"О жизни и судьбе". Максимова Ирина Сергеевна

Восспооминания о жизни и судьбе ветерана-жителя блокадного Ленинграда

Дата материала
С 1939 по 2012
Место
Россия, Санкт-Петербург
Упомянутые люди
Максимова Ирина Сергеевна
Хранитель
Boris

Максимова Ирина Сергеевна (1924- ). Житель блокадного Ленинграда.

Родилась 14 марта 1924 года в городе Ветлуге Нижегородской области. С младенческого возраста жила в Нижнем Новгороде (с 1932 г. - г. Горький), куда моего отца – Максимова Сергея Александровича, комсомольского работника – перевели на работу в Нижегородский крайком партии.

Учиться начинала в Горьком, продолжила в Ленинграде. К началу Великой отечественной войны окончила 9 классов. Мне было 17 лет. Пыталась пойти на фронт – не взяли. Удалось поступить в госпиталь, который организовали в корпусах бывшего общежития Политехнического института на Лесном проспекте. Работала в отделении тяжелораненых. Ухаживала за ранеными с любовью. При срочной необходимости могла сделать перевязку (ранее была обучена всем видам перевязок на разных частях тела). Но полы мыла плохо, т.к. не умела, и сил не хватало.

Мне запомнились двое раненых в моих палатах: Саша Пчеленко, молоденький украинец с тяжелейшим ранением позвоночника, и Вениамин Владимирович, средних лет, единственный ленинградец. Его навещала жена.

На работу почти всегда приходилось ходить во время воздушных тревог под страшный лай зениток и трескучий грохот осколков снарядов по крышам. Только в нелётную погоду стояла тишина. Иногда вылезала на работу прямо из щели - дворового укрытия от бомб. Меня хватали за платье. Старались не выпустить в этот кромешный ад. Но надо было идти, чтобы заменить уставшую от тяжёлой работы санитарку.

Работала в госпитале недолго. Силы быстро покидали меня, а после попадания бомбы в наш дом и нашу квартиру, где я была завалена и самостоятельно не могла выбраться, работать я совсем не могла.

20 февраля была эвакуирована с младшей сестрой Таней и мачехой Галиной Борисовной по льду Ладожского озера.

Озеро переехали благополучно, т.к. была нелётная погода: шёл сильный снег, и дул ветер. На другом берегу мы ночевали. Утро следующего дня было ярким, солнечным. Мы ждали поезда. На нас дважды налетали самолёты, низко над нами кружились и стреляли в нас из пулемётов. Нам чётко были видны лица этих фашистов.

7 марта мы приехали в Горький на Ромодановский вокзал. Было страшно холодно, дул пронизывающий насквозь ветер. Здесь у нас украли все вещи.

15 апреля умерла от дистрофии Галина Борисовна – спасая Таню, она отдавала ей половину своего хлеба, а сама погибла.

Таню устроили в детский Дом Ансона, где в то время работал замечательный человек и учитель Николай Николаевич Хрулёв.

Меня устроили на работу на кухню военного госпиталя, размещавшегося в здании Пединститута на площади Минина. Давали посильную работу и откармливали.

В конце войны мы узнали о гибели нашего отца. Будучи больным после недавней тяжелой операции, он эвакуировал свой Лесохозяйственный институт в Киеве (был туда направлен за год до войны), а сам остался для подпольной работы в тылу немцев. Был секретарем подпольного райкома партии, организатором партизанских отрядов в Винницкой области.

Работать там было крайне трудно и опасно. Там нет больших лесов, где можно было надёжно укрываться партизанам. И очень близко была ставка Гитлера «Вервольф».

Отец был арестован гестапо по доносу предателя, которому показалось, что он киевский прокурор.

Отца арестовали во время болезни. Его содержали в тюремном лазарете Винницкой тюрьмы.

Когда наши войска приближались к Виннице, немцы начали расстреливать узников тюрьмы. Наш отец погиб 11 ноября 1943 года. Ему только что исполнилось 40 лет.

В 1946 году меня приняли в Горьковскую Юридическую школу. Школа давала знания по основным дисциплинам в объеме института. Выпускала юристов для работы судьями, прокурорами, следователями, нотариусами, адвокатами.

Я два года работала адвокатом в Центральной Юридической консультации г. Горького.

В 1950 году вышла замуж и уехала в Западную Украину. В 1951 году родился мой сын Сергей.

В 1960 году вернулась в Горький. Работала в Научно-исследовательском радиофизическом институте, позднее - во вновь организованном Институте прикладной физики АН СССР - старшим референтом.

Мне посчастливилось знать многих крупных учёных с мировыми именами. Занималась и занимаюсь по сей день общественной работой. Шесть лет подряд работала народным заседателем в Нижегородском народном суде под председательством судьи Содомовского.

Печаталась в нижегородских газетах (нечасто).

Часто обращаюсь к первым лицам администрации города и области со своими предложениями по улучшению жизни граждан города, их безопасности, по вопросам экологии и санитарной культуры. Но толку от этого нет, к сожалению!

Много лет ухаживаю на кладбище «Нижегородский некрополь» за могилами Николая Николаевича Хрулёва, заслуженного учителя России, декабриста Анненкова с семьёй, писателя Мельникова-Печерского.

3 сентября 2014 в 15:05

Предыдущая публикация

«Как мы выжили, сестра не рассказывала...» Ольга Михайловна КАРПИЛИНА (Панкратова)

Следующая публикация

Суперсерия 1972 года. СССР - Канада
Карта истории
Подписки

Для того чтобы подписаться необходимо Войти

Все подписчики (0)

Читайте также
Индустриализация промышленности в Нижегородской (Горьковской) области (1928-1937 гг.)
Советский агитационный плакат времен "пятилеток"К середине 1920-х гг. было завершено…

19 января 2015 в 10:52

Рождение Новогодней елки
Новогодняя елка. Москва. Красная площадь.Новый год — праздник, отмечаемый многими…

29 декабря 2014 в 11:11

Советская дипломатия накануне Второй мировой войны
Подписание пакта Молотова – Риббентропа. В первом ряду И. фон…

15 декабря 2014 в 19:52

Поделиться

Поделитесь этим материалом с друзьями в социальных сетях

Комментарии

Комментарии к этому материалу пока отсутствуют.


Для того, чтобы оставлять комментарии необходимо Войти