Оживлению торговли, укреплению связей между регионами России, городом и деревней, вытеснению частного капитала из товарооборота способствовала ярмарка в Нижнем Новгороде. Ярмарка притягивала все достижения технического прогресса. Трамвай здесь появился раньше, чем в столицах; первый русский автомобиль увидели впервые на ярмарке; первая в стране авиалиния (Москва - Нижний Новгород) возникла благодаря ярмарке; здесь впервые заработало радио; впервые появился кинематограф. Нижегородская ярмарка была крупнейшей в России и Европе. Здесь устанавливались цены на многие товары, прежде всего на зерно.
История Нижегородской ярмарки своими корнями уходит в далекий XVII век, когда в 1641 году ярмарка была официально утверждена у стен Макарьевского монастыря, расположенного в 90 км от Нижнего Новгорода вниз по реке Волге. В 1817 году после пожара она была перенесена в Нижний Новгород.
В советское время, после неудачного дебюта в 1918 году, 15 июля 1822 года состоялось открытие ярмарки во вновь построенных зданиях. Это был целый город, занимавший крупную территорию и имевший плотную застройку.
Ярмарку 1923 года открыл Алексей Иванович Рыков, заместитель председателя Совета Народных Комиссаров СССР и Совета Труда и Обороны СССР и РСФСР.
В ярмарке участвовали постоянно не только нижегородские фирмы торгового назначения, но и украинские, белорусские, татарские, киргизские, туркестанские, кавказские. На ярмарку привозили также товары из Персии, Хивы, Бухары, Турции. Восстанавливались через ярмарку и международные торговые связи с Западом.
Перед возрождающейся ярмаркой ставились задачи: во-первых, расширить рынок, в чем были заинтересованы крупные тресты, организации, кооперативные объединения. Ведь известно, что начальный период нэпа отличался разлаженностью товарно-денежных отношений, отсутствием связей между регионами, кризисом сбыта продукции, высокой стоимостью товаров. Во-вторых, стать побудителем активности народа в производственных делах. В третьих, стать посредником в налаживании связей между хозяйственными организациями (государственными и кооперативными), частными производителями и торговцами. Такая политика могла привести к установлению государственного регулирования торговли в стране. В-четвертых, сгладить противоречие между государством и торговыми организациями путем разрешения вопросов внешней торговли помимо государства, хотя и под его контролем (монополия внешней торговли сдерживала торгово-экономическую жизнь предприятий). В-пятых, исследовать проблему взаимосвязи производства и реализации продукции (Госплан в 1922 году командировал на ярмарку комиссию по сбору и обработке материалов функционирования рынка).
Больными местами в подготовке и деятельности ярмарки оказались транспортная и финансовая стороны. У предпринимателей, купцов, торговых организаций возникли проблемы с подвозом и вывозом товаров, с оформлением крупных торговых сделок. Комиссия СТО по организации ярмарки добилась установления с 15 мая по 1 сентября 1922 года внеочередности железнодорожных перевозок грузов, идущих в Нижний Новгород; понижения железнодорожных тарифов для многих ярмарочных товаров на 50 процентов; освобождения от всяких таможенных сборов на ввозимые и вывозимые из страны товары. 1 августа 1922 года на территории ярмарки было открыто ярмарочное отделение Госбанка для производства всех предусмотренных операций.
Нижегородская ярмарка 1922 года завершилась успешно. На ней
участвовали более 400 оптовых и 300 розничных купцов. Был дан толчок общему
товарообороту страны. Ярмарка вызвала колоссальный интерес в иностранной
экономической прессе.
Возрождение всероссийского торжища позволяет заключить, что целеустремленность государства, его активное участие в подготовке и проведении крупномасштабных начинаний - важные факторы успехов в жизнедеятельности общества вообще. Но восстановить довоенные хозяйственные связи тогда так и не удалось, несмотря на льготное функционирование товаропроводящих и других каналов ярмарки. Ведь Россия в 1911-1913 годах вывозила 672 миллиона пудов (11,2 миллиона тонн) хлеба, 20 миллионов пудов льна и пеньки, 645 тысяч пудов табака и много другой продукции. Этих показателей мы не сумели достичь в годы нэпа. Тем не менее, Нижегородская ярмарка сделала в 1920-е годы свое посильное дело оживления связей между регионами страны и внешним миром. В этом состоит ее главная заслуга.
Экономическая политика, сочетающая рынок и план, организаторская работа государства, доброжелательное отношение народа способствовали восстановлению разрушенного войной и революцией хозяйства. 1925 год следует вписать в историю как год восстановления хозяйства в основном. 1928 год стал временем завершения восстановительного процесса и, вместе с тем, сломом многих, если не всех основных нэповских начал хозяйственного развития.
Завершила в основном восстановление промышленности,
транспорта, кустарных промыслов, сельского хозяйства и Нижегородская губерния.
В 1925/1926 хозяйственном году крупная промышленность превысила уровень 1913
года на 8,8%. Посевные площади составили в 1924/1925 году 98,6% к уровню 1913
года. Лошадей в 1925 году насчитывалось 91% к 1916 году, следовательно, их было
еще далеко недостаточно, так как сравнение с годом мировой войны, когда часть
лошадей из деревни была мобилизована, не дает реальной картины роста рабочего
скота. Сельское хозяйство в целом в 1925 году дало 88% довоенной продукции. К
1927 году был достигнут довоенный уровень в животноводстве. Налаживалась работа
транспорта. В 1925/1926 хозяйственном году грузооборот нижегородской
железнодорожной станции превзошел довоенный. Такими были некоторые самые общие
итоги новой экономической политики в губернии. Они подтверждают лишь тот факт,
что в годы нэпа прошло довольно успешно с помощью усилий всего народа восстановление
экономической и социальной жизни общества в основных чертах.
Фотография с сайта: http://ladyis.ru, http://www.securityshow.ru/
28 октября 2013 в 0:30
Предыдущая публикация Кризис официальной идеологии в 1960-1980 гг. Диссиденты и правозащитники в СССР
|
Следующая публикация День народного единства: история и современность
|
Для того чтобы подписаться необходимо Войти
Все подписчики (1)
19 января 2015 в 10:52
29 декабря 2014 в 11:11
15 декабря 2014 в 19:52
Поделитесь этим материалом с друзьями в социальных сетях
Для того, чтобы оставлять комментарии необходимо Войти
Комментарии к этому материалу пока отсутствуют.