Новый год — праздник, отмечаемый многими народами в соответствии с принятым календарём, наступающий в момент перехода с последнего дня года в первый день следующего года. Празднование Нового года имеет ряд своих воплощений через специальные образы и символы. Эти новогодние символы вызывают в нашем воображении дух Нового Года и помогают нам окунуться с головой в новогоднюю праздничную атмосферу. Многие из этих символов используются во многочисленных новогодних украшениях и поздравительных открытках. Одним из наиболее ярких символов Нового года является Новогодняя елка
Новогодняя елка – очень давняя традиция. В России она появилась одновременно с январским Новым годом. Это произошло после указа царя Петра I от 20 декабря 1699 года. В честь этого и приказали «пред воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых».
И все же в нашей стране елка прижилась с легкой руки немецких ремесленников: они наряжали елки на зависть петербуржцам, а те смотрели-смотрели и тоже втянулись. Потом пришла мода на немецкий романтизм. В первой четверти XIX века россияне взахлеб читали «Щелкунчика» и «Повелителя блох» Эрнста Теодора Гофмана. Поэтому в качестве украшений на елках преобладали иностранцы: Санта-Клаус, Щелкунчики старый Рупрехт с розгами. За ними последовали персонажи отечественного производства: бабушка Зима, святочный старик и прочие доселе невиданные фигуры. Ну а позже их вытеснили Дед Мороз и Снегурочка, которые «закрепили» свой статус в поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» и повести А. Н. Островского «Снегурочка».
В 1852 году в России прошла первая общественная елка, а четыре десятилетия спустя «редкая школа, даже по деревням, и редкий частный дом в городах не устраивал для своих детей елки».
К началу XX века елка стала у нас своей. Елочные базары превращали города в пространство праздника и сказки. Процветала и индустрия елочных игрушек: из ваты, стекла, ярко раскрашенных, с блестками. А для тех, кому роскошь была недоступна, печатались рецепты золочения орехов и изготовления бумажных фонариков.
Елка попала под подозрение сразу после революции: пришедшая в Россию в качестве элемента светского праздника, она стала изгоняться государством как атрибут церковной жизни. В 20-х годах появилась «комсомольская елка», вокруг которой танцевали ряженые, изображавшие Колчака, Деникина, Антанту, кулака и других «святочных» персонажей. А когда эта идея провалилась, официальная идеология стала осуждать елку как пережиток. С елкой боролись и стихами, причем даже в детских журналах писали, что новогодний праздник наносит непоправимый вред природе. Те же, кто отваживался наряжать зеленую красавицу, занавешивал окна квартиры плотными занавесками или одеялами – от вездесущих комсомольских патрулей.
«Реабилитация» елки случилась в 1935 году, когда в газете «Правда» опубликовали заметку, призывающую «не лишать ребятишек трудящихся Советского Союза этого прекрасного удовольствия». Мгновенно – за три дня до Нового года – в магазинах появился широкий ассортимент елочных игрушек.
Чуть позже был напечатан рассказ детского писателя Валентина Ивановича Кононова, написанный от лица ребенка. Здесь приключения Ленина очень напоминают приключения Деда Мороза: дети сидят под елочкой, ждут Ленина и боятся, что он не приедет, так как на улице бушует вьюга. Но дедушка Ленин вьюги не боится!
Возрожденная елка имела одно принципиальное отличие от своей предшественницы: она была новогодним праздником и не имела никакого отношения к Рождеству. Звезда на вершине елки, олицетворявшая Звезду Рождества, стала пятиконечной. Определился и состав участников: если в начале XX века Дед Мороз со Снегурочкой ничем не выделялись среди многочисленных новогодних персонажей, то теперь они стали главными.
Еще активнее стали праздновать Новый год взрослые, особенно после того как в 1947 году 1 января был объявлен выходным днем. Но, начиная с 60-х годов, главным героем домашнего праздника стала не елка, а телевизор. Без елки Новый год возможен, а без телевизора немыслим. Это и озвучил почтальон Печкин, провозгласивший телевизор главным украшением стола.
По материалам газеты Сюжет.
29 декабря 2014 в 11:11
Предыдущая публикация Советская дипломатия накануне Второй мировой войны
|
Следующая публикация Индустриализация промышленности в Нижегородской (Горьковской) области (1928-1937 гг.)
|
Для того чтобы подписаться необходимо Войти
Все подписчики (0)
19 января 2015 в 10:52
15 декабря 2014 в 19:52
8 декабря 2014 в 15:58
Поделитесь этим материалом с друзьями в социальных сетях
Для того, чтобы оставлять комментарии необходимо Войти
Комментарии к этому материалу пока отсутствуют.