Игры наших бабушек

Дата материала
Не указана
Место
Не указано
Упомянутые люди
Не указаны
Хранитель
elenaval

Содержание

1.      Введение…………………………………………………………………………..2

2.      Глава 1. Жеребьевка…………………………………………..………………….3

3.      Глава 2. Игры…………………………………………..………………………..10

4.      Заключение…………..………………………………………………………….36

5.      Источники информации……………………………………………………….37

 

Введение

            Во время, когда наши мамы и папы были детьми не было у них компьютеров, а когда детьми были бабушки и дедушки, то и телевизор был не в каждом доме, а если и был , то показывал одну программу, где отец смотрел хоккей и футбол, а мать фигурное катание. Развлечений дома не было, поэтому деревенские ребятишки собирались все вместе и играли в разные игры. Особенно летом, звонкие детские голоса слышны были с раннего утра и до позднего вечера. Игры передавались из уст в уста, как любое народное творчество. Бабушки учили играть внуков в те игры, в которые когда-то играли сами.

            В настоящее время у нас много развлечений: компьютер с интернетом, телевизор с сотней программ, но все равно, живое общение с друзьями во время игр на улице, это так здорово!

             В нашем селе несколько лет организуется дворовая практика в рамках областного проекта, когда студенты собирают ребятишек всех возрастов и организуют с ними игры. Студенты – наши выпускники, в свою школьную пору они участвовали в экспедиции по истории родного края «Мир народной игры», поэтому игры, которые они проводят – это те старинные игры, которые они разучивали в школе. Нравится всем! На детской площадке собираются наши сельские ребятишки и гости из разных городов, отдыхающие у своих бабушек. Таким образом происходит приобщение детей к основам духовности и нравственности.

            В своей работе мы хотим рассказать об играх, которые собраны в нашем Новопокровском школьном музее, в которые мы любим играть.

 

Глава 1. Жеребьевка

            Жеребьевка как составной элемент входит почти в каждую игру, но она ведь и сама игра. Увлекательная, азартная и … добрая!

Перехват палки. Чтобы определить водящего, желающие играть берут в руку длинную палку (размер произвольный), кто-то из них перехватывает ее с низу в полную ширину ладони, другой хватает палку рядом, третий присоединяется к ним т обхватывает палку выше, четвертый ещё выше, и так до самого конца. Кто сделает крышку, то есть чья рука окажется на верхнем срезе палки, тому и водить. Если нас немного и за один раз всем вместе до верха палки не добраться, мы обхватываем палку ещё раз.

                                                                                                  Играем во время дворовой практики

Выброс пальцев. Все собравшиеся играть по команде выбрасывают одну руку вперед, оставляя несколько пальцев зажатыми, а несколько- выпрямленными (от одного до пяти). У всех количество открытых пальцев оказывается, конечно, разным. Подсчитывается их общая сумма, и идет счет по каждому игроку ( от кого считать- договариваются заранее). На ком счет закончится, тот и будет водить.


Играем во время дворовой практики

Самая короткая спичка. Выбирают одного,  кто незаметно для всех отламывает концы спичек (а можно и полочек) на разную длину, потом собирает их в один ряд и зажимает рукой так, чтобы видны были только верхние концы спичек, выровненные по одной линии. Количество спичек берется по числу играющих. Кто вытащит самую короткую спичку, тому водить.


Играем во время дворовой практики

Шапка . По числу играющих берут одинаковые по цвету и форме листочки бумаги. На одном из них делают надпись: «Водящий». Листочки сворачивают трубочкой и складывают в шапку. Там их, не глядя, перемешивают. Потом дают вытянуть трубочку каждому игроку, кому попадается листочек с надписью, тому и водить. Когда нужно выбрать для игры несколько персонажей, например волка и зайца, бабушку и внучку, тогда пишут все эти имена на разных листочках, и кому что попадет.


Играем во время дворовой практики

Бросание лапты. При игре с мячом устанавливают очередность удара по мячу и таким образом выходят последовательно на одну позицию. Каждый бросает свою палку (биту) как можно дальше и в одном направлении. У кого палка улетит дальше всех, бьет первым, у кого ближе всех, последним.


