Моя Валиха

деревня Валиха Варнавинского района Нижегородской области

Дата материала
Не указана
Место
Не указано
Упомянутые люди
Не указаны
Хранитель
Tatyana

«Нет забытых деревень»

 

Исторический исследовательский конкурс

«Моя семья в истории страны»

«Моя Валиха»

 

Автор: Чегодаева Сюзанна Владимировна

ученица 6 класса Богородской ООШ,

член детского объединения «Юный экскурсовод»

МБОУ  ДОД Варнавинского ЦРТД и Ю;

Руководитель: Ципилева Елена Александровна,

педагог дополнительного образования,

руководитель д/о «Юный экскурсовод»;

Консультанты: Полев Владимир Геннадьевич,

дедушка Чегодаевой Сюзанны,

Колесова Евдокия Ильинична,

соседка Полевых по Валихе

ir.michurina@yandex.ru          32-1-62

 

1

2. В наши дни многие   люди ищут информацию  о своих корнях, о своей  малой родине. Когда я думаю о своих предках, я сразу вспоминаю Валиху, деревню, где жили мои прабабушка и прадедушка Полевы и их родители. Мне очень хочется рассказать о них, о деревне, как они жили в разные времена, трудные и не очень, как изменялась жизнь в нашей деревеньке, и какой её запомнят все, кто там жил или бывал. Эта деревенька находится в 7 километрах от села Богородского по дороге в Новоникольское, в стороне от районной трассы. Мы не знаем пока точно, почему она так называется. В справочниках о территориальном делении Костромской и Нижегородской губерний встречается название этой деревеньки как «Волиха», от слова ВОЛЯ. В этих книгах не даётся ссылка на разночтения в названиях с колебаниями звуков «а» и «о».  

3. Но более вероятное происхождение названия можно  объяснить после исследования старых  карт нашей местности. На одной из них от 1790 года  наши  известные  деревни Бочкариха и Валиха написаны через букву «а»: Бачкариха, Валиха. На другой старой карте более мелкого масштаба Валихи нет, но зато и наше Богородское записано как Богоявленское (Биберино).  Значит, есть или ошибки, или новая для нас информация. Составляли эти карты московские дьяки, и со своим «акающим» произношением они зафиксировали слово  Валиха. Как это случилось и с деревнями Боки, ставшими «Баками». Известна  деревня Валиха давно, в книге М.А. Балдина  «Варнавинская старина» приводятся цитаты, где она упоминается относительно принадлежности к дачам № 1-2  Его Сиятельства генерал-аншефа и разных орденов кавалера графа Шереметьева Петра Борисовича, это  данные Генерального межевания и 5-ой ревизии 1797 года. Там же есть сведения, что в Богородской даче было  в среднем  по 10 дворов при 5 жителях.

 

2

Деревня принадлежала к приходу Богородской церкви во имя Казанской Божией матери, престольный праздник в честь обретения иконы проходил 21 июля, а в деревне был ещё и свой – Петров день. Местные жители занимались землепашеством, охотой, крестьянскими ремёслами, обеспечивали себя продуктами, одеждой и обувью. Жизнь крестьян была очень тяжёлая, но века пронеслись со своими изменениями, менялась и деревенька. Валиха пока ещё существует  на карте нашего района, потому что там числятся 4 жителя, зимует один. Внизу, в овраге, всё так же течет чудесная речка Курдомка.

4.  Это действительно чудесная речка! Курдомка – правый  приток реки Ветлуги, Курдома – название деревни в нашем районе, которая стоит на высоком берегу Ветлуги в месте, где Курдомка впадает в Ветлугу. Но есть ещё одна речка, Курдома, приток реки Ваи в Кировской области. Как вы можете найти в топонимических словарях, это из фино-угорских языков, к которым относится марийский, Кур - обозначает овраг, Дом – гора. Мы знаем, что   в древности здесь жили марийцы. Речка Курдомка удивляет своими высокими обрывистыми берегами.  По этим берегам и селились люди с древности. С 15 века здешние места стали заселяться русскими. Земли были бедными, и выживать здесь помогал лес, люди стали не только крестьянствовать, но и ещё занимались рыболовством, бортничеством, заготовкой лесных даров.

