Воспитательная система "Растим патриотов"

Дата материала
Не указана
Место
Не указано
Упомянутые люди
Не указаны
Хранитель
elenaval

 

Воспитательная система

 МОУ Новопокровской СОШ Ветлужского района

«РАСТИМ ПАТРИОТОВ».

 О создании воспитательной системы школы МОУ Новопокровская средняя школа заявила впервые в 2004 году на областной этап всероссийского конкурса  воспитательных систем.   Сегодня можно с уверенностью сказать ,воспитательная система в нашей школе создана и прекрасно работает. Этот факт зафиксировала областная аттестационная комиссия. Невооруженным глазом видна системообразующая  – краеведческая деятельность. Центром воспитательной системы является наш школьный музей.

         Школьный музей -  важный и просто необходимый компонент учебно-воспитательного процесса. Именно здесь пересекаются, перекликаются потребности и интересы всех участников образовательного процесса – учащихся, родителей и педагогов.

         Создание школьного музея процесс сложный и длительный. Наш музей получился именно таким богатым по содержанию,  прекрасным по оформлению потому, что есть в нашей школе союз единомышленников, для которых слова патриотизм, родина имеют глубокий смысл. В  музее есть Совет музея, возглавляемый директором школы Соколовым В.П.. В Совет входят взрослые люди, они планируют создание новых экспозиций, руководят творческими работами учащихся. Есть у нас и детский актив – это группа ребят разного возраста, которая старается организовать работу музея по всем требованиям ведения музейной документации.  Для продолжения сбора материалов по каждой экспозиции, каждому члену Совета музея прикреплена наиболее близкая для него экспозиция: «История школы и детского движения» ближе вожатой. «Литературное краеведение» создано и курируется Соколовой Г.М. руководителем кружка «Любители книги», который на протяжении пяти лет был призером областной экспедиции в истории родного края, собранный фольклор оформлен в замечательные папки, которые всегда используются учителями и учениками; «Великая Отечественная война»- раздел созданный учителем истории Смирновой С.А., ей близка именно эта тема. Собран богатый материал по участникам войны, труженикам тыла, по Бердничатскому детскому дому. Ежегодно ребята участвуют с пополнением данных материалов в районной научно-практической конференции учащихся Учителя технологии Смирнова Н.В. и Вихарев П.А.ежегодно пополняют выставку работ учащихся. Здесь представлены работы, занявшие призовые места в районных и областных выставках. Раздел «Природа» в школьном музее самый молодой. Он создан Каталовой Н.В. учителем географии, здесь предстоит еще большая работа. Еще в музее есть комната, в которой представлен быт крестьян 19-20 веков. Гордость школьного музея раздел «И пусть не вырастет трава забвения», эта экспозиция результат реализации одноименного проекта- победителя регионального конкурса социальных проектов. Здесь установлена мемориальная доска памяти первого директора школы Горского Б.П.,  руководителем проекта был директор школы Соколов В.П. – он продолжает курировать работу по этой теме.  К оформлению почти всех экспозиций приложила свои золотые руки наша постоянная помощница , мама одного из наших учеников Мясникова Т.В., Общее руководство музеем осуществляю я, слежу за порядком в музее, принимаю гостей. Не трудно руководить музеем, если работает здесь вся школа. Каждый год мы участвуем в смотре музеев на уровне области. Это своеобразный отчет работы школьного музея за год. Приятно получать благодарственные письма и грамоты, а еще приятнее видеть неподдельный интерес каждого, кто переступает порог школьного музея. У некоторых посетителей вызывает интерес макет карты Проновской сельской администрации с указанием всех ранее существовавших деревень; кто-то задержится у стенда с фотографиями ветеранов Великой Отечественной войны. И все без исключения остановятся и с умилением разглядывают школьные формы разных лет, вспоминают ушедшие безвозвратно школьные годы.

Открытие музея в общеобразовательной школе представляет новые широкие возможности для использования его экспонатов, в целом всех фондов в учебно-воспитательном процессе, в ходе учебных, факультативных и внеурочных занятий. Наряду с занятиями непосредственно в музее (урок- экскурсия, беседа, самостоятельная работа учеников с музейными материалами) проводятся занятия  в учебном  кабинете,  в классе  с  использованием  отдельных подлинников и копий, специально подготовленных выставок и монтажей. Урочная  работа школьного музея всегда выступает в органической связи с внеклассной.

Внеклассная, внеурочная деятельность, проводимая педагогами, весьма многообразна по своему содержанию и методическим средствам. Музей является также местом для проведения различных бесед, встреч, кружковых занятий. Большое познавательное и воспитательное значение приобретает и такое направление внеклассной работы школьного  музея,  как  дополнительный  сбор  материалов  с  целью  расширения  и совершенствования его экспозиций, пополнения основного и вспомогательного фондов. Во многом такая деятельность напоминает работу в период организации музея: экспедиции и походы по родному краю, переписка, архивный поиск, новые конкурсы и выставки, изготовление макетов, заочные путешествия и т. д. Но все это делается уже на более высоком уровне благодаря приобретенному ранее опыту.

Ежегодно в Ветлужском районе проводится научно-практическая конференция учащихся, в которой секция «Краеведение» бывает одной из самых многочисленных. Наши краеведы успешно защищают свои работы на областном уровне, добиваются высоких результатов при разработке проектов, успешно их реализуют, пополняя при этом фонды школьных музеев и повышая уровень их оформления.