Играем во время дворовой  практики

Метание биты. Принцип жеребьевки тот же, что и при играх с мячом, только бросают палки (биты) мальчишки (мы, девочки, так не делаем) не рукой, а ногой. Для этого ставят биту одним концом на носок ботинка, другой поддерживают рукой. Потом отводят ногу с битой назад и резко толкают вперед. У кого бита улетит дальше, тот и начинает игру.


Играем во время дворовой практики

В ворота. Это игра и считалка одновременно Играем, когда надо разделится на две команды. Двое из игроков изображают ворота. Они отходят в сторону и тихонько совещаются насчет названий, который при этом дают друг другу, а именно: один, например, называет себя золотой коробочкой, другой - серебряной шляпой; или: один- ромашка, другой- ветер и т.д. Кроме того, они договариваются между собой, кто их них- ад и кто- рай.  Воротившись на место, оба игрока поднимают руки кверху и, соединяя их, образуют ворота.

                 Игроки, изображающие ворота, пропускают всю цепочку, кроме замыкающего, которого отсекают от всех, резко отпустив руки, и тихонько спрашивают:

                 - К золотой коробке или к серебряной шляпе?

В зависимости от ответа отсеченный игрок переходит на ту или иную сторону от ворот. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не ответят на вопрос у ворот. Когда состав команд определится, объявляют, кто попал в рай, кто в ад. Последним достается вся черновая работа по приготовлению к предстоящей игре.


Играем во время дворовой практики.

Считалки.  Во многих подвижных играх есть водящий: в одной игре это медведь, в другой- коршун, в третьей- челночок. Чтобы начать игру, нужно водящего выбрать. Его назначают или выбирают по считалке.

            Дети очень любят шутливые, веселые стихи – считалки, быстро их запоминают. Все участники игры встают в круг, в ряд или садятся на скамейки, лужайку, и один из них выходит на середину, громко, четко выговаривая слова, произносит нараспев считалку, например:

Я пойду куплю дуду,

 

Я на улицу пойду.

 

Громче, дудочка, дуди.

 

Мы играем, ты води!

Или:

 

Шел баран

 

По крутым горам.

 

Вырвал травку,

 

Положил на лавку.

 

Кто травку возьмет.

 

Тот вон пойдет!

            Тот, кто произносит считалку, при каждом слове, а иногда и слоге прикасается поочередно рукой к играющим, не исключая самого себя. На кого выпадет последнее слово, тот становится водящим.

             Если участников игры немного, то считаются по другому: произносят считалку, и на кого падает последнее слово, тот выходит из круга, а считалку повторяют до тех пор, пока не останется один играющий.  Например: «Шишел, мышел, вышел!»

Он должен водить – ловить мяч, догонять и салить убегающих, быть коршуном или наседкой.

            Некоторые считалки содержат вопрос, ответ на который предполагает продолжение расчета, например:

Ехал мужик по дороге,

Сломал колесо на пороге.

Сколько гвоздей, говори поскорей,

Не задумывайся!

  На кого пали слова: « Не задумывайся!», тот должен ответить, сколько нужно гвоздей, но большие числа лучше не называть, иначе придется долго считаться.

             Если в игре выбираются двое водящих, например в « Мышке и кошке», то сначала по считалке выбирают мышку, затем считаются еще раз и выбирают кошку.

  В таких играх, где роль водящего особенно трудна, как, например, «Коршун и наседка». Его  лучше назначать или предложить выбрать участникам игры, заранее подсказав, какими качествами он должен обладать ( хорошо бегать, быстро ориентироваться в обстановке, быть наблюдательным, метким).

  Часто в играх все участники делятся на две группы, и нужно решить, какой из них начинать игру. В таком случае два игрока, по одному из каждой группы, меряются на палке («конаются»). Для этого подбирают палку длиной 40-50 см, один из играющих берет её за конец, другой, плотно прижимая свою руку к руке товарища, захватывает её выше,  затем первый переносит свою руку выше руки второго и т.д. Какой игрок захватит конец палки, тот выиграет для своей группы право начать игру.

