В работе дано краткое описание семейной реликвии - детских санок, их видов и назначения. Они были изготовлены руками моего дедушки - Мымрина В.А. По своему дизайну и строению они необычны. Это сани «лубошные», сани финские и салазки двуместные.
Семейная реликвия: "Дедово наследство – сани".

Детские старенькие сани.
«Нахлобучили дома
Белые ушанки.
Брат принёс из гаража
Старенькие санки
…»
Зима - время детских забав и
развлечений на свежем воздухе. Активные игры и занятия зимой дарят не только огромную
радость детям и взрослым, но и приносят весомую пользу нашему здоровью. Можно
кататься на лыжах, на коньках, лепить снеговиков и играть в снежного ангела.
Однако, самым популярным зимним развлечением было и остается катание на санках.
С приходом зимы, в коридоре нашего дома так же появляются санки,
да не одни, а несколько. Часто мы
смотрим на вещи, окружающие нас, взглядом обычного обывателя, нисколько не
интересуясь и не задумываясь об их происхождении. Так всегда происходило и со
мной. Но однажды, я задумалась, почему наши сани так не похожи на современные
санки? У них необычный дизайн и
строение. К тому же – они самодельные! Таких санок больше ни у кого нет! По
этой причине сани стали объектом моего исследования. А предметом моего
исследования стали детские сани, а точнее их виды: сани «лубошные», сани финские и салазки двуместные.
Конечно
же, сани есть и у соседей, и у наших знакомых и друзей. Но наши сани - особенные, не похожие на
остальные. От них веет стариной. Мама
мне рассказывала, что они очень дороги нашей семье, так как изготовлены руками
моего дедушки – Мымрина Владимира Александровича и сделаны с любовью. С любовью
к своим родным, к своим близким людям, к своим детям. С любовью к своему
будущему поколению, чтобы помнили и дорожили.
Сани
– это не просто наша семейная реликвия, это память о дедушке, память о детстве
моих родителей, о нашем замечательном мирном и светлом детстве.
Мой
дедушка – Мымрин Владимир Александрович (1947 – 2009 г.г.), был мастер –
«золотые руки». Работал он простым
рабочим, слесарем-механиком на
Павловском автобусном заводе. Всё, что
попадало к нему в руки, оживало, начинало работать и в конечном итоге радовало
всех. Дом, в котором я сейчас проживаю со своей семьёй, был построен руками
моего дедушки. Он был и плотником, и
каменщиком, и столяром. Многие вещи, хранимые в нашей семье, изготовлены или
доработаны до совершенства его руками. Они служат нам и по сегодняшний день. К ним относятся,
например, такие вещи, как лопаты,
велосипеды, тележки и сани.
История
возникновения детских санок в нашей семье связана с рождением детей в семье
моего деда, который всю свою жизнь пропагандировал здоровый образ жизни. Он много трудился, не пил, не курил. По
выходным любил кататься зимой на лыжах, а летом и осенью ходил в лес за ягодами
и грибами. Самый интересный факт – он много ходил пешком. Да и своих детей и внуков приучал
ходить, в основном, пешком. А начиналось
всё с похода на работу и обратно, и по
пути нужно было детей в детский сад «Алёнушка» отправить. Несмотря на детский
возраст – от двух до семи лет, из
садика мы с братом ходили всегда с дедом не спеша. Хотя расстояние до нашего дома не близкое –
2,5 км. А вот в садик, чтобы сэкономить время, дедушка нас, как и своих
детей, возил на транспорте. Летом,
весной и осенью - на велосипеде с двумя сиденьями для пассажиров: спереди (на
раме) и сзади (на багажнике). Зимой – на санях. Детей в возрасте от семи
месяцев до 3-х лет дедушка возил на «лубошных» деревянных санях, от двух до
пяти лет - на обычных детских санках, а
детей постарше - на «финках». В 2009 году дедушка трагически погиб. Но от него
на память нам в наследство достались сани, которые мы используем по назначению
и сегодня. Дедушкины сани мы храним на
чердаке амбара, который находится недалеко от дома на территории нашего
земельного участка – огорода. С
приходом зимы, мы аккуратно их достаём и переносим в домашний коридор.

Сани деревянные - "Лубошные" или "Лубяные"
«Лубошные» сани.
Со
слов моей бабушки, «лубошные» сани появились
в нашей семье в 1973 г. Они были куплены
на базаре г. Павлово за 35-40 руб. (половина месячного оклада). Предположительно,
на базар их привозили со стороны Салавери (Салавирь – деревня в Навашинском
р-не, Нижегородской обл.). В то время
они пользовались большим спросом у населения. В народе такие сани иногда называют повозкой
для малышей или «лубяные» сани. В
настоящее время увидеть или купить такие сани – большая редкость.
«Лубошные»
сани купили для новорождённой в феврале дочери – моей мамы, чтобы в зимний
период времени по улице не носить её на руках, а катать на санках. Зимы были снежные. Личный автотранспорт –
машины, считались роскошью. Автобусы ходили редко. В основном люди перемещались по городу
пешком. Да и до районных центров из
деревень так же добирались пешим ходом.
