21 сентября (3 октября) - день рождения С. А. Есенина. В статье использованы некоторые факты из моего материала "Почти забытый поэт..."
Как случаен и как он недолог –
Нашей жизни взывчивый путь!
Вздремнул ты, а вьюга свой полог
На твою настилает грудь.
Сколько было меж нами юных,
Полных веры! Где же они?
Звучать не будут их струны
Призывать золотые дни.
Вот давно ли был с нами кудрявый,
Синеглазый сельский поэт!
Луга, поляны, дубравы,
Он был ваш. И его уже нет.
Вьюга злая свинцовый свой полог
Наложила ему на грудь.
Как странен и как недолог
Нашей жизни туманный путь. [1]
Николай
Степанович Власов-Окский был представлен Сергею Александровичу Есенину в 1920
году, когда приезжал в Москву на Первый Всероссийский съезд пролетарских
писателей.
Н. С. Власов-Окский
С Есениным я был знаком пять лет. Познакомил меня с ним давний приятель его, тверской поэт, живший раньше в Москве, Н.П. Рогожин. Первая встреча состоялась в книжном магазине имажинистов на Никитской. По переезде моем в Москву мы встречались с Сергеем Александровичем в Доме Герцена, в ОГИЗе и на литературных вечерах. Особенно часты и продолжительны наши встречи были в 1924 году. [2]
Именно тогда Власов-Окский
вместе с Есениным побывал в Твери. На эту поездку их несколько месяцев подбивал
Александр Ширяевец, крестьянский поэт, волжанин. Ему очень хотелось увидеть
верховья великой реки, а заодно и познакомиться с собратьями по перу из
литературно-художественного общества им. И.С. Никитина, первым председателем
которого был Николай Степанович. Желание оказалось для него несбыточным:
Ширяевец внезапно умер от менингита. После похорон Есенин предложил Власову-Окскому
во исполнение мечты отошедшего поэта съездить-таки в Тверь и провести там вечер
его памяти.
Н. С. Власов-Окский
Я написал никитинцам... Они немедленно отозвались на наше предложение, и через несколько дней я, Есенин, Клычков и Орешин поехали в Тверь. [3]
Вечер состоялся 9 июня
1924 года в здании Центрального рабочего клуба. Приехавшие из Москвы поделились
воспоминаниями об ушедшем «волжском баяне», после чего вместе с тверскими
поэтами читали свои стихи. Выступление Сергея Есенина, конечно же, произвело
самое большое впечатление.
Хронологическая канва жизни и творчества Сергея Александровича Есенина.
1924
Июнь...–– 9. Выезжает вместе с С.А. Клычковым, П.В. Орешиным, Н.С. Власовым-Окским в Тверь и принимает участие в литературном вечере, посвященном памяти А.В. Ширяевца. [4]
Сохранилась афиша вечера,
на которой выступающие поэты перечислены в алфавитном порядке, благодаря чему
фамилия Николая Степановича в этом списке заняла первую строчку.
Гибель Есенина буквально оглушила близких ему по духу людей. Последнее прощание казалось невыносимым…
Н. С. Власов-Окский
Ваганьковское кладбище. Громадная толпа провожающих. Выкрики учащейся молодежи над закапываемой могилой:
– Прощай, Сережа!
Хотелось бежать и не слышать этого. Утрата была слишком велика. [5]
Стихотворение «Над свежей
могилой» Николай Степанович поместил в свой поэтический сборник «Цветной
шатер». Книжку выпустило московское издательство Всероссийского Союза Поэтов в
середине 1927-го, когда набирала обороты борьба с «есенинщиной». Это
уничижительное понятие как явление «вредное, заслуживающее настоящего
бичевания»[6] в
начале того же года обозначил член Политбюро ЦК ВКП(б) Николай Иванович
Бухарин, опубликовав 12 января на страницах «Правды» статью «Злые заметки»,
которая, спустя считанные месяцы, вышла отдельной брошюрой и в последующие
четыре года еще трижды переиздавалась.