  Есть и более простой способ выбора очередности- угадывание. В какой руке лежит предмет?  Какой из двух платка узелком? Которая из двух палочек ( или соломинок), выставленных одним концом, длиннее, которая короче?

Так можно выбрать водящих или решить, какой группе первой начать игру.

  В детских играх  много веселья, движения, но порядок их строг: каждый приучался к совместным и согласным действиям, к уважению всеми принятого условия. В игре можно было отличатся, но только, если это выделение не нарушало порядка.

Чаще всего считалку говорит кто-то один. Все  становится вокруг. Считают по часовой стрелке. Если слова длинные, то их делят на слоги. Перед считалкой ребята договариваются, кто будет водить: тот, кто по считалке выйдет первым, или тот, кто останется последним.

Чики –  чики –  почики,

Летали голубочики,

По Волге-реке,

По чужой стороне,

Сели на конь,

Выходи вон.

***

На золотом крыльце сидели

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной,

     Кто ты будешь такой?

Говори поскорей,

Не задерживай добрых людей.

***

А как делились на команды?

Ты, допустим, луковица, а я – огурец. Подходим к водящему и говорим:

- Ты кого берешь – луковицу или огурец?

- Огурец.

Значит, я иду в их команду.

  «Шла торговка мимо рынка…» - ритм следует за шагами. Торговка спотыкается и падает: - «И упала в яму- бух! Раздавила 40 мух». Смена ритма с ударением на «бух», «мух» передает падение незадачливой торговки.

 

Глава 2. ИГРЫ

В молчанку

  Известная детская игра, хотя в старом быту она бытовала и среди взрослой молодежи. Часто мы играем в молчанку, когда у нас нет кого-нибудь из учителей или в столовой.

  Один из играющих говорит, а остальные, по желанию, ему вторят:

-Сорок амбаров

Сухих тараканов,

Сорок кадушек

Зелёных лягушек,

Сорок шестов

Ужиных хвостов

Гроб да могила,

Ободрана кобыла,

Кто не плюнет,

Тот не склюнет.

Играющие делают вид, что сплюнули. А потом молчат. Кто-нибудь смешит остальных гримасами и смехом. Если кто-нибудь не выдержит, заговорит или засмеется, то все кричат:

-Склевал, съел! И лягушки, и ужиные хвостики, ободранная кобыла- все твое. Ешь, знай.

        Все торжествуют.

        Играем мы и так ещё в молчанку:

-Ехали цыгане,

Кошку потеряли,

Кошка сдохла,

Хвост облез,

Кто промолвит,

Тот и съест.


   Уголки.

             Одна из самых наших любимых игр!

            В «Уголки» мы играем зимой, и летом, и осенью и весной. Это подвижная игра. Она воспитывает у нас внимание, умение быстро двигаться, ориентировать.

  Очень часто играем на школьном крыльце, т.к. утром нас дежурные рано не пускают в школу, и мы занимаемся с маленькими ребятишками.

  «Уголки» знают на нашей улице все взрослые и дети.

  Игра эта очень простая. Может длиться очень долго, пока не надоест.

             Количество игроки- по количеству углов + водящий.

По команде воды игроки перебегают с места на место, внимательно следя за водой, который, выждав момент, дает команду остановиться. Кто не успел заскочить в уголок, тот и проиграл.


 В денежку

Собирались парнишки чаще ранней весной, когда вытаяло около домов, сараев, заборов,  в укромном местечке чтобы не видели родители, т.к. игры не очень нравились взрослым.

           Каждый складывал свои копеечки в стопочку, вставал и битой кидал в чужую кучку.

           Если деньги разлетались, то кидавший забирал их себе.

           Битой была любая оказавшаяся рядом или в руках вещь: камешек, щепочка. Иногда делали и носили с собой специальную железку.

