История Горьковского Автомобильного завода

Дата материала
Предположительная дата - 1929
Место
Россия, Нижегородская область, городской округ Нижний Новгород, Нижний Новгород, проспект Ленина
Упомянутые люди
Не указаны
Хранитель
Nasty_Krivosheeva

Легендарная "полуторка"



Проживая в автозаводском районе, я никогда не задумывалась о значении нашего Горьковского Автомобильного Завода. Какова его история? Какую роль он сыграл во время Великой Отечественной Войны?

История завода началась в далеком 1929 году. Именно тогда было принято решение ВСНХ СССР и подписан приказ о строительстве автомобильного завода. И вот уже в 1932 году завод был основан. Начал он свое существование как автомобильный завод имени  В.М. Молотова (ЗИМ). За 70 лет своей истории "ГАЗ" стал центром отечественного машиностроения. Коллективом предприятия освоено более 100 различных моделей и модификаций автомобильной техники, изготовлено свыше 16 миллионов легковых и грузовых автомобилей. Все автомобильные заводы страны (ВАЗ, КАМАЗ, УАЗ, ЗАЗ, ПАЗ и другие) создавались и оснащались при непосредственном участии специалистов "ГАЗа". К концу 30х годов ГАЗ стал ведущим автозаводом страны. Он освоил выпуск 17-ти моделей и модификаций автомобилей и производил 68,3% всех выпускаемых в СССР автомобилей. Но что же стало с заводом во время Великой Отечественной войны? Как он работал?

Автомобильная промышленность являлась и является важной стратегической отраслью. В годы Второй мировой войны только страны, имевшие собственный автопром: Англия, Франция, США, Германия, Италия, смогли наладить массовый выпуск танков, бронетранспортеров и другой военной техники. Многие агрегаты грузовых машин, в т.ч. двигатели, применялись в танках. На автомобильных шасси монтировались установки залпового огня, зенитки, прожектора, радиолокационные станции, аэростатные установки и т.п. Грузовики использовали для буксировки артиллерийских систем и орудий. И, конечно, для перевозки воинских частей и различных грузов. К началу войны автопарк РККА составлял чуть более 270 тыс. автомобилей.

Перед Великой Отечественной войной в Советском Союзе работали четыре автомобильных завода: ЗИС – Московский автозавод имени Сталина, ГАЗ – Горьковский автомобильный завод, ЯАЗ – Ярославский автомобильный завод, Московский автомобильный завод имени КИМ (Коммунистический Интернационал Молодёжи). К началу войны ЗИС серийно выпускал грузовой автомобиль ЗИС-5 – легендарную «трёхтонку», а на основе этой базовой модели: трехосный шестиколёсный 4-тонный грузовик ЗИС-6, газобаллонный ЗИС-30, газогенераторный ЗИС-21. В 1941 г. начался выпуск полноприводного автомобиля ЗИС-32.

Горьковский автозавод выпускал большое количество знаменитой техники, в том числе и  «полуторку», грузоподъёмностью 1,5 т. – изначально ГАЗ-АА – это была точная копия автомобиля «Форд-АА». Пройдя в 1938 г. модернизацию, автомобиль ГАЗ-АА получил марку ГАЗ-ММ. В 1936 г., когда наш автопром снял с производства автомобиль ГАЗ-А – легковую версию «Форда» – Горьковский завод запустил в производство ГАЗ-М1 – легендарную «эмку», которая во время войны использовалась в основном, как связной или штабной автомобиль и выпускалась до 1943 г. На базе шасси ГАЗ-ААА началось производство бронеавтомобиля БА-20. Кстати, и спецавтомобиль для перевозки заключенных – «черный ворон» был сделан здесь же. Кроме этого, перед войной завод выпускал полугусеничный ГАЗ-60, газогенераторный ГАЗ-42. В военные годы газогенераторные автомобили приобрели большое значение, так как жидкое топливо было строго лимитировано, автомобили на «дровах» стали широко использоваться в народном хозяйстве и для различных тыловых работ.

Сейчас, на территории завода есть музей, где Вам подробно расскажут о работе завода в военный период, а главное, покажут военную атрибутику, сохранившуюся с того времени.

21 мая 2014 в 19:57

Следующая публикация

Мой прадед - герой
Карта истории
Подписки

Для того чтобы подписаться необходимо Войти

Все подписчики (0)

Читайте также
Мой прадед - герой
Силев Иван Федорович Силева Федосия Ивановна С самых юных лет…

27 октября 2014 в 0:44

Поделиться

Поделитесь этим материалом с друзьями в социальных сетях

Комментарии

Комментарии к этому материалу пока отсутствуют.


Для того, чтобы оставлять комментарии необходимо Войти