«ПОЛУ Сухой закон СССР». Антиалкогольная компания в СССР 1985-1987 гг.

Дата материала
С 1985 по 1987
Место
Россия, Москва
Упомянутые люди
Горбачев Михаил СергеевичАндропов Юрий Владимирович
Хранитель
Boris

«Сухой закон» был введен в СССР 17 мая 1985 года, тогда по телевидению, радио, а так же во всех центральных изданиях страны было объявлено постановление Совета министров СССР «о мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения». Запомнилось то время дикими очередями и драками у винного магазинов, трезвыми яко бы свадьбами с чайниками наполненными водкой, уничтожением элитной виноградной дозы и анекдотами про Михаила Горбачева и Егора Лигачева. Выпуск 40 градусной водки был сокращен на сорок процентов, а бормотухи, то есть плодово-яблочных вин – остановлен полностью. В стране массово возрождалось самогоноварение. Тогда многое из этого казалось перегибами, но большое видится на расстояние. По подсчетам социологов горбачевская антиалкогольная компания в итоге спасла больше миллиона жизней. Но, обо всём по порядку.

Осенью 1988 года в Советском Союзе на политическом олимпе разразился скандал. Два года прошло с того времени, когда было принято печально известное постановление правительства об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом, к этому времени обстановка в стране накалилась до предела. На заседании П

Почтовая марка посвященная Антиалкогольной компании. 1985 г.

олитбюро с резкой критикой антиалкогольной программы выступил Председатель Совета Министров СССР Николай Рыжков. Он предлагал остановить «затянувшийся эксперимент». Политбюро разделилось на два враждебных лагеря. Сторонники и противники продолжения реформ.

Главным государственный секрет Советского Союза – это данные о численности смертности от алкоголизма. С одной стороны светлое социалистическое настоящее советских людей нельзя было омрачать страшными цифрами статистики, с другой водка приносила государству огромную прибыль. Некоторые советские политики даже называли бюджет «пьяным».

По мнению М.С. Горбачева, президента СССР, во время правления Л. Брежнева доход от продажи алкоголя в бюджет страны увеличился со 100 до 170 миллиардов рублей.

По закрытым данным Госкомстата СССР за 20 лет с 1960 по 1980 год алкогольная смертность в нашей стране возросла на 47 %. Примерно каждый третий мужчина умирал от водки. Советское руководство сразу засекретило статистику, однако стали зреть планы, о том, как принять комплекс мер по противодействию всем этим проблемам. При Л. Брежневе цены на водку поднимались не однократно, госбюджет получал дополнительные доходы, но производство крепких напитков не снижалось. Еще одним фактором важности вопроса служило то, что водка в СССР была эквивалентом денег: «за бутылку водки сосед мог починить сантехнику».

Еще в 1982 г. Ю.В. Андропов в своей записки в Политбюро ЦК приводил данные о том, что при среднемировом потребление на душу населения 5-5,5 литров алкоголя в СССР эта цифра зашкаливает за 18 литров на душу населения, цифра 25 была на тот момент признана медиками чертой, после которой идет самоуничтожение нации. В середине 1980-х гг. алкоголизм принял в советском союзе масштаб национальной катастрофы. Люди гибли в массовом количестве.

С приходом к власти Ю.В. Андропова в Политбюро ЦК приходили сотни тысяч писем с просьбой «принять меры», начать борьбу с алкоголизмом. Правда, при Андропове в продаже появился новый сорт водки, получивший в народе название «андроповка». Но стоила водка 4-70 и популярность нового генсека только выросла.

Однако в Политбюро была создана специальная комиссия для разработки антиалкогольного постановления. Но череда похорон первых лиц государства затормозила его внедрение. Вновь к вопросу вернулись к 1985 г., когда М.С. Горбачев сал генеральным секретарем. Существует миф о том. что М.С. Горбачев был абсолютным трезвенником и поэтому организовал борьбу с пьянством – это не соответствует действительности. Но почти 30 лет назад в стране начиналась перестройка и мощным лозунгам нужна была конкретная акция, которая закрепила бы авторитет нового руководителя в глазах собственного населения и за рубежом. Решение было рискованным, однако расчет был сделан на том, что потери доходов от продажи водки Советский Союз сможет пережить. Цена на нефть в начале 1985 года около 30 долларов за баррель. Этого достаточно, чтобы поддерживать на плаву малоэффективную советскую экономику. Готовящуюся акцию рекламирует лично генеральный секретарь, однако до последнего дня вступления в силу закона говорит загадками: «Завтра читайте газеты и слушайте радио, и я сейчас не буду говорить. Мужчины настраивайте радиоприемники».

17 мая 1985 года во всех центральных изданиях страны, по телевидению и радио было объявлено Постановление ЦК «о мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения».

Большинство советских граждан отнеслись к постановлению правительства с энтузиазмом, по крайней мере по официальным данным из Госкомстата подсчитали, что 85

Антиалкогольный плакат времен "перестройки" в СССР.

процентов советских жителей одобрили решение ЦК, а каждый третий требовал его ужесточить. Эти данные ложатся на стол М.С. Горбачеву и убеждают его, что «полусухого» закона недостаточно и надо идти дальше. Вскоре этот указ был дополнен множеством постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Началась печально знаменитая антиалкогольная кампания, которая стала и в сознании граждан страны, и в реальности главным мероприятием, которое связывали с именем М. Горбачева в первые три года его лидерства. К Михаилу Горбачеву надолго прилипла издевательская кличка «минеральный секретарь».

