Программа деятельности Новопокровского школьного музея

Дата материала
Не указана
Место
Не указано
Упомянутые люди
Не указаны
Хранится в альбомах
Новопокровский школьный музей.
Хранитель
elenaval

Управление образования Администрации Ветлужского района

Муниципальное образовательное учреждение

 Новопокровская средняя общеобразовательная школа

 

 

Утверждаю

Директор школы ______/Соколов В.П./

 

Протокол заседания педсовета

№ 5  от 15.03.09

 

 

 

 

ПРОГРАММА

 

« РОДНИКИ   НАРОДНЫЕ»

творческого объединения

«Юный краевед»

 

 

Срок реализации программы -3 года.

Возраст детей:  12-15 лет

 

 

Автор: Шильникова Елена Валентиновна

заместитель директора

 МОУ Новопокровская средняя

 общеобразовательная школа

 по воспитательной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с.Новопокровское

2009г

 

 

Содержание

 

 

1.                 Введение…………………………………………………….3

2.                 Пояснительная записка……………………………………..5

3.                 Условия реализации программы…………………………..11

4.                 Ожидаемые результаты…………………………………….12

5.                 Учебно-тематический план………………………………...14

6.                 Содержание программы…………………………………….17

7.                 Методическое обеспечение……………………………….…22

8.                 Список необходимого оборудования……………………….26

9.                 Методические материалы……………………………………27

10.            Список литературы для педагога…………………………….30

11.            Список литературы для обучающихся и родителей………..32

12.            Методическая копилка.

13.            Контрольно-измерительный материал.

14.            Методические рекомендации по организации и проведению занятий.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           

 

Корнями в землю дерево вросло,

Да так, что урагану не сломать!

Сегодня время каждому пришло

О жизни предков собственных узнать.

В Новопокровской средней школе есть музей,

Чтоб память, чтоб историю хранить,

Уроки жизни множества людей,

Что прошлое нам может подарить!

Занятие по душе себе найдет

В музее каждый школьник и тогда

Никто из нашей школы не уйдет

Иваном, не запомнившим родства!

Шильникова Е.В.

Введение.

Одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания детей является краеведение. Необходимость  развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем  более действенными окажутся они в воспитании  любви к России.

 

Академик Д.С.Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не  ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые  им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».

Главная задача данной программы – не допустить такого безразличия среди наших детей.

Краеведение в системе образования является традиционным и эффективным средством обучения и воспитания. Методика использования тематических краеведческих наблюдений и исследований способствует расширению кругозора детей, освоению разносторонних практических навыков, воспитанию патриотизма и нравственности, любви к Малой Родине.

В формировании уважения и любви к Родине исключительное значение имеют детские впечатления. Чем раньше мы начинаем знакомить детей с историей своего края, тем больше дети осознают привязанность к нему. В каждом уголке нашей Родины, в том числе и в Ветлужском районе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, историческое сознание и социальную активность.

Как показывает практика, наиболее запоминающимися и эффективными являются такие формы и методы работы, где дети сами были активными участниками, где широко применялась наглядность, поэтому в программе преобладаю именно такие формы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

Центром воспитательной системы МОУ Новопокровская средняя общеобразовательная школа является  школьный музей.

         Школьный музей -  важный и просто необходимый компонент учебно-воспитательного процесса. Именно здесь пересекаются, перекликаются потребности и интересы всех участников образовательного процесса – учащихся, родителей и педагогов.

         Создание школьного музея процесс сложный и длительный. Наш музей получился именно таким богатым по содержанию,  прекрасным по оформлению потому, что есть в нашей школе союз единомышленников, для которых слова патриотизм, родина имеют глубокий смысл. В  музее есть Совет музея, возглавляемый директором школы. В Совет входят взрослые люди, они планируют создание новых экспозиций, руководят творческими работами учащихся. Есть у нас и детский актив – это группа ребят старшего возраста, которая старается организовать работу музея по всем требованиям ведения музейной документации.     

Открытие музея в общеобразовательной школе представляет новые широкие возможности для использования его экспонатов, в целом всех фондов в учебно-воспитательном процессе, в ходе учебных, факультативных и внеурочных занятий. Наряду с занятиями непосредственно в музее (урок- экскурсия, беседа, самостоятельная работа учеников с музейными материалами) проводятся занятия  в учебном  кабинете,  в классе  с  использованием  отдельных подлинников и копий, специально подготовленных выставок и монтажей. Урочная  работа школьного музея всегда выступает в органической связи с внеклассной.

