Играет жизнь рекою полноводной... (О рассказе В.Г. Короленко «Река играет»)

Дата материала
Не указана
Место
Не указано
Упомянутые люди
Не указаны
Хранитель
ViktorGurjev

Первый набросок своего рассказа «Река играет» Владимир Галактионович Короленко сделал летом 1889 года во время пребывания в Нижегородском крае. Произошло это прямо на берегу реки Ветлуги, на обратном пути писателя с озера Светлояра. Посещение «Святого озера» оставило в душе Короленко весьма противоречивые впечатления, что и отразилось в рассказе, который обрел свои окончательные очертания осенью 1891-го. Годом позже он был напечатан в сборнике «Помощь голодающим» («Русские ведомости», М., 1892). Спустя почти двадцать два года после первой публикации произведения, другой писатель, А.М. Горький, в письме с Капри признавался Короленко, что «Река играет» его любимый рассказ, благодаря которому он лучше понял русскую душу.

Думаю, замечание Горького можно считать вполне справедливым, поскольку даже в самой манере повествования Короленко удалось запечатлеть русский дух. Язык рассказа довольно разнообразен. Так, здесь можно найти размышления писателя-интеллегента, речи которого, особенно внутренней, свойственны сложноподчиненные конструкции, что слишком очевидно характеризует русскую душу, склонную к постоянному самоанализу: «Я закрыл глаза, чтобы отдать себе, не двигаясь, отчет в том, как это я очутился здесь, под открытым небом, на берегу плещущей речки, в соседстве этого шалаша и этого столба с простодушным обращением к проходящим». Подмечает автор и особенности говора местных ветлугаев, людей, живущих в окрестностях реки Ветлуги. Достаточно вспомнить короткий диалог перевозчика Тюлина и бабы, желающей переправиться на другую сторону реки:

– Ну? – говорит баба злобно…

– Чё еще нукаешь? Что тебе, бабе, нужно? – спрашивает Тюлин.

– Чё-ино, спрашивает еще… Лодку давай! Чай, через реку ходу-то нету мне, а то бы не стала с тобой, с путаником, и баять…

Описания Короленко порой отличаются обилием глаголов прошедшего времени и сопутствующих им причастий и деепричастий настоящего, передающих постоянное и неотвратимое движение, ощущение которого всегда было присуще беспокойной русской душе: «Поверхность ее (реки) была темна.., только кое-где мерцали, растягивались и тотчас исчезали на бегущих струях дрожащие отражения звезд, а порой игривая волна вскакивала на берег и бежала к нам, сверкая в темноте пеной, точно животное, которое резвится, пробегая мимо человека…». Так в повествовательной ткани рассказа на равных соседствуют вечное и повседневное, величественное и суетное. Подобное характерно для обыденной жизни, небольшой отрезок которой, наполненный драматическими событиями, мудрыми разговорами, занимательными рассказами и удивительными людьми воспроизводит перед читателями Короленко.

Протянувшаяся через все повествование река – олицетворение жизни… Ее взыгравшие воды цветут, как весенние сады, она заставляет людей преодолевать трудности, которые сама же и создает, наказывает за бессердечность, настраивает на лирический и философский лад проходящих мимо, среди которых оказался невольно и Владимир Галактионович. Интересно, что все увиденное и услышанное автором на небольшом пятачке пространства за весьма ограниченный промежуток времени, выписано им с документальной точностью. Не потому ли в дополнение к заглавию рассказа Короленко добавил подзаголовок «Эскизы из дорожного альбома».

Действительно, в «Реке…» довольно много зарисовок, которые вполне можно выделить в отдельные миниатюры. Взять, скажем, истории, поведанные у ночного костра людьми, такими же проходящими, как и сам автор. Тут услышал Короленко рассказы о близлежащих деревнях Соловьихе, где «люди любят… чужое взять», и Песошной, жители которой так берегут свое добро, что готовы ради него самой жизни лишиться, размышления о многочисленных и разноверных группах, «собирающихся на Светлояре, приносящих туда, каждая, свои книги, свои напевы и свою веру…», историю об уреневских начетчиках, у которых случается «три веры в одном дому», так что остановившемуся с ними под одним кровом человеку невдомек бывает когда, с кем, как, и на какой образ можно помолиться.

Не менее интересны для автора и сами рассказчики: мужик с возом, знающий окрестности как свои пять пальцев, да два странника «с берестяными кошелками за спиной, с посошками в руках». Один из них – Ефим-ветлугай, который «писания не знает», «Евангелие одно читал», но обладает такой житейской мудростью, что история, рассказанная им на Светлояре, произвела впечатление на всех разноверцев одинаково, а для Короленко и вообще явилась откровением, оказавшись единственным «живым словом», услышанным им на «Святом озере».

