Память сквозь века

подвиг Г.П. Шашкова- героя Советского Союза

Дата материала
Точная дата - 11 февраля 2014
Место
Не указано
Упомянутые люди
Шашков Герман Петрович
Хранитель
anna--81

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12»

 

Моя семья в истории страны

Тема: Память сквозь века

 

Выполнил:

Учащийся

МБОУ СОШ №12

9 б класса

Чуркин Дмитрий

Владимирович

Научный руководитель:

учитель истории

 Новгородцева

Анна Владимировна

 

 

 

 

 

г.Балахна,2014

Содержание

                                                                                                    Стр.

Введение                                                                                                 3-5

Основная часть                                                                                      6-13

Глава 1    Связь истории страны с историей жизни предков            6-10

Глава 2     Подвиг  Г.П.Шашкова                                                        11-13                         

Заключение                                                                                            14-15

Список используемых источников и литературы                              16                                                       

Приложения                                                                                          17-25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

  Гордиться славою своих предков не

   только можно, но и должно; не

   уважать оной есть постыдное               

   малодушие.[1]

А.С.Пушкин

Однажды, придя к бабушке в гости, я вновь обратил внимание на старую картину, на которой запечатлен мой двоюродный дедушка, герой Советского Союза Герман Петрович Шашков.  Конечно же, я и раньше видел её, но на этот раз она заинтересовала меня особенно. Как часто слышим мы слова: «дом», «семья», иногда не придавая им никакого значения. Чем взрослее мы становимся, тем больше задумываемся над значением этих слов и, не заглядывая в толковый словарь, пытаемся дать свое определение. Мы не задумываемся, но постепенно понятия «дома» и «семьи» становятся одним общим, почти неразделимым словосочетанием. Я думаю, что чем больше традиций в доме, тем крепче семья. Вот и наша семья хранит эту картину как ценную вещь. По-моему, мнение — это целое достояние народа, ведь Герман Петрович Шашков известен в нашей области как герой. Бабушка сохранила картину до своих внуков, и я буду, хранит её до своих потомков.

Новизна данного исследования заключается в самом названии, отсюда и актуальность, которая определяется значимостью знания истории своих предков в современной жизни российского общества.

Ведь в одну большую семью входят бабушки и дедушки, тети и дяди, многочисленные племянники. Всех их объединяют родственные отношения, желание общаться друг с другом, делиться радостями и вместе переживать неудачи. Поэтому интерес к картине у меня не угас, а только усилился, и с 2011 года я стал по крупицам собирать материал, беседуя со своей бабушкой Шашковой Алевтиной Борисовной, с сотрудниками краеведческого музея, архива, с редакторами газеты «Рабочая Балахна».

Предметом исследования является исследование истории жизни моего дедушки Г.П.Шашкова.

В качестве объекта исследования выступила История Отечества.

Отсюда целью исследования является:

1. Проследить связь истории страны с историей жизни предков.

2. Изучить подвиг  Г.П.Шашкова.

Гипотеза исследования:

Говорить о возрождении России невозможно без понимания необходимости воссоздания исторической родовой памяти. И возрождение России каждый должен начинать со своей семьи, с изучения жизни своих предков и семейных реликвий.

Задачи исследования:

Исходя из предмета, цели и гипотезы исследования были выдвинуты следующие задачи:

- определить роль семейной реликвии в моей семье и сопоставить с историей Отечества;

- понять роль и значимость подвига Г.П.Шашкова

- пополнить семейный архив, выполненной работой.

В работе использовались следующие методы:


•              Объяснительно-иллюстративный

•              Частично-поисковый

•              Наглядный

•              Проблемный

•              Практический

•              Исследовательский


В своей работе я ожидаю следующих результатов:

1. Пополнение семейного архива данной работой.

2. Помочь моему поколению познакомиться с жизнью и деятельностью героя Советского Союза через данную работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связь истории страны с историей жизни предков

Знаменитый род умирает и прекращается в нас,

как только мы наследуем одно имя,

не унаследовав прославивших его добродетелей.[2]

Ж. Массильон.

История нашего Отечества, как огромное панно, складывается из историй отдельных городов, сел и деревень, родов и семей. Она полна глобальных перемен, исторических коллизий, и мощных катаклизмов.