  Девочкам играть иногда тоже удавалось. Мальчишкам, если у нас была копеечка, брали нас играть с большим желанием, потому что мы все равно проигрывали, и они знали наверняка, что выиграют наши денежки.

Гуси

    На площадке на расстоянии 10-15 метров начертите две линии – два «дома». В одном находятся гуси, в другом – их хозяин. Между «домами, под горой» живет «волк» – водящий. «Хозяин» и «гуси» ведут между собой диалог, известный всем с раннего детства:

    -Гуси, гуси!

    -Га-га-га.

    -Есть хотите?

    -Да-да-да.

    -Так летите!

    -Нам нельзя: серый волк под горой, не пускает нас домой.

   После этих слов «гуси» стараются перебежать к «хозяину», а «волк» их ловит. Пойманный игрок становится «волком».

   В эту игру мы играли в детском саду. Но также не забываем её. И играем в неё чаще всего летом.


Воробьи-вороны

Все играющие делятся на две примерно одинаковые группы с помощью жеребьевки. Чертится длинная черта, к которой с разных сторон приставляют одну ногу члены команды воробьев, а с другой стороны вороны. Ведущий нараспев кричит ВО-РО а потом быстро добавляет бьи или ны, если он кричит вороны, то команда ворон бросается догонять и ловить воробьев, все пойманные переходят в команду соперника, игра продолжается пока все игроки не перейдут в одну команду.

Садовник

Все желающие поиграть выбирают себе цветок и сообщают о нем всем игрокам. Садовник говорит: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели кроме …» (называет цветок), цветок отвечает и завязывается диалог:

-Ой!

-Что с тобой?

-Влюблена!

-В кого?

-В ромашку!

Дальше диалог повторяется между цветами до тех пор, пока кто-нибудь не собьется. Ведущий во время заминки быстро говорит «Раз, два, три – фант гони!» После того, как фантов будет набрано достаточно, выбирают по желанию ЗЕРКАЛО, человека, который будет загадывать задания для отигрывания фанта. Садовник поднимает вверх фант и спрашивает: «Что сделать этому фанту?». Зеркало отвернувшись в другую сторону , дает задание, которое игрок обязан выполнить. Обычно это веселые задания: попрыгать на одной ножке, сказать комплимент кому-то, и т.д. Игра очень нравится детям, играем во время тихого часа в лагере.

Знамя

Все игроки делятся на две команды. Территория игры делится одной линией на две части. Каждая команда в дальнем углу своей территории вывешивает на палке «знамя», обычно это платок с головы девочки. Каждый игрок стремится украсть знамя соперника, но если его ляпнули на чужой территории, он встает руки в стороны и ждет, когда кто-то из своих, его выручит, снова ляпнув. Игра заканчивается, когда «знамя» оказывается на территории противника. Команды обычно называются белые и красные. Игра очень старая, с времени революции 17 года


Краски

Из числа играющих с помощью считалки выбирают ведущего и чертика. Остальные игроки выбирают себе краску (красная, синяя ит.д.)

Чертик: «Тук, тук!»

Ведущий: «Кто там?»

Чертик: «Черт!»

Ведущий: «Зачем пришел?»

Чертик: «За краской»

Ведущий: «За какой?»

Чертик: «За голубой!»

            Если голубая краска есть, то игрок с такой краской убегает, а чертик его догоняет, если догонит, то забирает себе, если краска успеет вернуться на место, то продолжает игру. Игра продолжается до последней краски.

            В эту игру любили играть дети на первых весенних проталинах в д. Юдинское.


Колечко

            Все игроки садятся на скамейку в ряд, складывают ладони на коленях, так чтобы не видно было, что между ладонями есть колечко или нет. Ведущий проводит каждому из игроков сложенными ладошками по ладоням игроков и незаметно одному из них передает колечко. Потом отходит от игроков и говорит (не глядя на игрока, которому передал колечко): «Колечко, колечко! Выйди на крылечко!» игрок с колечком быстро выскакивает, а рядом сидящие игроки стремятся его удержать, т.е. по поведению пытаются угадать у кого колечко. Если игрок успевает выскочить, то он становится ведущим.

