"Судьба и Родина едины!"

Работа ученицы 7 ласса МБОУ "Красносельсая СОШ" Арзамасского района Нижегородской области Киселевой Анастасии посвящена описанию жизни и судьбы прабабушки, простой русской женщины - Костылевой Анны Ивановны.

Дата материала
Не указана
Место
Не указано
Упомянутые люди
Не указаны
Хранитель
bodu-svetlana







I. Введение

 

«Любовь к родному краю, к род­ной культуре,

 к родной речи начинается с малого

 - с любви к семье, к своему жилищу,

 к своей школе.  Постепенно расширяясь,

 эта любовь к родному переходит в

любовь к своей стране, к ее истории,

 ее прошлому и настоящему,

 а затем ко всемучеловече­ству,

к человеческой культуре»                                                                                                                    Д.С.Лихачев.

 

Проходят года, столетия, меняются поколения людей. День сегодняшний - завтра становится историей. Таков закон времени. Для того чтобы строить будущее, люди всегда изучали прошлое и брали все полезное для себя.

На уроках истории и  краеведения мы изучаем историю народов и общества, жизнь великих людей, их вклад в развитие нашей страны, но нередко забываем историю простых людей, каждый из которых является творцом этой истории.

В своей работе хочу рассказать о жизни и судьбе моей прабабушки Анны Ивановны Костылевой. Жизнь ее не была какой-то особенной, наоборот, самой обыкновенной. Но в ней, как и судьбах других людей ее поколения отразилась история всей нашей страны в течение целой эпохи – коллективизации, репрессий, Великой Отечественной Войны, восстановления экономики в послевоенное время, жизнь советских людей в эпоху освоения целины и космоса. Прабабушка вместе со всем народом пережила перестройку, крушение СССР, и в последние годы жизни застала строительство обновленной России.

Цель работы: доказать,  что судьба и жизнь  каждого человека есть отражение истории  страны.

Задачи: 1. На основе устных источников и воспоминаний родственников и односельчан проанализировать жизнь и судьбу прабабушки Анны Ивановны Костылевой. 2. Определить взаимосвязь событий в истории страны и жизни Костылевой А.И. 3. Сделать выводы о влиянии развития страны на судьбу отдельного человека.

Гипотеза: Судьба человека зависит только от него самого, никто не может повлиять на развитие жизни человека.

Объект исследования: Жизнь и судьба Костылевой А.И.

Предмет исследования: детство, юность, работа, зрелые годы Костылевой А.И.

Методы исследования: 1. Анализ литературы. 2. Метод беседы. 3. Анализ,  синтез, сопоставление фактов.

Практическая значимость работы состоит в том, что  ее можно использовать при проведении классных часов в школе,  занятий по краеведению,  работе в школьном музее Славы.

Этапы работы:

1. Изучение исторической литературы, периодической печати, работа с материалами школьного музея;
2. Встреча и беседы с односельчанами, знавшими Костылеву А.И.

3. Анализ полученной информации, сравнение истории страны с историей жизни Костылевой А.И.

4. Вывод: подтверждается или нет выдвинутая нами  гиппотиза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Обзор литературы

 

На уроках литературы мы изучали несколько произведений, авторы которых пишут о взаимосвязи судьбы Родины и судьбы человека.

Например,  рассказ М. Шолохова «Судьба человека» - это повесть о том, какой страшной трагедией является война, о судьбах солдата и мальчика-сироты.

Н.К.Гей сказал об этом произведении следующее: «Рассказ «Судьба человека»  - это, в сущности, эпос, только сжатый до размеров рассказа, то есть до самого существенного, до самого важного – до единой человеческой судьбы, вобравшей в себя, однако, суть и смысл великого подвига всего народа».

Еще одно произведение  - поэма Твардовского «Василий Теркин». Через всю поэму повторяются строки:

Страшный бой идет, кровавый,

Смертный бой не ради славы

Ради жизни на земле.

                Повтор их в произведении не случаен. В этих строках заключена очень важная мысль, в которой     выражается авторская оценка событий: судьба каждого человека, судьба его города, поселка, деревни, «малой родины» слита с судьбой страны, счастье каждого невозможно без счастья народа.

