Старообрядчество Нижегородской области

Краткий рассказ о быте и нравах Нижегородских старообрядцев, написанный по воспоминаниям моей бабушки

Дата материала
С сентябрь 1929
Место
Россия, Нижегородская область, Семеновский район, деревня Дорофеиха
Упомянутые люди
Петров АввакумМорозова ФеодосияБугров Николай Александрович
Хранитель
annzelenova

После раскола православной церкви, на территории Нижегородской области образовалось одно из самых многочисленных в России поселений старообрядцев. Одними из отступников, на которых обрушились многочисленные гонения со стороны власти, были мои предки.



Я с детства провожу много времени в деревне, на реке Керженец  (Семеновского р-она Нижегородской обл). С малых лет меня окружали люди со своим, не похожим на городской, говором, со своими обычаями, образом жизни и своей религией. Моя бабушка, которой сейчас 85 лет, любит делиться со мной своими воспоминаниями о детстве и молодости. И конечно, не малое место занимают рассказы о ее семье, предки которой сохранили религиозные традиции после реформ патриарха Никона.
Наша деревня Дорофеиха расположена на правом берегу Керженца – самого густо населенного старообрядцами района Нижегородской области. Моя бабушка переехала туда после замужества, в 1949 году. Село, из которого она была родом – Трегубово – находилось в нескольких километрах от деревни и также было населено «отступниками». Бабушка, ее брат и сестра, с самого детства были приучены к посту (уже с 3 лет), молитве и глубочайшему уважению к родителям. За всевозможные проказы, зачастую, дети наказывались чтением Псалтыри. Переехав в Дорофеиху, бабушка стала жить вместе с родителями деда. В те послевоенные времена на краю деревни поселились монашки, бежавшие из разоренного старообрядческого скита. Одна из них, по рассказам бабушки, занималась экзорцизмом  и умерла при странных обстоятельствах после очередного «отчитывания» обратившейся к ней женщины.  

Нравы старообрядцев были суровыми, а устои непоколебимыми. Как рассказывала бабушка, дедушкина мать, выходя замуж за старообрядца-поповца (старообрядчество также внутри себя раскололось на 2 лагеря – поповцы и беспоповцы), была отвергнута собственной семьей, которая придерживалась взглядов беспоповцев.

Привычка всегда и везде находится в единении с Богом – пожалуй, это одна из самых ярких черт представителей старообрядчества. «Без Бога, не до порога» - так всегда говорили в моей деревне. Наверно, жизнь людей, предшественники которых не побоялись пожертвовать своими жизнями во имя веры, и не может быть другой.

Старообрядческий скит

Времена идут, меняются традиции и постепенно слабеет связь с историческим началом. Большинство религиозных устоев, которые в прошлом не подвергались обсуждению, теперь устарели – упростились или исчезли вовсе. Наша деревня все быстрее обрастает дачниками, коренное население стремительно уменьшается, и вместе с ним уходит в историю величайший пласт старообрядческой культуры, которой мы во многом обязаны сохранением древнейших религиозных памятников. У моей бабушки до сих пор хранится Библия, датированная концом 18 века.
 

Старообрядческая церковь Успения Пресвятой Богородицы, Нижний Новгород

В настоящее время, старообрядчество укрепилось и приобрело статус официального религиозного течения. На территории Нижнего Новгорода действует старообрядческая церковь Успения Пресвятой Богородицы, основанная в 1914-1916гг., и несколько монастырей.

21 мая 2014 в 21:14

Следующая публикация

Три знаковых памятника Нижнего Новгорода
Карта истории
Подписки

Для того чтобы подписаться необходимо Войти

Все подписчики (0)

Читайте также
Три знаковых памятника Нижнего Новгорода
Памятник Минину и Пожарскому, Зураб Церетели, 2005Памятник Минину и ПожарскомуВсем…

5 ноября 2014 в 8:55

Поделиться

Поделитесь этим материалом с друзьями в социальных сетях

Комментарии

Комментарии к этому материалу пока отсутствуют.


Для того, чтобы оставлять комментарии необходимо Войти