Н. И. Бухарин
… есенинщина – это отвратительная, напудренная и нагло раскрашенная российская матерщина, обильно смоченная пьяными слезами и оттого еще более гнусная. Причудливая смесь из «кобелей», икон, «сисястых баб», «жарких свечей», березок, луны, сук, господа бога, некрофилии, обильных пьяных слез и «трагической» пьяной икоты; религии и хулиганства, «любви» к животным и варварского отношения к человеку, в особенности к женщине, бессильных потуг на «широкий размах» (в очень узких четырех стенах ординарного кабака), распущенности, поднятой до «принципиальной» высоты, и т. д.: все это под колпаком юродствующего quasi-народного национализма, – вот что такое есенинщина. [7]
Вывод был поистине
убийственным: "…по есенинщине надо дать хорошенький залп".[8] Слова
одного из ведущих идеологов страны послужили руководством к действию на
несколько десятилетий вперед: залп и в самом деле оказался «хорошеньким». Так,
после четырехтомного собрания сочинений С.А. Есенина, изданного в 1927–28
годах, следующее, двухтомное, вышло лишь через двадцать восемь лет, в 1956-м. В
этот период, правда, семь раз выпускались книжки «Избранного» Есенина: тираж их
был ограничен, а содержание тенденциозно и одинаково.
Еще хуже пришлось поэтам из есенинского окружения: постепенно их совсем перестали издавать и печатать. У Власова-Окского после «Цветного шатра» вышло четыре книжечки объемом от двенадцати до двадцати четырех страниц: «Работнички» (Стихи для детей, 1928), «Песни» (1928. «Дешевая библиотечка»), «Агроном» (Рассказ, 1930. «Дешевая библиотечка») и «Волки» (Рассказ, 1930. «Библиотека «Мурзилки»). Между тем, в 1927 году был готов к печати первый том стихотворений Николая Степановича, оставшийся неизданным.
Борьба с «есенинщиной» задела Н.С. Власова-Окского не случайно. Он лично знал Сергея Есенина, водил дружбу с группировавшимися вокруг него неокрестьянскими стихотворцами, внес свою лепту в «литературу», посвященную памяти погибшего поэта, которую Бухарин огульно заклеймил как «дряблую и покойницкую».[9] Кроме того, в своих стихах Власов-Окский порой поэтически перекликался с Сергеем Александровичем, становясь в оппозицию новой реальности. К примеру, образ жеребенка-месяца встречается у обоих поэтов. Правда, в мировосприятии дореволюционного Есенина «Рыжий месяц жеребенком Запрягался в наши сани»[10], сам запрягался, дабы свободно, легко, весело, беззаботно, прокатить ездока по заповедным угодьям, где человек ощущает духовное родство с природой. В постреволюционном пространстве Власова-Окского жеребенок-месяц насильно запряжен в хомут обезличенным хозяином новой жизни. Так подспудно возникает у Николая Степановича тема несвободы, связанности, пут, сковывающих и душу человека, и саму природу.
Томность средь перелесиц
После немолчных смут.
Кто-то впрягает месяц
В черный большой хомут.
Бьется как жеребенок
Месяц в своем ярме.
Чей-то беззвучно звонок
Слышится вздох во тьме. [11]
«Месяц в хомуте» – не
только название процитированного стихотворения, но и поэтического сборника,
подготовленного к печати в 1922 году. Книжку так и не издали. Ее пробный
экземпляр хранится в Государственном архиве Тверской области. Несколько
произведений из «Месяца...» автор впоследствии перенес в сборник «Синева»,
другие – так и остались неопубликованными. Текст заглавного стихотворения
впервые воспроизведен тверскими учеными-филологами И. Гончаровой и В. Редькиным
в их монографии «Ревнители традиций» (2002), где рассматривается историко-литературный
процесс в Тверской губернии с 1917 по 1932 годы в связи с деятельностью
литературно-художественного общества имени И.С. Никитина.
