История одной фотографии.

Мы продолжаем публиковать фотографии из собрания Государственного архива аудиовизуальной документации Нижегородской области. Каждая из них хранит свою историю.

Дата материала
Не указана
Место
Россия, Нижегородская область, Нижний Новгород
Упомянутые люди
Дмитриев Максим Петрович
Хранится в альбомах
Из собрания ГКУ ГАрхАДНО
Хранитель
Archive

На фотографии Максима Петровича Дмитриева, основоположника русского фоторепортажа, запечатлен пароход «Межень». Судно это было построено в 1885 году на Сормовском заводе Нижнего Новгорода. Заказчиком выступало Министерство путей сообщения России и предназначался корабль, как и второй пароход этой небольшой серии «Стрежень», «для служебных поездок». Но в отличии от своего брата-близнеца «Межени» была уготована намного более интересная судьба. За долгую службу, а закончил свою «жизнь» пароход в 1958 году (разобран в городе Звенигово на заводе имени Бутякова), на его борту побывало много известных исторических личностей.

Первым был Великий князь Владимир Александрович (дядя Николая II), который в июле 1899 года отправился на «Межени» в поездку из Ярославля в Углич. В сентябре того же года супруг родной сестры государя, принц Александр Петрович Ольденбургский проследовал на пароходе от Астрахани до Самары и обратно. Принц был известен своими многочисленными заслугами не только как военный (в ту пору он имел звание генерала от инфантерии и был генерал-адъютантом свиты Его Императорского Величества) но и как человек много сил приложивший для развития российской медицины и военной медицины. В 1897 году он состоял председателем Противочумной комиссии. Также он известен как создатель в 1890 году и попечитель Императорского института экспериментальной медицины (ныне институт имени И. П. Павлова).

А в 1910 году Великая Княгиня Елизавета Федоровна, которая позднее была причислена к сонму православных святых, на «Межени» совершала свои паломнические поездки по святым местам России. В сентябре того же года министр внутренних дел и премьер-министр российского правительства Петр Аркадьевич Столыпин посетил города Поволжья с целью знакомства с результатами аграрной реформы. Премьер-министр вместе с главным управляющим земледелия и землеустройства России Александром Кривошеиным на пароходе «Межень» встречался с представителями дворянства, земства и городского самоуправления.

Самое известное плавание "Межени" связано с российским императорским домом. В мае 1913 года, во время празднования 300-летия дома Романовых, государь император с венценосной супругой изволили проследовать из Нижнего до Ярославля с остановкой в Костроме, где венчался на царство первый представитель дома Романовых.

За три дня до приезда высочайших особ по Волге и прилегающим рекам остановили сплав леса, а за 12 часов — прекратили движение всех грузовых и пассажирских судов, поставив их на якоря вне фарватера под наблюдением полиции. Населению строго-настрого запретили пользоваться лодками и разжигать на берегу костры.

Во время своего пребывания в Нижнем Новгороде царь принял участие в открытии нового здания Государственного банка на Большой Покровской, заложил первый камень в основание будущего памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому на Благовещенской площади, удостоил своего посещения Дворянское собрание на Лыковой дамбе и Дом трудолюбия на Варварской. А также принял делегатов от нижегородского купечества.

Вечером 17 мая нога императора наконец-то ступила на палубу яхты «Межень». Свиту разместили в каютах «Царя Михаила Федоровича», а министров — на других пароходах. Когда пароход проходил мимо Сормова, собравшиеся на берегу толпы людей выражали свои верноподданнические чувства и только "сознательный рабочий" Яков Ефремов проводил "Межень" криком "Долой самодержавие!", после чего удачно скрылся в толпе.

Николай II посетил Ипатьевский монастырь, Кострому и Ярославль, а в ночь на 22 мая уехал из Ярославля в Москву на поезде. Примечательно, что все это время император ночевал на борту «Межени», о чем оставил запись в своем личном дневнике:

«17-го мая. Пятница. ...Перешли с радостью на приготовленный для нас пароход пут. сообщ. "Межень". Уютно и со тщанием устроены наши каюты. В 8 ч. пошел с Ольгой и Татьяной на парох. столовую "Царь Михаил Феодорович". Простившись со всеми, вернулись к себе и в 101/4 отвалили при иллюминации города и всех судов и пошли вверх по матушке-Волге. Пройдя ярко освещенный Сормовский завод, спустился в свою каюту и рано лег спать.» Выступление «сознательного рабочего» представители самодержавия просто не заметили.

По материалам:
http://www.museum.nnov.ru/unn/managfs/index.phtml?id=8013_09
http://ru.wikipedia.org/
http://bratishka.ru/archiv/2011/9/2011_9_16.php/
http://www. oldriver.ru/

22 января 2013 в 13:00

Следующая публикация

Мое историческое открытие.
Карта истории
Подписки

Для того чтобы подписаться необходимо Войти

Все подписчики (2)

Читайте также
К 155-летию А.С. Попова
                                                                         А.С. Попов16 марта 2014 года исполняется 155 лет…

17 марта 2014 в 11:22

Игра в карты под навесом на Сафроновской площади.
Игра в карты ПодробнееИгра в карты происходит под одним из…

16 января 2014 в 15:23

Уникальные фуникулеры Нижнего Новгорода
ПодробнееДействительно, в Нижнем Новгороде с 1896 до 1926 года успешно…

19 февраля 2013 в 16:44

Поделиться

Поделитесь этим материалом с друзьями в социальных сетях

Комментарии

Комментарии к этому материалу пока отсутствуют.


Для того, чтобы оставлять комментарии необходимо Войти