Внеклассная, внеурочная деятельность, проводимая педагогами, весьма многообразна по своему содержанию и методическим средствам. Музей является также местом для проведения различных бесед, встреч, кружковых занятий. Большое познавательное и воспитательное значение приобретает и такое направление внеклассной работы школьного  музея,  как  дополнительный  сбор  материалов  с  целью  расширения  и совершенствования его экспозиций, пополнения основного и вспомогательного фондов. Во многом такая деятельность напоминает работу в период организации музея: экспедиции и походы по родному краю, переписка, архивный поиск, новые конкурсы и выставки, изготовление макетов, заочные путешествия и т. д. Но все это делается уже на более высоком уровне благодаря приобретенному ранее опыту.

Всестороннее развитие краеведения вызывает интерес к прошлому, настоящему и будущему своего края, его экономике, и природе. Этот интерес и приводит людей в школьный музей за сведениями по занимающим их вопросам. Местные жители не только хотят получить в музее информацию о прошлом, но и выражают желание увековечить в музее подвиги своих дней, а также принять участие в работе музея в общественно полезных делах учащихся. Поиски, проводимые музеем, приобретают широкое общественное значение. Они помогают расширить, углубить знания об исторических событиях, происшедших в крае (события революционного движения, гражданской и Великой Отечественной войн, пуск сельскохозяйственных предприятий, создание и развитие колхоза и т. д.). Самой интересной формой пополнения фондов школьного музея являются фольклорно-этнографические экспедиции в историю родного края, в которых постоянно участвуют наши ученики. На первых этапах мы собирали фольклор, потом народные игры. В настоящее время все увлеклись «Загадками топонимики». Растет уровень детского творчества, повышается с каждой экспедицией уровень научности сбора и обработки краеведческого материала.

Незаменимыми помощниками наших учеников стали их бабушки и дедушки, их богатый жизненный опыт, его передача молодому поколению поддерживается школой. Растет взаимоуважение детей и их родителей. Становится востребованным опыт старшего поколения, что очень важно для нравственного воспитания учащихся.

Экспедиции настолько поглощают детей, что занимают практически все их  свободное время. Происходит изменение внутреннего мира ребенка, он по-другому смотрит на окружающее, начинает видеть прекрасное в обыденности. Исчезают вредные привычки.

Нет         бесконтрольного времяпровождения у детей. Они переходят из учительских рук в родительские, практически минуя влияния улицы. Это не значит, что дети постоянно находятся в стенах школы или дома. Ведь экспедиции - это походы, веселые привалы, интересное общение, песни у костра. Это здоровый образ жизни! А сколько узнают ученики во время этих походов!

Наши окрестности - открытый кабинет природы, где можно увидеть своими глазами не заспиртованную, а живую, удивительно красивую змею, редкие растения, интересные камни, почувствовать дыхание вьюги, приход весны. Нет, не увидишь все это в стенах кабинета! Лишь бы рядом был знающий педагог, способный помочь разглядеть все это!

Экспедиция - это живая история. Любое  маленькое село -часть большой России. Все события, происходящие в стране: (репрессии,     коллективизация,     Великая     Отечественная     война, перестройка) нашли свое отражение в судьбах наших земляков, и отразились в изменениях топонимических названий.

Школьный музей - это «живая» школа, просто необходимая для дополнения школьных учебников, для формирования научного миропонимания, для воспитания у молодого поколения чувства патриотизма.

Наш музей всегда открыт. Каждый ученик, учитель использует материалы музея для подготовки к урокам, внеклассным мероприятиям.

Здесь проходят уроки по истории, экологии, краеведению, биологии, технологии, литературы, фольклора ИЗО и т.д. Наш музей нам просто необходим.

В Новопокровской средней общеобразовательной школе 10 лет работает школьный краеведческий музей. Благодаря активной творческой деятельности учащихся и педагогов собран богатый материал. Педагогический коллектив школы не меняется, а вот активисты музея заканчивают школу, на смену их приходят другие ребята, которых нужно вновь научить всем тонкостям музейного дела, приобщить к истокам народной культуры.

 Именно для этого следует ввести творческое объединение «Родники народные» в МОУ Новопокровская средняя общеобразовательная школа.