У наших
саней полозья дубовые, бока сделаны из бересты. Сани изготовлены без единого
гвоздя. Части саней связаны между собой лыком из липы. Со временем, сани
немного расшатались, ссохлись. Но всё равно в рабочем состоянии. Как только
нарождаются дети – сани для них уже готовые.
На «лубошных» санках дедушка возил своих детей в детский
сад. В начале, возил одну дочь – мою маму. Впоследствии возил одновременно
двоих детей: дочку и сына – моего дядю.
По рассказам бабушки, моя мама (старшая по возрасту)
часто возмущалась при посадке в сани, так как её сажали первой, а братишку вторым
сверху ей на колени. Она боялась, что он её придавит. С одной стороны, он ей
загораживал обзор. С другой стороны, с ним было теплее, на неё не дуло. Но как
только санки трогались с места, все возмущения пропадали. Аура у них, наверное,
положительная.
Со слов моей мамы, санки ей и во взрослой жизни
пригодились. Она катала на них своих детей с рождения и до 2-х лет. На
деревянных санках мама возила нас с братьями в поликлинику на взвешивание,
когда нам было меньше полугода. Поликлиника от нашего дома находится далеко.
Колёса у «зимней» коляски в снег проваливаются.
В автобус марки «ПАЗ» она не
проходит по размерам. Вот нас мама, не спеша, и возила в «лубошных» санках по
снегу как на прогулку до места назначения: либо в магазин, либо в поликлинику,
либо просто по улицам катала. Она нас катала, а прохожие оборачивались и
обращали внимание на наши «не как у всех» саночки. Может быть, даже, завидовали
нам и со стороны улыбались, вспоминая свои детские годы. Мама с нами часто
гуляла, даже в морозные деньки. Сборов
было не много. У нас не было модных комбинезонов или шапок. И это не потому,
что у нас не было денег, а потому, что были сохранены зимние тёплые вещи наших
предков. До полугода нас в ватное одеяло зимой заворачивали, а на голову шаль пуховую прабабушкину
повязывали. Да, это сейчас не модно, зато тепло и удобно. Когда мы на улице засыпали, мама осторожно,
чтобы не потревожить, вносила нас домой и просто разворачивала одеяло, не
задевая наши ручки и ножки. Т.е. их не
нужно было вынимать из рукавов или ног комбинезона! Ведь крепкий здоровый сон,
да ещё и на свежем воздухе – залог здоровья и хорошего настроения. Особенно сладок этот сон в старинных деревянных саночках! Благодаря тому, что бока санок закрыты с трёх
сторон, ребёнок чувствует себя там комфортно и уютно: ветер не дует, спина не
прогибается, обзор хороший. А если ещё и разогнаться быстрее, то и водящему
можно прокатиться, поставив ноги сзади на выступающие части полозьев. На таких
санках удобно и по ровной дороге ехать, и с горки прокатиться. В таких санках
малыш спит очень крепко, т.к. быстро засыпает под стук (хруст) полозьев о снег.

Мы с соседкой сидим крепко
Салазки для двоих.
Со слов моей бабушки, салазки для двоих были
изготовлены дедом в 1976 году. Причина создания таких санок – рождение в семье
второго ребёнка – брата моей мамы. Детей на прогулку нужно было выводить
одновременно и каждому из них хотелось прокатиться. Санки дед изготавливал в
домашних условиях. У нас в подвале дома имеется столярная мастерская. Полозья и
основа для санок изготовлены из алюминия – лёгкого материала. Имеется железная
спинка для сидения, которая при необходимости складывается. К санкам спереди
привязан прочный шпагат-верёвка. На салазках
дедушка часто отвозил своих детей в детский сад туда и обратно. Бабушка
вспоминает: «Был случай, когда дедушка при подходе к садику обнаружил, что в
санках только один ребёнок – дочка, а сыночка-то и нет. Потерялся по дороге,
выпал из санок. Дедушка сильно
испугался, побежал назад и примерно в ста метрах от себя обнаружил сыночка. Он
сидел в сугробе, как ни в чём не бывало, и даже не плакал. Всё закончилось
благополучно».

С младшим братом на прогулке.
Финские сани.
Финские санки или
«финки» хранятся в нашей семье с 1975 года. Изготовлены они были так же руками
моего любимого дедушки.
Мы называем
такие санки «финками».
По моим наблюдениям, у
«финок» имеется много достоинств. Стоя на полозьях, не провалишься на заметенной
снегом дороге. На скользком пути, держась за спинку, удержишься от падения –
это безопаснее, чем передвигаться на ногах. А усталость возьмет, можно присесть
и отдохнуть, полюбоваться окрестностью. Опять же ни ребенка, ни сумки на себе
нести не надо, их можно расположить на сиденье перед глазами, под контролем. Можно
на них и ношу тяжёлую небольшого размера на сидении довести, можно и вёдра с
водой с колонки до дома доставить, подвесив их по краям ручек. А кататься на «финках» - просто большое
удовольствие. Можно и одному, и вдвоём, и втроём. Кто-то сзади правит и стоит,
а кто-то спереди сидит. Передвигаться на финке просто: одна нога стоит на
полозе, другой отталкиваешься. Скорость можно набрать приличную.
