"Летопись деревни Малое Содомово". Охотникова Татьяна, ученица 8 класса МКОУ Воздвиженской СОШ

История деревни Малое Содомово Воскресенского района. В работе использованы воспоминания моей бабушки Закондыриной Л.Н. и односельчан, справки сельского совета, сведения из литературных источников. Рассказывается о деревне, которая находится на грани исчезновения. Хочу сохранить память о моей родине. Пока живы люди, которые помнят и могут рассказать. Сохранён стиль изложения материала, предоставленного консультантами.

Дата материала
Предположительная дата - февраль 2013
Место
Россия, Нижегородская область, Нижний Новгород
Упомянутые люди
Закондырина Лидия Николаевна
Хранится в альбомах
"История деревни"
Хранитель
vozdv2007


                                                                                                                  

        

 

                                                                      «В деревеньке далёкой, залесной,

                                                                        О которой забыть не могу

                                                                        Одуванчики солнечной песней

                                                                        Разбежались на тихом лугу…»

«Деревня» Закондырина Л.Н.

 

Введение.

Я родилась в деревне Малое Содомово.  Наша семья  живёт в живописном  месте  на  берегу лесной реки Ижмы, в 35 километрах от районного центра Воскресенское.  В настоящее время  деревня переживает трудные времена. Осталось мало жителей. Из социально значимых объектов остались магазин, фельдшерский пункт, сельский совет. Но я здесь живу и люблю свою деревню. Каждому из нас дорога его малая Родина.  Каждому из нас мила родная земля - земля, где он появился на свет. Человек всегда возвращается к родному дому.  Но случается так, что родного дома уже нет.  Важно сохранить  деревню, а если это не удаётся, то сохранить память о ней.

В деревне Малое Содомово в настоящее время проживают в основном старожилы. Они могут ещё что-то вспомнить о прошлом. Ещё можно успеть записать с их слов крохи воспоминаний. Собраны некоторые сведения о деревне местными краеведами. Но мне хочется самой  узнать больше о деревне, передать свои впечатления.   Страшно предполагать, но её ждёт такая же учесть, как и многие ближние населённые пункты – заросшие лесом улицы, останки домов. О них уже не кому рассказать. Поэтому я хочу успеть сохранить память о моей  лесной деревушке.

 О  деревне мне поведала моя бабушка Закондырина Лидия Николаевна . Судьба привела её в 1978 году  в деревню Малое Содомово. Она учила детей в Мало-Содомовской школе. Здесь  открыла в себе поэтический   талант. С  детства труд стал для неё необходимостью и радостью.  Ею  написано около  600 стихотворений (не считая множества частушек) о нашем крае, о судьбах замечательных людях. Часто вспоминает о прошлом деревни, хранит записи о людях и событиях в тетради. В исследовательской работе  я использовала строки из её стихотворений.  Её воспоминания является основой летописи. Так же я изучила документы Сельского совета, топонимический словарь, краеведческие книги. Следующий момент моей работы копирование фотографий их семейного архива. Затем я сфотографировала сохранившиеся дома и постройки, в которых в разное время находились учреждения, значимые для  деревни.

Цель моей  исследовательской работы - сохранение сведений об исчезающей деревне Малое Содомово.

Задачи. 1.  Изучить  историю деревни  по краеведческим литературным источникам.

2.  Провести  поиск  новых сведений о  деревне среди  её жителей.

3. Создать летопись деревни.

4. Привлечь внимание сверстников к занятию поисковой деятельностью по истории родного края.


Сведения из литературных источников.

Из книги  И.М.Шаталова «Воскресенское Поветлужье» и Топонимического словаря  о названии и происхождении  деревни.

«Содомово является древним поселением. Возникновение этого названия, как обосновывает В.Л. Комарович в «Китежской легенде» связано с историей заселения Заволжья. В этом библейском названии «Содом» сказалось презрительное отношение одних поселенцев-«ревнителей благочестия, ставших заселять Заволжье в XVII веке (раскольники, выходцы из монастырей), к другим поселенцам, обосновавшимся там раньше и перенявшим в бытовом укладе некоторые черты от коренного населения - марийцев.

«Тамошний» люд жил как отрезанный от остального крещеного мира. Церквей там не было вовсе. Русские люди своими дикими обычаями сходствовали с соседними звероловами, черемисой и вотяками. Они только языком и отличались от них. Детей у них крестили бабушки-повитухи, свадьбы-самокрутки венчали в лесу вокруг ракитного куста, хоронили, где попало .

Поэтому ряд более ранних заволжских поселений и получил название Содомово. В нашем крае Большое и Малое Содомово, означающее беспорядок, безнравственность. Деревня возникла около 400 лет назад. Обосновали её татары. Русское население появилось здесь позже».