            Название творческого объединения «Родники народные». Приобщить подростков к истокам русской национальной культуры можно только при непосредственном общении с людьми старшего поколения. Именно народ представляет собой неиссякаемый источник живой воды, приникнув к которому можно наполнить свой духовный мир богатством истинной народной культуры, стать настоящим гражданином, патриотом России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЦЕЛЬ:

 Уяснить неразрывную связь, единство истории своего края, семьи, школы с жизнь нашей страны; воспитать детей гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции, обычаи своей родной земли, школы.

Задачи:

Образовательные:

1.     Научить учащихся ведению музейной документации, шифровке и регистрации музейных экспонатов.

2.     Включение учащихся в практическую исследовательскую деятельность.

3.     Развитие мотивации  к сбору краеведческого материала.

4.     Изучение истории и природы Нижегородской области и Ветлужского района.

Воспитательные:

1.     Формирование потребности в саморазвитии.

2.     Формирование активной жизненной позиции.

3.     Развитие культуры общения.

4.     Воспитание любви к своей малой Родине;

Развивающие:

1.     Развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.

2.     Развитие вкуса к родному слову.

 

         Данная программа рассчитана на 3 года обучения для детей 12-15 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Всего 108ч.

         Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрации. Основу теоретической части курса составляют материалы, подробное изложение которых представлено в методической копилке.

         Наиболее удачная форма организации труда – коллективное выполнение работы (подготовка экскурсии, научно-практическая работа).

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ, оценка. Наиболее подходящая форма оценки- презентации, защита работ, выступление перед зрителями, среди которых родители, бабушки, дедушки ребят.

         В конце 1 четверти 1 года обучения проводится праздник посвящения в краеведы с участием актива школьного музея.

          В конце 1года обучения актив школьного музея принимает работу каждого юного краеведа (экспонаты, акты, карточку).

         В конце 2 года актив школьного музея оценивает результаты операции «Поиск».

         В конце 3 года обучения воспитанники творческого объединения «Родники народные» участвуют в школьной научно-практической конференции, получает рекомендации на участие в конференциях районного и областного уровней, организуют социально-значимые проекты краеведческой направленности.

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условия для реализации программы.

 

         Для успешной реализации данной программы необходимо соблюдать ряд условий:

1.     Помещение Новопокровского школьного музея.

2.     В зале музея должны быть оборудованы рабочие места для учащихся и педагога.

3.     Использование компьютеров для ведения музейной документации в компьютерном варианте.

4.     Наличие оборудования: цифровой фотоаппарат и видеокамера, документ-камера, сканер, ксерокс, принтеры цветной и черно-белый, интерактивный комплекс, веб-камера, микрофон, колонки.

5.     На рабочем столе учителя должны быть методические пособия, дидактические материалы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ожидаемые результаты.

         Дети, освоив все правила музееведения, методику ведения исследовательской работы становятся активом школьного музея, способными провести экскурсии, проконсультировать младших по вопросам поисковой работы.

         К концу 1 года обучения обучающиеся должны

Знать:

1.     правила оформления музейной карточки;

2.     правила оформления книги поступления;

3.     правила шифрования музейных экспонатов;

4.     правила заполнения актов поступления.

Уметь:

1.     отличать предметы учета основного и вспомогательного фондов,

2.     заполнять музейные карточки,

3.     заполнять книгу поступления,

4.     шифровать музейные экспонаты,

5.     заполнять акты поступления.

К концу 2 года обучения обучающиеся должны

Знать:

1.     правила ведения полевых тетрадей,

2.     правила заполнения паспорта информатора,

3.     правила поведения в походе.

Уметь:

1.     вести полевые тетради,

2.     составлять паспорта информаторов,

3.     использовать опросники,

4.     подготовить все необходимое для похода.

К концу 3 года обучения обучающиеся должны

Знать:

1.     состояние музейных фондов,

2.     правила ведения экскурсии,

3.     требования к научно-исследовательской работе учащихся.

Уметь:

1.     консультировать по вопросам краеведческой деятельности.

2.     вести экскурсии.

3.     заниматься научно-исследовательской работой, разрабатывать и реализовывать социально-значимые проекты.

 

 

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план.

1 год обучения.

№ п/п

Наименование разделов

и тем.

Общее количество учебных часов

В том числе

теоретических

практических

1

Вводное занятие.

2

1

1

2

Экскурсия в сельский музей.

2

-

2

3

Традиции и современность.

19

1

18

4

Правила шифрования музейных экспонатов.

1

1

-

5

Музейная картотека.

1

1

-

6

Книги учета музейных фондов.

1

1

-

7

Музейные акты поступления.

