"Серебряный Век русской поэзии" - истории ведущих поэтов двадцатого столетия.

уникальный этап в развитии русской поэзии двадцатого века называют "Серебряным", указывая на его ценность. Так ли это было и кто прославил поэзию двадцатого века?

Дата материала
В промежутке между 1900 и 1990
Место
Не указано
Упомянутые люди
Не указаны
Хранитель
Slava
Сейчас речь пойдет о так называемом "Серебряном веке" русской поэзии, который обрел свое название как наследник поэзии Золотой - времен Пушкина, Тютчева, Лермонтова. Двадцатый век стал скачком талантов и мыслей, таких как поэзия Блока, Маяковского, Ахматовой - и однажды возник термин "Серебряного Века". придуманный якобы ученым Бердяевым. Так или иначе, мы расскажем о некоторых из тех, кто стал во главе нового времени и их собственной истории.




1 Блок Александр

- отец, Александр Львович – был профессором права, преподававшим в Варшавском университете

- мать – Александра Андреевна – переводчица, отец которой был в то время ректором Петербургского университета.

Вскоре после рождения сына родители развелись, и  детство писатель провёл в доме деда. Окружающие постоянно говорили о науке, литературе, искусстве, занимались переводами. Это оказывало большое влияние на юного Александра. С раннего детства он создавал «рукописные газеты» в одном экземпляре.

По окончании гимназии поступил в Петербургский университет на юридический факультет, но вскоре понял, что это не его призвание и перевёлся на историко-филологический.Среди профессоров, у которых учился там Александр Александрович Блок, — Ф. Ф. Зелинский, А. И. Соболевский, И. А. Шляпкин, С. Ф. Платонов, А. И. Введенский, В. К. Ернштедт, Б. В. Варнеке. В 1903 году Блок женился на дочери российского химика Менделеева Любови Дмитриевне. Их венчание состоялось 30 авг.

В 1901 году Блок  знакомится с творчеством поэта и философа Владимира Соловьёва. Это становится открытием. Идея о поисках и воплощении Идеала в земной жизни становится самой важной. Он грезит о появлении из иного мира Вечной Женственности, таинственной Девы, которая преобразит все живое. 

Тогда же Блок знакомится с А.Белым, В.Брюсовым, К.Бальмонтом. Писать стихи Блок начал с 5-ти лет, однако осознанное следование призванию началось с 1900-1901 годов. Наиболее важные литературно-философские традиции, повлиявшие на становление творческой индивидуальности — учение ПЛАТОНА, лирика и философия Соловьева, поэзия фета. В марте 1902 произошло знакомство с З. Н. Гиппиус и Д. С. Мережковским, оказавшими на него огромное влияние; в их журнале «Новый путь» (1903, № 3) состоялся творческий дебют Блока — поэта и критика. В  1903 вступил в переписку, в 1904 лично познакомился с Белым, ставшим наиболее близким ему поэтом из младших символистов. Издаёт подборку стихов «Из посвящений». Лучшим поэтическим циклом этого времени становятся «Стихи о Прекрасной Даме». Блок экспериментирует с поэтическими ритмами, оттачивает «музыку стиха». Но идея ожидания таинственного Идеала становится для него всё менее привлекательной. И к моменту выхода «Стихов…» своими мыслями и чувствами он находится уже в иных грезах.

Александр Блок активно  публикуется во всех символистских журналах («Вопросы жизни», «Весы», «Перевал», «Золотое Руно»), альманахах, газетах («Слово», «Речь», «Час» и др.), выступает не только как поэт, но и как драматург и литературный критик (с 1907 вел критический отдел в «Золотом Руне»), неожиданно для собратьев по символизму обнаруживая интерес и близость к традициям демократической литературы.

«Нечаянная Радость» назвал Блок свой второй большой сборник стихов, который отличался от всех его произведений раннего творчества. Он отходит от идеалов мистиков. Но в то же время не чувствует вкуса к жизни и того полного «захвата» искусством, которые могли бы помочь ему примирится с несовершенством мира. Он разочарован в революции, не видит себя семьянином.

Вскоре возникла страсть к актрисе Н.Волоховой. Страсть безответная, но ставшая поводом для написания двух ярких поэтических сборников – «Снежная маска» и «Фаина».

В 1909 году Блок посещает Италию, отразив своё путешествие в цикле «Итальянские стихи». Европейская цивилизация его практически не впечатлила. В этом же году хоронит в Варшаве отца. 