Слово «Россия» рифмуется со словом «Василий», за Теркиным вся Россия, то есть весь мужественный, бесстрашный народ, который обязательно победит.

Кроме этих произведений, мы изучали и другие, и среди них рассказ В. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». В этом рассказе писатель описывает жизнь простых русских людей из дальней деревни, взбудораженных приездом фотографа. В то время обыкновенная фотография была своеобразной летописью нашего народа, его настенной историей. И хотя на старой фотографии нет автора, она дорога ему воспоминаниями о далеком детстве, о родных людях, жизнь которых составляет нашу историю и историю нашей Родины.

Таким образом, изучив различные источники, стало понятно, что писатели и поэты связывают жизнь и судьбу своих героев с судьбой нашей страны.

III. Детство и юность Костылевой А.И.

5 ноября 1925 года в семье жителя с. Хватовка  Ивана Васильевича и Натальи Михайловны Костылёвых родилась девочка. При крещении нарекли её Анной.

С раннего детства познала она тяжесть крестьянского труда. Мама её,  когда Анне было всего лишь 6 лет,  умерла, а в семье ещё был маленький брат. Маленькой девочке приходилось сидеть с братом,  доить козу, кормить овец, кур и это всё в шесть лет.

В 1932 году Анна пошла в Хватовскую школу, а после занятий бежала быстрее домой помогать отцу. Нелёгкой была жизнь в ту пору.  Нужда и голод преследовали тогда многих. Не была  исключением и семья Костылёвых. Картошку, капусту и то не вдоволь ели.  Вскоре    время отец  женился и уехал в другое село, оставив Анну и младшего брата с инвалидкой сестрой Машей. Они стали жить ещё хуже, ели лебеду, собирали в поле гнилую картошку и делали крахмал. Вот и пекла им Маша лепёшки из этого крахмала и лебеды. Летом грибы, ягоды  выручали. Потом в 1935году окончив 3 класса, Анна научившись  писать и читать, закончила своё образование.

В это время в селе уже действовал колхоз «Рассвет», и Аня, хоть и была малолетней, вступила в колхоз, и стала ходить работать в поле наравне со взрослыми. Трудно ей пришлось: на ее детских плечах были больная тетка и братик.

Уже став взрослой, она говорила, что всегда хотела, чтобы брат получил хорошее образование, но и ему это не удалось – началась Великая Отечественная  Война.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Все для фронта, все для Победы!

И всё же мы как – то выросли

под тёмным крылом войны,

и холод, и голод вынесли, не пасынки у страны.

Не праздниками, не праздностью

отметило время лбы,

а самой прямой причастностью

к печалям общей судьбы.

На всех одна была родина,

на всех и судьба одна –

негаданная, огромная.

взрастившая нас война.

А.Преловский

Говоря о героических делах народа в годы войны, особенно хочется сказать о трудовых подвигах женщин. В первые дни войны, преодолевая огромные трудности, они заменили своих мужей, отцов и братьев у станков, в поле, осваивали их специальности и с каждым днем повышали свои производственные показатели. Их труд золотыми буквами вписан в героическую летопись истории нашей Родины.
Женщины - это самое хрупкое существо на земле, они встали на защиту своей Родины, своих детей и их будущего. Им приходилось выполнять непосильную работу в годы войны. Удивительно, откуда у женщин брались силы работать в голод и холод, ухаживать за своими детьми, отправлять письма и посылки на фронт.
В 1941г. Ане исполнилось 16 лет.

В годы войны требовалось большое количество топлива, правительством СССР была поставлена важная стратегическая задача – увеличить добычу торфа перед всеми предприятиями, которые его добывали, в том числе и перед предприятиями Балахны. Для добычи торфа требовались рабочие, так как практически все мужчины были призваны на фронт. Поэтому на торфозаготовки вербовали женщин, девушек из всей Горьковской области.

