Мой прадед. История поисков.

Ушел на фронт добровольцем в самые первые дни войны и пропал без вести в сражениях под Москвой...

Дата материала
С июнь 1941
Место
Россия, Московская область, Рузский район, деревня Денисиха
Упомянутые люди
Не указаны
Хранитель
mmshustova

На областной конкурс «Моя семья  в истории страны»
Номинация «Судьба семьи в истории страны»

Мой прадед. История поисков.

Выполнил: Волков Григорий Антонович,

ученик 7 класса (12 лет) Богородской
средней общеобразовательной школы

Руководитель: Дурова Людмила Витальевна,
 учитель истории

Консультант: мама Волкова Мария Олеговна

Я хорошо помню свою прабабушку, Наталью Филипповну Смирнову. Она умерла два года назад, когда мне было девять лет. Война застала ее в Москве. Прабабушка очень хотела попасть на фронт медсестрой. Но ей было всего 15 лет, и на фронт ее не взяли. У нее был старший брат, Петр, который ушел на фронт добровольцем в самые первые дни войны и пропал без вести в сражениях под Москвой. Прабабушка много об этом рассказывала, сильно переживала,- ведь она очень любила Петьку, но так и не знала его судьбы. А вдруг он остался жив? Или попал в плен? До последних своих дней она хранила надежду на то, что он найдётся, и просила мою маму (свою внучку): «Найдите Петьку».

Моя старшая сестра Ксения занялась поисками в интернете. Это было очень трудным и кропотливым делом. Она потратила целых два года на различные запросы и переписку с разными поисковыми отрядами. Ведь Битва под Москвой – это битва не одного дня и даже не одного месяца. Она не была похожа, например, на Бородинское сражение или Куликовскую битву. Битва под Москвой – это сотни кровопролитных боёв и сражений на нескольких фронтах. Солдаты гибли и попадали в окружение тысячами. Иногда подразделения гибли полностью, до последнего бойца, - так, что и свидетелей их смерти не оставалось. Вся информация была в очень обобщенном виде, кругом царили путаница и неразбериха. Где уж тут узнать судьбу затерявшегося солдатика… Тем более, что информация о Петре у нас была очень скудная. Вот, что мы знали.

Пётр Бобров (единственная сохранившаяся фотография) Подробнее

Пётр Бобров родился 12 июля 1924 года. Он был обычным московским студентом. Когда началась Великая Отечественная война, ему было 17 лет и он заканчивал первый курс Московского Института Стали и Сплавов. В первые дни войны Петя Бобров добровольцем ушел на фронт в составе 8й Крас-нопресненской дивизии народного ополчения. Служил в отдельной танковой роте 8й дивизии. К сожалению, его письма-треугольники с фронта (родителям и сестре) не сохранились. Видимо, затерялись при переездах… Известно только, что последнее письмо от Петра родные получили в сентябре 41го. А в марте 42го им сообщили, что рядовой красноармеец Петр Филиппович Бобров пропал без вести в сражениях под Москвой в октябре 1941 года. Отец Петра в отчаянии иногда говорил: «Что такое под Москвой?! «Подмосква» огромная! Где нам искать?!» В семье считалось, что он пропал под Вязьмой.

Было много вопросов. Например: 8я Краснопресненская дивизия Народного ополчения была пехотной, а Пётр был танкистом (по адресу полевой почты он служил в отдельной танковой роте), - как такое получилось? Ответ нашелся всего несколько дней назад: 66я отдельная танковая рота действительно была в составе 8-й дивизии до 1 сентября 1941. После этого было какое-то переформирование, но писем не приходило, и никто не может сказать, как стало называться подразделение Петра…

Еще вопрос: основные потери (около 6 тыс. человек) дивизия понесла в боях под Ельней и Вязьмой, но на тот момент в ней не было отдельной танковой роты. Стало совсем непонятно, куда делась эта танковая рота?

Расскажу немного о 8й дивизии. Дивизия состояла из москвичей. Кто стал ополченцами? В Краснопресненском районе Москвы трудились рабочие «Трёхгорной мануфактуры», завода «Красная Пресня», трамвайщики трамвайного депо. В то же время в этом районе находились московский университет, консерватория, театр Революции, Союз писателей. Все эти люди и составили 8ю дивизию. Поэтому в ней и были и писательская рота, и рота музыкантов, и т.д. А Пётр попал в эту дивизию потому, что он жил на Пресне на улице Конюшковской, и до Пресненского военкомата ему было рукой подать. Поначалу предполагалось, что ополченцы будут недалеко от дома, не на фронте. Нужно будет строить оборонительные рубежи, охранять военные объекты, ловить диверсантов.

Но вышло совсем иначе. 11 июля дивизия вышла из Москвы, а в августе уже стала именоваться 8й стрелковой дивизией действующей армии. 26 сентября дивизия была включена в состав регулярных войск и насчитывала 7500 человек. (Для сравнения: каждая пехотная дивизия противника имела по 17000 человек). А 2 октября немцы начали операцию «Тайфун», и наша 8я пехотная дивизия, как оказалось, должна была преградить путь ШЕСТИ танковым и ещё НЕСКОЛЬКИМ пехотным немецким дивизиям. Силы были настолько неравными, что оставалось уповать только на достойную гибель наших бойцов. Дивизия была уничтожена по частям. Бойцы дрались мужественно и стойко. Но на общий ход боевых действий 8я дивизия оказать влияния не могла. Она была выброшена на верную гибель, без флангов, без тыла. Нет флангов, значит – окружение. Нет тыла - нет боеприпасов и питания. Основная часть дивизии была уничтожена в сражении за два дня. Самое массовое захоронение – Коробец под Ельней. Здесь похоронено 1400 человек. Но в этой братской могиле не оказалось нашего Петра. Итак, 5 октября дивизия потеряла более половины личного состава, 6 октября отрезана от основных сил, многие попали в окружение. Часть бойцов, оставшихся в живых, пополнила партизанские отряды.