Трагическое восприятие жизни постепенно становится острее. Чтобы как-то осмыслить пройденный путь, Блок выплёскивает свои чувства на страницы нового сборника стихов «Ночные часы», пишет статью «О современном состоянии русского символизма», издаёт три тома «Собрания стихотворений», пишет пьесу на основе средневековых произведений – «Роза и Крест», где главной становится тема принятия жизни со всеми её радостями и горестями.

Захваченный чувствами к очередной актрисе, Блок пишет новые любовные творения. К этому времени появляется и ещё одна тематика стихов поэта – военная. Какое-то время он питает иллюзии в том, что война может изменить, преобразовать действительность в лучшую сторону. Но вскоре понимает, что надежды его совершенно беспочвенны.

По возвращении с войны Блок практически перестаёт писать. Он переиздаёт уже написанное, по-новому группируя сборники и внося правки.

Новый духовный подъём даёт поэту Октябрьская революция. Он пишет статью «Интеллигенция и революция», в которой всем сердцем обращается к интеллигентным людям своего времени с призывом принять революцию и помочь большевикам в установлении нового культурного порядка. 

Блок также работает в издательстве «Всемирная литература», в режиссёрском управлении Большого драматического театра, помогает организовать в Петрограде отдел Всероссийского союза поэтов, состоит в правлении Союза писателей и проделывает ещё множество рутинной работы для поднятия литературного творчества в стране на достаточную высоту. Тогда же он пишет одну из лучших поэм своего творчества «Двенадцать».

Но после 1919 года поэт всё больше начинает понимать, что революция привела не к очищению общества, а к созданию нового тоталитарного режима. И его представители совершенно не собираются сохранять всё лучшее, что было при царском правлении.

Александр Александрович Блок скончался 7 АВГУСТА 1921 года, в Петрограде. 






2 Владимир Маяковский

 Маяковский родился 19 июля 1893 года, в селе Багдади Кутаисской губернии, в дворянской семье. Отец Вовы служил лесничим на Кавказе; после его смерти (1906) семья жила в Москве. Маяковский учился в классической гимназии в Кутаиси (1901-1906), затем в 5-й московской гимназии (1906-1908), откуда был отчислен за неуплату. Дальнейшее образование Владимира Маяковского — художественное: обучался в подготовительном классе Строгановского училища (1908), в студиях художников С. Ю. Жуковского и П. И. Келина, в фигурном классе Училища живописи, ваяния и зодчества.

 в 1905 в Кутаиси Владимир Маяковский принимал участие в гимназических и студенческих манифестациях, в 1908, вступив в РСДРП, вел пропаганду среди московских рабочих. Несколько раз подвергался арестам, в 1909 провел 11 месяцев в Бутырской тюрьме. Время заключения называл началом своей стихотворной деятельности; написанные стихи у него перед освобождением были отобраны.

В 1911 возникает дружба Маяковского с художником Д. Д. Бурлюком, в 1912 организовавшим литературно-художественную группу футуристов «Гилея». 2 Владимир Маяковский постоянно принимает участие в диспутах о новом искусстве, выставках и вечерах, проводившихся радикальными объединениями художников-авангардистов «Бубновый валет» и «Союз молодежи». Поэзия Маяковского всегда сохраняла связь с изобразительным искусством, прежде всего в самой форме записи стихов (столбиком, позднее «лесенкой»), которая предполагала дополнительное, чисто зрительное, впечатление, производимое стихотворной страницей.

Стихи Маяковского были впервые опубликованы в 1912 в альманахе группы «Гилея» «Пощечина общественному вкусу», где был помещен и манифест, подписанный Маяковским, , А. Е. Крученых и Бурлюком, в нарочито эпатирующей форме заявлявший о разрыве с традициями русской классики, необходимости создания нового языка литературы, соответствующего эпохе. Воплощением идей Маяковского и его единомышленников-футуристов о назначении и формах нового искусства стала постановка в петербургском театре «Луна-парк» в 1913 его стихотворной трагедии «Владимир Маяковский» (опубликована в 1914). Декорации для нее писали художники из «Союза молодежи» П. Н. Филонов и И. С. Школьник, а сам Владимир Маяковский выступил режиссером и исполнителем главной роли — поэта, страдающего в отвратительном современном городе, изуродовавшем, растлившем своих жителей, которые хоть и избирают поэта своим князем, но не умеют признать и оценить приносимую им жертву. 

В 1913 выходит книга Маяковского из четырех стихотворений под названием «Я», его стихи появляются на страницах футуристских альманахов (1913-1915) «Молоко кобылиц», «Дохлая луна», «Рыкающий Парнас», начинают печататься в периодике, издаются поэмы «Облако в штанах» (1915), «Флейта-позвоночник» (1916), «Война и мир» (1917), сборник «Простое, как мычание» (1916). 