Аня также завербовалась и  поехала на добычу торфа в Балахну. Это был адский труд. Они рыли торф, сваливали его в яму, потом лили в него вёдрами болотную воду. Торф распускался в чёрную, липкую грязь. Рабочие раздевались догола , лезли в яму, вытаскивали корневища, собственным телом разбивали комья , готовили торфяное тесто. Мириады комаров и слепней тучами поднимались над головами. Когда тесто было готово, его выгребали из ямы и тачками свозили на «карты», где сушили торфяные кирпичи. От такой работы болели ноги, руки и спина. Ей приходилось работать, выполнять план и даже перевыполнять его. Так как за хорошую работу давали ещё пайку хлеба. Так же просили рыть окопы.  Молодые девчонки так сильно уставали,  что падали от усталости, а на другой день рано утром опять приходилось вставать  на работу. Проработав так 3 года, она вернулась домой и продолжила работать в колхозе.
До окончания войны было еще целых два года. Анна пошла работать  на ферму дояркой. Там она познакомилась  с  Колей, он  был из Красного. Воевал, был тяжело ранен, лежал в госпитале, а затем был комиссован и вернулся домой.

Анна  вышла  за него замуж, переехала жить в село Красное. Но семейная жизнь не удалась, характер у мужа был тяжелый, и вскоре Анна ушла от мужа и вместе с дочкой Любашей начала снимать угол.

В годы войны в селе развернулось  движение по сбору теплых вещей и подарков для бойцов Красной Армии.  Анна   сажала табак, чтобы отправить его на фронт, зимой вязала теплые рукавицы и носки для солдат. На селе не раз проходил сбор теплых вещей. Первыми пример подавали  коммунисты. Лозунг «Все для фронта, все для Победы!» превратился в норму жизни.

 

IV.           Послевоенное восстановление  хозяйства, вклад Костылевой

А.И.  в развитие колхоза

 

С  работой адскою она,

                                                                           С неженским мужеством справлялась,

                                                                                                Хотя была всегда скромна

                                                                                        И средь других, не выделялась.

Закончилась война. Долгожданную весть о победе в Великой Отечественной войне прабабушка  узнала так:  «Возвращалась с работы, с утреней дойки, и услышала эту радостную весть», - рассказывала она моей маме.  Как жили после войны? Изменилась ли жизнь? Эти вопросы мне бы хотелось задать   прабабушке. Но ее уже давно нет, поэтому я беседовала с бывшей учительницей нашей школы, Г.П. Чудиной, которая  в послевоенное время была подростком. Ее рассказ я записала. «В село не вернулся каждый второй, но  были и те, кто возвращался нездоровым.  Кругом одни женщины. Лошадей не было, так что возить всё приходилось на себе. Жить легче не стало. По-прежнему работали за трудодни. Вдобавок резко увеличили налоги на личное подсобное хозяйство. Изучая послевоенное время, нами были просмотрены документы колхоза, которые хранятся в школьном музее. Здесь имеются документы за 1949- 50гг. Исходя из них, можно сделать вывод о том, что хозяйство в колхозе в это время было большим. Страна после войны нуждалась в продуктах питания, и колхозники выращивали картофель, знаменитый «Арзамасский» лук, морковь, свеклу. В колхозе начали разводить лошадей, коров, выращивали телят, овец. Моя прабабушка продолжала работать дояркой. Труд всё так же, был больше ручной. Коров только прибавилось у каждой доярки, стало по 15 голов. Да еще уход за телятами. Только в 60-ые годы построили в колхозе родильное отделение для коров. И за телятами стала смотреть работница- «хожалка». Был на ферме и свой ветеринар, который лечил коров, лошадей. Рабочий день начинался в летнее время в 4ч 30мин и шёл до 8.00 утра, затем был перерыв, а потом с 16. 00  до 19.00 часов вечера. Галина Павловна тоже часто бывала на ферме – матери помогала,  говорит, что бывало трудно. Но настроение было у всех хорошее, на работу шли с песней и с работы с песней.

В 1950г красносельский колхоз объединился с кичанзинским, а в 1958г  -с хватовским. После объединения он получил название «Мировой Октябрь».

Труд Анны Ивановны Костылевой был отмечен почетной грамотой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Жизнь в эпоху «развитого социализма»

Из документов мы узнали, что в 1978г, в селе Красное было 1206 хозяйств и 3849 жителей. Село являлось центром сельсовета и центральной усадьбой колхоза «Мировой Октябрь». В 70е годы колхоз «Мировой Октябрь» был многократным участником ВДНХ,  его денежные доходы достигали 3 миллионов рублей. Лицо села Красное преобразилось, на центральной улице был построен замечательный Дом культуры, начал застраиваться микрорайон  для тружеников села.