Мои предки в Валихе поселились давно. Фамилия «Полевы», наверное, происходит от слова «поле». По материалам газеты «За большевистские колхозы» 1943-44 годов из Варнавинского историко-художественного музея  мы  нашли однофамильца Полева Александра Степановича – ударника-передовика, конюха колхоза

 

3

«Культура». В Книге памяти Нижегородской области мы нашли Полева Александра Семёновича, который погиб в 1944 году в Чехословакии.  Чтобы разобраться, это наши родственники или нет,  мне захотелось заняться своей родословной, и вот теперь я её начала оформлять.

5. Дом Полевых в деревне Валиха был построен  ещё до Великой Отечественной войны. Строила его   удивительная женщина – Полева Мария Тихоновна, моя прапрабабушка, с мужем Василием. В то время у них был сын Геннадий 1933 года рождения. Чтобы этот дом поставить, купили дом на хуторе Калинкино, разобрали его и перевезли в Валиху по дороге вдоль речки Курдомки. В наше время невозможно представить, перевозили его на лошадях по нескольку брёвнышек!  Дому этому около 80 лет, окна его украшены голубыми наличниками, которые похожи на широко раскрытые  приветливые глаза. Если пройтись по Валихе, можно увидеть похожие наличники, их резал мастер из Бочкарихи Шмелёв Павел. Электрифицирована деревня была в 1961 году. Наш дом – пятистенок был большой, он основательно встал посреди деревни. Молодые хозяева посадили в саду яблони и смородину. Возле дома растут огромный тополь и липа. Люди в деревнях знали, что тополь спасёт от огня, если где-то у соседей пожар. Возле дома, как и у всех, стоял двор для животных:  Полевы  держали корову, овец, а в старости и козочек. Раньше косили по оврагам, даже одну пятую накошенного надо было сдавать в колхоз, только позже тракторами накошенное  сено стали выделять на трудодни. Баня находилась далеко от дома, возле речки Курдомки, потому, что воды в домах не было до 1981 года, когда в деревне появился водопровод. А до этого воду носили с реки для бани, стирки и животных. Питьевую

 

4

воду брали в колодцах, их было в деревне два. В противопожарных целях в деревне были вырыты два пруда. Теперь ни колодцев, ни прудов не сохранилось. Оставшиеся до нашего времени дома дают нам представление, как жили здесь люди ещё полвека назад.

6. Между датами   снимков из дедушкиного семейного альбома прошло много времени. Изумительно хороши счастливые молодые лица! И  была для того причина: живут рядом обе семьи сватов - Полевых и Зеленцовых, всегда готовы помочь друг другу и детям, если нужно. Всё можно успеть сделать, если дружно жить. На последней фотографии пожилые Полевы за год до своей кончины с соседкой, Евдокией Ильиничной  Колесовой, которая жила напротив  их дома до декабря 2012 года.  Сколько отработали люди за эти годы!

 7.  Работа в колхозе заключалась в основном в полеводстве и животноводстве, в колхозном саду и на пасеке. Валихинские фермы располагались на противоположном берегу, к ним была грунтовая дорога и через речку брод. Её хорошо видно на кадре аэрофотосъёмки 2010 года. Как же добирались до работы в разлив?

Вы не поверите, приходилось ходить на работу через соседнюю деревню Замешаиху. Прадед был конюхом, прабабушка- телятницей. Рядом с Валихой и Замешаихой    были молочно-товарная ферма, телятник и свинарник из белого кирпича, без производственных удобств: не было воды, доильных аппаратов, молокопровода, системы навозоудаления. Позднее, в семидесятые годы фермы большие были построены соседней деревне Бочкарихе, по проектам это были настоящие фабрики молока, но людей в деревне осталось уже мало, и началась перестройка, не принесшая этим местам ничего хорошего,  деревни продолжали умирать.

