Кризис официальной идеологии в 1960-1980 гг. Диссиденты и правозащитники в СССР

Зарождение диссидентства. Термин «диссидент» (от латинского несогласный) в послевоенной отечественной истории получил хождение с средины 1970-х годов. Он применялся для обозначения лиц, открыто споривших с официальными доктринами в тех или иных областях общественной жизни СССР и пришедших к явному столкновению с аппаратом власти.

Людмила Михайловна Алексеева, которой принадлежит первая попытка изложения «тории диссидентства в книге «История инакомыслия в СССР», включает в понятие «диссидентские движения» такие формы инакомыслия, как национальные, национально-религиозные, национально-демократические; движения представителей народов за выезд на историческую родину; за права человека и социально-экономические права; движение социалистов. Предысторию движения в целом она прослеживает с 1953 г., а собственно движение связывает только с одной из форм диссидентства – правозащитным, начало которого относит к 5 декабря 1965-го, когда на Пушкинской площади в Москве состоялась первая демонстрация под правозащитными лозунгами. Нетрудно заметить, что такой подход к определению диссидентства, в сущности, не позволяет ни выявить специфику этого феномена, ни определить хронологические рамки движения. К примеру, все формы несогласия со сталинским режимом в 20–40-е годы подпадают под определение диссидентства.

На наш взгляд, послевоенное диссидентство отличает от иных форм проявления несогласия с властью неверие инакомыслящих в то, что существующая власть вообще способна признать ценность оппозиционных идей и программ. Отсюда готовность инакомыслящих использовать для воздействия на власть экстраординарные и нелегитимные способы. Вместо апелляции к властям диссиденты, как радикальные противники режима, проявляют готовность к организационному оформлению своей деятельности – созданию подпольных движений и групп, проводящих активную работу по достижению своих целей. Диссиденты западнического толка при этом зачастую смыкались с враждебными своей стране и ее властям зарубежными общественными и государственными структурами – прогрессивными и цивилизованными, с диссидентской точки зрения.

Диссидентство возникло в условиях относительной либерализации сталинского режима после XX съезда партии, когда радикальные, оппозиционные режиму группировки получили сравнительно большие, чем при Сталине, возможности для оформления и существования. Это относится и к деятельности отдельных ярких оппозиционеров, вокруг которых со временем появлялось соответствующее окружение сторонников и последователей. Отличительными особенностями зарождения диссидентского движения в СССР в 50-е годы стали подпольная (скрываемая от властей) деятельность, использование такой возможности для мобилизации сторонников и пропаганды оппозиционных идей и программ, как «тамиздат» и «самиздат».

 

Свидетельство современника

Из дневника рабочего И. Н. Ермакова:

«Декабрь 1967. 22-е. ...Я, позавтракав, пошел в киоск за газетой. Сегод­ня воскресенье, и в киоск пришла "Неделя", которую поздно пойдешь – не застанешь. Пришел – уже стоит человек десять в очереди... В киоске нашел любителей почесать на политические темы язык. Разговор зашел о Китае и его ссоре с КПСС. "В этой ссоре Хрущев виноват", – сказал мой собеседник. "При чем тут Хрущев? Может быть, он в какой-то степени и ускорил это разногласие, но в общем-то оно закономерно и все равно должно было так или иначе произойти", – сказал я... Путь к коммунизму так же не ясен, как и путь в рай, хотя руководители, называющие себя вождями, и стараются доказать, ссылаясь на учение Маркса и Ленина, что для них он ясен».

 

В докладе, посвященном 50-летию Великой Октябрьской социалис­тической революции, Брежнев призвал «как можно полнее использовать возможности, которые открывает развитое социалистическое общество». Так официально стали называть советское общество после того, как прошло более трети 20-летнего срока, который в программе КПСС отводился для строительства коммунизма. Но контуры коммунистического общества не просматривались ни в близкой, ни в далекой перспективе. Смириться с реальностью и признать, что советские люди живут в обществе, отстающем по уровню и качеству жизни от капиталистического Запада, руководители СССР не могли. И партийные идеологи разработали схоластическую концепцию развитого социализма.

В 1977 г. была принята новая Конституция СССР. В ней декларирова­лось, что в СССР построено развитое социалистическое общество, которое является закономерным этапом на пути к коммунизму, и сложилась новая историческая общность людей – советский народ.

Документальное свидетельство.

Статья 6 Конституции СССР гласила:

«Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций яв­ляется Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу. Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма».