На основе передовой агротехники и науки колхозники начали собирать зерновых по 20 и более центнеров, картофеля и овощей - более 200 центнеров с гектара. На опыте колхоза  внутрихозяйственного расчета училась буквально вся область. Научная организация труда, отлично налаженная диспетчерская служба, двухсменная работа на фермах, цеховая организация труда - это тоже являлось предметом подражания для других колхозов и совхозов. Именно колхоз «Мировой Октябрь» в эти годы называли житницей района, основным поставщиком арзамасского лука.

Достаток пришел в каждый дом; средний месячный заработок колхозника превысил в 1970 году 110 рублей.

Анна Ивановна продолжала работать на ферме. К этому времени  Анна Ивановна построила дом,  вокруг которого был большой земельный участок с садом.  По рассказам бабушки, ее дочери Любы  прабабушка очень любила отдохнуть в саду после тяжелой работы на ферме.

 

В годы перестройки  жизнь в Красном начала меняться. Все больше выпускников школы уезжали искать счастья в  ближайшие города – Арзамас, Горький. В колхозе оставалось все меньше работников, поэтому колхозников стали «перекидывать» с места на место. Работать стало еще тяжелее. По словам бабушки Любы, прабабушка часто говорила, что ждали-ждали светлой и легкой жизни, да видно, не судьба! Вскоре она ушла на заслуженный отдых.

В 1991 году Советский Союз распался и страна встряла в волну непонятного развития. Те ценности, с которыми жили люди, уже не существовали. Трудно было красноселам, особенно старшему поколению, привыкнуть к новому строю. Единственное место работы - колхоз постепенно угасал.

Реформирование экономики страны в 1990-е годы нанесло серьезный урон сельскому хозяйству большинства регионов: колхозы и совхозы разорялись, села пустели.

Прабабушки не стало в 1995г. Не увидела она, как вновь стало развиваться село, появились новые жители.

Прабабушка  всю свою жизнь  посвятила родному колхозу, была передовиком в сельском хозяйстве, имела много грамот за свой добросовестный труд, была ветераном  труда. И, даже будучи на пенсии, пользовалась огромным авторитетом у колхозного начальства и без работы не сидела ни дня.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI. Заключение

Жизнь моей прабабушки Костылевой Анны Ивановны была насыщенной.  Ей пришлось столкнуться с большим количеством невзгод, которые она преодолела, научилась выживать и просто жить. Жить простой человеческой жизнью: любить и быть любимой, растить детей, внуков.

В ходе  исследования жизни и судьбы моей прабабушки, изучая литературу, документы, которые хранятся в школьном музее, мне стало понятно, что все события, произошедшие в жизни Анны Ивановны, переплетаются с событиями, происходившими в стране.

Исходя из выше изложенного,  можно сделать вывод о неверности выдвинутой гипотезы: «Судьба человека зависит только от него самого, никто не может повлиять на развитие жизни человека».

Жизнь каждого человека  -  это «кирпичик», что ложится в «стену»  истории страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.     Воспоминания Киселевой Любови Михайловны.

2.     Воспоминания Чудиной Галины Павловны.

     3.    Кулагина Г.М. Отечественная история – [электронный ресурс] -         http://www.litportal.ru/genre23/author9.:                        

     4. Коллективизация – [электронный ресурс] –http://www.urokiistorii.ru/history/event/2009/05/kollektivizatsiya696/read/page/15/book48848.html

     5. Материалы школьного музея, ф.2,оп.1

 

 


25 января 2014 в 21:27

Предыдущая публикация

Образование и наука Нижегородского края в годы НЭПа

Следующая публикация

«Оружие победы»
Подписки

Для того чтобы подписаться необходимо Войти

Все подписчики (0)

Поделиться

Поделитесь этим материалом с друзьями в социальных сетях

Комментарии

Комментарии к этому материалу пока отсутствуют.


Для того, чтобы оставлять комментарии необходимо Войти