Стихи Маяковского 1910-х годов были ориентированы на воспроизведение в устной форме — с эстрады, на вечерах, диспутах (сборник «Для голоса», 1923; в журналах, газетах и книжных изданиях стихи часто появлялись в исковерканном цензурой виде). Для восприятия на слух как нельзя лучше подходили их короткие рубленые строки, «рваный» синтаксис, «разговорность» и нарочито фамильярная («панибратская») интонация: «... Вам ли, любящим баб да блюда, жизнь отдавать в угоду?».

В 1915 Владимир Маяковский познакомился с Лилей Брик, которая заняла центральное место в его жизни. Из своих отношений поэт-футурист и его возлюбленная стремились построить модель новой семьи, свободной от ревности, традиционных принципов отношений женщины и мужчины в «буржуазном» обществе. С именем Брик связаны многие произведения поэта, интимная интонация окрашивает обращенные к ней письма Маяковского. Заявляя в 1920-е годы, что «теперь не время любовных ляс», поэт тем не менее сохраняет верность теме (лирические стихотворения, поэма «Про это», 1923), которая достигает звучания в последних строках Маяковского — в  вступлении к поэме «Во весь голос» (1930).

Маяковский организует в 1918 группу «Комфут» (коммунистический футуризм), деятельно участвует в газете «Искусство коммуны», в 1923 создает «Левый фронт искусств» (ЛЕФ), куда вошли его единомышленники — писатели и художники, издает журналы «ЛЕФ» (1923-1925) и «Новый ЛЕФ» (1927-1928). Стремясь использовать все художественные средства для поддержки нового государства, пропаганды новых ценностей, Маяковский пишет злободневную сатиру, стихи и частушки для агитационных плакатов . Воплощением позиции Маяковского этих лет стали его поэмы «150 000 000» (1921), «Владимир Ильич Ленин» (1924), «Хорошо!» (1927).

К концу 1920-х годов у Владимира Маяковского нарастает ощущение несоответствия политической и социальной реальности вдохновлявшим его с отроческих лет высоким идеалам революции, в соответствии с которыми он строил всю свою жизнь — от одежды и походки до любви и творчества. Комедии «Клоп» (1928) и «Баня» (1929) представляют собой сатиру на обуржуазившееся общество. Наконец, Внутренний конфликт толкнул его к  самоубийству.

Владимир Маяковский погиб 14 апреля 1930 года, в Москве





3 Есенин

 Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 в селе Константинове, Кузьминской волости Рязанской губернии, в крестьянской семье. Есенины и Титовы (родные Сергея по линии матери) принадлежали потомственным константиновцам. Отец Сергея, Александр Никитич Есенин (1875-1932); мать - Татьяна Федоровна Титова (1877-?); сестры Сергея - Екатерина и Александра. Дед Сергея - Никита Осипович Есенин - в молодости собирался пойти в монахи, за что в селе его прозвали "монах". В 28 лет он женился на 16-летней девушке - Аграфене Панкратьевне - и его молодую жену стали называть "монашка". С тех пор, по словам сестры Сергея - Екатерины Александровны, все поколение Есениных носило прозвища "монахи" и "монашки". Никита Осипович Есенин владел грамотой, сочинял односельчанам разного рода прошения, много лет был сельским старостой, пользовался в селе большим уважением. В результате раздела собственности между братьями Никита Осипович землю не получил и решил в первом этаже своего дома открыть мелочную лавочку. В сорок лет, в 1887, он умер, оставив жену с шестью детьми. Отец Сергея Есенина - Александр Никитич Есенин - был старшим ребенком. В 11-12 лет Александра отдали учиться мясному делу к купцу Крылову в Москву, а позднее он стал приказчиком в его магазине. В 1893 восемнадцатилетний Александр Никитич Есенин женился на своей односельчанке Татьяне Федоровне Титовой, которой было шестнадцать с половиной лет. Сыграв свадьбу, Александр вернулся в Москву, а его жена осталась в доме свекрови, которая с первых дней невзлюбила невестку. Полной хозяйкой была бабушка, в доме которой постоянно жило множество постояльцев. Для них нужно было готовить, стирать, носить воду, за всеми убирать и почти вся работа легла на плечи молодой невестки, получавшей в награду только косые взгляды свекрови. Когда в 1895 родился Сергей, первый ребенок, оставшийся у Татьяны Федоровны в живых, Александра Никитича в селе не было; "дали знать отцу в Москву, но он приехать не смог". Как и до женитьбы, Александр Никитич высылал свое жалованье своей матери. Между молодыми - матерью и отцом Сергея - вспыхнула ссора, и они несколько лет жили порознь: Александр Никитич - в Москве, Татьяна Федоровна - в Рязани.