Но период «застоя» в делах и мыслях партийных функционеров отнюдь не был таковым в массовом общественном сознании. Оно все больше вы­свобождалось из идеологического плена. Здравый смысл подсказывал, что лозунги и обещания от имени КПСС имели мало общего с реальной жизнью в СССР. Людей раздражали речи и самого Брежнева, и партийных работ­ников всех уровней, бюрократический произвол, взяточничество, скудные полки магазинов, очереди за дефицитными товарами.

Выразителями оппозиционных настроений стали, так называемые дис­сиденты и правозащитники. Уже в последние годы хрущевской «оттепели» некоторые писатели начали тайно переправлять рукописи написанных ими в критическом по отношению к советской действительности в духе произведений за границу. В их числе были Андрей Донатович Синявский и Юлий Маркович Даниэль, арестованные осенью 1965 г. 5 декабря 1965 г., в День Конституции СССР, состоялась первая публичная демонстрация правозащитников с требованием гласного, открытого для всех суда над этими писателями (один из ее лозунгов: «Уважайте Конституцию!»). Даниэля и Синявского осудили соответственно на 5 и 7 лет лишения свободы за публикацию за рубежом художественных произведений, признанных клеветой на советскую действительность.

Наиболее известны диссиденты академик Андрей Дмитриевич Сахаров, «отец» советской водородной бомбы, и писатель Александр Исаевич Солженицын,

автор ошеломляющего повествования о сталинских лагерях – «Архипелаг ГУЛАГ». Оба они стали лауреатами Нобелевской премии (Сахаров – премии мира).

Одним из проявлений диссидентства были письма во власть, которые распространялись чаще всего в машинописном виде (так называемый сам­издат). Солженицыну принадлежали «Письмо вождям Советского Союза» и «Жить не по лжи». В них писатель вскрывал нравственную и экономическую несостоятельность социализма, ратовал за «отделение марксизма от государства», восстановление демократических свобод и прекращение политических репрессий. Солженицын призывал к личной ответственности каждого за состояние общества.

Сахаров направил на имя Брежнева «Памятную записку» (автор определял ее как «нечто вроде конспекта воображаемого диалога с руководством страны»), а затем и другие письма. Обоснование своих общественно-политических взглядов академик изложил в «Размышлениях о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе». Сахаров выступал с осуждением политических репрессий, за амнистию политзаключенных и восстановление прав репрессированных народов, за введение гласности и свободы информационного обмена и убеждений, а в международных отношениях – за отказ от применения оружия массового уничтожения и за контроль над разоружением.

А. Д. Сахаров подчеркивал, что является «убежденным эволюционистом, реформистом и принципиальным противником насильственных революционных изменений социального строя, всегда приводящих к разрушению экономической и правовой системы, к массовым страданиям, беззакониям и ужасам». Он писал: «Я считаю особенно важным преодоление распада мира на антагонистические группы государств, защиту человеческих прав, закона и свободы».

После подписания хельсинкского Заключительного акта правозащитни­ки стали учреждать группы активистов, задачей которых провозглашался контроль за соблюдением в СССР прав человека. Одним из учредителей Московской хельсинкской группы стал А. Д. Сахаров. Национальные хельсинкские группы возникли и в ряде союзных республик.

Масштабных политических репрессий в период «застоя» не было. Но власть стремилась всячески скомпрометировать и изолировать от общества диссидентов и правозащитников. Против них возбуждались следственные и судебные дела. В средствах массовой информации их обвиняли в клевете на советскую действительность и противозаконной деятельности. Их приговаривали к заключению и ссылке, отправляли на «лечение» в психиатрические больницы, высылали за границу (как, например, Солже­ницына), практиковали и внесудебную высылку (так, Сахаров был сослан в Горький).


Фотографии с сайта: rian.ru,






10 октября 2013 в 10:20

Следующая публикация

Восхождение к нагорной проповеди (О рассказе А.И. Солженицына "Матренин двор")
Карта истории
Подписки

Для того чтобы подписаться необходимо Войти

Все подписчики (0)

Читайте также
Индустриализация промышленности в Нижегородской (Горьковской) области (1928-1937 гг.)
Советский агитационный плакат времен "пятилеток"К середине 1920-х гг. было завершено…

19 января 2015 в 10:52

Рождение Новогодней елки
Новогодняя елка. Москва. Красная площадь.Новый год — праздник, отмечаемый многими…

29 декабря 2014 в 11:11

Советская дипломатия накануне Второй мировой войны
Подписание пакта Молотова – Риббентропа. В первом ряду И. фон…

15 декабря 2014 в 19:52

Поделиться

Поделитесь этим материалом с друзьями в социальных сетях

Комментарии

Комментарии к этому материалу пока отсутствуют.


Для того, чтобы оставлять комментарии необходимо Войти