Номинация «Нет забытых деревень» подразумевает под собой изучение исчезнувших деревень и сел. Мы же взяли село, которое ещё существует, но существует весьма условно. Живет там всего лишь восемь человек, люди эти далеко не молоды, и только их нежелание покидать родную землю спасает село от полного вымирания. Мы не стали ждать, и решили рассказать об этом селе пока оно ещё живо…
Номинация «Нет забытых деревень»
Работу выполнил:
Барабанов Максим
Владимирович
Группа № 12 ГБОУ
СПО
«Большеболдинский сельскохозяйственный
техникум»
Руководитель:
Косолапова Мария
Александровна, библиотекарь
Консультанты:
Бугров Петр
Степанович
Быстрова
Анастасия Дмитриевна
Контактный телефон: 89616319020
Электронный адрес: xrafar@yandex.ru
Номинация «Нет забытых деревень» подразумевает под собой изучение исчезнувших деревень и сел. Мы же взяли село, которое ещё существует, но существует весьма условно. Живет там всего лишь восемь человек, люди эти далеко не молоды, и только их нежелание покидать родную землю спасает село от полного вымирания. Мы не стали ждать, и решили рассказать об этом селе пока оно ещё живо…
Прошлое села ЯЗ
Слово «яз» означает орудие ловли рыбы в виде плетеной из лозы ловушки.
Село потому и получило своё название, что находится как бы на дне чащи, среди холмов, окруженное лесами и болотами. Неподалеку от села тянутся луговые пространства, которые в народе называют «тагании». По-видимому, они так были названы далекими предками язовцев волжскими казаками-остатками дружины атамана Степана Разина, потому что именно так называются степи при Волге. По легендам же, село Яз и основали отряды бунтовщиков Степана Разина. Говорят, что в Кладовых врагах (оврагах), знаменитый атаман спрятал три телеги золота. Но до сей поры их так никто и не нашел. В народе про Яз говорят так: «Отрывки Стеньки Разина»
Село в прошлом было многонаселенным. Это было самое крупное село в Большеболдинском районе. Длина его от края до края была семь километров. Затем, по количеству проживающих, шли села Болдино и Апраксино. Народу было так много, что в Язу негде было строить дома (не хватало земли), и люди уходили осваивать новые места. Так появились поселки Летяев и Разбужай.
По сведениям 1859 года в селе значилось 214 дворов, в которых проживало 838 мужчин и 921 женщина. Была в селе и церковь. Село расположилось по берегам небольшой речки Язовки. С каждым годом население все увеличивалось. В 1925 году в Язу насчитывалось 483 двора, в которых проживало 2557 жителей. По утверждению старожилов, в предвоенные годы в селе было свыше 700 дворов. Язовцы не знали крепостничества. Яз был селом государственным. Государственные крестьяне в Росси составляли сословие, образованное из бывших черносошных крестьян. Они жили на казенных землях, считались лично свободными, управлялись Министерством государственных имуществ. Язовцы платили налог государству дубом, шерстью, медом, маслом и другими продуктами.
Жители Яза отличались горячим характером. Если ссорились два мужика и один другому обещал «пустить красного петуха», то обязательно поджигал дом обидчика. Язовцы устраивали самосуд над ворами. И если выясняли, кто совершил кражу, водили по улицам и прилюдно били палками, забрасывали камнями. Как и во многих селах, жители имели официальную фамилию и уличную. Например: Шахов - Гуленок по-уличному, Хазов - Соватин, Маря - Телятница (женщина получила такое прозвище, украв теленка.).
Церковь-сердце села.