Когда Сергею было три года, его мать ушла от Есениных. Сергея взял к себе жить его второй дед - Федор Андреевич Титов, поссорившийся с семьей Есениных еще тогда, когда его дочь была невестой. По отзывам Сергея дед был "яркой личностью и широкой натурой, имел прекрасную память и знал наизусть множество народных песен и духовных стихов". Жили в той части села, стоящего на высоком берегу Оки и растянувшегося на несколько километров, которая называлась Матово. Мать Сергея Федор Андреевич отправил жить в Рязань, чтобы та пыталась добыть кусок хлеба себе и сыну. Отправляя дочь, дед Сергея приказал ей высылать на содержание внука три рубля в месяц. Пять лет родители Сергея жили отдельно, а мальчик жил в доме деда - Федора Андреевича, и бабушки - Натальи Евтеевны. По настоянию деда читать Сергей начал с пяти лет, учась грамоте по церковным книгам. Стихи начал писать с 8 лет. Среди сверстников Сергей, имевший прозвище Серега Монах, был признанным коноводом, драчуном и неутомимым выдумщиком по части различных мальчишеских игр.

В 1904 мать Сергея вернулась в Константиново, а отец по-прежнему работал в Москве приказчиком, но несколько раз в год приезжал проведать семью. Сергей вновь стал жить с матерью в доме Есениных; после вынужденной почти пятилетней разлуки с сыном Татьяна Федоровна стала относиться к нему с еще большей заботой и любовью. Живя почти все время одна с детьми, она старалась их не баловать, держать в строгости, не любила их ласкать и нежить на людях. От природы Татьяна Федоровна была наделена недюжинным умом, красотой, чудесным песенным даром.

В 1904, в девять лет, Сергей пошел учиться в земское четырехклассное Константиновское училище. Возможность учиться имели немногие и в каждом классе насчитывалось не более 10-12 учеников. По воспоминаниям соучеников Сергея и его учителей "занимался он легко, как бы шутя, был одарен ясным умом, имел отличную память и по праву считался способным учеником; Сергей был заядлым книголюбом и среди сверстников его выделяло то, что в руках или под рубахой у него почти всегда была какая-нибудь книга". "В бога верил мало, в церковь ходить не любил. Дома это знали и, чтоб проверить меня, давали 4 копейки на просфору, которую я должен был носить в алтарь священнику на ритуал вынимания частей. Священник делал на просфоре 3 надреза и брал за это 2 копейки. Потом я научился делать эту процедуру сам перочинным ножом, а 2 коп. клал в карман и шел играть на кладбище к мальчишкам, играть в бабки". (Из Автобиографии Сергея Есенина) "Примерно с 11-12 лет перестал носить крест и к прозвищу Серега Монах прибавилось другое - Безбожник". (Из воспоминаний односельчан) В 1909 Сергей Есенин окончил школу с похвальным листом: из одиннадцати учеников только четверо выдержали "испытания при окончании курса" на "пять", среди них был и Сергей.

Осенью 1909 родители Сергея Есенина отправили его учиться в Спас-Клепиковскую второклассную церковно-учительскую школу, находившуюся недалеко от Константинова. Пробыв несколько дней в школьном интернате, Сергей, тосковавший по дому, совершил "побег" и пешком вернулся в родное село, но его отвезли обратно. Школа, являвшаяся учебным заведением закрытого типа, находилась в ведении церковных властей и готовила учителей церковноприходских школ грамоты; программа, рассчитанная на три года, включала церковную общую и русскую историю, закон божий, русский язык, церковнославянский язык, отечественную историю, географию, арифметику, геометрическое черчение, рисование, дидактику. Весь день воспитанники были в здании школы: утром - на занятиях, вечером готовили уроки под наблюдением учителей; в субботу и в воскресенье - обязательное присутствие на церковной службе. Каждый живущий в интернате платил за питание и общежитие 30 рублей в год. В 1912 Сергей Есенин закончил учительскую школу, получив "звание учителя школы грамоты". Из произведений, созданных Сергеем Есениным в 1910-1912, в настоящее время известно более 60, среди которых и первая поэма - "Сказанием о Евпатии Коловрате...".