Каравай

  Играющие становятся в круг, а водящему завязываются глаза и ставим в центр круга. Все вели хоровод вокруг водящего и произносили слова:

            Каравай, каравай,

            Кого хочешь, выбирай.

            Выбирай любую

            Ленту голубую.

  После этих слов водящий шел в любую сторону и кого первого выбирал, тот и становился новым водящим.

  В каравай играют даже на переменах ученики начальных классов, как мы и наши бабушки когда-то.


                        Горелки

            Играющие выстраиваются в колонну парами, взявшись за руки. Водящий стоит перед колонной в нескольких шагах, спиной к играющим.

 Он говорит:

            «Гори, гори ясно,

            Чтобы не погасло.

            И раз, и два, и три.

            Последняя пара беги!»

  На слова «беги» пара, стоящая последней, должна быстро обежать колонну и стать впереди. Водящий тоже должен стремиться занять одно из мест первой пары. Тот, кому не хватит места, становится водящим.

Вместо слов «последняя пара» водящий может произнести: «Четвертая пара» или «Вторая пара». В этом случае  всем играющим надо быть очень внимательными и помнить, какими по счету они стоят в команде.


              Стоячие столбики

  «Весьма подвижная, но как говорится, не пыльная игра. Без неё не обходились не одни посиделки в центральных районах России в XIX – XX в.

  Играющие становятся по кругу на расстоянии одного метра друг от друга (два боковых шага). Один из играющих при помощи жеребьевки или считалки называется голящим.  Он должен встать посередине круга и следить за передвижением игроков. Они меняются местами у него за спиной. Его задача определить, кого либо из игроков и занять освободившееся место. По правилам игры перемещаться по кругу можно лишь в одном, заранее обдуманным направлении, например, по часовой стрелке. Чтобы споров было меньше (а они не избежны почти в каждой игре), место нахождение каждого стоячего столбиком необходимо обозначить кружком. Если голящий успеет занять чей-либо кружок, спора не может быть: прозевавшему игроку идти в центр, чтобы тоже стремиться занять чьё-либо место.

  В некоторых местах стоячие столбики превращаются в пни. Тогда голящий прыгает на одной ноге и поёт:

  Пень, пень, дай колопель, трайку горошку, масла на ложку.

  Когда он закончит петь и скакать, все должны поменяться местами, а он, естественно, как кошка, прыгает, стремясь занять освободившееся место.

  В эту игру мы пробовали играть зимой. Нам понравилось. Но лучше всего играть в неё летом.


                    Прятушки

            Водящий закрывает глаза руками или шапкой произносит, какую то игровою скороговорку, например: «Раз, два, три, четыре, пять, я иду искать, кто не спрятался, я не виноват».  Ему отвечают: «Можно!», «Пора!», либо он считает до какого-то числа и затем бежит искать спрятавшихся.

  Сейчас мы тоже любим эту игру, но называем «Прятки». Играем в неё дома с друзьями.

 

В детстве дети играли в народную игру, которая называется «Котёл». На снегу или на земле чертя круг. По черте круга играющие выкапывали небольшие лунки, а посередине-большую лунку. У ребят в руках изогнутые палки (клюшки). Задача-загнать в «котёл» банку. Сделать это должен голящий. Он имеет право передвигаться за пределами круга и в кругу и гнать банку к «котлу», стараясь её туда загнать своей клюшкой. Остальные играющие стоят у своих лунок, поставив туда изогнутый конец палки. Ребята должны по условию игры отбить банку. Но как только игрок вытащит из лунки свою клюшку, эту лунку может захватить любой играющий и водящий тоже. Поэтому надо, отбить банку, всё время караулить свою лунку. Но если банка закатиться в «котел», все обязаны свои лунки поменять. Вот тут можно быть проворным – не прозевать.


         Зайцы в огород

  На площадке чертится круг (огород) диаметром 6-8м. Из числа играющих выбирают 2-3 водящих сторожей, которые располагаются в огороде. Все остальные играющие (зайцы) располагаются вне круга.

