Считаю
правильным начать с фразы Александра III о том, что «у России
есть только два союзника: ее армия и флот». Полагаться нам не на кого, ведь мы,
во-первых, территориально обособлены, а во-вторых, занимаем завидную
географическую площадь, масштабы и качественная доминанта которой, как мы
знаем, не давала покоя другим странам на протяжении всей истории. На севере территория страны упирается в
холодную пустыню Северного Ледовитого океана. На востоке такой же пустыней
лежит безбрежный Тихий океан. Это говорит нам о том, что страна заняла почти
целый континент, и при этом получила географическую изолированность.

Нельзя
оставить без внимания и то, что мы территориально находимся на стыке двух
совершенно разных культур. Бердяев в труде под названием «Русская идея» выразил
свое мнение на эту тему: «Русский народ есть в высшей степени поляризованный
народ, он есть совмещение противоположностей. Им можно очароваться и
разочароваться, от него всегда можно ждать неожиданностей, он в высшей степени
способен внушать к себе сильную любовь и сильную ненависть. Это народ,
вызывающий беспокойство народов Запада…»[1].
Делаю вывод, что русский народ было бы категорически неправильным именовать
единственно европейским или азиатским. Россия - особая часть света,
своеобразный востоко-запад, содержащий в себе оба этих разных мира. Это и
является причиной борьбы двух ипостасей русского характера - восточной и западной его составляющих.
Как можно догадаться, древнерусское государство созревало
в весьма неблагоприятной геополитической ситуации. Ему приходилось испытывать
на себе тяжкие удары многочисленных кочевых орд. Оборонительная, а впоследствии
и наступательная борьба с кочевыми народами требовала от нас колоссального
напряжения всех материальных и духовных сил. Конец ее пришелся на 1783 год с
ликвидацией Крымского ханства. Таким образом, мы видим, как не только
географическая, но и социальная среда влияла на менталитет русского народа.
Будучи не чужими нам по этническим признакам и
религии, народы Восточной, Центральной и Северной Европы, наверное, могли бы
стать нашими товарищами и политическими компаньонами. Однако частые вторжения
шведов, немцев, поляков на территорию России заставляли нас видеть в них
извечных врагов. Далее неприязнь усугубилась религиозным неприятием, а в
последствии и идеологической контрарностью. В свою очередь западные соседи начали
смотреть на Россию как на грозовую тучу, нависающую над их восточной границей.
Согласно концепции Тойнби[2],
вызов российской цивилизации заключался в суровых природно-климатических
условиях. Русский народ научился в них выживать, как тяжело ему бы ни было
порой, о чем нам рассказывает летопись.
Вызов заключался и в отдаленности морей, что
негативно сказывалось на торговле. Не один век русский народ тщетно пытался заполучить
прямой выход к Черному и Балтийскому морям, так как сталкивался с
непреодолимыми препятствиями. Это удалось лишь в XVIII веке – тогда был
проведен целый ряд длительных и тяжелых войн с морскими
державами — Турцией и Швецией.
Не очень-то плодородные почвы и трудность в их
облагораживании заставляли русского человека постоянно находиться на грани
выживания. Он усвоил: хочешь жить – трудись. Так, со временем человек научился
сглаживать холмы и шлифовать все упрямые изгибы природы.
Почему русский человек вечно всем недоволен?
Проанализировав наше географическое положение, я прихожу к выводу, что
богатство лесов, масштабность территорий и красота пейзажей русским человеком
уже не воспринимаются как нечто достойное внимания и гордости, скорее, как
данность. Как говорится, «жена не имеет внешности». Однако это не означает, что
другие будут относиться к этой роскоши подобно нам – вовсе нет. Напротив, это
нередко служило причиной для попыток завоевания столь привлекательной местности
– если вспомнить, то это было одной из целей войны фашистской Германии против
СССР.
Теперь
становится ясным, откуда в русском человеке это гнетущее и нередко себя проявляющее
чувство одиночества, умение трудиться, упорство и жажда свободы. Все это
обусловлено географически. Как говорил Бердяев, «Можно открыть противоположные
свойства в русском народе: деспотизм, гипертрофия государства и анархизм;
вольность; жестокость, склонность к насилию и доброта, человечность, мягкость;
обрядоверие и искание правды; индивидуализм, обостренное сознание личности и
безличный коллективизм; национализм, самохвальство и универсализм,
всечеловечность; эсхатологически-мессианская религиозность и внешнее
благочестие; искание Бога и воинствующее безбожие; смирение и наглость; рабство
и бунт».
Комментарии к этому материалу пока отсутствуют.