  Почти все животноводы работали без выходных.  Тем значимее были сельские праздники, к ним готовились и ждали гостей.

 

5

8. Праздничная встреча земляков – Петров день. Давняя фотография встречи земляков в престольный праздник рассказывает о том, как единодушны, счастливы и серьёзны здесь люди. Одеты они по –разному, кто-то в косоворотке, кто-то в городском костюме. Вот почему мужчины справа с ружьями? Наверное, потому, что они гордились своим инструментом добытчика и хотели запечатлеть свою радость и гордость одновременно. Групповые фотографии с семейных и деревенских праздников так же говорят о том, что люди рады встрече, счастливы от той атмосферы, которая создавалась здесь веками.    Приезжавших на праздник ждали родные места и доживающие свой век дома.  И у людей, и у домов судьбы были разные. Конечно же, жизнь людей зависела от их собственных талантов и сноровки, но и от исторической обстановки в стране.

9. После 1917  до 1924 года   в Валихе был свой сельсовет, Волихинский, после этого деревенька стала относиться к Замешаихинскому, а затем к Богородскому сельсовету. Богородский сельсовет  был переименован в Лядовский, а затем снова стал Богородским. Хозяйственная жизнь деревни менялась. В 1929 году  деревни  Валиха, Бочкариха, Замешаиха и  хутор Калинкин объединились в колхоз «Культура», в 60-е влились в укрупнённый колхоз «Заветы Ильича». Население в основном работало в колхозе. Было объявлено, что колхозы будут укрупнять, и надо из хутора Калинкина переселяться в деревни. В Валихе несколько домов перевезены из разных мест.  На их любительских фотографиях дедушки можно рассмотреть, какие дома были в деревне. Многие дома были покрыты дранкой, дедушка рассказывал, что  в деревне был станочек, на котором делали щепу для кровли: побольше и

поменьше. Другие дома покрыты тёсом, рубероидом, позднее –

6

шифером. Молодые люди стоят на фоне зимнего  пейзажа, а справа

виден двухэтажный дом, причём первый этаж у него был кирпичный.

На другой фотографии – за спинами группы женщин его тоже видно. Хозяева – Смирновы жили зимой только на первом этаже. Второй этаж о пяти окнах, с восточной стороны сени на всю высоту дома.

10. В наше время от этого дома осталась только разрушенная основа

из красного  кирпича светлого оттенка. Кирпич раньше делали  в Выползихе ниже по течению Курдомки, но он более тёмный, как и на ограде храмового комплекса в с. Богородском. Возле Валихи глины пригодны для производства кирпича, возможно, здесь его и делали, это не выползихинский кирпич. Есть дачники летом, хотя добраться с сумками – проблема, от асфальтированной  дороги идти можно только по тропинкам. Они сюда едут, потому что здесь красиво. В деревне жители очень любили сажать возле домов липы, они до сих пор стерегут оставшиеся пустые дома. Дом Е.И. Колесовой обсажен липами. Она родом из соседней деревни Замешаихи.  После  окончания Богородской  семилетки была направлена на учёбу в Лысково, чтобы быть специалистом по садоводству и пчеловодству. После окончания учёбы приехала работать в колхоз «Культура», где был посажен сад и организована пасека. ( С тех пор и доныне она не расстаётся с пчёлами.) Замуж вышла в деревне Валиха за Колесова Вениамина Матвеевича. Родители мужа  перевозили свой дом с хутора Калинкина в Валиху, поставили свой пятистенок, напротив дома Полевых. В начале  пятидесятых ставить дом было очень трудно, людей-специалистов не было, и денег за работу платить  - тоже. Приходилось ставить дом самим, звали соседей в счет отработок, то есть надо было отработать столько же времени у тех, кто соглашался помочь строить дом. Печки тоже клали сами, наличники вырезал сам молодой хозяин. Свою   усадьбу молодые

