«Больше социализма – больше демократии». Политика «гласности» в годы «перестройки»

Михаил Сергеевич Горбачев — советский, российский государственный, политический и общественный деятель.

Период 1985-1991 гг. в истории нашей страны имеет свое лаконичное название – перестройка. Новая политика, начатая частью руководства КПСС во главе с Михаилом Сергеевичем Горбачевым, привела к глубоким переменам в жизни страны, общества и мира в целом.

В перерод «перестройки» в обиход вошли новые слова: «гласность» и «плюрализм» мнений. Гласность означала, что руководство страны отныне ничего не будет скрывать от народа. Плюрализм мнений подразумевал свободу критики.

Политика «гласности» приобрела особый размах после январского (1987) пленума ЦК КПСС. С конца 1986 г. в стране начали печатать литературные произведения, ранее недоступные широкому читателю, – «Дети Арбата» Анатолия Рыбакова, «Белые одежды» Владимира Дудинцева, «Зубр» Даниила Гранина, «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана и др. Начался процесс возвращения в советскую литературу произведений Владимира Набокова, Андрея Платонова, Михаила Булгакова, Осипа Мандельштама.

Страна переживала читательский бум. Как и в период реформ 1860–1870-х гг., огромную роль в раскрепощении умов, переосмыслении прошлого и настоящего сыграла пресса, ставшая одним из важнейших двигателей преобразований. Активно раздвигали границы «гласности» журналы «Новый мир», «Знамя», «Огонек»; газеты «Московские новости», «Аргументы и факты»; телевизионные передачи «Взгляд», «Пятое колесо», «600 секунд» и др. Резко возросли тиражи «толстых» литературных журналов. На их страницах обсуждались практически все ранее закрытые темы: роль КПСС в обществе, привилегии номенклатуры, «белые пятна» истории страны, экономические проблемы.

Важным событием духовной жизни страны стало торжественное празднование 1000-летия крещения Руси. Впервые за десятки лет советское государство дало возможность широко отметить дату принятия христианства.

Осень 1987 г. стала определенным водоразделом в развитии общественно-политической ситуации в СССР. На нее повлияли новые оценки истории и политики, прозвучавшие в докладе М.С. Горбачева в связи с празднованием 70-летия Октябрьской революции. Он призвал к переосмыслению советского прошлого, указал на необходимость научной оценки сталинизма, отметил заслуги перед страной Николая Ивановича Бухарина и других репрессированных руководителей партии.

 

Известные анекдоты эпохи перестройки:

Петька спрашивает Чапаева:

– Василий Иванович, что такое «гласность»?

– Это значит, Петька, что ты можешь говорить что угодно и про меня, и про комиссара, и ни-че-го, Петька, тебе за это не будет…

– В самом деле ничего?!

– Ничего, Петька. Ни новой шашки, ни бурки, ни сапог!

 

Штирлиц зашел в резиденцию Абвера и на своей двери увидел табличку: «Резиденция советской разведки». «Гласность», — подумал Штирлиц.

 

К середине 1988 г. Комиссия Политбюро ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, реабилитировала Николая Ивановича Бухарина, Алексея Ивановича Рыкова, Григория Евсеевича Зиновьева, Льва Борисовича Каменева и других деятелей большевистской партии не только в уголовном, но и в политико-партийном отношении. Центральной темой стало переосмысление советского исторического опыта, разоблачение сталинизма. Лейтмотивом звучал лозунг «возвращения к ленинским нормам» – мифологизированной идеальной модели социализма.

Такая «гласность без границ» привела к тому, что на рубеже 1987-1988 гг. началось размежевание взглядов и позиций относительно проводимого в стране курса. Одни полагали, что преобразования идут слишком медленно и не дают результатов. С таких позиций на октябрьском (1987) пленуме ЦК выступил Борис Николаевич Ельцин. Участники пленума подвергли его беспощадной критике и вывели из состава Политбюро. В последующие дни он был снят с поста первого секретаря МГК КПСС и назначен руководителем Госстроя СССР. В то время в массовом сознании Б.Н. Ельцин предстает как борец с номенклатурными привилегиями, защитник народных интересов, пострадавший за правое дело.

