Пояснительная записка.
В настоящее время в нашей стране наблюдается утрата духовности, размывание традиционных ценностей, принижение нравственности и чувства патриотизма. Целью исторического воспитания являлось и является формирование уважения к своему прошлому, гордость и любовь к предкам, интерес к событиям прошлого. Поэтому роль школьных музеев в патриотическом воспитании учащихся становится все более актуальной.
Система дополнительного образования, включающая в себя все разнообразие направлений, обеспечивающих интересы учеников, основаны на гуманистических ценностях сотрудничества. В Нижегородской области разработана и работает целевая программа «Патриотическое воспитание граждан Нижегородской области». Разработчиками программы является Департамент образования Нижегородской области.
В настоящее время расширяется движение молодежных военно-патриотических объединений, неуклонно растет интерес к нашей истории, ее славным страницам Великой Отечественной войны. В работе музея завершена определенная работа над экспозицией, продолжается поисковая и исследовательская работа по развитию музея, поиск и встречи с тружениками тыла, великих, славных лет, запись и обработка воспоминаний, оказание посильной помощи ветеранам.
Программа патриотического воспитания называет основную цель:
Создание и развитие условий по патриотическому воспитанию детей и молодежи, направленных на укрепление системы духовной нравственности подрастающего поколения.
Задачи программы:
1.Формирование гражданского и патриотического становления детей и молодежи, всестороннего развития личности.
2.Воспитание гордости за Российское государство, его свершения.
3.Осуществление связи с общественными организациями, объединениями, осуществляющих деятельность в сфере патриотического воспитания детей и молодежи.
Основные направления программы:
1.Пропаганда патриотизма и патриотического воспитания;
2.Совершенствование процесса патриотического воспитания средствами современных технологий;
3.Координация деятельности школьного музея и общественных организаций.
Педагогическая целесообразность, актуальность:
Программа заключается в вовлечении детского коллектива в социально значимую деятельность, в выработке у учеников ответственности, сопричастности к своей Родине. По итогам опроса общественного мнения населения г. Нижнего Новгорода на тему «Великая Отечественная война в памяти поколений», 98% опрошенных молодых людей считают патриотизм и героизм советских людей определяющим фактором Победы, гордятся советскими полководцами и солдатами Красной Армии.
Новизна программы заключается в доступе к инновациям в области музейного дела. Отличительной особенностью данной программы является сопричастность к общему делу музея нашей школы с музеями города Нижнего Новгорода, участвующих в осуществлении областной Программы, получение богатого опыта деятельности общения, приобретения знаний и умений музейного дела, развитие коммуникабельности. Музей имеет военно-патриотическую направленность, поэтому этапами реализации программы являются значимые для нашей страны праздники: День защитника Отечества, День Победы. Вся деятельность музея направлена на достойное празднование этих событий.
Ожидаемые результаты:
1.Усиление функционирования системы патриотического воспитания детей и молодежи.
2.Повышение духовно-нравственного, интеллектуального и творческого потенциала молодого поколения;
3.Сохранение и развитие славных боевых и трудовых традиций Отечества;
4.Снижение социальной напряженности в обществе вследствие вовлечения детского коллектива в социально значимую деятельность;
5.Способы определения результативности: отзывы посетителей и гостей музея, активность и самостоятельность в работе музея, создание и оформление творческой работы по приобретенным знаниям, умениям.
Учебно-тематический план:
№ |
Тема |
Всего |
Теория |
Практика |
1 |
Введение |
1 |
1 |
|
2 |
Организация фондовой работы в музее |
6 |
1 |
5 |
3 |
Тематико-экспозиционный комплекс, его содержание и значение |
4 |
2 |
2 |
4 |
Определение и описание экспонатов |
7 |
1 |
6 |
5 |
Исследовательская деятельность в школьном музее |
6 |
2 |
4 |
6 |
Создание проекта экспозиции |
6 |
1 |
5 |
7 |
Встречи с ветеранами |
5 |
- |
5 |
8 |
Подведение итогов года |
1 |
|
1 |
9 |
Итого: |
36 |
8 |
28 |
1.
Содержание деятельности :
1. Организационная работа.
Разработка нормативной базы музея: Положения о школьном музее, провести инвентаризацию и оформить паспорт музея.
Оформление экспозиций и разделов музея.
Составление и утверждение календарного плана работы музея.
создание или обновление состава Совета музея.
2. Поисковая, научно-исследовательская работа.
Написание ученических исследовательских работ в форме докладов и рефератов и участие в районных научно-практических и краеведческих конкурсах, олимпиадах, семинарах и т. п. на уровне города, района, области.
3. Экскурсионно-просветительская работа:
проведение встреч, праздников, экскурсий и т. д. по содержанию составленных литературных композиций;
организация литературно - краеведческих конференций по опубликованным в печати исследовательским работам учащихся школы;
участие в областных, районных конкурсах сочинений, краеведческих чтениях, презентациях школьных музеев и т. п. ;
сотрудничество со школьной и районной газетой.
4. Методическая деятельность.