7

Колесовы обсадили липами,    хозяин  возил на телеге из леса саженцы. Вообще в этой деревне много лип. Интересно, что  в округе есть огромные площади зарослей орешника. С северной стороны, от речки Курдомки очень сильно несло холодом  на огород, поэтому там всё плохо росло, решили  защитить пасеку, сад и огород липами.  Сейчас это взрослые, сильные и красивые деревья, они стали настоящей достопримечательностью деревни, обладают притягательной силой и дают здоровье. Оставшись в своём конце деревни одна, Евдокия Ильинична была хранительницей древни, приезжавшие земляки навещали её, фотографировались возле этих лип. Вот и память.  Но пришлось и ей переезжать к сыну поближе к районной трассе. В сухое время летом и осенью Евдокия Ильинична  частенько ходила навещать свой дом в Валихе. Там  у неё вокруг дома  выкошено, чисто и спокойно, только очень грустно от ушедших лет, забот, сил. Пасеку почти всю разорили лихие люди, перевезли остатки ульев к сыну в Замешаиху. Помнит Евдокия Ильинична каждый дом в своей деревне и его жителей, и очень сожалеет, что когда-то бескрайние поля зарастают леском, и что совсем скоро там будет непроходимая чаща.

 Сейчас деревня опустела, дорогу зимнюю  в Валиху  чистят. Потому что там зимует один   Вилков Виктор, не хочет он уходить из родного дома, в который он вернулся из Дзержинска, выйдя на пенсию.

 Не отпускает его родная земля, как отпустила других. Земли распаханной вокруг Валихи было много.

11.  Вокруг деревни были одни поля, на фото они кажутся бескрайними.

Выращивали все зерновые, технические и пропашные культуры нашего района: рожь, ячмень, овес, пшеницу, многолетние травы, лён и картофель.  На Валиху в семидесятые годы в колхозе приходился

8

один трактор, сначала колёсный, потом гусеничный, трактористом работал Полев Владимир Геннадьевич. Он и сделал эти снимки. Почти   двадцать пять лет пахал он эти поля.

12. Полев Владимир Геннадьевич, мой дедушка по материнской линии родился 8.12.1955 года в д. Валиха. Имеет младших брата Николая и сестру Галину. Вехи его биографии просты и созвучны жизни многих сельских надёжных парней:  школа, служба в армии, колхоз «Заветы Ильича», свадьба, две дочери, призыв из запаса на военную службу в Чернобыль, перестройка, работа  на предприятии частного предпринимателя. В душе всегда родная деревня и высокие берега родной  речки Курдомки, которая сносила любые деревянные мосты. Воспоминания о друзьях юности согревали память о деревне. Самый лучший друг часто появлялся в объективе его фотоаппарата. Это Воронов  Леонид. Дружили с ним до самого его ухода… Ребята из соседних деревень приходили и приезжали на велосипедах в Валиху поиграть на  футбольном поле с воротами, была и баскетбольная площадка.

  Взаимная любовь и необходимость друг в друге не

разлучала родных.  Бабушка Маня успела пожить в с. Богородском у всех своих внуков, понянчила правнучек и правнуков, и меня, праправнучку.

Она  умерла в Богородском, потому что её сын Геннадий с женой Валентиной уже были сами пожилыми. Хорошо было жить молодёжи в Богородском: все Полевы устроены: квартиры, детский сад и школа, работа, поездки по путёвкам, но главное – работа, работал Владимир везде хорошо – в полеводстве, в лесу, у ферм, был передовиком,  и его фото было на колхозной Доске почёта.  Он очень любит и свой

родной дом и  тот, где сейчас живёт в с. Богородском.