Летом 1911 Сергей впервые ненадолго приехал в Москву к отцу, жившему в Замоскворечье; вернувшись домой, он привез с собой более двадцати книг, купленных им в городе. В конце лета 1912 Сергей Есенин приехал в Москву по вызову отца и начал работать в его конторе. К отцу он относился с большим уважением, но между ними возникали постоянные ссоры, вызванные тем, что Александр Никитич, знавший по своему горькому жизненному опыту, как трудно выбиться в люди без образования, был недоволен тем, что сын не желал продолжать образование и становиться учителем; не верил он и в то, что можно прожить на деньги, заработанные стихами. Позднее, свой первый гонорар за стихи (около трех рублей), полученный в начале 1914, Сергей полностью отдал отцу. В начале 1913 Сергей уходит от отца и начинает работать в типографии "Товарищества И.Д. Сытина" - сначала в экспедиции, затем подчитчиком (помощником корректора). В то время у И.Д. Сытина работало более полутора тысяч рабочих, а в его типографии печаталась каждая четвертая книга. В этом же году Сергей Есенин начал сотрудничать в детских журналах "Проталинка", "Доброе утро", "Мирок", в газетах "Путь правды", "Новь". В типографии Сытина Есенин познакомился с Анной Романовной Изрядновой, работавшей в корректорском отделении с 1909 года, а в 1914 вступил в гражданский брак. В конце декабря 1914 у Есенина родился сын - Юрий. Через некоторое время Сергей женился на Зинаиде Райх (в мемуарах Анатолия Мариенгофа эта женщина названа "единственной любовью поэта, которую он упустил"). Весной 1913, в связи с участием Есенина в революционном движении рабочих типографии Сытина, московским охранным отделением было заведено дело. В охранке Есенин, за которым началась слежка, имел кличку "Набор". Он распространял нелегальную литературу, участвовал в забастовках и демонстрациях протеста, проводимых на фабриках и заводах по призыву Московского комитета РСДРП. Осенью 1913 на его квартире был произведен обыск. С осени 1913, вместе с А.Р. Изрядновой, учился на историко-философском отделении Московского городского народного университета имени А.Л. Шанявского, где пробыл около двух лет, слушая лекции по русской и западноевропейской литературе, истории России и Франции, истории новой философии, политической экономии, логике. За учебу надо было ежегодно платить. Сумма была невелика, но для скромного заработка Есенина ощутима. Первое стихотворение Сергея Есенина ("Береза") было опубликовано в 1914 под псевдонимом Аристон; публикация была в детском журнале "Мирок" (№ 1). Вскоре он стал печататься под собственным именем, получая 15 копеек за строчку. С осени 1914 Сергей Есенин работал в типографии Д. Чернышева и Н. Кобелькова. В 1913 Есенин стал действительным членом Суриковского литературно-музыкального кружка, работал на должности секретаря, а в конце 1914 был избран секретарем редакции журнала "суриковцев" "Друг народа", созданного на средства, полученные от рабочих и служащих. В феврале 1915 Есенин был избран в обновленный состав редакции журнала, но вскоре возникли разногласия с руководителями кружка, настаивавшими на публикации в журнале всех произведений независимо от их художественного уровня.

Сергей Есенин покинул Суриковский кружок и в марте 1915 уехал в Петроград, где познакомился с Блоком, Андреем Белым, Маяковским. С А.Блоком, которого Есенин считал "первым поэтом", он познакомился в первый же день приезда - 9 марта 1915, самостоятельно найдя его квартиру на Офицерской улице и попросив поэта о встрече. Во время первой встречи Блок сам отобрал для печати шесть стихотворений Есенина и написал рекомендательное письмо литератору Михаилу Павловичу Мурашеву, направившему молодого поэта в несколько редакций. 11 марта 1915, благодаря рекомендательной записке А.Блока, Есенин встретился с поэтом С.М. Городецким. В тот же день Городецкий написал редактору "Ежемесячного журнала" В.С. Миролюбову: "Дорогой Виктор Сергеевич. Приласкайте молодой талант - Сергея Александровича Есенина. В кармане у него рубль, а в душе богатство". Вслед за "Ежемесячным журналом" стихи Есенина появляются и в других столичных журналах. "Стихи у меня в Питере прошли успешно, - писал Есенин 24 апреля 1915, - из 60 принято 51. Взяли "Северные записки", "Русская мысль", "Ежемесячный журнал" и другие". Не было денег ("приходилось питаться на 2-3 коп."), не было своего жилья и Есенину приходилось ночевать где придется. Часто он жил у Мурашева, которого впоследствии называл "первым из первых друзей моих города Питера". Уже в сентябре 1915 владелец книгоиздательства "Прометей" Н.Н. Михайлов направил Есенину письмо с предложением напечатать сборник его произведений, а 25 октября 1915 состоялось первое выступление Сергея Есенина на "вечере народной поэзии", проводившемся литературно-художественной группой "Краса"в зале Тенишевского училища. В канун нового, 1916 года газета "Биржевые ведомости" назвала читателям имена литераторов, чьи произведения предполагалось печатать на ее страницах в будущем году: рядом с именем Александра Блока и других известных писателей было имя Сергея Есенина. В феврале - мае 1916 в журнале "Северные записки" было опубликовано первое прозаическое произведение С.Есенина - повесть "Яр". В начале 1916 в издательстве Аверьянова вышел первый сборник стихов Сергея Есенина "Радуница", к которому он сам отнесся весьма критически, посчитав, что часть стихотворений печатать не стоило; в 1918, при подготовке второго издания "Радуницы", им было исключено шестнадцать стихотворений (почти половина сборника в первой публикации). Очень требовательно Есенин относился и к названиям своих последующих сборников, среди которых были "Голубень", "Заренка", "Преображенье", "Руссеянь", "Трерядница", "Ржаные кони", "Страна советская", "Березовый ситец", "Персидские мотивы". Вскоре после издания первой книги Есенина "Радуница" М.П. Мурашев получил письмо от профессора С.А. Венгерова, в котором составитель "Критикобиографического словаря русских писателей и ученых" просил передать Есенину просьбу прислать ему краткую автобиографию.

