Зимние забавы

Дата материала
Не указана
Место
Не указано
Упомянутые люди
Не указаны
Хранитель
elenaval

МОУ Новопокровская СОШ

Ветлужского района Нижегородской области

 

Областной конкурс этно-экологических учебно-исследовательских работ «Снежная крепость»

 

 

 

Номинация: Катание на санках и другие традиционные детские зимние игры и забавы на открытом воздухе»

Зимние забавы

Возрастная группа 10-14 лет

Авторы :

Казакова Ксения Сергеевна

Матвеева Анастасия Сергеевна

Щепина Анастасия Сергеевна

Ширманов Дмитрий Вячеславович

Торопов Андрей Евгеньевич

Торопов Дмитрий Евгеньевич

Юферов Дмитрий Алексеевич

Каталов Максим Александрович

Руководитель Шильникова Елена Валентиновна

заместитель директора

 

 

 

 

 

2013г


Содержание

Введение……………………………………………….………….…………...3

Цель работы…………………………………………………………………...4

Глава 1. Зимние игры…………………………………………………………4

1.1.         Итоги опроса…………………………………………………………5

1.2.         Описание зимних игр

 Гонки на лыжах……………………………………………………..……..9

 Сбей колпак…………………………………………………...…………..10

 Веселый снеговик………………………………………………...………10

Снежный городок……………………………………………………..…..10

Царь гоы…………………………………………………………………...11

 Колика-баба…………………………………………………………...….11

Уголки……………………………………………………………….....….12

 Масло………………………………………………...……………………13

 Прыжки в сугроб……………………………….……………………..….13

 Катания на санях…………………………………………………...…….13

 Избушки……………………………………………..….………………..14

 Катания с гор………………………………………………………....….14

 Катания на собаках……………………………………..………….….…15

 Фигуры из снега………………………………………………………….15

     Гонки снежных комков……………………………………………….…15

     Снежная крепость…………………………………………………..……15

     Салки-снежки……………………………………………………….……16

    Снежные домики……………………………………………………….…16

    Снежные фигуры……………………………………………………….…18

     Салки на лыжах………………………………………………………..…18

    На одной лыже………………………………………………………..…..19

Связки………………………………………………………………….….19

     Эстафета на санках……………………..………………………………..19

    Втяни в круг……………………………………………………………....19

    Черепашки……………………………………………………………..…20

Глава 2. Традиционные приспособления для зимних игр……………….20

    2.1Деревянный конек…………………………………………………….20

    2.2.Салазки………………………………………………………………..22

    2.3. Снегокат………………………………………………………………32

    2.4. Лыжи………………………………………………………………….33

Глава 3.Фоторепортаж с горки……………………………………………...34

Заключение……………………………………………………..……………35Источники информации……………………………………………………..36

Приложения   

 

 

 Введение

         Мировой исторический опыт свидетельствует о том, что экономические достижения государства и материальное благосостояние граждан, сами по себе, не гарантируют духовное и нравственное развитие общества. Настоящее и будущее российского общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного, духовно-нравственного наследия, исторических и культурных традиций и норм общественной жизни.

Актуальность данной работы заключается в сохранении для будущих поколений народных традиций, культуры русского народа, сохранение памяти о жизни предков, традиционных народных ремесел.

В Новопокровском школьном музее в разделе по литературному краеведению хранятся материалы, собранные в ходе экспедиции в историю родного края, составлен макет карты исчезнувших деревень. Здесь представлены материалы по топонимике, фольклорный материал, народные игры. Материалы экспозиции постоянно востребованы для проведения внеклассных мероприятий, при работе лагеря с дневным пребыванием детей. Однако, здесь представлены в большей степени летние народные игры, ремесла натурального крестьянского хозяйства: катание валенок, изготовление глиняной посуды, ткачество. Материалы о зимних играх, об изготовлении традиционных русских приспособлений для зимних игр в нашем музее отсутствуют.     На территории нашей Проновской сельской администрации было сто тридцать две  деревни, в настоящее время осталось жилых две. В результате государственной  политики укрупнения населенных пунктов жители окрестных деревень съехались в село Новопокровское. Каждая деревня представляла собой особый мир со своими традициями, со своими мастерами. В настоящее время у нас в селе Новопокровском проживают представители старшего поколения почти из всех деревень. Пройдет время, народные традиции жителей этих деревень будут утрачены безвозвратно. Именно поэтому в настоящее время мы считаем актуальным сбор материалов о жизни исчезнувших деревень, сохранение технологии традиционных русских ремесел, пока еще живы носители бесценной информации – народные мастера-умельцы.

