Политика военного коммунизма после окончания Гражданской войны не отвечала интересам народа. Крестьянство. Получившее землю и поддержавшее большевиков во время Гражданской войны, по мере того как форонты отодвигались все дальше, начало актвно выступать против продразверствки, кторая продолжала увеличиваться с каждым годом. Недовольство крестьян привело к сокращению посевных площадей, понижению урожайности, уменьшению поставок хлеба государству.
По стране прокатилась волна крестьянских выступлений и антисоветских мятежей: на Ураине, в Сибири, Средней Азии, в Тамбовской, Воронежской и Саратовской губерниях. Социальной опорой этих мятежей было крестьянство, недовольное продразверствкой. Военный антикомунситический мятеж моряов в Кронштадте в марте 1921 г. был общественно-политическим кризисом, кторый создал угрозу существования совесткой власти.
В.И. Ленин в 1921 г. говорил: «… мы наткнулись на большой – я полагаю, на самый большой, – внутренний политический кризис Совесткой России. Эот внутренний кризис обнаружил недовольство не только значительной части крестьянства, но и рабоих».
Первым шагом перехода к НЭПу стали решения X съезда РКП(б) (март 1921 г.), на котором обсуждался вопрос «О замене продразвертстки натуральным налогом». Это решение в ходе работы съезда было принято. Продналог вводился на 13 видов продовольствия, технических и фуражных культур. Все, что оставалось у крестьян после сдачи налога, полностью поступало в их распоряжение.
17 мая 1921 года было принято постановление Совнаркома, в соответствие с которым предлагалось принять меры к развитию кустарной и мелкой промышленности как форме чатных предпритияй, так и в форме кооперативов.
Несколько позднее, 6 октября 1922 г., был принят новый Земельный кодекс. Крестьяне получали право свободного выхода из сельской общины и выбора форм землепользования.
Нелегко было поднимать хозяйство Деревня в годы нэпа крестьянам. В Нижегородской губернии посевная площадь в 1920 году по сравнению с 1913 годом со-кратилась на 29%, количество рогатого скота на 28%. Около 45.5% крестьянских хозяйств были безлошадными, 27% не имели коров. Ощущалась нужда в самых элементарных сельскохозяйственных орудиях.
Крестьянское хозяйство
начинает восстанавливаться с наступлением нэпа. Благодаря новой экономической
политике посевные площади из года в год на селе увеличивались и в 1925 году
превысили уровень 1916 года. Урожайность в это время составляла 8 центнеров с
десятины. Росло поголовье скота, превысив уровень 1916 года в середине десятилетия.
Сельское хозяйство губернии, несмотря на ее промышленный характер, заняло в
общей продукции хозяйства значительное место, составив в 1925/1926
хозяйственном году 52 процента. Нэп способствовал также укреплению
экономических связей между деревней и городом.
Новая экономическая политика содействовала развитию коллективных форм в сельском хозяйстве. На 1 января 1925 года в губернии насчитывалось 653 сельскохозяйственных кооператива. Властные органы проводили курс на первоочередное развитие различных снабженческих, сбытовых, снабженческо-сбытовых, кредитных и подсобно-производительных кооперативов (кожеобработка, деревообработка) из-за нехватки земли. Им отводилось важное место в увеличении товарности крестьянского хозяйства, оживлении товарно-денежных отношений, изменении психологии крестьянства и улучшении его положения.
В развитии сельскохозяйственной кооперации в первой половине 1920-х годов важную роль сыграли местные Советы. Они принимали активное участие в кооперировании крестьянских хозяйств. В первые годы нэпа члены волостных и сельских Советов Нижегородской губернии проводили в основном агитационно-пропагандистскую и организационную работу по вовлечению крестьян в сельхозкооперацию, созданию в губернии первичной сети кооперативов.
В конце восстановительного периода деятельность Советов по осуществлению кооперативной политики стала более разнообразной. Наряду с вовлечением в кооперацию новых членов они занимались улучшением материального положения кооперативов. Местные Советы стремились к тому, чтобы сельскохозяйственные машины и инвентарь в первую очередь и на более льготных условиях были направлены в кооперативные объединения. Это способствовало значительному повышению обеспеченности ими кооперированного населения по сравнению с индивидуальными крестьянскими хозяй¬ствами. Много внимания Советы уделяли подбору и подготовке кадров для сельхозкооперативов, борьбе со злоупотреблениями и хищениями в системе кооперации, культурно-просветительной работе.
В осуществлении кооперативной политики Советы допускали серьезные ошибки. Они ограничивали прием в кооперативы зажиточных слоев деревни; недостаточно выделяли долгосрочные кредиты, устанавливали по кредитам чрезмерно высокие проценты; нарушали постановления о продаже сельскохозяйственного инвентаря преимущественно кооперированному населению; возлагали на кооперацию задания и расходы, не связанные с ее хозяйственной деятельностью. Сказывалось недопонимание значительной частью работников низового государственного аппарата сути кооперативного движения, неприятие ими предпринимательской деятельности кооперации, отсутствие опыта и низкий образовательный и культурный уровень аппаратчиков.
Анализ деятельности волостных и сельских Советов Нижегородской губернии по развитию сельскохозяйственной кооперации показывает, что административное вмешательство органов власти в кооперативное движение было незначительным. Взаимоотношения Советов и кооперации в 1921-1925 годах строились в основном на принципах независимости кооперативов, невмешательства в их хозяйственную деятельность, регулирования их деятельности в основном мерами экономического характера. Деформации в практике кооперативного строительства, процесс огосударствления сельскохозяйственной кооперации начались во второй половине 1920-х годов.
Характеризуя деревню
при НЭПе, порой говорят, что сейчас бы нас Америка догоняла в
сельскохозяйственном производстве, если бы и далее мы шли нэповским путем. Это
не так. Дело в том, что хозяйство в деревне тогда было полунатуральным. И оно
не было и не могло быть высокотоварным. Государство с трудом сводило концы с
концами при создании хлебного и продовольственного вообще фонда. В 1928 году у
государства было 800 миллионов пудов необходимого страхового хлебного запаса,
как это планировалось, а всего 200 миллионов пудов зерновых. Причем, 150
миллионов пудов (75 процентов) было у крестьян взято принудительным путем,
ненэповскими методами. Практика принудительного изъятия хлеба имела место и в
Нижегородской губернии.
Нужно было уже тогда активизировать линию на эволюцию рыночного хозяйства в сторону создания крупных хозяйств на добровольных началах. Вместо этого в 1928/1929 хозяйственном году началось административное наступление на деревню. Партийно-советской номенклатуре ближе, проще, революционнее показался не нэп, который следовало основательно увязывать с плановым регулированием хозяйства, а метод командования, хорошо отработанный в годы военного коммунизма. Поэтому и начался период командной экономики и командных отношений в деревне, как и в целом в хозяйстве края и России.
24 апреля 2014 в 17:33
Предыдущая публикация Корни глубиною в 200 лет
|
Следующая публикация Моя семья - мое богатство
|
Для того чтобы подписаться необходимо Войти
Все подписчики (3)
19 января 2015 в 10:52
29 декабря 2014 в 11:11
15 декабря 2014 в 19:52
Поделитесь этим материалом с друзьями в социальных сетях
Для того, чтобы оставлять комментарии необходимо Войти
Комментарии к этому материалу пока отсутствуют.