Другие считали, что под флагом перестройки идет «сдача» социализма. Лидером таких настроений в Политбюро стал Егор Кузьмич Лигачев. Он санкционировал публикацию в газете «Советская Россия» от 13 марта 1988 г. статьи преподавателя Ленинградского технологического института Нины Андреевой «Не могу поступиться принципами». Статья была перепечатана более чем тридцатью областными газетами страны. Она стала манифестом противников Горбачева. Н. Андреева выступала в защиту Сталина и против «очернительства» советской истории. После обсуждения в Политбюро ЦК сторонники Горбачева нанесли ответный удар. 5 апреля 1988 г. «Правда» опубликовала редакционную статью, написанную Александром Николаевичем Яковлевым. В ней на основе исторических фактов доказывалась справедливость обвинений Сталина и его взглядов; подчеркивалось, что статья Н. Андреевой нацелена на прекращение перестроечных процессов.

Главным политическим событием 1988 г. явилась XIX партийная конференция. Она положила начало конституционным реформам в СССР. Впервые за десятки лет на партийном форуме звучали разные точки зрения по ключевым проблемам. М.С. Горбачев в докладе подчеркнул, что экономические неудачи реформ напрямую связаны с косностью партаппарата, бюрократизмом административно-командной системы. Эти «механизмы торможения» предлагалось преодолеть с помощью радикального реформирования политической системы страны. Речь шла о разграничении функций партийных и советских органов, о передаче властных полномочий от КПСС Советам, об альтернативных выборах. Была предложена новая структура высших органов власти. Она включала Съезд народных депутатов (2250 человек) и действующий на постоянной основе Верховный Совет СССР (750 человек), сформированный из числа депутатов. В декабре 1988 г. на сессии Верховного Совета все эти решения были узаконены в поправках к Конституции СССР.

Начатая XIX партийной конференцией реформа государственного строя несла в себе непредсказуемые последствия. Задуманные преобразования фактически вели к разрушению всевластия партийной номенклатуры. Обострение экономической ситуации, нарастание национальных конфликтов, возникновение независимых общественно-политических организаций трансформировали «перестройку» из управляемого аппаратного реформаторства в процесс, в котором активно участвуют народные массы. Страна стояла на пороге радикальных преобразований общества.

Фото с сайта:RIA Novosti archive, image #85809 / Vladimir Vyatkin / CC-BY-SA 3.0
http://persona.rin.ru/photo/10578/elcin-boris-nikolaevich
onua.­com.­ua/­1523-­podborka-­fotografijj-­sssr-­73-­foto.­html
http://anub.ru/23.07.2008/plak…
http://900igr.net/fotografii/istorija/Gody-SSSR/131-Glasnost.html

29 июля 2013 в 9:36

Следующая публикация

«Революция снизу» против «революции сверху». Советский союз на закате «перестройки».
Карта истории
Подписки

Для того чтобы подписаться необходимо Войти

Все подписчики (0)

Читайте также
Индустриализация промышленности в Нижегородской (Горьковской) области (1928-1937 гг.)
Советский агитационный плакат времен "пятилеток"К середине 1920-х гг. было завершено…

19 января 2015 в 10:52

Рождение Новогодней елки
Новогодняя елка. Москва. Красная площадь.Новый год — праздник, отмечаемый многими…

29 декабря 2014 в 11:11

Советская дипломатия накануне Второй мировой войны
Подписание пакта Молотова – Риббентропа. В первом ряду И. фон…

15 декабря 2014 в 19:52

Поделиться

Поделитесь этим материалом с друзьями в социальных сетях

Комментарии

Комментарии к этому материалу пока отсутствуют.


Для того, чтобы оставлять комментарии необходимо Войти