 

Цель работы: Изучение традиционных развивающих и укрепляющих зимних игр и приспособлений для их организации в деревнях Проновской сельской администрации.

Задачи:

1.     Собрать воспоминания старожилов окрестных деревень о зимних играх.

2.     Найти мастеров, умеющих делать традиционные русские приспособления для зимних забав, записать технологию их изготовления.

3.     Проанализировать собранные материалы.

4.     Организовать для детей села Новопокровского праздник «Снежная крепость» с использованием собранных материалов.

 

 

Глава1. Зимние игры

 В старые времена забавы и игры детей были совсем другими. В настоящее время дети мало гуляют на свежем воздухе, их привлекает множество телевизионных программ, компьютер и интернет, телефон. А раньше, говорит бабушка Власова Галина Васильевна 1921 года рождения, уроженка деревни Верховское Ветлужского района Нижегородской области, даже электричества не было, поэтому большую часть времени дети играли на улице. Для организации игр придумывались различные приспособления: карусели, качели в летнее время, самодельные мячи. А зимой игры должны были быть более подвижными, иначе замерзнешь. Мы решили собрать материалы по традиционным зимним забавам в деревнях нашей Проновской сельской администрации. Деревень было более ста, а сейчас осталось жилых около десяти. Жители окрестных деревень в настоящее время проживают в селе Новопокровском. По воспоминаниям старожилов нужно собрать материал о зимних забавах и проанализировать его содержание, сравнить виды зимних забав и приспособления для них в разных деревнях в разное время.

Для решения данной задачи, мы разработали опросник (приложение1), провели по нему опрос жителей села Новопокровского разного возраста.

1.1.Итоги опроса

Опрошено 30человек.

ФИО опрошенного

Год рождения

Место рождения

Игры

Приспособления для игр

Кто делал

Захватова Людмила Данииловна

1952

Д. Рудники

Катание на санках, лыжах, делали ходы в больших сугробах

Санки, лыжи

покупали

Серебрякова Вера Алексеевна

1957

Д. Варакшата

Катание с горки, избушки, Снежная крепость

Деревянные коньки, санки, лыжи, лопаты, коньки на валенках.

Покупали. Деревянный конек сделал старший брат

Изосимова Галина Александровна

1939

Д. Прудок

Катание с горки, играли в снежки, лепили снеговиков

Деревянные коньки, санки, лыжи.

Отец

Матвеева Маргарита Сергеевна

1971

Р.п. им. Калинина

Катание с горки, играли в снежки, лепили снеговиков

Санки, лыжи

Покупали в магазине

Щепина Татьяна Борисовна

1953

Д. Верховское

Снежки, избушки, прыгали с крыш в сугроб, катались на конных санях с гор.

Санки, лыжи.

Рычихин Иван Гаврилович

Щепин Владимир Серафимович

1952

Д. Колеватовское.

Катание с гор на санках и лыжах. Во всадников.

Санки, лыжи, деревянный конек.

Горев Павел Иванович

Шеленина Фаина Васильевна

1957г

Д. Голуби

В снежки, катались на лыжах и санках, лепили снеговиков.

Санки, лыжи

Деревенские мастера

Изосимова Ирина Павловна.

1970

Д. Пузыри

Катание с горки, ходили на лыжах в лес.

Лыжи

Брали в школе

Кабанова Галина Леонидовна

1965

Д. Каменка

В снежки, лепили снежные фигуры.

Санки, лыжи, деревянный конек.

Деревянный конек делал старший брат.