Всестороннее развитие краеведения вызывает интерес к прошлому, настоящему и будущему своего края, его экономике, и природе. Этот интерес и приводит людей в школьный музей за сведениями по занимающим их вопросам. Местные жители не только хотят получить в музее информацию о прошлом, но и выражают желание увековечить в музее подвиги своих дней, а также принять участие в работе музея в общественно полезных делах учащихся. Поиски, проводимые музеем, приобретают широкое общественное значение. Они помогают расширить, углубить знания об исторических событиях, происшедших в крае (события революционного движения, гражданской и Великой Отечественной войн, пуск сельскохозяйственных предприятий, создание и развитие колхоза и т. д.). Самой интересной формой пополнения фондов школьного музея являются фольклорно-этнографические экспедиции в историю родного края, в которых постоянно участвуют наши ученики. На первых этапах мы собирали фольклор, потом народные игры. В настоящее время все увлеклись «Загадками топонимики». Растет уровень детского творчества, повышается с каждой экспедицией уровень научности сбора и обработки краеведческого материала.

Незаменимыми помощниками наших учеников стали их бабушки и дедушки, их богатый жизненный опыт, его передача молодому поколению поддерживается школой. Растет взаимоуважение детей и их родителей. Становится востребованным опыт старшего поколения, что очень важно для нравственного воспитания учащихся.

Экспедиции настолько поглощают детей, что занимают практически все их  свободное время. Происходит изменение внутреннего мира ребенка, он по-другому смотрит на окружающее, начинает видеть прекрасное в обыденности. Исчезают вредные привычки.

Нет         бесконтрольного времяпровождения у детей. Они переходят из учительских рук в родительские, практически минуя влияния улицы. Это не значит, что дети постоянно находятся в стенах школы или дома. Ведь экспедиции - это походы, веселые привалы, интересное общение, песни у костра. Это здоровый образ жизни! А сколько узнают ученики во время этих походов!

Наши окрестности - открытый кабинет природы, где можно увидеть своими глазами не заспиртованную, а живую, удивительно красивую змею, редкие растения, интересные камни, почувствовать дыхание вьюги, приход весны. Нет, не увидишь все это в стенах кабинета! Лишь бы рядом был знающий педагог, способный помочь разглядеть все это!

Свободно рассуждают об образовании топонимов лингвисты из 11 класса. Без потребности использовать знания по словообразованию,   например,   некоторым   ученикам   было       бы неимоверно трудно    запомнить на уроке « суффиксально        », а тут невозможно разгадать загадки топонимики, не зная словообразо­вания великого, могучего русского языка.

Красота нашей природы вызывает самопроизвольное чтение любимых строк. Помню, в осеннем походе один из его участников на все поле декламировал стихи А.С.Пушкина:

«Унылая пора, очей очарованье...!»

Вот вам и урок литературы. К тому же сами ребята начали немного рифмовать для оформления работ. И получается!

Топонимика связана с географией. Как обойтись без карт? Да никак! С удовольствием ориентируемся на местности, составляем маршруты своих походов, рисуем карты, схемы.

Экспедиция - это живая история. Любое  маленькое село -часть большой России. Все события, происходящие в стране: (репрессии,     коллективизация,     Великая     Отечественная     война, перестройка) нашли свое отражение в судьбах наших земляков, и отразились в изменениях топонимических названий.

Без математики произвести необходимые расчеты тоже сложновато. Значит, приходится вспоминать и точные науки.

В общем, экспедиция - это «живая» школа, просто необходимая для дополнения школьных учебников, для формирования научного миропонимания, для воспитания у молодого поколения чувства патриотизма.

Наш музей всегда открыт. Каждый ученик, учитель использует материалы музея для подготовки к урокам, внеклассным мероприятиям.

Здесь проходят уроки по истории, экологии, краеведению, биологии, технологии, литературы, фольклора ИЗО и т.д. наш музей нам просто необходим.

Ежегодно в музее разрабатывается и реализуется большой проект. В этом году это проект «Знамя Победы», посвященный 65-летию Победы. На вечное хранение в экспозицию «Великая Отечественная война» помещена копия знамени Победы.

Что мы имеем сегодня? У нас нет трудных детей, нет прогульщиков, нет отсева, нет вредных привычек. Нашим ученикам некогда заниматься подобными вещами, их окружает столько интересных дел. Для того, чтобы добиться сегоднящего состояния воспитательной системы, надо, чтобы весь коллектив работал как единый слаженный механизм, где каждый выполняет четко свою функцию. У нас именно так и есть. Наша воспитательная система это результат сотрудничества всего коллектива школы учеников, учителей, родителей, общественности.

Педагогический коллектив школы подготовил документы на конкурс «Лучшие школы России», в том, что наша школа одна из них мы абсолютно уверены.

Заместитель директора МОУ Новопокровской СОШ Ветлужского района Шильникова Елена валентиновна.

19 ноября 2014 в 9:21

Предыдущая публикация

Справка о Новопокровском школьном музее

Следующая публикация

Программа Моя малая Родина
Подписки

Для того чтобы подписаться необходимо Войти

Все подписчики (0)

Читайте также
Экскурсия в Новопокровском школьном музее
Шильникова Елена Валентиновна зам директора по ВР МОУ Новопокровская СОШ,…

20 ноября 2014 в 12:14

Сценарий урока мужества "Знамя Победы"
Заместитель директора МОУ Новопокровская СОШ   Ветлужского района, руководитель Новопокровского…

19 ноября 2014 в 11:10

Проект От фольклора к православию
ОТ ФОЛЬКЛОРА К ПРАВОСЛАВИЮ. Шильникова Елена Валентиновна, заместитель директора МОУ…

19 ноября 2014 в 9:26

Поделиться

Поделитесь этим материалом с друзьями в социальных сетях

Комментарии

Комментарии к этому материалу пока отсутствуют.


Для того, чтобы оставлять комментарии необходимо Войти