В армию впервые Сергей Есенин призывался летом 1915 в Рязани, но тогда он получил временную отсрочку, после отсрочки он призывался уже в Петрограде. 17 марта 1916 Есенин принес М.П. Мурашеву на сохранение свои рукописи.  В армии служил до марта 1917, самовольно оставив службу после Февральской революции. 

В 1918 Сергей Есенин порывает с литературной группой "Скифов" (Иванов-Разумник, Н. Клюев, А. Белый) и вступает в группу имажинистов "Ключи Марии". 31 августа 1924 письмом в газете "Правда" он заявил о своем выходе из группы, что привело к ее фактическому распаду. В 1918 на страницах московской газеты "Голос трудового крустьянства" были опубликованы сто семь частушек, которые являлись незначительной частью коллекции Есенина: по свидетельству В.С. Чернявского Есениным было собрано около четырех тысяч частушек. В 1918-1921 Есенин много ездил по стране: Мурманск, Архангельск, Крым, Кавказ, Туркестан, Бессарабия. В 1921 Сергей Есенин женился на американской танцовщице Айседоре Дункан (1878-1927), взявшей фамилию Дункан-Есенина. Айседору Дункан, являвшуюся одной из основоположниц танца модерн, встречали переполненные театры по всей Европе: за основу своего танца она взяла образцы древнегреческой пластики, которую изучала в залах искусства Древней Греции в Британском музее; традиционый балетный костюм пачку Айседора сменила на тунику, на сцене выступала босиком, отказалась от языка условных жестов. В 1920 Дункан была приглашена в СоветскуюРоссию для организации собственной балетной школы. Вскоре за женитьбой с Есениным последовал развод, но 2 мая 1922 в загсе Хамовнического района Москвы состоялось повторное бракосочетание Сергея Есенина и американской танцовщицы Айседоры Дункан, взявшей фамилию Есенина. Осенью 1922 супруги уехали за границу. Посетив многие европейские страны, "исколесив всю Европу, кроме Испании", Есенин отправился в Америку, где пробыл четыре месяца до февраля 1923. В Москву вернулся 3 августа 1923. После возвращения сблизился с актрисой Московского камерного театра А.Л. Миклашевской, которой посвятил цикл стихов "Любовь хулигана". В 1924 Есенин жил у Г.А. Бениславской. В 1924 едет на Кавказ. В 1924-1925 печатался в газетах "Известия", "Бакинский рабочий", "Заря Востока". В этот период (1924-1925) Сергей Есенин создает поэмы "Анна Снегина", "Песнь о великом походе", "Гуляй-Поле" (отрывок "Ленин"), "Баллада о двадцати шести", "Поэма 36", "Черный человек", большинство "маленьких поэм": "Русь советская", "Русь уходящая", "Возвращение на родину", цикл стихов "Персидские мотивы" и более шестидесяти лирических стихотворений. Подготавливая в 1925 Собрание сочинений, из написанных пятнадцати тысяч строк Сергей Есенин отобрал для печати только десять тысяч - "самое лучшее".

В июне 1925 Сергей Есенин женился на С.А. Толстой (внучке Л.Н. Толстого), взявшей фамилию Толстая-Есенина. В ноябре 1925 он лег в московскую больницу. 