Она была заложена в 1869 году. Вот как писал об этом в своей книги краевед М.Храмов. «Церковь была каменная, трехпрестольная, освещена в честь Покрова Пресвятой Богородицы». Строил ее местный священник Порфирий Петрович Коринфский. В 1874 и 1875 годах были освещены два придела и трапезная храма. Вокруг храма была построена красивая ограда. Были закуплены два колокола - один в 100 пудов, а другой в 33. В храме был прекрасный иконостас, богатая утварь. 29 сентября 1891 года был освещен главный престол во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В 1888 году в приходе Язовской церкви насчитывалось 1014 мужчин и 1093 женщины. Церковной земли было 45 десятин. Штат церковного причта состоял из священника, диакона и псаломщика. По адрес-календарю Нижегородской епархии на 1904 год в приходе Язовской церкви насчитывалось 2588 прихожан, из них 1240 мужчин и 1348 женщин. При церкви действовала церковно-приходская школа, где помимо закона Божия девочки изучали домоводство и шитье. Школа действовала параллельно со светской школой вплоть до разрушения храма в 1932 году.
Сельское хозяйство и народные промыслы.
Народ в Язу был трудолюбивый и мастеровой. В каждой семье держали много овец. Сами валяли и подшивали валенки, шили из овчины верхнюю одежду, ткали полотно, окрашивая его соком крушины. В каждом хозяйстве держали коров, занимались также разведением пчел, у многих имелись маслобойни. Были в селе кузница и мельница. Наделы земли обрабатывали на лошадях. Сеяли рожь, лен, овес, просо. Занимались изготовлением изделий из коры: сами плели короба, корзины, лапти и продавали их на базаре. Многие жители села занимались охотой. В 1930 г. в Язу были созданы два колхоза: «Первое Мая» и «Им. Чапаева». Тех, кто не хотел вступать в колхоз, стали раскулачивать. Кто не соглашался с существующим строем, уходили в леса и сбивались в банды. Со слов жителей, была одна такая банда – банда Гудина, она поджигала колхозное зерно и фермы, занимались вредительством. Но, тем не менее, колхозы работали. Как вспоминают жители села, для обеспечения колхозов хлебом в Язу была своя пекарня. Была мельница и свой кирпичный завод. На ферме держали коров и телят. Имелись специально приспособленные помещения для овец, кур и лошадей. Была своя пасека на 200 ульев, находилась она в лесу. Был свой тракторный стан и кузница. Обрабатывались огромные посевные площади. В январе 1952 года два колхоза объединили воедино. А в 1959 году произошло объединение с совхозом «Новослободский».
Культура и традиции.
Самыми популярными праздниками в селе были Крещение, Покров, Пасха, Масленица и Троица. На крещение священник служил молебен возле «иордани», прорубленной на реке, желающие окунались. На Покров все ходили в гости к своим родственникам и соседям. На Масленицу катались на лошадях и самодельных ледянках. (Их изготавливали из старых коробов, доставали дно, выстилали сеном, заливали жидким навозом, водой и морозили. Ледянка была тяжелой, но летела с горы быстро и отличалась устойчивостью.) Проводились в этот день кулачные бои. Мужики после драки вместе шли пить пуру (брагу). Разгоряченные зрелищем женщины тоже устраивали драки. Они били вдов, к которым похаживали их мужья. Но потом все мирились. На Троицу жители села украшали наличники домов веточками берёзы и также ходили в гости, пели и плясали. На свадьбы варили суп и кашу, гостей угощали пурой, веселились поочередно в доме невеста и жениха.
Годы войны
Военные годы прошли в селе тяжелой работой и голодом. Пахать и сеять приходилось на коровах, дрова из леса носить на себе или возить на телятах. Было у жителей Яза и еще одно бедствие: в округе были дезертиры, которые жили в лесу в землянках, они мародерствовали и грабили местных жителей.