Шильникова Елена Валентиновна

1961

Д. Юдинское

В снежки, лепили снежные фигуры.

Санки, лыжи, деревянный конек.

Отец

Зайцева Таисья Игнатьевна

1934

Д. Селивановское

В снежки

санки

Дедушка

Кабанов Вадим Николаевич

1969

Д. Березовая

В снежки

Санки, лыжи

покупали

Кабанов Алексей Вадимович

1995

С. Новопокровское

В снежки, в хоккей

Санки, лыжи, коньки

покупали

Гагаринов Геннадий Тиханович

1938

Г. Гороховец

Катались с горки на фанерке, картонке

Санки, коньки на валенках, лыжи

Лыжи дали военные

Гагаринова Тамара Михайловна

1938г

Р.п.им. Калинина

Играли в войну, делали шалаши в лесу. Катались на коньках, на санках

Санки, коньки.

Покупали в магазине.

Ширманов Вячеслдав Николаевич

1969

Д. Юдинское

Катались с гор на лыжах и санках, играли в снежки, строили баррикады.

Санки , лыжи, деревянный конек

Кабанов Григорий Михайлович

Ширманова Татьяна Николаевна

1975

С. Новопокровское

Катались на лыжах, санках, лепили фигуры из снега, строили крепости.

Санки, лыжи

покупали

Вихарева Светлана Витальевна

1967

Д. Бердничата

Катание с гор

санки

покупали

Виноградова Людмила Николаевна

1971

С. Новопокровское

Катались с гор, с снежки, строили снежную крепость.

Санки, лыжи

покупали

Кутилова Маргарита Павловна

1963

Д. Пумино

Катание с гор, катание на коньках.

Санки, лыжи, коньки.

покупали

Виноградова Галина Александровна

1949

Д. Воронцовское

Катались на санках и на лыжах.

Санки, лыжи

Отец

Виноградов Владимир Анатольевич

1965

С Новопокровское

Катались с гор, играли в хоккей, в царя горы.

Санки, лыжи, деревянный конек, коньки.

Дядя

Виноградова Наталья Анатольевна

1969

Д.Пузыри

Катались с горки, в снежки, лепили снеговиков, прыгали с крыши.

Санки, коньки, лыжи

покупали

Сенникова Алевтина Алексеевна

1947

Д. Верховское

Катание с гор, в снежки, лепили снеговиков.

санки

Долгих Иван Иванович,

Померанцева Наталья Алексеевна

1964

Д. Завольское

Катались с гор, строили снежные крепости

Санки, лыжи, коньки, деревянный конек

Деревянный конек делал отец

Черноперова Ирина Николаевна

1966

Д.Юдинское

Катались с гор, играли в снежки, строили крепости

Санки, лыжи, коньки, деревянный конек

Отец

Власова Галина Васильевна

1921

Д. Верховское

Катались с гор, лепили снеговиков, строили снежные крепости.

Санки, лыжи.

Рычихин Иван Гаврилович

Сенников Александр Александрович

1942

Д. Верховское

Катались с гор, лепили снеговиков, строили снежные крепости.

Санки, лыжи, деревянный конек

Рычихин Иван Гаврилович

Шильникова Софья Ивановна

1931

Д. Подозерка

Катались с гор, лепили снеговиков, играли в снежки

картонки

 

 Приспособления, используемые для зимних игр

     

По результатам опроса мы видим, что наиболее используемым приспособлением в старину были русские традиционные санки (салазки).

 

В какие игры играли?

Опрос показывает, что наибольшим интересом среди детей  всегда пользовались игры на горке, игра в снежки  и фигуры из снега.

Большая часть приспособлений жители делали сами, а если покупали, то тоже самодельные у мастеров.

 

1.2. Описание зимних игр

 

Гонки на лыжах

   Игра проводится на большой площадке, поляне. Участники становятся на лыжах парами на расстоянии 1 – 1,5 м одна от другой. Стоящие слева – одна команда, стоящие справа – другая. Обе команды двигаются на лыжах вперед. По сигналу лыжники первой пары поворачиваются один вправо, другой влево и становятся за последней парой. Прибежавший первым получает очко для своей команды. Игра продолжается до тех пор, пока последняя пара не выполнит задание. В этой игре лыжники всё время продвигаются вперед, но пары начинают движение после команды руководителя. Передвижение считается законченным, когда лыжник встанет  в затылок к последнему игроку своей команды.

