«Считаю своим долгом сообщить Вам следующее… «Письма во власть» в 1930 гг.

Дата материала
С 1930 по 1939
Место
Россия, Москва
Упомянутые люди
Сталин Иосиф ВиссарионовичХрущев Никита СергеевичЖданов Андрей АлександровичКаганович Лазарь Моисеевич
Хранитель
Boris


Письма с фронта Подробнее

Для истории советской действительности большое значение приобретает особый комплекс ранее практически неизученных исторических источников – письменные обращения граждан к власти, в которых отразились важнейшие стороны жизни советского народа. «Письма во власть» были одной из реально разрешенных форм выражения отношения общества к государственной политики, возможностью решать вопросы повседневной жизни. Изучение их позволяет объективно рассмотреть отношение рядового человека к различным мероприятиям власти, увидеть его повседневную жизнь.

Интерес к исследованию данного комплекса источников в настоящее время проявляют как западные, так и российские историки. Французский историк Ф. Нерар внимательно рассматривая письма во властные органы выделил семь важнейших тем, которые побуждали граждан обращаться к власти в этот период. Среди них: неправомерные увольнения, неудовлетворительное состояние городской недвижимости, образования, социальных условий, непомерные налоговые сборы в деревне, значительные злоупотребления властью.

Как показывает практика, авторами большей части обращений были крестьяне и служащие. Например, превалирующее количество писем от крестьян и служащих Нижегородского края в январе-мае 1933 года отражает государственную политику этого времени, то есть коллективизацию, как известно сопровождавшуюся значительными перегибами и одновременно развивавшееся в обществе недоверии к интеллигенции в указанный период. Большой объем жалоб (347 писем) одновременно поступал из центральных, государственных и общественных организаций (335 писем), из редакций газет (12 писем).

Изучение причин обращений граждан к власти позволяет утверждать, что главной из них являлись грубейшие нарушения новыми номенклатурными работниками своих должностных обязанностей. Так, по вопросам злоупотребления служебным положением за тот же период времени, была представлена 981 жалоба, из них по фактам бюрократизма и волокиты – 698, злоупотреблениями – 159, бесхозяйственности – 115.

Анализ статистических материалов бюро жалоб, дает основание сформулировать несколько выводов. Во-первых, значительное количество обращений к власти исходило от крестьян и служащих. Во-вторых, колхозное строительство в Нижегородском крае в начале 1930-х гг., как и по всей стране сопровождалось значительными трудностями. В-третьих, одной из главных социальных проблем советского общества являлся, несмотря на все усилия власти по его преодолению, бюрократизм и неисполнение должностных обязанностей представителями власти.

Направляя подобные письма, советские граждане считали, что по изложенным в них фактам будут проведены расследования, которые прекратят бюрократическую волокиту районных начальников, будут способствовать объективному рассмотрению их персональных дел. Важной чертой, характерной для этого поколения людей, была вера в то, что власть в стране носит народный характер. Именно с этим связана взросшая политическая активность масс в 1930 гг., связанная с обращением не только в структуры местной власти и их руководителям, но и к депутатам Верховного Совета СССР и Горьковской области. В соответствие с этим, депутаты делегированные во власть рядовыми гражданами, для множества из них были защитниками интересов простых людей, силой, которая должна помочь в трудных жизненных ситуациях. Отметим, что авторы обращались к своим представителям с подлинной искренностью и теплотой. Высшей апелляционной инстанцией продолжают оставаться руководители партии и центральных органов власти Никита Сергеевич Хрущев, Андрей Александрович Жданов, Лазарь Моисеевич Каганович. Олицетворением подлинной справедливости для многих граждан был Иосиф Виссарионович Сталин, к которому они обращались в поисках правды.

Многие письма были связаны со стремлением проинформировать центральные органы власти о недостатках деятельности местных структур.

 Из письма К.Д. Бочкова в Нижегородский краевой комитет партии от 15 марта 1938 года: «Каждый сознательный гражданин должен и обязан бороться с беззаконием, и он должен иметь поддержку».

Кроме того, имеется немалое количество обращений по поводу действий «врагов» советского строя, являвшихся таковыми в силу социального происхождения или по характеру трудовой деятельности.