Большинство мужчин ушло на фронт, куда только не разбросала судьба жителей Яза. Иван Максимович Бедняков и Степан Леонтьевич Быстров принимали участие в кровопролитных боях за Смоленск. Иван Антонович Быстров сражался на Ленинградском фронте, Николай Яковлевич Шерстнев участвовал в героической обороне Тулы. Бровкин Георгий Данилович попал в фашистский плен, откуда и не вернулся. Не вернулись с войны и многие женщины. Ульяна Андреевна Смородина погибла в октябре 1943года, освобождая Украину. И это только маленькая часть известных фамилий. Всего с войны не вернулось более 150 человек (по данным «Мемориал ОБД»)
Гордостью для язовцев был и остаётся их земляк - Герой Советского Союза Максим Кузьмич Шестаков.
Ещё будучи лейтенантом, Максим Кузьмич участвовал в войне с Японией, там он получил свою первую награду - орден «За боевую славу», которым он очень гордился, и первое ранение, после которого он опять вернулся на службу.
Известие о начале войны с Германией застало его на Дальнем Востоке, но уже в октябре 1941 года он был на Западном фронте, который принял на себя мощный удар немецких танковых соединений на основных путях к Москве. В этих ожесточенных оборонительных боях довелось участвовать и командиру пулемётной роты, старшему лейтенанту Шестакову. Здесь он опять получил ранение и вернулся в строй уже весной 1942 года, когда немецкие войска под Москвой были разгромлены.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1го мая1944 года была учреждена медаль «За оборону Москвы», которой удостоился и Максим Кузьмич Шестаков.
Уже гвардии майор Шестаков был назначен командующим мотострелковым батальоном при штурме Берлина. Здесь он опять проявил смелость и смекалку, сохранив множество жизней своих солдат.
За мужество и отвагу, проявленные при штурме и взятии Берлина, гвардии майору Шестакову Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1945 года было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Поездка в Яз
Выехать в Яз нам удалось 13ноября. Погода благоволила нам, было солнечно, ещё не отпустил ночной мороз.
На подъезде к селу, с небольшой горки, нам открылся вид на всё село. Старые домики, образуя один порядок за другим, растянулись далеко не на один километр. И как было печально на всём протяжении когда – то огромного села увидеть только пару столбиков дыма из труб жилых домов. Никаких крупных построек тоже не было (ни ферм, ни школы, ни церкви, ни клуба.)
Проехав по селу, мы всё-таки отыскали здание школы, заросшее тополями и кустарником. Рядом стоит здание бывшего магазина, которое тоже уже заросло бурьяном. Как оказалось, это и есть центр села.
Как мы узнали из разговора с местными жителями, речка разделяет село на две части, одну из них называют « чапай», а другую « май» (эти названия пошли от названия, существовавших когда – то двух колхозов).
Сейчас в селе проживают 8 человек, двое из них на «мае», куда проехать очень трудно; остальные в «чапае», где по одной улице до магазина идёт асфальтированная дорога.
Мы остановились у одного из домов, нас встретила Анастасия Дмитриевна Быстрова. Она очень охотно поделилась с нами своими воспоминаниями.
«Раньше только в нашем колхозе работало около700 человек, а сейчас на всё село 8 человек, жуть берёт от такой жизни (несколько раз повторила Анастасия Дмитриевна)
Какое богатое было село: два колхоза, кузница, мельница, лесопилка, на реке был колхозный пчельник. Была своя школа, медпункт, аптека, сельский совет, а теперь даже зданий не осталось, всё разобрали и увезли. В каждой семье держали корову, овец, кур, поросят, многие держали пчел. Если в семье имелась маслобойка и шерстомойка, семья считалась очень богатой.
Свадьбы гуляли весело, по 3-4 дня, созывали всю родню. Угощение на свадьбе было не богатое: капуста да огурцы, в печи варили суп и кашу. Гостей угощали брагой.
В зимние вечера молодежь собиралась в «кельи», так называли избу, где жили одинокие женщины, они по договору пускали молодежь к себе, за небольшую плату. В селе была не одна «келья», только на нашем порядке их было три. В «кельи» собирались девушки и парни с гармошками, веселились: пели, плясали. Бывало, и чай с самовара пили.