24 декабря 1925 Сергей Есенин уехал в Ленинград. Но в ночь на 28 декабря в гостинице "Интернационал" Есенин, по официальной версии, покончил жизнь самоубийством: утром 28 декабря его нашли повесившимся в номере гостиницы. 





4 Ахматова Анна




1889 11 (23) июня 
 у инженер-капитана 2-го ранга Андрея Антоновича Горенко и его жены Инны Эразмовны родилась дочь Анна. Место рождения - дачное предместье Одессы.   Спустя два года  семья Горенко переезжает в Царское Село. В 1900м году Анна Горенко поступает в царскосельскую Мариинскую гимназию и на 3м курсе знакомится с Николаем Гумилевым. Их отношения прерываются, когда мать Инна Эразмовна после развода с мужем, забрав детей, переезжает в Крым. В 1906-7 году Анна  живет  в Киеве. Поступает в последний класс Фундуклеевской гимназии. По окончании записывается на юридическое отделение Высших киевских женских курсов. Между тем, она непрерывно переписывается с уехавшим в Париж Гумилевым. Ее первая публикация:"На руке его много блестящих колец…" выходит в парижском русском еженедельнике "Сириус" . В 1909м Анна  принимает официальное предложение Гумилева стать его женой. Спустя год они венаются в Николаевской церкви Никольская Слободка под Киевом и едут в Париж, в свой медовый месяц. Но уже в августа Гумилев становится добровольцем, записавшись в лейб-гвардии Уланский полк, уходит на фронт. Осенью Анна ,  в связи с обострением хронического туберкулезного процесса в легких, лечится в Финляндии, а лето по настоянию врачей проводит его на юге, в Севастополе. В марте 1917 она провожает Гумилева за границу, в Русский экспедиционный корпус, и выпускает свой третий сборник "Белая стая" (изд. "Гиперборей"). В апреле внезапно происходит ее разрыв с вернувшимся из Лондона Н.Гумилевым и их последняя, на Троицу, совместная поездка к сыну в Бежецк. Конфликт случился потому, что Анна собиралась и вскоре выходит замуж за В.К.Шилейко, ученого-ассириолога и переводчика с клинописных языков. В апреле 1919 Вышел "Подорожник", четвертый сб. стихотворений А.А. (изд. "Петрополис", тираж 1000 экз.). А ночью 4 августа ее ошарашил Арест Н.С.Гумилева, и совсем скоро - смерть близкого друга Блока.. 25 августа как диссидент Расстрелян Н.С.Гумилев. Место расстрела - поселок Бернгардовка под Петроградом.В октябре вышел пятый сборник стих. А.Ахматовой "Anno Domini" , которая едва была жива от горя потери. спустя недолгое время, она вновь сближается с людьми из московских "поэтов" и происходит ее Знакомство с Пастернаком. Осенью 1925 Анна  Переселяется к Н.Н.Пунину, во внутренний (садовый) флигель Шереметьевского дворца - Фонтанного Дома; продолжает бывать и в Мраморном дворце, у Шилейко, заботясь о нем, и о его собаке. В Фонтанный Дом к А.А. приходит С.Есенин, и они очень тепло общаются. Еще одна встреча случается, когда В Мраморный дворец к А.А. впервые пришел П.Н.Лукницкий, молодой филолог, решившийся, несмотря ни на что, собирать, пока не поздно, материалы к биографии расстрелянного Н.С.Гумилева. Весной с Анной случилась Новая вспышка туберкулезного процесса в легких, старая болезнь, принявшая новый оборот в ходе тяжелых переживаний женщины по по поводу потери близких, революции и другого.  Но трагедия не закончилась так скоро - в 1934 году на  своей московской квартире на глазах А.А. был арестован О.Э.Мандельштам. А в октябре происходит Арест Н.Н.Пунина и Л.Н.Гумилева. А.А. срочно выезжает в Москву. В попытке что-нибудь сделать М.Булгаков помогает А.А. составить письмо Сталину с просьбой об облегчении участи мужа и сына. В этих хлопотах Ахматовой приняли деятельное участие: Л.Сейфуллина, Э.Герштейн, Б.Пастернак, Б.Пильняк и, наконец, Николай Пунин и Лев Гумилев освобождены. Но опальный поэт Мандельштам, друг А. А., по прежнему находился в ссылке. Тем веременем советская власть направила свой карающий перст против поэтессы, отмеченной антикоммунистическими настроениями:  Ахматову, члена Пушкинской комиссии, "забыли" пригласить на традиционное заседание памяти Пушкина. Мандельштама снова и снова берут под арест, и приговаривают к 10 годам заключения.В июне 41го,  за несколько дней до войны, Москва,  - была первая и последняя личная встреча с Мариной Цветаевой.В сентябре здоровье Анны все убывает. У Ахматовой - дистрофические отеки; по решению властей ее эвакуируют - сначала в Москву, затем в Чистополь, оттуда с семьей К.И.Чуковского В мае вышел ташкентский сборник стихотворений Ахматовой; "Моя азиатка" - так называла А.А. эту свою "эвакуированную" книжку. В Фонтанном Доме А.А. навестил сэр Исайя Берлин, английский журналист и политический деятель, выходец из России. Несмотря на "опалу", Творческие вечера Анны следуют один за другим - в Москве, в Ленинграде, и всюду самый восторженный прием. это почти триумф. Но вот - выходит постановление ЦК о журналах "Звезда" и "Ленинград" - творчество А.Ахматовой, как чуждое идеологически, предано анафеме. В августе на Общем собрании ленинградской творческой интеллигенции докладывает А.Жданов. Собрание дружно одобрило линию ЦК в отношении чуждых элементов в лице А.Ахматовой, М.Зощенко и им подобных. В связи с этим постановлением не вышли из печати уже подготовленные сборники А.Ахматовой: Анна Ахматова. Стихотворения. Л.: ОГИЗ, 1946; Анна Ахматова. Избранное. М.: Правда, Библиотека "Огонька".
1 сентября - Президиум правления Союза писателей СССР постановил: исключить Анну Ахматову и Михаила Зощенко из Союза советских писателей. наступил 1950 год, а с ним и  отчаянные попытки вызволить из рук сталинских палачей единственного сына. При содействии А.Суркова сдала в изд. "Художественная литература" рукопись стихов и переводов.  В мае 1955го Ленинградское отделение Литфонда выделило А.А. дачный домик в писательском поселке Комарово; это свое жилище А.А. называла "Будкой". Любопытно, что лишь к 1959 один из больших литераторов А.Т.Твардовский, в ту пору главный редактор "Нового мира", прости у АА стихи для своего журнала. Все это время Болезни А.А. продолжаются: началась межреберная невралгия, принятая врачом "Скорой помощи" за инфаркт миокарда. С этим диагнозом госпитализирована в Боткинскую больницу. 30 мая умирает ее друг пастернак.1962 год, aвгуст - Анна выдвинута на Нобелевскую премию (она будет присуждена другому поэту). И вскоре самая знаменитая поэма  впервые записана на бумагу  - это "Реквием". Устав от страны и коммунизма, поэтесса едет в европы и 7 декабря ее встречает Торжественный прием в Риме. Но это не все -  В замке Урсино А.А.Ахматовой вручена литературная премия "Этна-Таормина" - за 50-летие поэтической деятельности и в связи с выходом в Италии сборника ее избранных произведений. Анна движется вплоть до Лондона. В октябре люди собрались на последнее публичное выступление на торжественном вечере в Большом театре, посвященном 700-летию со дня рождения Данте. Анну посещает новый инфаркт и ее увозят в больницу. 5 марта Анна Андреевна  скончалась.  