  По сигналу руководителя зайцы прыгают на двух ногах, стремясь запрыгнуть в огород. Пойманные зайцы отходят в сторону и в игре не участвуют. Когда будет поймано 3-5 зайцев, они возвращаются в игру и выбираются новые водящие из числа не пойманных зайцев. Побеждают игроки, которые ни разу не были пойманными, и лучшие водящие.

  Зайцами можно прыгать только на двух или одной ноге, по указанию руководителя. Нарушивший это правило  считается пойманным.


      Совушка

            В одном из углов площадки очерчивается кружком гнездо совушки.  Все дети изображают бабочек, жуков. Одного из играющих выбирают  с помощью считалки «совушкой». По сигналу « Ночь!» вылетает из гнезда совушка. Бабочки, жуки замирают, останавливаясь на своём месте, где их застал сигнал, а совушка, медленно взмахивая крыльями, смотрит, не шевелится ли кто.  Того, кто пошевелится, совушка отводит к себе в гнездо. Ведущий снова говорит « День!» Совушка улетает у себе в гнездо, а бабочки и жуки опять начинают летать ( бегать). Вылет совушки повторяется 2-3 раза. После этого подсчитывается число пойманных, руководитель выбирает новую совушку, и игра возобновляется.

  Примечание.

Каждый вылет совушки должен продолжаться не больше 20 секунд, так как детям трудно стоять неподвижно; вылет бабочек и жуков- 30-35 секунд.

 

В орла

На пень ставят чурбачок и на дистанции 5–6 метров проводят черту, за ней каждые два метра еще пять черт. У каждой черты пишут слово: например, у первой «воробей», далее- «кулик», «курица», «ворона», «коршун», «орёл».

Участники игры начинают бросать «биту» (ровную палку длиной 1 метр) в чурбачок- с первой черты. С той черты, откуда играющий не собьет чурбачок, он получает кличку : «воробей», «кулик», «курица» и т.д.и выбывает из игры. Победит тот, кто собьет чурбачок с шестой черты и называется «орлом».

 

Выше ноги от земли

Дети стоят по кругу. В центре круга встает ловишка, назначенный воспитателем. По сигналу воспитателя «Беги!» дети разбегаются по комнате. Ловишка бегает за игроками, пятнать того, кто, убегая, встанет на скамейку, или, подняв ноги сядет на пол, т.е.тех, у кого ноги не на полу. Тот, кого ловишка коснулся рукой, становится ловишкой. Он должен остановится, поднять руку и сказать: «Я ловишка!»  Новому ловишке не разрешается сразу же касаться рукой прежнего.

                                                                                                                Медведь и пчелы

Играющие делятся на две группы: одна медведи остальные-пчелы. На расстоянии 3-5 м вправо от вышки или гимнастической стенки очерчивается лес, а на расстоянии 8-9 м противоположной стороны очерчивается луг. Пчелы помещаются на вышке, или гимнастической стенке (улей). По сигналу руководителя пчелы летят на луг за медом и жужжат. Как только все пчелы улетят, медведи влезают на вышку- в улей и лакомятся медом. По сигналу «Медведи!» пчелы летят обратно к ульям и жалят медведей (дотрагиваются до них рукой), не успевших убежать в лес. Затем пчелы возвращаются в улей, и игра возобновляется. Ужаленный медведь не выходит за медом. После того как игра проведена 2-3 раза игроки меняются ролями. 


С кочки на кочку

На земле обозначают 3-4 ряда не больших кружков (кочек) на расстоянии 40-50 см один от другого. В каждом ряду по 8-10 кружков. Играющие, разделяются на 3-4 колонны, стоят перед своими рядами кружков. Стоящие в колоннах первыми перепрыгивают с кочки на кочку, стараясь не попасть в «болото». Выигравшим считается игрок, точно перепрыгнувший по всем кочка, ни разу не оступившись. Игра заканчивается, когда все дети примут поочередно в ней участие.