Стоит заметить, что к событиям 1917 года и Есенин и Власов-Окский отнеслись с восторгом. Революционные перемены связывались в их сознании с исчезновением социального неравенства и рабского труда. Крестьянский же уклад в своих основах оставался для поэтов незыблемым. Они, как и Николай Клюев, не хотели «коммуны без лежанки». Но уклад, плоть от плоти которого были С.А. Есенин и Н.С. Власов-Окский, рушился на глазах; впоследствии массовая коллективизация, свидетелем которой стал Николай Степанович, закрепила на селе новое рабство.
Революционный период творчества обоих поэтов связан с утверждением самодостаточности, вылившимся в богоборчество. «Тело, Христово тело, Выплевываю изо рта…»[12], – самонадеянно заявлял Есенин в 1918-м. «Я люблю того, кто может Ненавидеть нищих духом, – восклицал чуть раньше Власов-Окский, прибавляя, – Тот со мной, кто отрицает О терпении ученье»[13]. Однако и тот, и другой, почувствовав, каким темным силам, разворотившим быт и посеявшим смуту, они пытались служить своей лирой, вернулись к «напольной Руси». Вот только рязанскому поэту путь к истокам дался куда трудней, нежели стихотворцу с Нижегородчины.
В 1924 году С.А. Есенин пишет маленькую поэму «Возвращение на родину», а Н.С. Власов-Окский в свою очередь стихотворение «На родину». Названия схожи, но как разнится их настроение. У Сергея Александровича – боль из-за утраченного на селе, у Николая Степановича – тихая радость от того, что не вся еще старь ушла из русской глубинки. В есенинской поэме первый план занимают «колокольня без креста», молящийся осинам дед, кладбищенские «подгнившие кресты», которые «Как будто в рукопашной мертвецы Застыли с распростертыми руками»[14]. Иное в стихотворении Власова-Окского, признающегося в любви «к раздольным нивам, И бархатным лугам, и скиниям лесов, К селу и мужикам, извечно терпеливым,.. к убогой старой хате, Где… увидел свет и незаметно рос…»[15]. Каждый из поэтов приезжает к своей матери. Но если Есенину от этой встречи хочется разрыдаться, то Власову-Окскому, судя по тому, как торопит он приближающий к родному дому паровоз, – улыбнуться; может, и грустно, но тепло. Именно теплым светом малой родины, которую поэт знал и любил с детства, наполнен его последний поэтический сборник «Цветной шатер», подпадающий по слову Н.И. Бухарина под «обожествление отсталых форм общественной жизни вообще»[16]. Очевидно, что Николаю Степановичу было отнюдь не чуждо заявление С.А. Есенина: «Отдам всю душу октябрю и маю, Но только лиры милой не отдам»[17]. Душу, как телесную единицу, заносившуюся некогда в ревизские сказки. Лирой же помыкать невозможно, ведь она – дар свыше, потому и тяготеет к природе с ее исконной, от Бога, гармонией и красотой. Всех, кто постиг эту истину, автор «Злых заметок», не колеблясь, записал в «блаженненькие «нищие духом», Христа ради юродивые» и вынес вердикт: «… подальше от них»[18].
Неудивительно, что произведения Н.С. Власова-Окского перестали печатать. Все, что ему оставалось – литературная поденщина на фоне основной работы в Московско-Окском пароходстве, куда поэт определился для постоянного заработка. О положении Николая Степановича во второй половине 30-х прошлого века красноречиво свидетельствуют строчки из его письма П.Я. Заволокину от 14 января 1940 года: «Живу без больших перемен. Обслуживаю рабочих авторов. Вот уже 6 лет на сем поприще. Сам не печатаюсь: лирические стихи не в почете, особенно о природе».[19]
Во время Великой Отечественной войны идея защиты родины перед лицом врага, казалось, примирила политический режим с такими, как Николай Степанович. В 1943 году поэт был принят в Союз писателей СССР, однако издательства, газеты и журналы все же остались закрытыми для его произведений. Так отозвался залп по «есенинщине» на литературной судьбе Власова-Окского.
