Харьковская операция 1942 года

Краткое описание боевых действий, развернувшихся на Харьковском направлении в мае 1942 года

Дата материала
С 12 мая 1942 по 30 мая 1942
Место
Украина, Харьковская область, Балаклейский район
Упомянутые люди
Сталин Иосиф ВиссарионовичБаграмян Иван ХристофоровичТимошенко Семен КонстантиновичПаулюс Фридрих-ВильельмРихтгофен Вольфрам
Хранитель
Andrey

Не подлежит сомнению тот факт, что Великая отечественная война оказала огромное влияние на жизнь следующих поколений и устройство послевоенного мира.  Однако к настоящему моменту стали забываться некоторые из ее наиболее значимых событий. Современный человек вряд ли сможет назвать больше пяти военных операций, проводившихся на всех фронтах в период с 1941 по 1945 год.  К числу наиболее часто упоминаемых относится Сталинградская битва, оборона Москвы, операция по деблокаде и сам период блокады Ленинграда, битва на Курской дуге, и, конечно же, битва за Берлин (Берлинская операция). Все названные битвы относятся к числу побед советского оружия. Однако очень малое количество людей могут назвать другие, не менее важные сражения. Особенно актуален этот факт для поражений, которые терпела РККА в начальный период боевых действий.  Необходимо помнить, что путь к Победе вовсе не был легким, что, прежде чем был взят Рейхстаг, война прокатилась по огромным пространствам, унося жизни миллионов людей.

В нашем сознании прочно укрепился факт, что переломным моментом в ходе ведения боевых действий на Восточном фронте являются события 1942 года, в частности, Сталинградская битва, где была окружена и разгромлена 6-я армия группа армий «Центр» под командованием генерал-фельдмаршала Фридриха Паулюса. Однако при этом часто забывают, что 1942 год отнюдь не был весьма удачным для советской армии. Именно в этом году наша армия потерпела несколько крупных поражений. Несмотря на победоносное начало этого года (победа под Москвой), высшее руководство РККА, вопреки оптимистичным словам Сталина о том, что «1942 год должен стать годом окончательного разгрома немецких войск», еще не успело приобрести достаточного опыта и допустило ряд крупных ошибок, которые привели к потере множества людей и территорий. В частности, одним из крупнейших поражений войны является Харьковская операция 1942 года. Рассмотрим основные моменты хода боев на Харьковском направлении.

Город Харьков занимает стратегически важное направление и четыре раза являлся ареной боев в ходе всей войны. Еще в конце 1941 года на Харьковском направлении образовался многообещающий в стратегическом отношении так называемый Барвенковский выступ. В случае удачного развития обстановки на юго-западном фронте этот выступ мог оказаться удобнейшим плацдармом для наступления Красной Армии на город Харьков. Однако этот же плацдарм мог оказаться и опаснейшей западней – к маю 1942 года наметилась опасность окружения выступа войсками Вермахта. Разумеется, окружение территории, на которой было сосредоточено 640 тысяч солдат и офицеров, 1200 танков, влекло за собой катастрофические последствия. Немецкое командование намечало начало наступательной операции по ликвидации Харьковского выступа на 18 мая 1942 года. Однако руководство Юго-Западным фронтом вовремя предусмотрело такой вариант развития событий. Уже 10 апреля в ставку верховного главнокомандования был предоставлен план наступления, имевший целью освобождение Харькова и Донбасса.


Атака советской пехоты при поддержке танка БТ-7 Подробнее

12 мая началось полномасштабное наступление РККА с Барвенковского плацдарма. В ходе первых трех дней операции советские войска достигли значительных успехов. В первый же день войска ударной группировки Юго-Западного фронта прорвали главную полосу обороны противника и углубились на территорию в 6-10 километров (21-я и 38-я армия). Значительный успех имели и действия советской авиации. Наступление велось с двух направлений – в боях приняли участие северные и южные ударные группировки фронта. Таким образом, планировалось окружение харьковской группировки немецких войск. Об успешности наступления свидетельствует срочная переброска немецким командованием на угрожающее направление советского наступления крупных сил для создания контрудара.

Второй день во многом являлся решающим в ходе сражения. Войска Северной ударной группы продолжали наступление на прежних направлениях (Белгород – Волчанск).  К исходу второго дня войска 28-й армии вышли на ближние подступы к Харькову, захватили ряда важных высот, обступающих город с востока.

Второй день сражения ознаменовался также и мощным контрударом двух вражеских группировок по наступавшей 38-й армии. В каждой из немецких группировок насчитывалось около 150-200 танков. Кроме того, немецкие ударные части имели в своем составе три пехотных полка и были обеспечены мощной поддержкой авиации. Такого наступления массы танков и пехоты при поддержке авиации ударная группа 38-й армии не смогла сдержать и вынуждена была отступить и закрепиться на рубеже реки Большая Бабка.

Однако если на северо-восточном направлении положение осложнилось в результате контратаки немецких войск, на южном направлении наступление советских  войск продолжалось довольно успешно.