Плыл по морю чемодан

 В начале игры назначается двое водящих. Остальные игроки встают по кругу и берутся за руки. Один из водящих встает внутри  круга, а другой - снаружи. Они берутся за руки, образуя ловушку.

Играющие начинают двигаться по кругу и произносят такие слова:

            Плыл по морю чемодан,

            В чемодане плыл диван,

            А в диване спрятан слон,

            Кто не верит выйди вон.

Когда произнесены последние слова, водящие отпускает руки. Игрок, попавший в ловушку, присоединяется к водящим, и ловушка становятся больше.

Игра повторяется до тех пор, пока не останется двое не пойманных игроков. Они и

становятся водящими.

Свечи

С помощью считалки выбираются водящий. Все игроки выстраиваются в ряд за проведенной линией. Во время игры участники не должны переступать черту. Водящий с мячом в руках встает в 3-4 метрах от играющих лицом к ним.

В начале игры у каждого игрока условно есть 10 свечей. Водящий бросает мяч игроку, при этом стараясь, чтобы он его не поймал. Каждый пойманный игроком мяч–это новая свеча. Как только водящему у игрока удается выбить все свечи, он выбывает из игры. Игрок, оставшийся последним, становится водящим.

Укротитель диких зверей

Поставить по кругу стулья, на один меньше, чем желающих поиграть. Все занимают стулья, а один из игроков становится укротителем диких зверей. Он медленно идет по кругу и называет подряд всех животных. Тот чью животное названо (играющие предварительно выбирают их для себя), встает и начинает идти за своим укротителем. Как только укротитель произносит слова «Внимание, охотники!», все играющие, включая укротителя, стараются занять пустые стулья. Тот, кому места не хватило, становится укротителем диких зверей.


Съедобное–несъедобное

Один из игроков назначается ведущим. Остальные встают в ряд. Ведущий называет какой- либо предмет и бросает мяч  одному  из играющих. В случае . если этот предмет съедобный  , участник ловит мяч , если нет – отбрасывает . Игра продолжается до тех пор , пока не останется один игрок , он и занимает место ведущего.

Падающая палка

Играющие встают в круг и рассчитываются по порядку номеров. Первый номер становится в середине и круга – он водящий . Водящий получает гимнастическую палку и ставит один её конец на пол , а другой придерживает рукой. Затем он громко называет какой-нибудь номер и отпускает палку . Игрок под названным номером должен поймать палку , пока она не упала на пол . Если это ему удаётся , он возвращается на своё место , а водящий называет другой номер.  Если же он не поймает палку , то становится водящим , а бывший водящий идёт в круг на  своё место . По окончании игры отмечаются те ребята , которые ни разу не были водящими.


Ловишка из круга.

Игроки стоят по кругу , взявшись за руки . Ловишка , назначенный руководителем или выбранный при помощи считалки ,  находится в центре круга . Играющие двигаются по кругу вправо  или влево и говорят .

                                МЫ ВЕСЁЛЫЕ РЕБЯТА,

                                ЛЮБИМ БЕГАТЬ И СКАКАТЬ

                                НУ, ПОПРОБУЙ НАС ДОГНАТЬ!

                                РАЗ, ДВА, ТРИ – ЛОВИ!

 

 

На последнем слове все разбегаются , а ловишка догоняет их . Пойманный временно отходит в сторону. Игра продолжается , пока ловишка не поймает 2-3 ребят .

 По сигналу руководителя «В круг!» все играющие становятся в круг. Игра возобновляется с новой ловушкой.


Зимние забавы

                                  Зиму мы все очень любим!

Но так уж устроен мир, что на смену ей приходит весна – красна. Ярче и чаще светит солнышко, и пусть  ещё бывает холодно, но мы гуляем на улице всё чаще и чаще. Особенно рады Масленице.

            В этот день у нас всегда спортивный праздник. В какие только игры не играем! Но больше всех желающих померяться силами.

            Силачи встают на скамейку и стараются столкнуть друг друга на землю. А помогают им в этом подушки!

 Зрителям весело, а игрокам не так-то просто одержать победу. Это только кажется, что подушка легкая. Но надо ведь удержать ещё  равновесие, да  направить свою силу на противника.