Наши «финки» очень
красивы по своему строению, приятного цвета – бирюзового. Деревянные ручки и спинка стула у них резные.
Сразу видно, что сделаны они с любовью, со старанием.
Виды саней.
Аэросани - самоходные сани, снабженные двигателем
внутреннего сгорания с толкающим воздушным винтом (пропеллером)
Боб —
род саней с рулевым управлением, специальные управляемые сани для бобслея.
Буер — спортивные сани с парусом для езды по льду.
Беговые — лёгкие
одноместные санки. Использовались состоятельными господами для самостоятельной
езды по городу, для зимних испытаний рысаков.
Виз-а-виз –
обычные сани, их особенностью было то, что сидения располагались друг напротив
друга, так, чтобы пассажиры сидели лицом к лицу друг с другом.
Возок — это древнерусская крытая повозка на полозьях, в которой были
двери и окна. Сани со спинкой.
Волокуши — сани, состоящие из двух жердей (в современном
исполнении — труб), передние концы которых привязываются к лошади, быку или
собаке, а задние волочатся по земле.
Современные волокуши (корыто на верёвочке) обычно используют рыбаки и
охотники для транспортировки грузов.
Ватрушки – надувные санки для катания с гор. Это баллон с воздухом в специальном прочном чехле. В
России их называют тюбинги – надувные бублики,
пончики, надувные санки, сноутюбы и даже таблетки для
катания.
Дровни —
крестьянские сани без кузова.
Кережка (керёжа)
— сани, внешне очень напоминающие лодку с острым носом. Оснащены только
одним полозом посередине. Использовались только для передвижения на северных
оленях. Также назывались болок или волчек.
Ледянка - пластинка, упрощённый вид саней. На ней, в
основном, катаются с невысоких гор и склонов.
Нарты - сани для
собачьих упряжек. По виду бывают прогулочные, для занятия спортивной ездой,
облегчённые, на длинные расстояния и грузовые.
Обшевни, пошевни — широкие сани, обшитые лубом или тёсом.
Розвальни — низкие широкие сани с расходящимися врозь от передка
боками
Ракетные сани — испытательная платформа, скользящая
по специальному рельсовому пути
с помощью ракетного двигателя.
Салазки — маленькие деревянные ручные детские санки.
Тащилки –
специальные сани на жердях, на которых в
Древней Руси ездили по болотам.
Тобогган — бесполозные сани, использовавшиеся индейцами Северной Америки. В России также тобогганом называют вид водной горки
в аквапарках (с открытым верхом).
Финские сани — высокие санки с длинными полозьями и
специальной рамой на спинке сидения. Их не везут, а толкают сзади (как на
самокате).
Чунки — сани для перевозки тяжестей.
Заключение.
Своё исследование я бы называла путешествием в мир
детства моих предков: родителей, бабушек и дедушек. Какое замечательное детство
было у них! Как часто они проводили время всей семьёй на свежем воздухе! Не то,
что мы сейчас, всё чаще сидим в
Интернете. И это заставляет лишний раз задуматься о своём времяпровождении, о
своём здоровье. Ведь зимние забавы на санях способствуют укреплению иммунитета.
Как говорится: «В здоровом теле – здоровый дух!»
В ходе исследования я узнала много нового и
интересного про зимние средства передвижения, пользоваться которыми – одно
удовольствие! Беседуя, изучая семейные архивы и фотографии, я познакомилась с
занятием и увлечениями членов своей семьи. В большей степени с предметами,
изготовленными руками моего дедушки, которого всегда буду помнить и любить. Мы
храним его изделия, ведь в них живет и поныне частичка его души. Я
подрастаю. У меня будет свой дом, своя семья, свои дети. Я непременно расскажу им про дедушку, его
творения – сани. И сейчас я люблю его, и его будут любить мои дети и внуки и
правнуки. Не меньше: любовь передаётся по наследству…
Автор: Клюкина Т.А., ученица 9А кл. МБОУ СОШ № 11
г. Павлово
Работа очень интересная, но она сильно бы выиграла, если бы Вы, смогли проиллюстрировать ее фотографиями или рисунками по теме. Как это сделать можно прочитать здесь: http://reallystory.mininuniver.ru/help/22
Redaction 27 января 2014 в 14:31
Большое спасибо за подсказку. у меня всё получилось. В оригинале имеются приложения: Виды саней (фото), Сани на Руси (в живописи). Эти приложения оформлены как 6 страниц текстового документа. Но мои приложения загрузить на сайт у меня не получается.
lbvf1995 28 января 2014 в 19:19
Видимо уже получилось? ;-) Вижу 6 прекрасных фотографий. Или Вы имели в виду что-то еще?
Redaction 28 января 2014 в 20:39