Последние семнадцать лет Николай Степанович писал в стол. Известно, что незадолго до смерти, в 1947 году, поэт закончил большой роман, название которому дать не успел. К печати у него были подготовлены сборник стихотворений «Зеленый простор» и написанная еще в 1941 году книга «Отошедшие», представляющая собой сборник очерков-воспоминаний о писателях, с которыми Н.С. Власов-Окский встречался на своем жизненном пути и которые ко времени создания книги уже ушли из жизни. Сергею Есенину здесь посвящен документальный рассказ «Гость случайный». Большая часть его повествует о поездке в Тверь и последующем возвращении в столицу: приподнятая обстановка литературного вечера памяти А. Ширяевца, восторженный прием публикой Есенина, ни единожды поднимавшегося на сцену, ужин в тверском ресторане «Кукушка», обстановка междугородней электрички и разговор за парой пива на Каланчовке. Кратко, но до боли выразительно передана атмосфера похорон. В заключение автор вспоминает строчки Сергея Александровича, где он прямо или косвенно называет себя на земле «гостем случайным». И действительно, короткой жизни Есенина сопутствовало слишком много суеты, среди которой он не был своим, скорее – случайно оказавшимся… Осознать это долго мешала «злая» попытка Н.И. Бухарина доказать обратное, потому и не опубликовали воспоминания Николая Степановича ни в 1941, ни в 1947 году. Книга «Отошедшие» увидела свет лишь через пятьдесят три года после кончины Н.С. Власова-Окского: в 2000-м году Московское издательство гуманитарной литературы выпустило произведение за счет средств дочери поэта, Евгении Николаевны Зайцевой, тиражом всего в триста пятьдесят экземпляров.
Удивительными порой бывают совпадения… Села, где появились на свет Сергей Александрович Есенин и Николай Степанович Власов-Окский, рязанское Константиново и нижегородское Дуденево, расположены на правом, высоком берегу Оки, с которого, на сколько хватит взгляда – речной простор, завораживающий былинной ширью. Каждый из поэтов любил свое село, думая, когда придет время, обрести в родной земле последний приют. «Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть», – просил Есенин. Там, где «Свет луны таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя»[20]. Не менее проникновенно писал об этом и Власов-Окский.
Я хочу умереть в полях
Средь цветущей ржи.
Одинокий дубок-монах
Отпоет мою жизнь.
На горе, над родным селом
Грустной медью храм
Прочитает отходный псалом
Моим песенным дням.
Когда ночь, хмуря смоль бровей,
Упадет к земле.
Над усопшим певцом соловей
Зарыдает во мгле. [21]
Последняя воля поэтов
осталась невыполненной: оба упокоились в московской земле на Ваганьковском и
Даниловском кладбищах.
Несколько разной
оказалась их посмертная судьба. Стихи С. А. Есенина помнили даже в худшие
времена борьбы с отошедшим поэтом, а вот Н. С. Власова-Окского почти забыли.
Конечно, поэтический талант Николая Степановича куда скромнее есенинского, но это
не причина для беспамятства…
Ю. А. Адрианов
…вправе ли мы забывать в истории края о… литераторах, негромко, но четко прошедших дорогу жизни?
В суете давнего времени, безучастно смотревшего на любые проявления культурной жизни, эти люди пытались сохранить задуваемый ветром равнодушия огонек творческой мысли, и без того чуть живой, едва различимый под порывами ветра…
Уроженец села Дуденево-на-Оке Н. Власов-Окский…
…творчество этого поэта, несомненно даровитого, до сих пор не нашло исследователя. А у него обширное наследие – более двадцати книг, изданных в Нижнем Новгороде, Твери, Москве…[22]
30 сентября 2013 в 1:54
Предыдущая публикация Почти забытый поэт... (Николай Степанович Власов-Окский)
|
Для того чтобы подписаться необходимо Войти
Все подписчики (5)
12 декабря 2013 в 9:22
11 ноября 2013 в 14:38
21 октября 2013 в 0:31
Поделитесь этим материалом с друзьями в социальных сетях
Для того, чтобы оставлять комментарии необходимо Войти
Комментарии к этому материалу пока отсутствуют.