 

Сбей колпак

На одной стороне площадки чертится линия, на которой устанавливаются вылепленные из снега снеговики с бумажными колпаками на голове.

На расстоянии 3 м от них, параллельно линии, на которой стоят снеговики, проводится линия метания.

Дети строятся в колонны по  5-6 человек.  Каждая колонна располагается за линией метания напротив одного из снеговиков. По сигналу руководителя дети бросают снежки, стараясь сбить колпак у своего снеговика. Выигрывает команда, сбившая колпак быстрее.

Веселый снеговик. (Эту игру нам рассказала Вишнякова Ф. А. 1931 г.р.)

В эту игру мы играли в д. Пронихе. Особенно тогда, когда был сырой, липкий снег, чтобы можно было слепить снеговика. Собирались целой ватагой, лепили снеговика и надевали ему на голову ведро. Когда под рукой не оказывалось старого ведра, то мы  в место него надевали кастрюли, чугунки или просто старые шапки.

По команде игроки по очереди подходили и сбивали снежками ведро. Каждому участнику давалось три попытки. Если он сбил ведро с первой попытки, он получал 30 очков, со второй – 20, с третьей – 10 очков. В конце состязания суммируется количество заработанных командой баллов.

Снежный городок. (Про эту игру нам рассказал Изосимов Г. В.1969 г.р.)

Игры на Руси зимой – старинная традиция. Много снега, шума, веселья. Несмотря ни на какой мороз, а в мороз еще и лучше, мы тоже много времени проводим на улице. Наша любимая игра – «Снежный городок». Мы сначала строим городок все вместе, а потом «захватываем» его. «Защитники» обороняются. Но обычно ребятишки подбегают постоянно, а попасть на горку, т.е. в «город», трудно, да и быть нападающим интереснее, поэтому нападающих всегда больше, и, естественно, они побеждают!

 

Царь горы (про эту игру нам рассказал Виноградов Владимир Анатольевич, 1965г.р.)

В эту игру обычно играли на горке, когда собиралось большое количество ребятишек. Игра заключалась в том, что все спихивают с горы друг друга до тех пор, пока не останется на горе один победитель «царь горы». Игра веселая, кубарем слетаешь вниз с горы и не должен подниматься вверх, пока не будет определен победитель.

Колика-бабка. (Про эту игру нам рассказал Щепин В. С.1952 г.р.)

Популярная у нас в дни Масленицы игра. Сопровождала проводы Масленицы – чучело бабы, символизирующего смерть зимы и наступление весны.

Один из играющих, взобравшись на какое-либо возвышение, кричит:

 – Колика-баба! Я колика – баба!

Из группы играющих ему отвечают:

 – Был колика – бабкой, да стаял. Смену давай!

 – Смену б дал, кабы знал!

 – Знай.

 – Вижу, знаю!

И стоящий на возвышении называет кого-либо из играющих. Выбирает того, кто подальше стоит, кому труднее добраться до него. Названный бежит к возвышению, стараясь передвигаться как можно побыстрее и как можно замысловатее, мотаясь из стороны в сторону. Это связано с тем, что все играющие обязаны стукнуть его по спине, говоря при этом: «Вот тебе колика-баба!». Бегущий, естественно, заинтересован, чтобы ему поменьше досталось тумаков. Вот он и бежит быстро, как заяц, и хитро, как лиса.

Добравшись до возвышения, он взбирается на него, сталкивая своего предшественника. Тот становится рядовым игроком и, как все, снова ждет своего часа, когда, можно быть, его кто-то снова назовет коликой-бабой.

Эта веселая, подвижная драматизированная игра аллегорически изображает смену времен года. Имя колики-бабы – синоним Масленицы.

 

Обычно мы играем в неё на школьном пирсе в весенний день здоровья.