Основным методом при проведении этой кампании стал административный нажим. Продажа водки, всех крепких спиртных напитков, а также вина была сокращена во много раз. Если раньше спиртные напитки можно было купить в неограниченном количестве в любом продовольственном магазине, то теперь магазины, в которых продавались спиртные напитки, были строго определены, их было немного, и каждый покупатель имел право приобрести только одну или в крайнем случае две бутылки за один раз. Разумеется, возле всех таких магазинов сразу же возникли огромные очереди, в которых сотни людей стояли с утра до вечера. Производство спиртных напитков сократилось в несколько раз. Заводы по производству водки и винные заводы просто закрывались. В Крыму и в Молдавии начали выкорчевывать виноградники, так как виноград некуда было девать. Партийные руководители и все другие начальники любого уровня снимались с работы и исключались из партии, если их обнаруживали и задерживали в публичном месте в нетрезвом состоянии. Ко всему прочему цена на спиртные напитки была повышена, во всех ресторанах, кафе и барах продажа их была ограничена. Спиртные напитки запрещались на всех официальных приемах. Проводилась, конечно, и какая-то агитационно-пропагандистская кампания, создавались разного рода «общества трезвости», но главную роль играли административные методы, да и все директивы нацеливали в первую очередь на строгий административный нажим. Кампания по искоренению алкоголизма вызвала сильный всплеск недовольства у большинства граждан, которые чувствовали себя униженными примененным по отношению к ним грубым принуждением. Человек, который должен был давиться в очереди за бутылкой водки в течение нескольких часов или был вынужден покупать ее втридорога у спекулянта, почти автоматически становился критиком и противником нового советского и партийного лидера.

Итоги компании.

Официально зарегистрированные среднедушевые продажи спиртного в стране за годы антиалкогольной кампании снизились более чем в 2,5 раза. В 1985–1987 годах уменьшение государственной продажи алкоголя сопровождалось ростом продолжительности жизни, ростом рождаемости, сокращением смертности. За время действия антиалкогольного постановления рождалось в год по 5,5 миллионов новорождённых, на 500 тысяч в год больше, чем каждый год за предыдущие 20-30 лет, причём ослабленных родилось на 8% меньше. Ожидаемая продолжительность жизни мужчин увеличилась на 2,6 года и достигла максимального значения за всю историю России, снизился общий уровень преступности. Сокращение смертности по сравнению с прогнозируемой линией регрессии без учёта кампании составляет 919,9 тысячи у мужчин (1985—1992 годы) и 463,6 тысячи у женщин (1986—1992 годы) — всего 1383,4 тысячи человек или 181±16,5 тысяч в год.

Снизились и некоторые виды преступности. Но в это же время увеличилось число отравлений и смертей от употребления некачественной водки. В 1985 г. к уголовной ответственности за самогоноварение было привлечено около 100 тысяч человек, а в 1987 г. уже более 500 тысяч. Из продажи стал исчезать сахар. По данным МВД, в 1987 г. более 1,5 млн. тонн сахара было использовано в самогоноварении. Доходы бюджета от продажи спиртных напитков сократились в 1986 г. до 36 млрд. рублей – в 2 раза по сравнению с 1984 г. Однако и в 1986, и в 1987 гг. власти продолжали усиливать административный нажим и репрессии. Были приняты меры по полному прекращению производства плодово-ягодных вин. В 4 раза было сокращено производство пива, и очень многие пивзаводы были остановлены. Закупленное ранее импортное оборудование для производства пива было отправлено на металлолом. Но в это же время в стране быстро развивалась организованная преступность – российская мафия. Росла и контрабанда спиртными напитками: их везли в СССР и из Китая, и из Канады. Трудно было бы придумать худшее начало для перестройки.


Антиалкогольный плакат времен "перестройки" в СССР.

При этом реальное снижение потребления алкоголя было менее значительным, в основном за счёт развития самогоноварения, а также нелегального производства алкогольной продукции на государственных предприятиях. Усиление самогоноварения привело к дефициту в розничной продаже сырья для самогона – сахара, а следом – дешёвых конфет, томатной пасты, гороха, круп и пр., что привело к росту общественного недовольства.

Массовое недовольство кампанией и начавшийся в 1987 году в СССР экономический кризис вынудили советское руководство свернуть борьбу с производством и потреблением алкоголя. Хотя указы, ограничивавшие продажу и потребление алкоголя, не были отменены (например, формальный запрет на продажу алкоголя до 14 часов был отменён только 24 июля 1990 года постановлением Совмина СССР N 410), активная пропаганда трезвенности была прекращена, а продажи алкоголя пошли вверх.

В 2005 году, по случаю 20-летия антиалкогольной кампании, Горбачёв в одном из интервью заметил: «Из-за допущенных ошибок хорошее большое дело закончилось бесславно».

Согласно проведённому в том же году опросу, 58% россиян в целом позитивно оценивают антиалкогольную кампанию. Однако только 15% считают, что она принесла позитивные плоды.

Оппоненты антиалкогольной кампании считают, что она страну от пьянства не спасла, но отучила от хороших и качественных напитков (всего лишь за один год действия кампании).




10 марта 2014 в 21:03

Карта истории
Подписки

Для того чтобы подписаться необходимо Войти

Все подписчики (0)

Читайте также
Индустриализация промышленности в Нижегородской (Горьковской) области (1928-1937 гг.)
Советский агитационный плакат времен "пятилеток"К середине 1920-х гг. было завершено…

19 января 2015 в 10:52

Рождение Новогодней елки
Новогодняя елка. Москва. Красная площадь.Новый год — праздник, отмечаемый многими…

29 декабря 2014 в 11:11

Советская дипломатия накануне Второй мировой войны
Подписание пакта Молотова – Риббентропа. В первом ряду И. фон…

15 декабря 2014 в 19:52

Поделиться

Поделитесь этим материалом с друзьями в социальных сетях

Комментарии

Комментарии к этому материалу пока отсутствуют.


Для того, чтобы оставлять комментарии необходимо Войти