Когда гулять не ходили, вечерами занимались, в основном, прядением»
Школа
В 1886 году в селе Яз было открыто Язовское земское училище, которое размещалось в собственном здании, помещение было старое, холодное, тесное и темное. В классной комнате было установлено 22 парты. На начало учебного года в 1916 году численность учащихся составляло 126 человек, из них 65 мальчиков и 61 девочка. Желающих учиться было больше, но из - за тесноты помещения 14 детей в школу не было принято. В Язовском училище работало 4 учителя.
В 1906 году в селе Яз открылась библиотека-читальня. В 1911 году в ней было всего лишь 17 читателей, а библиотека насчитывала 483 книги. В Язовской школе 1 ступени в 1922 году обучалось 60 человек. Язовская восьмилетняя школа была закрыта в 80 годах.
Нам
удалось поговорить с Петром Степановичем Бугровым, который в 1961-1962 году
работал директором язовской школы. Вот что он нам рассказал:
- Меня отправили в Яз как в ссылку, за
разногласие с руководством. Работники райкома партии вообще боялись
командировок в Яз, про жителей этого села, почему – то, ходила не очень добрая слава. Хотя за год моей работы в селе я познакомился
со многими людьми, для меня лично, плохая слава о язовцах не подтвердилась.
Приехав в язовскую школу, я увидел двухэтажное здание, с печным отоплением, которое требовало ремонта. Школа располагалась в здании бывшей церкви. Снаружи, около главного входа, была нарисована икона, чем бы её ни закрашивали, она опять проявлялась, единственным выходом было заложить эту стену кирпичом, что мы и сделали.
В школу был приобретён дизельный двигатель, от которого мы смогли провести освещение в классы. Печное отопление было нарушено только в середине 60х годов, когда школу подключили к центральному отоплению.
По моей инициативе, усилиями всех работников и учеников, был заложен сад вокруг школы. Саженцы мы привозили из мордовского плодопитомника.
В школе работало 12 учителей, учеников было немногим больше 200 человек. Была своя библиотека. На имуществе в школе был бык, на котором предыдущий директор ездил в Болдино.
На втором этаже школы был большой пустой коридор. Там мы организовали свою «Третьяковскую галерею». В то время в школы приходило очень много разных картин, для которых мы сделали рамки и повесили их в коридоре.
Как считает П.С.Бугров, причина упадка села - ликвидация его самостоятельности и объединение с Н.-Слободой. Начался отток народа в Н.-Слободу и в город. Народ жег свои дома, получал страховку и на эти деньги уезжал в город. Были специальные люди, которых нанимали для того, чтобы они осуществляли поджоги. Были придуманы и специальные «зажигалки». Это был чем – то набитый кулёк, который очень медленно загорался. Хозяева домов постепенно выносили все ценное из дома к родственникам, сами на время пожара тоже уходили к родне гулять. Всё село знало, когда какой дом загорится, и ходили смотреть на пожар как на представление, никто не помогал тушить. На вопрос: «Почему вы не тушите пожар?», жители всегда отвечали: «Он плохой человек, не хотим ему помогать». Язовцы не выдавали своих односельчан никому. Уже в 60 х. годах люди стали уезжать из Яза, но самый большой отток людей был в 70 -80 годах.
Несмотря на то, что до Яза была проложена в 1992 году асфальтированная дорога и было принято решение строить дома для молодых семей, в деревню ехать никто не захотел.
…Сейчас Яз зарастает лесом.
18 декабря 2013 в 23:44
Предыдущая публикация Замечательный прадед
|
Следующая публикация Моя история страны
|
Для того чтобы подписаться необходимо Войти
Все подписчики (2)
Поделитесь этим материалом с друзьями в социальных сетях
Для того, чтобы оставлять комментарии необходимо Войти
Хорошо воссоздана история села, кратко, но интересно и доступно.
kisvalera 13 декабря 2013 в 11:35