Дни здоровья у нас в школе проводят 4 раза:

– после 1 четверти,

– в Рождество,

– в Масленицу,

– 19 мая.

В этот день мы приходим в школу к 9 часам. По составленному школьным парламентом плану играем, соревнуемся, а потом идем есть блины! Наевшись досыта, смотрим концерт, подготовленный нами же самими.

Играем в самые разные игры. Есть у нас традиционные: перетягивание каната, ручеек, колика-баба; младшие играют в «У медведя во бору грибы-ягоды беру» «Знамя»; у 5-7классов  любимая игра всегда – «Казаки-разбойники», «Горячая сковородка»; а у нас – перетягивание каната, ручеек, колика-баба и чехарда.

Уголки( знаем сами)

В «Уголки» мы играем зимой, и летом, и осенью и весной. Это подвижная игра. Она воспитывает у нас внимание, умение быстро двигаться, ориентироваться.

Очень часто играем на школьном крыльце, т. к. утром нас дежурные рано не пускают в школу, и мы занимаемся с маленькими ребятишками.

«Уголки» знают на нашей улице все взрослые и дети.

Игра эта очень простая. Может длиться очень долго, пока не надоест.

Количество игроков – по количеству уголков + вода.

По команде воды все игроки перебегают с места на место, внимательно следя за водой, который, выждав момент, дает команду остановиться. Кто не успел заскочить в угол, тот и проиграл.

 

Масло(рассказала Соколова Г.М. 1948 г.р.)

Само название игры намекает на то, что она связана с Масленицей, хотя ничего обрядного и ритуального в ней нет. Просто само время проводов зимы очень удобно для такой именно забавы.

Сажают на санки одного из играющих. Он – то и называется на данный момент  МАСЛОМ. Другой игрок возит его. Остальные стараются отведать масла и с этой целью пытаются дотронуться до него:  легонько  щелкнуть по спине, плечами или голове.

Задача возницы самая сложная Он должен, во-первых, везти масло, во-вторых, не дать играющим добраться до него, в-третьих, постараться засалить кого – либо из играющих. Если все это ему удаются, то он становится маслом.

Масло уходит в поле, а засаленный игрок становится возницей. С возницы сойдет много пота, прежде чем удастся добиться успеха.

Прыжки в сугроб(рассказала Сенникова А.А. 1947г.р.)

Одной из зимних забав, которые запрещали родители, были прыжки в сугроб с крыш строений. Залезали обычно на крышу гаража или двора, и прыгали в сугроб. Было весело.

Катание на санях (рассказала Сенникова А.А. 1947г.р.)

В деревне Верховское были очень крутые горы, кроме обычных салазок и лыж ребятишки старшего возраста катались с гор на конных санях! Всей гурьбой сани закатывали на гору, садились в сани всей гурьбой, отталкивались ногами и неслись с горы. Сани часто переворачивались, случались небольшие травмы, но это было одно из самых любимых занятий. Чтобы кататься на санях нужно было много собрать ребятишек, сани тяжелые, только человек 15 могли их поднять в крутую гору. Сани брали без разрешения на конюшне, если они ломались, что случалось часто, нам попадало от конюха и родителей, т.к. конюх жаловался на нас родителям. Конечно, он мог бы принять меры посерьезнее, но, видимо он нас просто любил и мы этим пользовались.

Конные сани

Избушки(рассказала Шильникова Е.В. 1961 г.р.)

 В большом сугробе выкапывали лопатами до земли квадрат примерно со стороной 2 м. в стенках выкапывали полочки, сиденья. Играли в дочки-матери неделями, пока избушку не испортит снегопад, дождь или хулиганы. Приходили каждый день,  использовали вместо кукол небольшие чурбачки из дров, было интересно. Рядом с избушкой строили из снега хлев, размещали в стойла «коров» из щепок, кормили их соломой, собранной на дороге. Полностью копировали крестьянский быт.

 

Катание с гор(рассказала Шильникова Е.В. 1961 г.р.)