Стоит заметить, что «Река…» довольно густо населена. На протяжении всего рассказа перед нами вереницей проходят самые разные люди: благодушный Евстигней с «седой бородой» и «голубыми выцветшими глазами», его жена, баба, застывшая в злобном презрении к «негодяям-мужикам», Иванко, сын перевозчика Тюлина, который лишнего шага не ступит до тех пор, пока ему не пригрозят взбучкой, мелкий лесоторговец Ивахин, обсчитавший работников так, что самому потом вышло дороже, васюхинские артельные мужики, с одинаковой мощью умеющие петь, пить и работать, идущие от Светлояра уренские начетчики, разглядывающие других людей «с бесцеремонным любопытством и явным презрением»…

Но самая колоритная фигура в рассказе – перевозчик Тюлин. Вот как описывает его автор: «Одет он в ситцевой грязной рубахе и синих пестрядинных портах. На босу ногу надеты старые отопки. Лицо моложавое, почти без бороды и усов, с выразительными чертами, из которых очень ясно выделяется особая ветлужская складка…». К этому можно добавить, что у Тюлина «басистый, грудной, немного осипший» голос, звуки которого чрезвычайно приятны автору. За один день, описанный Короленко в рассказе, перевозчик немало потрудился. Для начала Тюлину пришлось с неимоверной силой перебороть похмелье, гнувшее его к земле, и хоть и вяло, но встать-таки на видавший виды паром. Правда, в момент опасности, когда стремительное течение реки грозило отнести его вместе с пассажирами аж в Козьмодемьянск, перевозчик мгновенно овладел собой: голос его окреп, в глазах появился блеск, в руках сила, благодаря чему удалось развернуть паром против течения и вернуться на старое место. Позже Тюлин пошел к артельщикам от имени лесопромышленника Ивахина с просьбой выкатать лес на берег, за что был бит. Вечером состоялось примирение, закончившееся ночной попойкой и песнями на всю округу. А утром, мучавшийся с похмелья Тюлин вновь принялся за свое обычное дело – перевоз. И так каждый день… И сколько бы не ругали Тюлина в округе за его лень, пьянство, нерасторопность, все знали, что лучшего перевозчика не найти. В этом, вероятно, и был смысл его жизни, к которой Тюлин относился, по словам автора,  «с каким-то особенным бессознательным юмором», разделяя его «с этими простодушными кудрявыми березами, с этими корявыми ветлами, со взыгравшею рекой, с деревянной церковкой на пригорке, с надписью на столбе, со всею этой наивной ветлужской природой, которая улыбается… своею милою, простодушною, и как будто давно знакомою улыбкой…». Весь этот мир, таящийся в душе перевозчика и видимый снаружи, мир, небогатый благами, но милый простой душе человеческой, мир живой и осязаемый оказался для автора куда ближе и дороже «невидимого, но страстно взыскуемого народом града» Китежа. С безалаберным, стихийным, распущенным и вечно страждущим от похмельного недуга Тюлиным автору было куда легче, чем «среди книжных народных разговоров», среди «умственных» мужиков и начетчиков, которых было великое множество на «Святом озере» и от чьих разноречивых голосов, не слышащих друг друга, пространство вокруг Короленко сузилось до размеров «душного склепа».

Почему так? В ответе на этот вопрос, полагаю, и заключается смысл рассказа… Как бы ни был красив и великолепен град Китеж, который пытается вызволить из небытия народное сознание, реальная действительность, порой простенькая и неказистая, все равно дороже. Отдавая дань усопшему, надо всегда относиться с трепетным вниманием к живому, не жалея для Храмов Господних, под небом стоящих, пожертвований, а для людей, по земле идущих, слова доброго…

23 июня 2013 в 5:22

Предыдущая публикация

Ивановское: Церковь Иоанна Предтечи

Следующая публикация

Ярмарочная мечеть
Подписки

Для того чтобы подписаться необходимо Войти

Все подписчики (0)

Читайте также
Восхождение к нагорной проповеди (О рассказе А.И. Солженицына "Матренин двор")
Писатели, шедшие по пути духовного просвещения, воспринимали свою миссию как…

12 декабря 2013 в 9:22

Александр Андреевич БЕЛОЗЕРОВ. "Никому я свет не застил..." (К 130-летию поэта)
А.А. Белозеров   О СЕБЕ Родился я 7 ноября 1883…

11 ноября 2013 в 14:38

Потому что красота вечна... (Учительский век Нины Алексеевны Пчелиной)
Как будто и не было черных московских улиц – автобус,…

21 октября 2013 в 0:31

Поделиться

Поделитесь этим материалом с друзьями в социальных сетях

Комментарии

Комментарии к этому материалу пока отсутствуют.


Для того, чтобы оставлять комментарии необходимо Войти