14 мая, на третий день наступления, крайне возросла активность действий вражеской авиации. Это объяснялось тем, что на Харьковское направление был переброшен весь 4-й воздушный флот Рихтгофена. Переброска значительной части авиации, задействованной в Керченско-феодосийской операции, свидетельствует о чрезвычайной опасности, которые наступавшие советские войска создали для немецкой армии. Впоследствии, вспоминая о неудачной Харьковской операции, маршал И.Х. Баграмян напишет: «Вражеская авиация с утра 14 мая захватила господство в воздухе. Это было первейшим признаком того, что немецко-фашистское командование осознало степень опасности, которая над ним нависла. Количественное и качественное усиление авиации противника на харьковском направлении, как мы узнали потом, было достигнуто привлечением ее со всего южного крыла советско-германского фронта, то есть целиком 4-го воздушного флота генерала Рихтгофена».

Значительную помощь в наступлении войск Юго-Западного фронта на Харьков могли оказать соединения соседнего Брянского фронта, однако Ставка ВГК не отдала приказа командованию Брянским фронтом о поддержке наступающих подразделений на харьковском направлении.

Однако, несмотря на значительно усилившееся сопротивление немецких войск, контрнаступления вражеской группировки противника и переброску в район боевых действий авиаподразделений Рихтгофена, положение складывалось удачно для наступающей Советской Армии. Так,  некоторым подразделениям северной ударной группировки удалось углубиться в оборону противника на 20-25 километров, а общий фронт прорыва составил 56 километров.

Успешно действовала и южная ударная группировка, расширившая фронт прорыва до 55 километров, и углубившаяся в оборону немецких войск на 20-25 километров.

15 мая немецкое командование предприняло еще одну попытку мощного наступления. В этот день наступательные задачи получили только 21-я армия и две дивизии из состава 28-й армии. Завязались упорнейшие бои за город Красноград, крупный железнодорожный узел, который играл ключевую роль в обеспечении коммуникаций двух немецких армий (6-й и 17-й)

16-е мая оказалось последним днем наступления советских войск. Сопротивление гитлеровских войск все нарастало, на харьковское направление были переброшены дополнительные воздушные силы.  В этот день на северном направлении не было предпринято попыток решительного, крупного наступления, стороны ограничились боями местного значения и перегруппировкой сил.

Подведем итоги первому этапу сражения, наступлению советских войск с двух направлений (северная и южная ударные группировки) в течение первых пяти дней битвы.  К исходу дня 16-го мая советские войска взломали оборону противника по всей линии фронта и углубились на вражескую территорию на расстояние в 20-50 километров. Был разгромлен ряд воинских соединений (79, 294, 62, 454 и 113-я пехотные дивизии, одна румынская и одна венгерская дивизия),  выбыла из строя почти половина танков, имевшихся в распоряжении германского командования.

Однако войска Юго-Западного фронта не полностью выполнили свои задачи. Это было связано с тем, что противник располагал гораздо большими силами, чем предполагало советское командование. Вводом оперативных резервов — двух танковых и до трех пехотных дивизий — на северном участке Паулюс добился превосходства на флангах ударной группировки и навязал ей тяжелые оборонительные бои.

С 17 мая усилился натиск войск Паулюса, командующего 6-й армией вермахта, на 28-ю армию. Советское командование, для отражения наступления немецких войск, вынуждено было ввести в бой основные силы  3-гогвардейского кавалерийского корпуса. С утра 17 мая немецким командованием в бой были брошены два танковых корпуса, которым удалось прорвать оборону советских войск на левом фланге и вклиниться на территорию, удерживаемую советскими войсками, на глубину в 12-15 километров.  В процессе прорыва ударная группировка противника сумела перерезать железную дорогу Харьков – Красноград, благодаря чему войска 6-й армии продвинулись на 6-10 километров.

Группировка советских войск, ведущая бои за город Красноград, оторвалась от тыловых линий снабжения и оказалась перед проблемой нехваткой боеприпасов и снаряжения.

Значительный успех, достигнутый позднее немецкими войсками в ходе осуществления окружения и разгрома советских войск, во многом объясняется недостаточной укрепленностью обороны на занятых рубежах. Так, общая глубина обороны не превышала 3-4 километров, слабо была организована и противотанковая оборона. Все это позволило противнику относительно быстро сломать сопротивление советской обороны и легко проникнуть в ее оперативную глубину.

Кроме того, без разрешения высшего командования, в период с 7 по 15 мая в полосе 9-й армии была проведена не отвечающая обстановке частная операция, целью которой было овладение сильно укрепленным узлом сопротивления в районе Маяков. Для ее осуществления были привлечены значительные силы, в том числе почти все армейские резервы и 5-й кавалерийский корпус, составлявший резерв фронта.

Обратимся теперь ко второму этапу Харьковской операции – наступлению немецких войск, имевшему столь тяжкие последствия.