Однако есть еще и малая история, история локальная, та, без которой нельзя правильно понять историю большую. Вот так мировая история складывается из истории мира, историй страны, историй отдельных людей и отдельных мест, реликвий.

История каждого края полна важнейшими и разнообразнейшими историческими событиями, и трепет охватывает при мысли, что наши предки были непосредственными участниками всех этих событий – создателями истории. Сквозь времена протянулась непрерывная и прочная нить, связующая нас, живущих сегодня, с теми, кто жил сотни, тысячи лет назад. Они, наши предки, сражались за Отечество, отстаивали его рубежи, занимались государственным строительством, пахали землю, учились сами и учили детей, открывали новые земли, торговали с дальними странами.

Изучая историю своего рода, мы видим, что и в трудную, и в славную, и в значительную минуту для Отечества, наши предки были единым народом, единой страной и служили на благо Отечества. А главное – они любили свою Родину, землю на которой родились, выросли, возмужали, продолжили свой род в надежде на достойное будущее. И начинать изучение России, приобщение к ее мистической силе, нужно с познания своей малой родины, своего рода и своей семьи.

Не знать историю своего рода – признак низкой культуры. Еще А.С. Пушкин писал, что «неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности». Само выражение «Иван, не помнящий родства» означает человека пустого и никчемного. И как дерево с гнилой сердцевиной непрочно стоит на земле, также и род, утративший родовую память, родовое самосознание – близок к искоренению.

На Руси испокон веков чтили своих предков. Древние славяне почитали своих пращуров, преклонялись перед ними, обращались к ним за помощью, как к богам. Пращуры хранили род, но могли и осерчать, наказать. Поэтому отношение к ним всегда было уважительное, трепетное. У восточных славян интерес к своему роду, к своей семье был постоянным.

Трепетное отношение к заветам предков, к их памяти, почитанию вырабатывалось тысячелетиями. Именно поэтому семейный быт нашего народа до совсем недавнего времени отличался особой цепкостью по отношению к родовым преданиям, крепкой родословной традицией. Характерная для русского уклада общинность, понятие «мира» (вспомним такое выражение, как «возьмемся всем миром») выросла именно отсюда. Для русских людей всегда было характерно это чувство особой общности, жизни «всем миром», «на миру». «На миру и смерть красна» - как глубоко характеризует эта поговорка русского человека!

В своей школе я провел исследование. Главный вопрос который меня волновал – это были ли в семьях, учащихся участники Великой Отечественной войны. А второй вопрос –хранят ли память о предках в современных семьях. Я опросил учащихся с 5 по 11 классы. Всего было 155 опрошенных. В результате у меня получились такие результаты, которые я занес в диаграмму.

 

Есть ли участники Великой Отечественной войны в твоей семье?

 

 

 

 

 

 

 

 

Существуют и хранятся ли в семейном архиве материалы о участниках ВОВ?

Вывод: в современное время существуют семьи, в которых есть участники ВОВ, но к сожалению, в семейных архивах мало что сохранилось.

Ныне не много людей знает историю своей семьи, своего рода. К сожалению, чувство рода притупилось.

В царской России, как и в любой другой традиционной стране, люди проживали на своей родной земле целыми столетиями.

В недавние времена о многих событиях семейных историй люди предпочитали, вернее, боялись вспоминать. Мне стала интересно проследить историю жизни моего дедушки, поэтому я постарался охватить весь доступный мне материал.  О многих событиях я раньше не знал.

Слушая рассказы родственников, своей бабушки, я узнавал много интересного. Думаю, что продолжу собирать материал о своём дедушке и о своих предках.

Я живу в мире, наполненном информационными технологиями. Людям в современном мире проще общаться, используя телефоны, интернет, проще хранит информацию на дисках или на интернет-сайтах. К сожалению, в прошлом веке не было таких достижений, и люди хранили письма, фотографии прошлых лет, вырезки из газет. Благодаря сохраненному семейному архиву и материалам из краеведческого музея, я постарался изучить подвиг своего дедушки Г.П.Шашкова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Подвиг Г.П.Шашкова

Герман Петрович Шашков родился в 1925 году в деревне Большие Могильцы, ныне Балахнинского района Нижегородской области в семье русского крестьянина. Окончил 5 классов в поселке Правдинск этого же района. Работал в колхозе. В 1943 году был призван в Красную Армию Балахнинским райвоенкоматом. В действующей армии с июня 1944 года. На фронте зачислен автоматчиком в танковое подразделение. В составе 34-го гвардейского отдельного танкового полка участвовал в боях за освобождение Польши. В январе 1945 года в ходе ликвидации окружённого противника в районе города Познань (Польша) в составе десанта на танке неоднократно проникал в тыл противника, добывая ценные разведывательные сведения.