Основная цель партийных чисток 1930-х годов состояла в уничтожении любых проявлений оппозиционности в советском обществе. В соответствии с поставленной задачей часть граждан видела свой партийный долг в том, чтобы сообщить в местную парторганизацию сведения о коммунистах, состоявших в ВКЛ(б), но по социальному происхождению принадлежавших к «чуждому элементу». В связи с этим появляются особые документы - «сигналы», фактически доносы, одним из таких является письмо АЛ. Погудина «Заявление А.П. Погудина в политчасть 18-го стрелкового полка артиллерийской дивизии», в котором он пишет: «Считаю своим долгом сообщить Вам следующее: в Вашем полку служит некий гражданин Заездочетов, который не то якобы сын исправника, не то крупного помещика. Я думаю, это необходимо проверить…».

Обращают на себя внимание документы, подобные письму п. Кирсанова, в котором он, чтобы не компрометировать в массах партию, уведомляет партийную организацию о своей принадлежности к «чуждому элементу». Можно предположить, что данное признание потребовало от партийца определенной смелости и гражданского мужества.

Среди данных материалов также следует выделить особую группу - заявления граждан о признании собственной вины. Одним из типичных обращений такого рода является заявление коммуниста Л.С. Быченко.

Ниже приведён текст его заявления в Нижегородскую краевую контрольную комиссию от 13 декабря 1930 г.

Заявление Л.С Быченко

в Нижегородскую краевую контрольную комиссию

13 декабря 1930 г.

При рассмотрении дела, касающегося меня по обвинению в том, что я вел работу антипартийного порядка, выражавшуюся в беседах с отдельными членами партии, при этом было допущено наличие правооппортунистских толкований, что последовало причиной вынесения постановления районным комитетом партии 12/12-1930 г. исключения меня из Щ1РТИИ. Я прошу пересмотреть решение в целях оставления меня в рядах партии. На том основании, что сделанную ошибку я целиком и полностью признавал при разборе дела.

В отдельных случаях мною допущены совершенно недопустимые и не отвечающие политике нашей партии толкования, каковые бесспорно отражали правооппозиционные взгляды. Считаю не формально, а чистосердечно заявить следующее:

1. Ошибку, которую я допустил, целиком и полностью признаю вредной для дела партии и революции вообще.

2. В подтверждении тому, что целиком признаю свою ошибку, считаю для себя обязательным выполнение всех задач, возложенных на меня партией в строгом соответствии с проводимой политикой нашей партии.

3. По степени своих способностей индивидуальных качеств, не как теоретик, а как практический работник, считаю для себя обязательным вместе с партией и под ее руководством по моим знаниям и способностям вести работу как по укреплению рядов нашей партии, так и в области хозяйственного строительства и самым решительным образом вести работу против всякого рода пролеватского проявления в рядах нашей партии.

 

Государственный общественно-политический архив Нижегородской области (ГОПАНО). Ф. 2. Оп. 1. Д. 332. Л. 19. Копия, машинопись.





9 декабря 2013 в 22:39

Предыдущая публикация

День народного единства: история и современность

Следующая публикация

«Большевики строят новый мир». Становление советского государства в 1917-1922 гг.
Карта истории
Подписки

Для того чтобы подписаться необходимо Войти

Все подписчики (0)

Читайте также
Индустриализация промышленности в Нижегородской (Горьковской) области (1928-1937 гг.)
Советский агитационный плакат времен "пятилеток"К середине 1920-х гг. было завершено…

19 января 2015 в 10:52

Рождение Новогодней елки
Новогодняя елка. Москва. Красная площадь.Новый год — праздник, отмечаемый многими…

29 декабря 2014 в 11:11

Советская дипломатия накануне Второй мировой войны
Подписание пакта Молотова – Риббентропа. В первом ряду И. фон…

15 декабря 2014 в 19:52

Поделиться

Поделитесь этим материалом с друзьями в социальных сетях

Комментарии

Комментарии к этому материалу пока отсутствуют.


Для того, чтобы оставлять комментарии необходимо Войти