1

1

-

8

Операция «Поиск»

7

-

5

9

Итоговое занятие.

2

-

2

 

ИТОГО

36

6

30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план.

2 год обучения.

№ п/п

Наименование разделов

 и тем.

Общее количество учебных часов

В том числе

теоретических

практических

1

Вводное занятие.

1

1

-

2

Правила ведения полевых тетрадей.

2

1

1

3

Паспорт информатора.

2

1

1

4

Опросники.

2

2

-

5

Встречи со старожилами села в школьном музее.

5

-

5

6

Операция «Поиск»

15

-

15

7

Оформление собранного материала.

6

-

6

8

Итоговое занятие.

1

-

1

 

ИТОГО

36

5

31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план.

3 год обучения.

№ п/п

Наименование разделов и тем.

Общее количество учебных часов

В том числе

теоретических

практических

1

Вводное занятие.

1

1

-

2

Экскурсионная работа.

8

1

7

3

Научно-исследовательская работа. Социально-значимые проекты краеведческой напрвленности.

26

2

24

4

Итоговое занятие.

1

-

1

 

ИТОГО

36

4

32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы.

1 год обучения.

1. Вводное занятие.

Теоретическая часть.

Ознакомление с историей создания школьного музея. Рассказ и демонстрация работ воспитанников кружка «Юный краевед».

Практическая часть.

Экскурсии по экспозициям школьного музея.

2.Экскурсия в сельский музей с целью ознакомления с материалами музея.

Теоретическая часть.

Ознакомление с историей создания музея.

Практическая часть.

Экскурсия в сельский музей с целью ознакомления с материалами музея.

3.Традиции и современность.

Теоретическая часть.

Беседа о народном календаре, как особой энциклопедии народной жизни. Ознакомление с народными обычаями и праздниками, элементы которых сохранились в селе Новопокровском до сих пор с целью их обогащения (празднованием Покрова Пресвятой Богородицы (престольного праздника) в селе Новопокровском, Рождества Христова, Масленицы. Традиции деревенских посиделок, святок).

Практическая часть.

Подготовка выступления и участие в традиционном мероприятии СДК в день Покрова Пресвятой Богородицы. Подготовка и проведение для пожилых людей в школе праздника «Деревенские посиделки». Подготовка и выступление на школьной традиционной Рождественской елке. Святочные гадания. Колядование. Подготовка и выступление на традиционном празднике села «Масленица».

4.Правила шифрования предметов.

Теоретическая часть.

Знакомство с требованиями по шифрованию предметов разного типа.

5.Музейная картотека.

Теоретическая часть.

Правила заполнения музейной карточки.

6.Книги учета предметов основного и вспомогательного фондов.

     Теоретическая часть.

Правила заполнения книг учета предметов основного и вспомогательного фондов.

7.Музейные акты.

Теоретическая часть.

Правила оформления музейных актов.

8. Операция «Поиск».

Теоретическая часть.

Разъяснение Положения об операции «Поиск».

Практическая часть.

Поиск в семейном архиве предмета, который мог бы стать экспонатом школьного музея. Презентация найденного экспоната Конкурс на самый древний экспонат. Конкурс на самый интересный экспонат. Оформление каждым учеником найденного экспоната в экспозицию школьного музея по всем требованиям музееведения.

9. Итоговое занятие.

Подведение итогов работы кружка «Юный краевед» за год.

Проведение викторины. Награждение лучших.

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы.

2 год обучения.

1. Вводное занятие.

Теоретическая часть.

Ознакомление с планом работы кружка «Юный краевед» на год. Режим работы.

2. Полевые тетради.

Теоретическая часть.

Знакомство с правилами ведения полевых тетрадей.

Практическая часть.

Знакомство с полевыми тетрадями краеведов.

3.Паспорт информатора.

Теоретическая часть.

Знакомство с правилами заполнения паспорта информатора.

Практическая часть.

Заполнение паспорта информатора на примере своих близких родственников.

4. Опросники.

Теоретическая часть.

Знакомство с имеющимися опросниками.

 Практическая часть.

Заполнение выбранного опросника с использованием своих знаний.

5. Встречи со старожилами в школьном музее.

Практическая часть.

Приглашение гостей – учителей-пенсионеров, тружеников тыла, выпускников школы- музейных работников. Беседа по имеющимся материалам школьного музея. Оценка укомплектованности экспозиций музея гостями. Подготовка к операции «Поиск». Заполнение паспорта информатора. Работа с опросниками.