 

9

В жизни ему приходилось не только пахать и дрова из леса возить.

13.  Бабушка Полева Владимира по материнской линии  Евдокия и дед Иван Зеленцовы жили рядом,  они переводили свой дом в Валиху из д. Подушкино. Прошло полвека. Постепенно пустела Валиха, население старело и убывало. Дороги до деревни так и не успели построить, трудно было до неё добраться студентам: зимой так заметёт, что приходилось сумкой или чемоданом перед собой снег утрамбовывать для каждого шага, чтобы не завязнуть в нём. Заканчивали они учёбу и оставались в городах. Уехал и лучший друг, но всегда помнил о чистоте отношений с родными и о своей Валихе. А в деревне оставались бабушки. Хорошо ещё, что были трактора. Лошадей уж не осталось, нарушилась колхозная конюшня.

Где-то в начале перестроечных лет в апреле умерла бабушка Евдокия Зеленцова. На фото выстраивается процессия: дом бабы Дуси с косынкой на углу, довольно много пожилых людей вокруг, гусеница трактора справа, на зимних тракторных санях уезжала бабушка

Евдокия из деревни в свой последний путь, провожающие сидели с ней рядом: по-другому невозможно было выехать – распутица.

Вел трактор внук - Владимир. Те, кто по здоровью уже не могли съездить на кладбище, наверное, думали: «Счастливы те, которые умерли, а с нами-то что будет? Дров заготовить, до магазина в Замешаиху  сходить - и то  беда». А те, кто неожиданно увидел  в Богородском гусеничный трактор с необычным грузом на санях, были поражены этой печальной картиной. И тот же вопрос «Что же дальше-то будет?»

Многие фотографии отражают  деревенскую жизнь той поры. Возле   дома девочка кормит цыплят, это сестра Галя – её обязанностью было

за ними ухаживать, у всех ребят в семье были свои обязанности. За

 

10

её спиной видно деревянный жёлоб, одним концом опирающийся на деревянную бочку. Там же видно и начало другого жёлоба. Приглядевшись и подумав, можно догадаться, что во время дождя при переполнении бочки можно совместить два жёлоба и водой будет наполняться другая ёмкость пониже, для огорода  эта вода лишней не будет. А желоба эти были выдолблены из бревен. Обращают на себя внимание чистота и простое благоустройство деревни: лавочки, заборчики у палисадников, ограждённые отдельно стоящие деревья в проулках и даже берега речки, чтобы животные не разбредались. В тёплое время вокруг дома в деревне было много работы, но сельские жители очень любили свою природу, они поэтому и жили в этой красоте. В деревне было трудно жить, но казалось, эта жизнь меняется к лучшему: телевизоры, стиральные машины, мотоциклы и велосипеды, зарплату стали платить деньгами, но хорошие изменения превратились в перестройку. 15. Перестройка  для деревни началась с разрушения всего механизма хозяйствования, в 1985 году в колхозе было 460 работающих, а в 2008 году осталось 6.

Ушёл на другую работу и Владимир. В 2012 году похоронили отца,  весной  2013 - мать. Трудится неустанно и на работе, и дома, занимается обустройством дома и хозяйственных построек, дома не сидит.

Деревенька Валиха, как и тысячи ей подобных в России, из века в век была опорой Отечеству. Кормила его, одевала в свои льны и шерсть, провожала лучших сыновей на поле брани. Кроме того, она была хранительницей народного духа и нравственности. Она незабываема. Исследовать и узнать  Валиху мне помогают родители и дедушка Полев Владимир Геннадьевич. «Хорошая была деревня», сказал он. Я ему очень благодарна, потому что узнала много нового о наших предках и об истории нашей деревни, которая жила, как  её страна.

Список использованной литературы

 

1.     Балдин М.А. , Варнавинская старина, Очерки истории Поветлужья, Варнавин- Нижний Новгород, 1993 г. 