Деревни в старину строились на берегах речек, вода была необходима для хозяйственных нужд, поэтому вокруг деревень было много оврагов, пологих, крутых. Можно было кататься с них на лыжах, санках, деревянных коньках. Просто кататься интересно, иногда стоили трамплины, кататься с горы с трамплином было еще интереснее. Под трамплином иногда разжигали костер и летали через него на лыжах.

 

Катание на собаках(рассказала Изосимова И.П.1970 г.р.)

Санки привязывают к собаке, садятся на них и едут, куда собака повезет. Иногда собака вместе с ездоком и санками залетит на крыльцо. Весело! Это игра для детей 6-7 лет, обычно под присмотром взрослых.

Фигуры из снега (знаем сами)

Как только зимой наступала оттепель, снег начинал липнуть, кататься с гор было невозможно, мы придумывали себе занятие по строительству снежных фигур: снеговиков, медведей, снегурочек. В руках снеговика всегда была метла, на голове ведро. Глазки- угольки, нос – морковка.

 

Гонки снежных комков(на уроке физкультуры)

Участвуют две команды. Каждая команда выстраивается в колонну по одному на расстоянии 5-10 шагов один от другого. У последних игроков каждой команды имеется по одному хорошо скатанному снежному кому.

По сигналу руководителя они катят ком до следующих игроков, стоящих перед ними, те, в свою очередь, катят ком до самого первого игрока в колонне, он должен докатить его до конечной черты, находящейся в 10–20 шагах впереди. Выигравшей считается та команда, которая раньше доставит ком к финишу. Игру начинают по сигналу.

Игрок, докативший ком до впереди стоящего, остается на месте. Скатанные комья можно использовать для построения снежной крепости.

Снежная крепость(рассказала Померанцева Н.А. 1963г.р.)

Из снега строят крепость – стену высотой 1,5 м и длиной 4–5 м. Половина участников защищает крепость, находясь внутри нее (за стеной), половина нападает. Защитники и нападающие ведут активную перестрелку снежками. Участник игры, в которого попали один раз, считается раненым, два раза – убитым и выбывает из игры.

Побеждает команда, которой за определенный промежуток времени удалось вывести из строя большее количество противников.

Салки-снежки(знаем сами)

Один из играющих – водящий. Остальные пробегают мимо него по площадке в разных направлениях. Водящий старается попасть в пробегающих мимо снежками (их лучше заготовить заранее). Тот, в кого попали снежком, останавливается и, не покидая своего места, старается попасть снежками в бегающих игроков, помогая водящему. Постепенно число таких помощников водящего увеличивается. Когда их становится больше, чем остальных игроков, игра прекращается.

Снежные домики(рассказал Виноградов Анатолий Павлович 1937г.р.)

  

Строительством из снега лучше всего заниматься после снегопада или во время оттепели, когда снег мягкий и липкий. Из снега можно построить не только горку или крепость, но и лабиринт, домики, беседки и многое другое.

Можно скатать крупные комья снега и из них складывать стены построек, залепляя промежутки снегом.

А можно сделать снежные кирпичи и все стены построек складывать из них. Для заготовки кирпичей из снега нужны формочки – деревянные ящики без дна и крышки. Они должны быть разъемными. Одна продольная стенка вместе с поперечной должна откидываться на петлях (петли могут заменить кожаные ремешки).

Такие ящички нетрудно изготовить в школьной мастерской или дома. К ящичкам нужны трамбовки – дощечки с ручками. Снег набивают в ящик и утрамбовывают. Затем раскрывают ящик – кирпич готов. Нам станок для изготовления снежных кирпичей сделал Виноградов Анатолий Павлович 1937 г р., уроженец д. Виноградовка Ветлужского района,  по образу станка для настоящих кирпичей, он потомственный гончар, в его семье все предки изготавливали домашний кирпич.

        

Стены из таких кирпичей лучше укладывать кирпичной кладкой так, чтобы стыки не совпадали.