О Малом Содомове нет упоминаний  в книге Н.Б. Гаврюшина «Страницы истории Воскресенского района Нижегородской области». Однако говорится о близлежащих поселениях. Поэтому  я могу предположить, что события  середины  и конца  19 века связанные с отменой крепостного права относятся и к жителям деревни Малое Содомово. Деревня тогда относилась к заветлужской части Баковского имения, которым  управлял Альбер. Крестьяне приняли участие в конфликте с властями по поводу несправедливого распределения земли между крестьянами. В то время малосодомовцы ещё занимались рогожным промыслом, сплавом леса по реке Ижме.

                            О жизни деревни до второй половины 20 века.

В справке Сельского совета говорится:

«Деревня Малое Содомово  возникла около 400 лет назад, обосновали её татары. До революции земли принадлежали  крестьянам, помещиков в деревне не было. У каждой семьи было своё хозяйство,  свои полосы земли, которые обрабатывались вручную, а у кого были лошади. Некоторые крестьянские семьи имели небольшие заводы  в один казан, т.е.  в одну топку, в которую бросали пылевой порошок, гнали дёготь.

         Основным занятием крестьян было сельское хозяйство, возделывали такие культуры как рожь, овес, просо, лен, картофель. Земли в основном песчаные и поэтому приходилось их много удобрять навозом.  Каждое хозяйство держало скот. Зерно мололи на мельнице, которая была на реке Ижма за 2 км. Сейчас это место называется  "горелой".

         В начале, когда образовалась деревня, в ней проживали татары, потом в деревне появились русские. В настоящее время проживает только  русское население, других национальностей нет. В деревне в основном жили православные.

         До установления Советской власти в деревне не было ни школы, ни медпункта. Он был открыт в 1937 году.

         Во время гражданской войны в деревню приезжала "банда", которая у богатых крестьян забирала хлеб, скот.

         До коллективизации в деревне ни артелей, ни коммун не было. Колхоз организовался в 1931 году. Раскулаченных в деревне четыре хозяйства: Топанов Василий Михайлович, Катютин Матвей Васильевич, Катютин Павел Филипович, Катютин Иван Филипович и Веселов Яков Петрович. Раскулачили их за то, что было у них не по одному заводу. В колхозе крестьянам стало жить лучше по сравнению с дореволюционным временем.

         Когда началась Великая Отечественная Война, все мужики без исключения ушли на фронт и больше половины не пришли с войны. Только в одной семье Вороновой Аксиньи ушли на фронт восемь сыновей и все они погибли. В деревне нет семьи, что бы кто-то не был на войне,  у кого погибли отцы, мужья, братья».

По воспоминаниям   Воронова Николая Васильевича (82 года),  Катютиной  Тамары Павловны  (83 года) стало известно, что  42 человека вернулись с великой Отечественной войны, 24 человека погибли на полях сражений.   В честь них в деревне возведён Обелиск, на котором начертаны имена.

         После войны,  вернувшиеся с фронта мужчины работали  в колхозе,  в леспромхозе, в лесничестве.

         Самым пагубным для колхозов, да и для деревень, оказалось укрупнение колхозов. Оно началось в 50-х годах. С тех пор деревня начала хиреть, молодые люди подались в города.

О жизни односельчан во второй половине 20 века.

О жизни односельчан во второй половине 20 века мне рассказала моя бабушка Закондырина Л.Н.  Она вспоминает о том, что рядом с деревней Малое Содомово находились Петрово, Базаны, Прудовские, Москва, Елизаветино, Кутцы, Яшкино Поле, Петрово. От них остались одни названия, да ямы от изб, да кусты смородины.  А в нашей деревне ещё теплится  жизнь благодаря старожилам, и людям, которые любят сельскую жизнь с её трудностями и хлопотами. 

Жители Малого Содомова всегда трудились на совесть: сплавляли лес по реке Ижме,  в колхозе растили хлеб, выращивали  молодняк крупного рогатого скота. Деревня процветала. Был  свой роддом.

Пережили деревни Батыя,

Перестройку вот не смогли.

Она, всеми людьми проклятая,

Понаделала много бед.

Умирают деревни-матушки,

Простоявшие много лет.

         Это будет позже,  не могли подумать тогда о разорении. В каждой деревне была школа. Если есть школа, значит есть дети, и будущее.  В Малом Содомове школа находилась за деревней, в сторону Петрова. В 2-х этажном здании учились  с 5-го по 8-ой класс. Работала школьная столовая и буфет, где учителя покупали все необходимые продукты и хлеб. На другой стороне дороги стояла начальная школа и два школьных интерната, там жили ученики из Базан, Михайловского, Переправа, Большого и Малого Кутцов, с Яшкина Поля, человек 70-80, а всего в школе училось 280 человек. Восьмых классов было два.

            Здание школы стояло до 1987 года. Но детей здесь уже не учили с конца 70-х.  В это время   в деревне ещё оставалась  почта и отделение сберкассы. Работало там пять человек (заведующая, три почтальонки и работница сберкассы). В магазине работали  промтоварный и продовольственный отделы. Библиотека имела  очень большой книжный фонд.

Жители деревни держали 38 коров, около 50 коз и овец. В сторону Переправы находилась  ферма, где было 400 коров, 2 быка, 170 голов молодняка. Рядом стоял конный двор, склад для хранения комбикорма, большой ангар для сена. Возле  Уткина озера располагался зерноток и три очень большие сенажные траншеи.