Главный удар был нанесен немецкими войсками 17 мая с южного фаса Барвенковского выступа, где держала оборону ослабленная 9-я армия, 57-я и 6-яармия советских войск, а уже 22 мая выступ был ликвидирован и множество армейских подразделений оказались в окружении.


Немецкая мотопехота Подробнее

На рассвете 17 мая началась мощная артподготовка, которая продолжалась 1,5-2 часа. Затем в атаку пошли немецкие пехотные и танковые соединения при поддержке около 400 самолетов. Необходимо отметить, что в немецкой армии огромное внимание уделялось взаимодействию разных родов войск, совместные операции были отточены до совершенства. Наступающая группировка противника, обходя укрепленные пункты, нанесла удар по флангам и тылам 9-й армии, и без того ослабленной и практически не имевшей резервов. В воздухе авиация противника также сумела достичь решающего перевеса. В ответ на 200 вылетов немецкой авиации, летчики Южного фронта смогли сделать лишь 67 боевых вылетов. Авиация противника сумела практически лишить советское руководство возможностью руководить войсками 9-й армии. Был разбомблен узел связи, вспомогательный командный пункт управления, штаб армии вынужден был передислоцироваться на левый берег Северского Донца, где возможность управления войсками была крайне ограничена. Штаб армии остался, фактически, без управления, так как радиосредств не хватало.

Уже к 17 часам противник захватил Барвенково. К вечеру 17 мая танковая группировка завершила прорыв сквозь линии обороны и вышла на оперативный простор.

Однако советскими войсками был захвачен документ, который во многом прояснил намерение немецкого командования ликвидировать Барвенковский выступ. Маршал И.Х. Баграмян в своих мемуарах упоминает, что попытался уговорить маршала С.К. Тимошенко прекратить наступление на Харьковском направлении и перебросить высвободившиеся силы на ликвидацию прорвавшейся группировки противника, однако маршал не принял его аргументов. Более того, С.К. Тимошенко в телефонном разговоре со Сталиным убедил верховного главнокомандующего, что нет никакой необходимости прерывать операцию по захвату Харькова.

18 мая еще более ухудшилось и без того тяжелое положение 9-й армии. Враг ввел в бой дополнительные войска, а командование 9-й армии практически не имело связи с оборонявшимися силами. К исходу 19 мая почти все части 9-й армии отошли на левый берег Северского Донца, таким образом, избежав окружения.

В течение нескольких дней после прорыва обороны противника немецкие войска продолжали активное наступление. Большую роль сыграла мобильность немецких войск и стремительные танковые удары. Немецкие ударные группы стремились отсечь советские воинские формирования от реки Северский Донец, которая являлась как бы «основанием» Харьковского выступа.

Господствующая в небе вражеская авиация также препятствовала прорыву советских войск из смыкавшегося окружения. Позже в своих воспоминаниях маршал И.Х.Баграмян напишет: «Днем буквально все было прижато к земле, и только наступление ночи позволяло подразделениям без тяжелого вооружения просачиваться через кольцо окружения за реку Северский Донец и соединяться с основными силами».


Разбитая авианалетом советская автоколонна Подробнее

Однако и находясь в окружении подавляющих сил противника, бойцы советской армии продолжали оказывать ожесточенное сопротивление. Удар войск 38-й армии, сумевшей избежать «котла», ненадолго разорвал боевые порядки противника и позволил выйти из окружения приблизительно 22 тысячам красноармейцев и командиров. Оставшиеся в кольце советские воины продолжали героически сражаться вплоть до 30 мая. Многие из них в последующем отдельными отрядами и группами пробивались через позиции врага и переправлялись на левый берег Северского Донца.

Таким образом, успешно начатая войсками Юго-Западного направления Харьковская операция к концу мая закончилась крупной неудачей. В ходе этой операции, согласно данным генерал-полковника Кривошеина, было безвозвратно потеряно около 170 тысяч человек, ранено же было около 106 тысяч. Эта неудачная операция имела далеко идущие последствия. Немецкие войска, уничтожив угрожающий выступ и значительные силы противника, получили возможность начать наступление на Кавказ и в район Волги, где имело возможность окружения советских войск в излучине Волги. В начале августа 6-я армия вермахта вышла к Сталинграду.

 

17 октября 2013 в 23:11

Предыдущая публикация

Истоки

Следующая публикация

Карибский кризис - тень ядерной войны.
Карта истории
Подписки

Для того чтобы подписаться необходимо Войти

Все подписчики (0)

Читайте также
Национализация российской армии в революционные годы
В течение Первой мировой войны российская армия, включавшая в себя…

28 апреля 2014 в 17:12

Обзор легких танков СССР
Не будет ошибочным утверждение, что танковые войска играли во Второй…

7 апреля 2014 в 22:01

"Добровольцы" на службе Германии
Проблема русского коллаборационизма достаточно сложна и противоречива. Можно по-разному относиться…

23 февраля 2014 в 20:45

Поделиться

Поделитесь этим материалом с друзьями в социальных сетях

Комментарии

Комментарии к этому материалу пока отсутствуют.


Для того, чтобы оставлять комментарии необходимо Войти