 

Снежные фигуры(знаем сами)

Перед новым годом в Ветлужском районе проводится конкурс по оформлению территорий. Чаще всего на территории появляются различные снежные фигуры. Это могут быть звери, персонажи сказок, машины, ракеты, самые разные предметы, обязательно дед Мороз и снегурочка. Фигуры собирают из снежных комков или скатывают большую снежную глыбу, а затем, добавляя детали или отсекая лишнее, превращают ее в задуманную фигуру.

Кроме снежных фигур, можно лепить выпуклые барельефы на плоскости. Снежные фигуры можно облить водой – они обледенеют и сохранятся дольше, радуя прохожих. Можно раскрасить фигуры акварельными красками или разноцветными чернилами.

 

Салки на лыжах

В эту игру мы иногда играем на уроках физкультуры или на занятии спортивной секции. Игра проводится как обычные салки, но игроки стоят на лыжах без палок.

Водящий старается запятнать остальных игроков. Запятнанный игрок становится водящим.

На одной лыже

         Эта игра используется на день здоровья в эстафете. Игроки должны пройти дистанцию 15–20 м на одной лыже, отталкиваясь палками.

Побеждает тот, кто придет к финишу первым, не оступившись ни разу свободной ногой в снег.

Связка

На площадке отмечают линии старта и финиша. Расстояние между ними 25 м. Играющие разбиваются на группы по пять человек – связки.

У каждого игрока в руках по лыжной палке, конец которой он протягивает соседу. По команде все блоки, не выпуская палки из рук, движутся к финишу. Побеждает блок, пришедший к финишу первым.

Эстафета на санках

Играют две команды. Участники строятся параллельными рядами перед стартовой чертой. По сигналу ведущего два игрока от каждой команды – один в санках, второй везет его – бегут к финишу. Длина дистанции 30–40 м. На финише игроки меняются местами (в санки пересаживается тот, кто вез, а тот, кого везли, становится в упряжку) – и возвращаются к команде. Их сменяет другая пара участников.

Побеждает команда, все игроки которой раньше успели прокатиться на санках.

Втяни в круг

Двое санок привязывают к концам прочной веревки длиной 3–4 м. На утоптанной снежной площадке очерчивают круг диаметром 1,5–2 м. Санки размещают напротив, по обеим сторонам круга на одинаковом расстоянии от его центра. Веревка, должна проходить через центр круга.

Игроки садятся на санки лицом друг к другу и держатся за сани руками. Их задача – втянуть внутрь круга своего противника, отталкиваясь от земли ногами и упираясь. Тянуть за веревку руками запрещается.

Черепашки

Это игра-соревнование, в которой может участвовать несколько пар. Каждая из них садится на санки спиной друг к другу. По сигналу игроки стремятся достигнуть финишной черты (на расстоянии 10 м от старта) как можно скорее, отталкиваясь от земли ногами одновременно.

Это нелегкая задача, так как один из игроков в паре сидит спиной по направлению движения. Побеждает пара, чьи санки первыми придут к финишу. Если участников много, игру можно провести как эстафету.

Этим современным играм научила нас учитель физкультуры Бусыгина Наталья Николаевна.

Глава 2. Традиционные приспособления для зимних игр

2.1.Деревянный конек( рассказала Шильникова Е.В. 1961 г.р)

                Конек –зимний самокат, традиционная забава детей в зимнее время. На коньке можно кататься одному, держась за ручки, отталкиваться одной ногой, другой ногой стоя на коньке сзади. Можно при этом прокатить друга, посадив его на деревянную перемычку между ручками. На коньке можно кататься с гор, а можно и на ровной поверхности. Особенно хорошо катит конек по дороге, где накануне проехал трактор с санями, при этом остается очень гладкий след.