В деревенском клубе  работало три кочегара, техничка, директор, худрук. Потом началась перестройка. Колхоз разделили на земельные и имущественные паи. Коров увезли на мясо. Снег с крыши фермы не убирали, она обвалилась, рамы и всё что можно было  растащили. Остатки фермы продали. Ломали зеки и на большегрузных машинах увозили кирпич. Это было  осенью 2007 года.

 С 1 января 2005 года клуб  и  библиотеку закрыли. Летом 2008 года здание клуба продали в Сокольский район. Приезжала бригада мужиков, сбрасывали шифер, стояла канонада  (как- будто война из кино). Сердце тосковало по утрате.

Почту закрыли в 1996 году. Осталась  работать одна почтальонка. В 2002 году её сократили, а на стену магазина повесили почтовый ящик. Люди остались без работы и стали уезжать. В 1987 году на всех шести улицах деревни все дома были жилые.

Улицы Больничная, Почтовая, Кооперативная, Лесная, Новая и переулок Кооперативный стали постепенно «исчезать». Новые дома стали продавать и увозить. Появилось много «шинков», поэтому несколько домов сгорели вместе с пьяными хозяевами (большущий дом Вороновых, пятистенный  Косточкиных, дома  Смирновых, Веселовых, Колесовых). Это беда нашей деревни.

 Теперь на улице Больничной всего три дома и пять человек жителей. На Почтовой шесть жилых домов и одиннадцать человек. На Кооперативной семь жилых домов и четырнадцать жителей. На Новой  шесть домов и семь человек. Всего  в деревне на 1 января 2013 года живет 52 человека. За это время умерло в деревне 129 человек. В настоящее время в деревне всего один дом, где хозяевам 30-32 года. Два дома 38-48 лет. Один дом 45-50 лет. Детей пять человек. Студентов трое. Одиноких женщин старше 70 лет тринадцать. Одиноких мужчин двое. То есть в пятнадцати домах живут одинокие люди от 70 лет и старше. Две многодетных семьи. Деревня умирает.

Фотографии деревни свидетельствуют об упадке и запустении.

                                       Заключение.

Судьба деревни Малое Содомово представляет большой интерес. Почти четыре столетия деревня жила, развивалась. Но в конце 20 века в стране произошли перемены, которые привели к упадку. В летописи собраны сведения о деревне. Я передала летопись в Воздвиженскую сельскую администрацию, в школьный краеведческий музей "Уголок России". Я рассказывала о моей деревне на школьной научно-практической конференции исследовательских работ учащихся. Моя попытка узнать об истории исчезнувших деревень, соседних с Малым Содомовым, оказалась безуспешной. Мало осталось очевидцев тех событий, а те кто живы мало что могут вспомнить.

Невольно у меня возникают   вопросы:  «А  почему так произошло?». Есть  надежда, что моя деревня возродиться. Ведь деревни-соседи уже исчезли, а Малое Содомово  ещё живёт. Может ещё не всё потеряно? 

Стихотворение  Закондыриной Л.Н. 

                 «За что?»    

У деревни один недостаток.

Комары летом спать не дают.

Но какие шелковые травы

Вдоль по улице нашей растут!

А какой утром радостный праздник,

Когда солнце блестит на росе.

Сколько их огоньков этих разных

На траве, на деревьях- везде.

Как в деревню мою не влюбиться?

Чистый воздух как - будто хмельной

А в колодце такая водица

Не захочешь воды городской.

Потому в деревнях люди крепче.

Живут дольше людей в городах.

Вот за что только наши деревни

Умирают у нас на глазах ?  

 

Используемая литература.

1.Гаврющин Н.Г. Страницы истории Воскресенского района Нижегородской области. Р.п. Воскресенское, 1996 год.

2.Закондырина Л. Уголок России. Сборник стихов. Р.п. Воскресенское, 2009 год.

3.Личные записи из тетради Закондыриной Л.Н.

4.Фотографии из семейного архива.

5. И.М.Шаталов «Воскресенское Поветлужье»

6. Документы Сельского совета.

7. toponimika

 

Закондырина Л.Н. с внучками 2003 год.




















Копии документов из Сельского совета.






 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Фотографии из семейного архива


Учащиеся школы 1975 год Подробнее


У школьной столовой, 1975 год Подробнее


Выгон скота, начало 80-х Подробнее


 

 

 

 

 


 


 

 







Разрушенное здание почты Подробнее


Главная улица Подробнее


На окраине деревни Подробнее


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 


Передача летописи в школьный музей Подробнее



 

 

 

 

 

 

 

 

 



29 января 2014 в 11:25

Карта истории
Подписки

Для того чтобы подписаться необходимо Войти

Все подписчики (1)

Поделиться

Поделитесь этим материалом с друзьями в социальных сетях

Комментарии

Комментарии к этому материалу пока отсутствуют.


Для того, чтобы оставлять комментарии необходимо Войти