В семейном архиве я нашёл газетную вырезку из «Рабочей Балахны». Что бы узнать, кого года выпуска эта газета я обратился в редакцию, но, к сожалению, мне информацию не смогли предоставить, т.к. все газеты подшиты и отданы в архив. Обратившись в архив Балахнинского района, мне сказали, что не реально найти выпуск по названию статьи. Мы с бабушкой предположили, что, судя по внешнему пожелтевшему виду и воспоминаниям бабушки, вырезку из газеты можно отнеси к 60-м годам. Из неё я узнал подробности о подвиге своего деда, который он совершил в бою за польский город Познань. На танке гвардии старшего лейтенанта Таболькина, шедшего впереди всех, сидел автоматчик Шашков. На этом танке он ходил на штурм вражеских укреплений под Ковелем, когда прорывали немецкую оборону за Вислой. Казалось, что танк №32 и автоматчик Шашков одно целое. Много раз отважный воин проводил машину там, где никому не удавалось пройти, много раз он отбивался от немецких автоматчиков, осаждавших машину. Много раз автоматчик врывался в города и села, и руки освобожденных людей протягивались к нему, солдату Советской Армии, стоявшему на броне с автоматом в руках.

На этот раз танкам пришлось вести бой не только с вражеской артиллерией и танками, но и с большими группами «фаустников». Шашков на ходу снимал фашистских гранатометчиков, прокладывая дорогу своей машине. Танк в это время разбил две фашистских пушки, ведшие огонь прямой наводкой, и вырвался к крайним домам. Откуда то сбоку ударил снаряд. Осколком были ранены заряжающий старший сержант Похольницкий и автоматчик Шашков. Первого отложили в сторону, а Шашков, перевязав себе рану, встал на место заряжающего. Грозная машина билась с прежней силой.

Последовал выстрел, и вражеское орудие прямым попаданием снаряда было разбито.

Но вот танк загорелся. Раненый и обожженный механик-водитель Сенник выпустил из рук рычаги управления. Сраженный упал командир машины. Шашков был ранен вторично. Но он боролся с огнем. Когда отважному воину удалось погасить пламя, он помог всему экипажу выбраться наружу. Немцы начали выползать из домов, чтобы овладеть подбитой машиной и захватить раненый экипаж. Но Шашков очередями из автомата уничтожал немцев, подползавших к танку, охранял своих боевых друзей до тех пор, пока они не отползли в безопасное место.

- Машину я не оставлю,- сказал он танкистам, из неё стрелять можно. И скоро командир части со своего наблюдательного пункта увидел, как стреляет подбитый и полусгоревший танк.

-Кто там остался?- спросил он.

-Автоматчик Шашков, - доложили подполковнику.

К машине стали подбираться «фаустники». На наблюдательном пункте все затаили дыхание. Но вдруг из люка выскочил Шашков. Он тоже заметил бандитов. Немцы метнули гранаты, и в это же момент автоматчик выпустил длинную очередь. Фашисты замертво упали, но возле запылавшего танка упал и насмерть сраженный герой. Читая статью,  я встретил незнакомое мне слово «фаустники». В справочной литературе я не нашел такого слова, но мне встретилось понятие «фаустпатро́н» (нем. Faustpatrone, от Faust «кулак», здесь «рука» и Patrone «патрон») — первый противотанковый гранатомёт одноразового действия. И я пришёл к выводу, что «фаустники» - это сокращенное название противотанковых гранатометов.

