Арктические конвои

С 1941 по 1945 в СССР от Великобритании и США шли морские конвои, несущие нужную в войне технику, еду и другие ресурсы, согласно ленд-лизу.

Дата материала
Не указана
Место
Не указано
Упомянутые люди
Не указаны
Хранитель
Hu4ero ce6e!
Как известно, в начале войны (да и в дальнейшем) у СССР были довольно серьезные проблемы с пищей, техникой и оружием. Западные соседи решили помочь союзнику (хоть чем-то, в конце концов! Их "великолепную" высадку в Нормандии пришлось ждать до 1944 года) и заключили договор о ленд-лизе. Советский Союз теперь получал еду, самолёты, бронеавтомобили, даже танки. Однако всё это следовало как-то доставлять, особенно от США. Именно с этой целью были созданы Арктические конвои.
Путь для доставки техники и припасов был выбран наиболее "безопасный" - вблизи берегов оккупированной Норвегии к северным портам СССР - Архангельску и Мурманску. Думаю, не стоит напоминать, что педантичные немцы именно у северных вод разместили крупные базы военно-морских и воздушных сил. Из-за этого каждый конвой подвергался довольно серьезной опасности.
Первый конвой носил название "Дервиш", состоял из семи кораблей, которые успешно дошли до точки назначения. В дальнейшем каждый конвой носил свое кодовое название вида: PQ-номер. Таких конвоев всего насчитывается восемнадцать. Однако, в связи с печальным опытом PQ-17 (о котором будет рассказано ниже), дальнейшие конвои, от греха подальше, начали называть JW-номер. Кроме того, в конце 1942 года засветился конвой из независимых судов, который был назван FB (шел до Мурманска) В общем и целом в СССР дошло 78 конвоев (около 1400 торговых судов). Определенно, эта помощь была незаменимой.
Теперь подробнее остановимся о самом знаменитом конвое той войны: PQ-17. Почему же он стал знаменит? Всё из-за того, что в результате операции по доставке груза в СССР, к портам Архангельска добралось только 11 транспортов. Итак, в 1941 году финнам удалось захватить городок Сортавалла и устроить там пункт радиоперехвата. В итоге, в 1942 году, им удалось узнать подробный состав нового конвоя PQ-17, направление его движения и время. Немецким командованием был составлен план "Ход конём", согласно котором у, с помощью усилий подводных, наводных и воздушных сил требовалось разгромить конвой. Основные действия начались 4 июля, когда конвой (под прикрытием крейсеров, корветов и самолётов) встретился с немцами у острова Эдж. С раннего утра шли бомбардировки конвоя, отчего зенитчики всё время были в напряжении. Однако с этим худо-бедно еще могли справиться. Но в 21 час вечера было получено три радиограммы из Адмиралтейства, в которых конвою было приказано рассеяться. Это и стало причиной основных потерь. Немецкие корабли кинулись ловить английские танкера и топить их. В итоге было потоплено 22 корабля. Это был достаточно сильный удар, и с июля по сентябрь 1942 года конвои не ходили.

Благодаря стратегическим конвоям СССР могло получить технику, пищу и необходимые ресурсы в условиях их жесткого дефицита. Это послужило отличную службу в первые годы войны, когда стране приходилось сдерживать танковые армады врага (и как не зря кстати мы видим, что к концу войны танковыми армадами давили уже войска СССР). В 1944-1945 годах значение конвоев было чисто символичным, однако Сталин настоял на продолжении поставок ресурсов, несмотря на серьезный перелом на Восточном фронте.

20 мая 2014 в 21:16

Предыдущая публикация

Дзержинск - столица химии?

Следующая публикация

Девятый день мая
Подписки

Для того чтобы подписаться необходимо Войти

Все подписчики (0)

Читайте также
Герой войны - Т-34
До сих пор лучшим танком второй мировой войны является Т-34.…

20 мая 2014 в 21:49

Супрун М.Н. - Продовольственные поставки в СССР по ленд-лизу в годы ВОВ
ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ПОСТАВКИ В СССР ПО ЛЕНД-ЛИЗУ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ…

20 мая 2014 в 20:47

Поделиться

Поделитесь этим материалом с друзьями в социальных сетях

Комментарии

Комментарии к этому материалу пока отсутствуют.


Для того, чтобы оставлять комментарии необходимо Войти