Император Николай II, вступивший на престол в 1894 г., твердо верил в божественное предназначение царской власти в России и в начале своего правления неоднократно заявлял, что видит свое призвание в сохранении исторических устоев монархии и православия в стране.
Далеко не все вопросы государственной жизни интересовали его в равной степени: он покровительствовал консервативным силам, слабо разбирался в проблемах земской деятельности, не способствовал прогрессивным реформам. Характеризуя личность Николая II, обычно подчеркивают, что он был прекрасным семьянином, но следует признать, что не это качество является главным для властелина огромной страны, попавшей в водоворот эпохальных событий.
Штрихи к портрету личности
Николай II (Николай Александрович Романов) (1868–1918) воспринимал управление империей и сохранение самодержавия как свой династический и личный священный долг. Он ревниво оберегал императорские прерогативы и не терпел возле себя сильных личностей. Император придавал большее значение семейным проблемам (его сын и наследник цесаревич Алексей страдал тяжелой болезнью крови – гемофилией), нежели государственным. Кроме того, Николай II отличался нерешительностью и часто подпадал под чужое влияние (хотя степень воздействия на него супруги, императрицы Александры Федоровны, и его ближайшего окружения, в особенности Григория Распутина, как правило, преувеличивают). Последний император не принадлежал к числу прозорливых государственных деятелей. На нем лежит значительная доля ответственности за падение авторитета царской власти и выбор страной революционного пути развития. Но он не был и тем кровавым деспотом, каким его изображала революционная пресса и каким он предстает в работах советских историков.
Согласно официальной идеологии монаршая власть имела своим источником и основанием Божественный промысел, а не волю народа. Православное мировосприятие
признавало за царем как за помазанником Божиим исключительные права и религиозный авторитет. Еще при Павле I были сформулированы принципы абсолютной власти: «Император Всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной его власти не токмо за страх, но и за совесть Сам Бог повелевает». Это означало, что воля императора является законом, а сам он – последней инстанцией, и никакое важное правительственное решение не могло быть принято без утверждения самодержцем.
Тем не менее, происходила определенная эволюция в сторону смягчения политического режима. Несмотря на то, что воля монарха в России продолжала считаться высшим законом, со времен Александра II по царской прихоти никого не лишали свободы и имущества. Закон уже защищал права российских подданных.
Родственники монархов составляли императорскую фамилию, насчитывавшую при последнем царе до полусотни великих и просто князей и княгинь, которые нередко занимали важнейшие государственные посты и оказывали большое влияние на политику петербургского двора.
6 октября 2014 в 9:49
Предыдущая публикация Егрушова (Мартынова) Елена Ивановна.
|
Следующая публикация «Листая прошлого страницы…»
|
Для того чтобы подписаться необходимо Войти
Все подписчики (0)
19 января 2015 в 10:52
29 декабря 2014 в 11:11
15 декабря 2014 в 19:52
Поделитесь этим материалом с друзьями в социальных сетях
Для того, чтобы оставлять комментарии необходимо Войти
Комментарии к этому материалу пока отсутствуют.