6. Операция «Поиск».

Практическая часть.

Походы в близлежащие деревни. Встреча с пожилыми людьми. Сбор материала, недостающего в экспозициях школьного музея. Ведение полевых тетрадей. Заполнение опросников, паспортов информатора.

7. Оформление собранного материала.

Практическая часть.

Обработка собранного материала. Оформление экспонатов.

8. Итоговое занятие.

Подведение итогов работы кружка «Юный краевед» за год.

Проведение викторины. Награждение лучших.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы.

3 год обучения.

1. Вводное занятие.

Теоретическая часть.

Ознакомление с планом работы кружка «Юный краевед» на год. Режим работы.

2. Экскурсионная работа.

Теоретическая часть.

Правила подготовки и ведения экскурсии.

Практическая часть.

Распределение кружковцев по экспозициям музея по интересам. Подготовка текста экскурсии. Репетиции экскурсий. Проведение экскурсий.

3. Научно-исследовательская работа.

Теоретическая часть.

Требования к научно-исследовательской работе учащихся.

Практическая часть.

Выбор темы. Индивидуальная работа учащихся по выбранной теме.

Определение проблемы и ее решение.

4. Итоговое занятие

Подведение итогов работы кружка «Юный краевед» за год.

Проведение викторины. Награждение лучших.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение программы.

1 год обучения.

 п/п

Тема (раздел)

Форма занятий

Приемы и методы.

Дидактический материал.

Форма подведения итогов.

1

Вводное занятие.

Беседа , экскурсия.

Объяснительно-иллюстративные , демонстра-ционный.

 

Творческие работы учащихся.

 

2

Экскурсия в сельский музей.

Экскурсия, беседа.

Объяснительно-иллюстративные .

 

Материалы сельского музея.

 

3

Традиции и современность.

Беседа, игра, практикум.

Объяснительно-иллюстративные , демонстра-ционный,

репродуктивный, эвристический, практическая работа, самостоятельная работа.

 

Разработки мероприятий «Покров Пресвятой Богородицы», «Деревенские посиделки», «Рождество», «Масленица», «Святочные гадания».

Анкета .

4

Правила шифрования музейных экспонатов.

Беседа

Объяснительно-иллюстративные .

 

Методическое пособие по шифрованию предметов.

 

5

Музейная картотека.

Беседа

Объяснительно-иллюстративные .

 

Музейная карточка.

 

6

Книги учета музейных фондов.

Беседа

Объяснительно-иллюстративные .

 

Книги учета предметов основного и вспомогательного фондов

 

7

Музейные акты поступления.

Беседа

Объяснительно-иллюстративные .

 

Музейный акт. Форма.

 

8

Операция «Поиск»

Беседа,  практикум.

Объяснительно-иллюстративные , репродуктивный, эвристический, практическая работа, самостоятельная работа. Метод контроля.

 

Экспонаты музея.

Результаты конкурса.

9

Итоговое занятие.

Беседа, практикум, викторина.

Объяснительно-иллюстративные, метод контроля.

Викторина .

Результаты викторины.

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение программы.

2 год обучения.

Тема (раздел)

Форма занятий

Приемы и методы.

Дидактический материал.

Форма подведения итогов.

1

Вводное занятие.

Беседа

Объяснительно-иллюстративные .

19 ноября 2014 в 9:14

Предыдущая публикация

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ НОВОПОКРОВСКОГО ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ «ВРЕМЯ ЕДИНЫХ ДЕЙСТВИЙ»

Следующая публикация

Новопокровский школьный музей
Подписки

Для того чтобы подписаться необходимо Войти

Все подписчики (0)

Читайте также
Экскурсия в Новопокровском школьном музее
Шильникова Елена Валентиновна зам директора по ВР МОУ Новопокровская СОШ,…

20 ноября 2014 в 12:14

Сценарий урока мужества "Знамя Победы"
Заместитель директора МОУ Новопокровская СОШ   Ветлужского района, руководитель Новопокровского…

19 ноября 2014 в 11:10

Проект От фольклора к православию
ОТ ФОЛЬКЛОРА К ПРАВОСЛАВИЮ. Шильникова Елена Валентиновна, заместитель директора МОУ…

19 ноября 2014 в 9:26

Поделиться

Поделитесь этим материалом с друзьями в социальных сетях

Комментарии

Комментарии к этому материалу пока отсутствуют.


Для того, чтобы оставлять комментарии необходимо Войти