После раскола православной церкви, на территории Нижегородской
области образовалось одно из самых многочисленных в России поселений
старообрядцев. Одними из отступников, на которых обрушились многочисленные
гонения со стороны власти, были мои предки.
Я с детства провожу много времени в деревне, на реке
Керженец (Семеновского р-она
Нижегородской обл). С малых лет меня окружали люди со своим, не похожим на
городской, говором, со своими обычаями, образом жизни и своей религией. Моя
бабушка, которой сейчас 85 лет, любит делиться со мной своими воспоминаниями о
детстве и молодости. И конечно, не малое место занимают рассказы о ее семье, предки
которой сохранили религиозные традиции после реформ патриарха Никона.
Наша деревня Дорофеиха расположена на правом берегу Керженца
– самого густо населенного старообрядцами района Нижегородской области. Моя
бабушка переехала туда после замужества, в 1949 году. Село, из которого она
была родом – Трегубово – находилось в нескольких километрах от деревни и также
было населено «отступниками». Бабушка, ее брат и сестра, с самого детства были
приучены к посту (уже с 3 лет), молитве и глубочайшему уважению к родителям. За
всевозможные проказы, зачастую, дети наказывались чтением Псалтыри. Переехав в
Дорофеиху, бабушка стала жить вместе с родителями деда. В те послевоенные
времена на краю деревни поселились монашки, бежавшие из разоренного старообрядческого
скита. Одна из них, по рассказам бабушки, занималась экзорцизмом и умерла при странных обстоятельствах после
очередного «отчитывания» обратившейся к ней женщины.

Нравы старообрядцев были суровыми, а устои непоколебимыми.
Как рассказывала бабушка, дедушкина мать, выходя замуж за старообрядца-поповца
(старообрядчество также внутри себя раскололось на 2 лагеря – поповцы и
беспоповцы), была отвергнута собственной семьей, которая придерживалась
взглядов беспоповцев.
Привычка всегда и везде находится в единении с Богом –
пожалуй, это одна из самых ярких черт представителей старообрядчества. «Без
Бога, не до порога» - так всегда говорили в моей деревне. Наверно, жизнь людей,
предшественники которых не побоялись пожертвовать своими жизнями во имя веры, и
не может быть другой.

Старообрядческий скит
Времена идут, меняются традиции и постепенно слабеет связь с
историческим началом. Большинство религиозных устоев, которые в прошлом не
подвергались обсуждению, теперь устарели – упростились или исчезли вовсе. Наша
деревня все быстрее обрастает дачниками, коренное население стремительно
уменьшается, и вместе с ним уходит в историю величайший пласт старообрядческой
культуры, которой мы во многом обязаны сохранением древнейших религиозных
памятников. У моей бабушки до сих пор хранится Библия, датированная концом 18
века.

Старообрядческая церковь Успения Пресвятой Богородицы, Нижний Новгород
В настоящее время,
старообрядчество укрепилось и приобрело статус официального религиозного
течения. На территории Нижнего Новгорода действует старообрядческая церковь
Успения Пресвятой Богородицы, основанная в 1914-1916гг., и несколько
монастырей.
Комментарии к этому материалу пока отсутствуют.