Фактически дивизия уничтожена 6-7 октября, а расформирована 30 ноября 1941 года. С этими датами сходится и ответ из «Управления по учету погибшего и пропавшего без вести рядового и сержантского состава» на запрос матери Петра в мае 1946 года: «считать пропавшим без вести в октябре 1941 года». Теперь понятно, что в Управлении никто особо Петра и не искал: проследили по документам, проверили братские могилы, - нет нигде. Нет информации, значит, пропал без вести. Но его маме, Степаниде Тимофеевне, никак не хотелось мириться с мыслью о гибели сына. У неё даже случилось, как тогда говорили, лёгкое помешательство: часами женщина могла сидеть перед окном, и вдруг говорила: «Вон, вон Петька идёт в красной рубахе!». Со временем здоровье её наладилось, но надежда, что любимый сын вернется оставалась у неё до самой смерти.

Извещение о пропавшем без вести Подробнее
Степанида Тимофеевна Боброва, мать Петра Боброва. 1949 год. Подробнее

Теперь поиски свелись к партизанским отрядам и к тем, кто уцелел под Ельней. Но здесь не удалось найти никакой информации. Ответ везде практически одинаковый: «Почти вся эта дивизия погибла под гусеницами немецких танков».

Только летом 2012 года наши поиски достигли результата. К юбилею Битвы под Москвой в интернете появилось много новых материалов, рассекречены и опубликованы многие архивные данные. Появились большие списки и таблицы с неизвестными ранее данными о бойцах. Поиски привели нас на сайт поискового отряда Рузского района «Надежда», который занимается поисками и захоронениями останков воинов, погибших в Великой Отечественной войне. Вот, что мы узнали. Петр Филиппович Бобров, служивший в танковой роте Краснопресненской дивизии народного ополчения, погиб 19 ноября 1941 года в битве под Москвой. Он похоронен в деревне Денисиха Рузского района Московской области, в братской могиле.

Хочу привести здесь отрывок из письма, которое получила моя мама от руководителя поискового отряда.

Братская могила №39 в д. Денисиха Рузского района Московской области. Фото 2012 года. Подробнее

«Уважаемая Мария! Брат Вашей бабушки похоронен в деревне Денисиха Рузского района. Номер братской могилы по паспортам – 39. В ней захоронено 115 воинов (см. приложение 4). Известны фамилии только 30-ти. О дате гибели Петра Боброва было известно давно. Сейчас выходит книга памяти «Они погибли в битве под Москвой 1941-42 гг», в которой Бобров Пётр Филиппович вписан (том 1)»…

Оказывается, всё то время, пока родственники искали своего пропавшего без вести солдатика, другие заботливые люди похоронили его с почестями и сохранили его имя для потомков. Жаль, что они не знали, кому сообщить. Место, в котором погиб Пётр, находится совсем близко от Москвы, на берегу Москвы-реки, недалеко от города Руза и станции Тучково. Эти места овеяны многовековой боевой славой. Недалеко находится великое Бородинское поле. Я мечтаю съездить на могилу прадеда, повстречаться с людьми из поискового отряда, сходить в военный музей г. Руза и узнать подробнее о подвиге Петра Филипповича. Надеюсь, следующим летом мы с родителями сделаем это!

Когда наша семья получила известие о том, что нашлась могила Петра, я сочинил стихотворение и посвятил его прадеду. Вот оно.

ТАНКИСТ

Петру Боброву, московскому студенту,
ушедшему на фронт в первые дни войны
в составе Краснопресненской дивизии
Народного Ополчения, и погибшему
в битве под Москвой в ноябре 1941 года.

Он не боялся. Просто так сложилось.
Он был разумен. Всё он понимал.
Он знал, что сделать ничего не сможет
И не из трусости машину покидал.
Не мог он драться, кончились заряды,
Гранаты кончились, остался револьвер.
Но разве можно револьвером с танком драться?
Он сделал всё, что мог, всё, что умел.
Он выбрался, но встать не мог – был ранен,
И рухнул на горячую броню.
Он умирал. Он знал, что умирает,
И проклинал и танки, и войну.

19 мая 2014 в 10:09

Карта истории
Подписки

Для того чтобы подписаться необходимо Войти

Все подписчики (0)

Поделиться

Поделитесь этим материалом с друзьями в социальных сетях

Комментарии

Собираетесь ли Вы подавать эту работу на конкурс "Моя семья в истории страны?" Если собираетесь, то для этого кликните на "Редактировать" а потом в окне редактирования нажмите на кнопку "Участие в конкурсе".
Как мне кажется указывать телефон и электронный адрес на этой странице не стоит - все-таки у нас публичный ресурс и их могут увидеть очень много разных людей. Впрочем решать Вам.
Чтобы добавить фотографии используйте инструменты сайта. Прочитайте об этом здесь:http://reallystory.mininuniver.ru/help/22

Redaction 24 января 2014 в 15:24


Для того, чтобы оставлять комментарии необходимо Войти