Изготовление конька довольно простое. В нашей деревне Юдинское Ветлужского района деревянные  коньки были у всех, делали их ребятишкам отцы в своих домашних мастерских. Для изготовления конька нужна половинка не очень толстого дерева, обычно это была береза, которую долготьем привозили на дрова. С помощью пилы отрезали часть березы нужной длины, обычно около метра. У кого-то коньки были длиннее, у кого короче, у кого шире, у кого уже. Самыми хорошими были коньки короткие и широкие, так чтобы только нога могла в длину уходить сзади ручек, спереди примерно также. Топором выбирали дерево таким образом, чтобы спереди конька было закругление, среднюю часть для вдалбливания ручек не выбирали совсем. Нужно  было саму лыжу конька сделать тоньше, чтобы конек был не очень тяжелым.  Ручки вдалбливались в основу конька и между собой соединялись деревянной перемычкой, чтобы конструкция была покрепче. Разгоняясь, ребенок вскакивал на конька на обе ноги и скользил по ровной поверхности или с горы достаточно долго. Ручки у конька часто ломались, с ревом обычно ребенок бежал домой и, уже через минут пять, возвращался с отремонтированным, если отец был дома. Это было одно из самых любимых занятий деревенской детворы и самых доступных.

Деревянный конек. Новопокровский сельский музей. Изготовлен Сенниковым А.А. для внуков.

 

2.2.Салазки

Что такое салазки:

Салазки

жен. , мн. ручные санки, чунки, чуночки, или еще меньшие саночки, для катанья с гор;

Салазить, скользить ногами, съезжать скользком. Ноги салазят, ходить нельзя.

Салазочник, салазочный мастер

Даль В.И.. Толковый словарь Даля, 1863-1866.

Салазки кажутся простым, привычным нам с детства предметом. Кажется, что сделать их может любой. Однако, поспрашивав, у всех о том, могут ли они сделать салазки, мы поняли, что это занятие сложное и трудоемкое.  Почти все опрашиваемые люди указывали нам на одного салазочника Сенникова Александра Александровича. И мы решили сходить к нему в гости. Глядя на дом, можно сразу понять, что здесь живет мастер.

Александр Александрович пригласил нас в свою мастерскую.

Технология изготовления салазок

1.     Для изготовления салазок необходимо специальное оборудование: печка-прачка со специальной емкостью, огибало, лобзик для выпиливания узоров на спинке салазок.  Эти приспособления Александр Александрович сделал сам. Необходимы материалы для изготовления салазок: дуб или вяз, ива или черемуха, ель или сосна, береза. Каждая деталь салазок делается из древесины определенного вида.

2.     Для изготовления полозьев используется заготовка из дуба или вяза, которые росли на реке. Обычно Сенников А.А. привозил дубовые заготовки с реки Ветлуги. На печку-прачку ставится специальная самодельная емкость заполненная водой, снизу в печке горят дрова, вода нагревается до кипения, в ней вставлены заготовки для полозьев. Разогретые в воде заготовки изгибают корой наружу, чтобы полозья были более гладкими .

 

Емкость для распаривания

3.     Огибало представляет собой толстую доску, закругленную с одной стороны. На закругленном конце приделано устройство для закрепления конца полоза.

Это огибало

Закладывается полоз в огибало и гнется с большим усилием. Если заготовка плохо пропарена, или древесина не из нужного места, то может лопнуть, треснуть. Салазки не получаться. Согнутый полоз  связывается лямкой и высушивается. Полозьев делается два, а то и три. Третий в запас, вдруг один сломается.

Готовый  полоз

19 ноября 2014 в 8:48

Предыдущая публикация

Тумбаса - земля моих предков

Следующая публикация

Малая Родина фронту
Подписки

Для того чтобы подписаться необходимо Войти

Все подписчики (0)

Читайте также
Экскурсия в Новопокровском школьном музее
Шильникова Елена Валентиновна зам директора по ВР МОУ Новопокровская СОШ,…

20 ноября 2014 в 12:14

Сценарий урока мужества "Знамя Победы"
Заместитель директора МОУ Новопокровская СОШ   Ветлужского района, руководитель Новопокровского…

19 ноября 2014 в 11:10

Проект От фольклора к православию
ОТ ФОЛЬКЛОРА К ПРАВОСЛАВИЮ. Шильникова Елена Валентиновна, заместитель директора МОУ…

19 ноября 2014 в 9:26

Поделиться

Поделитесь этим материалом с друзьями в социальных сетях

Комментарии

Комментарии к этому материалу пока отсутствуют.


Для того, чтобы оставлять комментарии необходимо Войти