Так и остался на восточной окраине Познани обгоревший танк. Ствол порыжевшего орудия повернут вправо и грозно смотрит на запад в сторону отступающего врага. А рядом с танком – небольшой холм – это могила. На ней ни цветов, ни памятника. На фанерной дощечке надпись:

«Это он, русский солдат Шашков, из деревни Большие Могильцы, Балахнинского района, Горьковской области, вызволил вас из неволи». А внизу уже другим почерком наспех дописано. «Браток, мы уходим на Берлин». Я считаю, что велика роль подвига Г.П.Шашкова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключении я хочу подвести итоги своей работы. Для себя я отметил, важность сохранения нашей семейной реликвии – портрета Германа Петровича Шашкова. Ведь именно благодаря реликвии, будучи уже взрослым школьником, я понял значимость сохранения памяти сквозь века. По примеру своего деда, я увлёкся военной тематикой. Посещаю военно-патриотический клуб «Сокол», увлекаюсь стрельбой. В районных конкурсах получаю награды. Но самая большая для меня гордость – это участие в вахте памяти. Я стараюсь быть похожим на Г.П.Шашкова. Фотографируясь с его портретом, моя бабушка подметила, что мы похожи, для меня это очень важно, ведь я являюсь потомком знаменитого героя Советского Союза.

 Прошедший век стал одним из самых драматических в истории России. Вокруг нас много живых свидетелей исторических событий, много семейных реликвий, и я считаю, что необходимо делать всё возможное, чтобы то, что они хранят в памяти, было зафиксировано, стало историческим документом. Я надеюсь, что моя работа будет пополнением семейного архива и последующему поколению обязательно пригодится для пополнения знаний о своих предках.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1945 года Герману Петровичу Шашкову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. В филиале краеведческого музея «Глобус» мне дали возможность сфотографировать нагрудный знак и стенды, посвященные Г.П.Шашкову.  А в музее «Дом Худякова» мне сообщили номер нагрудного знака - №561647.  Я считаю, что его подвиг имеет огромное значение для нашей семьи и всей страны в целом. Именем Г.П.Шашкова названа школа в деревне Большие Могильцы. Его имя также занесено на мемориале в Балахне рядом с вечным огнём, где я имел честь стоять на вахте памяти. Во время служения нашему Отечеству я проникся чувством гордости и долга перед теми людьми, чьи имена были написаны за моей спиной на мемориальной доске. Ведь именно благодаря им мы сегодня живём и радуемся жизни. У моей бабушки сохранилась фотография, которая была подарена в 1970 г.  матери Германа Петровича Наталии Александровне, пионерами 6 Г школы им.Горького, в которой я сейчас учусь. Это ещё раз подтверждает, что подвиг Г.П.Шашкова чтут не только родственники, но и все Балахнинцы.

Моя бабушка сейчас живёт в доме, где раньше жил Герман Петрович Шашков. Мне очень отрадно, что я могу прийти в этот дом и насладится памятью тех далёких времен. Я считаю, что гипотеза данной работы мною доказана, ведь без данных об истории нашей страны, без истории поколения нет будущему. Поэтому я могу утверждать, что память сквозь века вечна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.                Большая Советская энциклопедия, 1978 г.

2.                Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Том 2. М.: Воениз., 1988

3.                Е.Е. Звонарева, И.В. Сидорова «Горьковчане в Великой Отечественной войне 1941-1945» , 1970

4.                «Нижегородский край, Балахна и балахнинцы в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», 2000

5.                Статья Г.Петрова  «Бессмертие», Рабочая Балахна

6.                Тюльников Л.К., Басович Я.И. Герои Советского Союза - горьковчане. Горький, 1981

7.                Русский архив: Великая Отечественная: Т. 15 (4-5). Битва за Берлин (Красная Армия в поверженной Германии). — М.: Терра, 1995 I. Материалы научной конференции по изучению берлинской операции войск 1-го Белорусского фронта.

8.                http://www.golos-epohi.ru/?ELEMENT_ID=1444

9.                http://www.classiclibr.ru/lib/al/book/151

 

 

 

 

 

 

 



11 февраля 2014 в 18:25

Предыдущая публикация

Многодетная семья Левшиных

Следующая публикация

Что может быть семьи дороже?
Подписки

Для того чтобы подписаться необходимо Войти

Все подписчики (0)

Поделиться

Поделитесь этим материалом с друзьями в социальных сетях

Комментарии

Комментарии к этому материалу пока отсутствуют.


Для того, чтобы оставлять комментарии необходимо Войти