«Новые суда он испытывал сам». Три конструкторские жизни великого судостроителя Р. Е. Алексеева.

Дата материала
Не указана
Место
Россия
Упомянутые люди
Алексеев Ростислав Евгеньевич
Хранитель
Boris

На весь ХХ век приходится совсем немного принципиально новых идей в науке и технике. Тем интереснее знать тех, кому они принадлежат.

В Вашингтоне, в Галерее выдающихся личностей XX века помещен портрет российского конструктора Ростислава Евгеньевича Алексеева (1916-1980). Именно ему, русскому инженеру, принадлежит пальма первенства в создании принципиально нового транспортного средства, использующего эффект экрана. Когда все работы рассекретили, технический мир содрогнулся. В строительстве экранопланов Россия опередила Запад на десятки лет.

Ростислав Евгеньевич Алексеев прожил как бы три конструкторские жизни. В первой он получил известность, создав целую серию судов на подводных крыльях. В это время на нижегородском заводе «Красное Сормово» вырос огромный цех по строительству экспериментальных кораблей и было создано Центральное конструкторское бюро Алексеева. Конечно же, секретное.

Исчерпав конструктивные возможности подводных крыльев, Алексеев начинает разработку нового направления – суда на воздушной подушке. Начинается его вторая жизнь. На Горьковском море в районе Чкаловска создается экспериментальная база. Рев невиданных, несущихся с огромной скоростью над поверхностью воды судов ошеломлял. Некоторое время по Волге ходил экспериментальный «Сормович». Он даже совершал пассажирские рейсы из Горького в Чебоксары. Но волгари его не приняли. Управлять кораблем такого класса должны были уже опытные летчики, а не речные капитаны.

И тут началась третья жизнь Алексеева. Он открыл эру экранопланов.

Это далось Ростиславу Евгеньевичу тяжело, как и прежние конструкции. Но он сумел организовать работу гак, что в заделе оказалось сразу несколько принципиально новых экранопланов. Появляются экранопланы-ракетоносцы, транспортно-десантный экраноплан, аварийно-спасательный...

Терпит катастрофу модель СМ-5 – прообраз ракетоносца. Во время испытаний машина попала во встречный поток ветра, ее оторвало от «экрана», а потом бросило вниз. Пилот погиб. ЧП случались и потом, но испытатели воспринимали их как неизбежные. Алексеев задал такой напряженный ритм работе, словно чувствовал, что все может кончиться и ему не удастся реализовать задуманное.

Действительно, наступило время, когда заметно сократилось финансирование. Ставили рогатки и «компетентные» органы. Каждый испытательный полет приходилось согласовывать с ними.

Совершенно неожиданно Алексеева сняли с должности начальника ЦКБ, дали ему два отдела и назначили главным конструктором по экранопланам. А затем запретили пользоваться экспериментальной базой в Чкаловске, которую он сам и создал.

После смерти Алексеева строительство экранопланов было заморожено. На многочисленных выставках, которые проходят, можно ознакомиться с проектами речных, морских и океанских экранопланов. Но все это лишь красиво выполненные макеты и рисунки.

А между тем целый ряд морских катастроф, случившихся в последние годы, показал, что уже давно назрела необходимость в скоростных экранопланах-спасателях. Будь они на вооружении Военно-Морского Флота, удалось бы спасти почти весь экипаж погибшей подводной лодки «Комсомолец». Остались бы в живых, вероятно, и многие пассажиры с парома «Эстония».

18 марта 2013 в 10:13

Предыдущая публикация

История ленд-лиза в цифрах и фактах (1941-1945 гг.)

Следующая публикация

Уникальные экспонаты Центрального музея Великой Отечественной войны
Карта истории
Подписки

Для того чтобы подписаться необходимо Войти

Все подписчики (1)

Читайте также
Индустриализация промышленности в Нижегородской (Горьковской) области (1928-1937 гг.)
Советский агитационный плакат времен "пятилеток"К середине 1920-х гг. было завершено…

19 января 2015 в 10:52

Рождение Новогодней елки
Новогодняя елка. Москва. Красная площадь.Новый год — праздник, отмечаемый многими…

29 декабря 2014 в 11:11

Советская дипломатия накануне Второй мировой войны
Подписание пакта Молотова – Риббентропа. В первом ряду И. фон…

15 декабря 2014 в 19:52

Поделиться

Поделитесь этим материалом с друзьями в социальных сетях

Комментарии

Комментарии к этому материалу пока отсутствуют.


Для того, чтобы оставлять комментарии необходимо Войти