5
Серебряный век не заканчивается Ахматовой или Маяковским.... многие великие поэты, о которых мы не упомянули, также стали соучастниками прекрасного времени на рубеже двух столетий. Вот некоторые из них: хлебников,  мандельштам, Бурлюк, Бальмонт, Гиппиус.







20 мая 2014 в 21:38

Предыдущая публикация

Из истории Русской Журналистики или "два великих журналиста времен просвещения"

Следующая публикация

карибский кризис: Вина Хрущева или агрессия Кеннеди?
Подписки

Для того чтобы подписаться необходимо Войти

Все подписчики (0)

Читайте также
Отечественная война 1812 на страницах русских журналов
1Нельзя отрицать , что Отечественная война 1812 г.  как фактор…

29 июня 2014 в 21:45

карибский кризис: Вина Хрущева или агрессия Кеннеди?
Так называют время напряженного противостояния между СССР и США вследствие…

21 мая 2014 в 18:11

Из истории Русской Журналистики или "два великих журналиста времен просвещения"
В этой публикации речь пойдет о двух великих журналистах, стоявших…

20 мая 2014 в 15:44

Поделиться

Поделитесь этим материалом с друзьями в социальных сетях

Комментарии

Комментарии к этому материалу пока отсутствуют.


Для того, чтобы оставлять комментарии необходимо Войти