А это ой, как не просто!

Гонки на лыжах

 

Игра приводится на большой площадке , поляне. Участники становятся на лыжах парами на расстоянии 1-1,5 м одна от другой. Стоящие  слева – одна команда , стоящие справа –другая. Обе команды двигаются на лыжах вперёд . По сигналу  лыжники первой пары поворачиваются один вправо , другой влево , передвигаются вдаль своих команд назад и становятся за последней парой. Прибежавший первым получает очко для своей команды . Игра продолжается до тех пор ,пока последняя пара не выполнит задание . В этой игре лыжники все время продвигаются вперёд ,но пары начинают движение только после команды руководителя. Передвижение считается законченным , когда лыжник встанет в затылок к последнему игроку своей команды.


Сбей колпак

На одной стороне площадки чертится линия , на которой устанавливаются вылепленные из снега снеговики с бумажными колпаками на голове.

На расстоянии 3м от них , параллельно линии , на которой стоят снеговики, проводится линия метания.

Дети  строятся в колонны по 5-6  человек . Каждая колонна располагается за линией метания напротив одного из снеговиков . По сигналу руководителя дети бросают снежки ,  стараясь сбить колпак у своего снеговика . Выигрывает команда , сбившая колпак быстрее.

Весёлые снеговики

            В эту игру мы играли в д. Пронихе. Особенно тогда, когда был сырой, липкий снег, чтобы можно было слепить снеговика. Собирались целый ватагой, лепили снеговика и надевали ему на голову ведро.  Когда под рукой не оказалось старого ведра, то мы в место него надевали кастрюли, чугунки или просто старые шапки.

  По команде игроки по очереди подходили и сбивали снежками ведро.  Каждому участнику давались три попытки, он получал 30 очков, со второй- 20, с третьей- 10 очков. В конце состязания суммируется количество заработанных командой баллов.


Снежный городок

         Игры на Руси зимой - старинная традиция.

Много снега, шума, веселья. Несмотря ни на какой мороз,  а в мороз ещё и лучше, мы тоже много времени проводим на улице. Наша любимая игра - «Снежный городок». Мы сначала строим городок все вместе, а потом «захватываем» его. «Защитники» обороняются. Но обычно ребятишки побегают постоянно, а попасть на горку, т.е. в «город», трудно, да быть нападающим интереснее, поэтому нападающий всегда больше, и, естественно, они побеждают!

 

Что уселись или устали?

«Снежный город» вы взяли!

Суриков - художник-класс!

Только он не знал про нас.


                     Колика-баба

             Популярная у нас в дни Масленицы игры. Сопровождала проводы Масленицы - чучело бабы, символизирующего смерть зимы и наступление весны.

  Один из играющих, взобравшись на какое- либо возвышение, кричит:

-Колика- баба! Я - колика- баба!

       Из группы играющих ему отвечают:

                           -Был коликой- бабой, да стаял. Смену давай!

                 &nbs

19 ноября 2014 в 9:10

Предыдущая публикация

Малая Родина фронту

Следующая публикация

Справка о Новопокровском школьном музее
Подписки

Для того чтобы подписаться необходимо Войти

Все подписчики (0)

Читайте также
Экскурсия в Новопокровском школьном музее
Шильникова Елена Валентиновна зам директора по ВР МОУ Новопокровская СОШ,…

20 ноября 2014 в 12:14

Сценарий урока мужества "Знамя Победы"
Заместитель директора МОУ Новопокровская СОШ   Ветлужского района, руководитель Новопокровского…

19 ноября 2014 в 11:10

Проект От фольклора к православию
ОТ ФОЛЬКЛОРА К ПРАВОСЛАВИЮ. Шильникова Елена Валентиновна, заместитель директора МОУ…

19 ноября 2014 в 9:26

Поделиться

Поделитесь этим материалом с друзьями в социальных сетях

Комментарии

Комментарии к этому материалу пока отсутствуют.


Для того, чтобы оставлять комментарии необходимо Войти