. В 1886 году вновь возвращается в Нижний и открывает свой павильон "Новая фотография М.Дмитриева" (Н.Новгород, Осыпная,12). У Дмитриева появляется свой почерк. В отличие от карелинских снимков на его видах улиц, площадей - люди. Это крестьяне, грузчики, босяки, богомольцы. Здесь простой народ - главное "действующее лицо." Представители "золотой роты" М.Дмитриева стали прототипами героев пьесы М.Горького "На дне".
Таким образом, дело Карелина – арт фотография, до сих пор живёт, несмотря на то, что аналоговый способ фотографии сменился цифровым. Фотомастерскую Карелина в 1992 году сделали «Русским музеем фотографии». В музее действует «Нижегородская фотошкола» и фотостудия «МиГ», в рамках которых признанные фотографы учат искусству фотографии всех желающих.
Так же в музее периодически проводятся выставки как современных фотографов, так и классиков фотографии.
Таким образом, арт-фотография, появившаяся во второй половине 19-го века в фотопавильоне А.О. Карелина, живёт и развивается в руках нижегородцев. И действительно, очень приятно осознавать, что нижегородские фотографы уже третий век творят искусство, участвуют не только в городских, но и в российских, и даже в выставках мирового масштаба, и получают там далеко не последние места.
18 мая 2013 в 4:36
Следующая публикация Юрий Григорьевич Петраш. Светлая память.
|
Для того чтобы подписаться необходимо Войти
Все подписчики (1)
15 июля 2013 в 9:32
Поделитесь этим материалом с друзьями в социальных сетях
Для того, чтобы оставлять комментарии необходимо Войти
Комментарии к этому материалу пока отсутствуют.