2.     Овчинникова А.К  Милая моя родина, Стихи, МУП «Краснобаковская типография», 2006 г.

3.     Гордеева Л.П. и др., Забвению не подлежит: Страницы Нижегородской истории (1941-1945 годы), Книга третья, Сборник документов, писем, воспоминаний, Волго-Вятское книжное издательство, 1995 г.

4.     Морохин Н.В. Словарь топонимов.

5.     Книга Памяти, Нижний Новгород,  Нижполигаф, 1994 г.

6.     История административно-территориального деления Нижегородской губернии 1917-1929, справочник, Горький, Волго-Вятское книжное издательство, 1983г.

7.     Административно-территориальное деление  и органы власти Нижегородского края-Горьковской области 1929-1979, справочник, Горький, Волго-Вятское книжное издательство, 1984г.

8.     Газеты:  - «За большевицкие колхозы»  - 1943-44 годы,

                     - «Новый путь», №      от 10.09.2013г.

Печатные и электронные материалы:

7. Карты Варнавинского уезда и района: 1790, 1776, 1903, 1980 годы, аэрофотосъёмка д. Валихи 2000 г.

8. Выписка из Генерального межевания 1798 г.

9. Воспоминания  старожилов д. Валиха: Колесова Е.И., Зорина А.А. Полев В.Г., Воронов М.А., Смирнов Н.?.

10. Фото из семейных архивов Полевых, Чегодаевых, Колесовых, Пономарёвой О.А., Ципилевой Е.А.

Выписка из «Книги Памяти»

Погибших во время Великой Отечественной войны,

родившихся в деревне Валиха Варнавинского района

1.     Волков Константин Николаевич, 1915 г.р., лейтенант, 31.08.1941 , Харьковская область, Украина.

2.     Воронов Петр Семёнович, 1921.г.р., пропал без вести в сентябре 1941 года.

3.     Гущин Александр Михайлович,1923 г.р., рядовой, пропал без вести 5.05.1942г.

4.     Зырин Николай Антонович 1910 г.р., 19.02.1943, Дубна Смоленской обл.

5.     Козлов Михаил Алексеевич,1926 г.р., 13.03.1944 умер от ран в Дзержинске.

6.     Крутов Василий Павлович, 1924 г.р., пропал без вести1.04.1944г.

7.     Кузнецов Михаил Фёдорович1908 г.р., умер от ран, похоронен в Ленинградской области 6.11.1941 г.

8.     Полев Александр Семёнович, 1922, погиб в 1944 году в Чехословакии.

 

 

 

 

 

По воспоминаниям жителей деревни  всего уходило на Великую Отечественную 24 человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л. Болотова   (10.09.13, газета «Новый путь»)

Мой посёлок любимый

 

Города, как нарывы на теле России,

Разрастаются вширь и  в высоту.

Только наша «глубинка» забытая Богом,

Покосившимся домом летит в пустоту.

 

Ничего не вернуть! Только тянет магнитом,

Хоть глазочком, хоть разик взглянуть на мечту.

А мечта – это дом, где родился когда-то,

Где ты юность встречал на холодном ветру.

 

Ничего не вернуть. Всё ушло безвозвратно,

На останки жилья наступают леса.

Вот и он, мой посёлок любимый,

Доживает свой век, уходя  в никуда…

31 января 2014 в 14:18

Предыдущая публикация

Страницы прошлого. Туков Павел. Арзамас

Следующая публикация

Семья Мурашовых и Панкратовых
Подписки

Для того чтобы подписаться необходимо Войти

Все подписчики (1)

Поделиться

Поделитесь этим материалом с друзьями в социальных сетях

Комментарии

Умница хорошо постаралась

Vasilij 4 февраля 2014 в 22:51

спасибо

vladchega 1 марта 2014 в 9:32

так держать

vladchega 1 марта 2014 в 9:31


Для того, чтобы оставлять комментарии необходимо Войти