создание книжек - буклетов, видео экскурсий по экспозициям, материалам школьного музея;
разработка методических рекомендаций по работе школьного музея;
создание презентаций PowerPoint по материалам архива музея;
разработка сценариев мероприятий, программ, викторин конкурсов, методических рекомендаций.
Формы работы музея «Танк «Горьковский пионер»:
Для реализации проекта используются следующие формы работы по гражданско-патриотическому воспитанию:
– экскурсии;
– уроки Мужества;
– занятия с активом;
– тематические вечера;
– классные часы;
– конкурсы, игры, викторины, диспуты, круглые столы;
– разработка заданий классным коллективам для пополнения фондов музея;
– проведение семейных, классных и школьных праздников;
Методы музейно - педагогической деятельности:
– метод социальных ролей;
– метод создания игровых ситуаций;
– метод практического манипулирования с предметами;
– метод использования ассоциативных связей;
– метод театрализации;
– метод самостоятельной поисково-исследовательской деятельности.
Техническое обеспечение программы.
Формы подведения итогов:
создание выставки-экспозиции по материалам, полученным в ходе поисковой и исследовательской работы;
активное участие в праздновании Дня Победы.
Список литературы.
Общая музеология и теория музейного дела
1. О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации : Федеральный закон // Мир музея. – 1996. – №6 (152). – С. 20–24.
2. Ариарский, М.А. Музей как институт вовлечения человека в мир культуры / М.А. Ариарский // Музеи России: поиски, исследования, опыт работы / Ассоц. музеев России. – 1999. – Вып. 5. – С. 153–163.
3. Бузский, М.П. Музей как инструмент проектирования реальности / М.П. Бузский // Вопросы краеведения : мат. краевед. чтений (11, 12; 2000–2001; Волгоград). – Волгоград, 2002. – Вып. 7. – С. 16–19.
4. Гнедовский, М.Б. Проектирование в музейном деле: история и перспективы / М.Б. Гнедовский // Музееведение. Музеи мира. – М., 1991. – С. 144–158. – (Сб. науч. тр. / НИИ культуры).
5. Грегорова, А. К основным проблемам музееведения // Музееведение. Музеи мира. – М., 1991. – С. 27–38. – (Сб. науч. тр. / НИИ культуры).
6. Дубов, И.В. Музееведение. Исторические и краеведческие музеи: Краткий курс лекций / И.В. Дубов; под ред. В.Н. Седых. – СПб. : Изд-во С-Петерб. ун-та, 2004. – 411 с.
7. Естественно-научные музейные учреждения России: Справочник / Гос. Дарвин. музей, Ассоц. естеств.-ист. музеев Рос. ком. Междунар. Совета музеев; [сост.: В.С. Ионкина, И.В. Фадеев]. – [2. изд.]. – М. : Гос. Дарвин. музей, 1999. – 98 с.
8. Жарников, Д. Методика оценки эффективности выставки / Д. Жарников // Практический маркетинг. – 2004.– №11.– С. 2–5.
9. Зиновьева, Ю.В. О функциях музея / Ю.В. Зиновьева // Музей в современной культуре : сб. статей. – СПб., 1997. – С. 259–269.
10. Зиновьева, Ю.В. Взаимодействие музея и общества как социокультурная проблема : автореф. дис. … канд. культурологии / Ю.В. Зиновьева; СПб. гос. ун-т культуры и искусств. – СПб., 2000. – 19 с.
11. Зыков, А.В. Музееведческая концепция Н.Ф. Федорова и современное музееведение : монография / А.В. Зыков; Кемер. ист.-архитектур. музей-заповедник «Крас. Горка». – Кемерово : Крас. горка, 2002. – 146 с.
12. Иванова, Ю.В. Статус музея в современной культуре : дис. ... канд. культурологических наук : 24.00.03 / Ю.В. Иванова. – СПб., 2005. – 177 с.
13. К.А. Кабанов // Новое в развитии исторического краеведения и регионального музееведения : мат. межрегион. науч.-практ. конф., посвящ. 75-летию Новокузнец. краевед. музея (14–15 нояб. 2002; Новокузнецк). – Новокузнецк : Кузнецкая крепость, 2003. – С. 135–139.
14. Калугина, Т.П. Художественный музей в современной культуре/ Т.П. Калугина // Радищевский музей: история, настоящее, будущее : мат. 8-х Боголюбовских чтений (2–5 апр. 2002 г.; Саратов). – Саратов : Б.и., 2003. – С. 119–121.
15. Каулен, М.Е. Музей на рубеже веков: пространство взаимодействия культур / М.Е. Каулен // Культурные миры : мат. науч. 9 конф. «Трилогия и типы культур: разнообразие подходов (20–22 марта 2000; Москва). – М. : Б.и., 2001. – С. 216–221.
16. Колбаско, А.М. К проблеме классификации типологии музеев / А.М. Колбаско // Оперативная информация по проблемам культуры и искусства / Нац. б-ка Беларуси, Отд. науч. информации по пробл. культуры и искусства. – [Б.м.]. – 1999. – Вып. 2. – С. 9–15.
17. Кондакова, Е.С. Музей в условиях современного мира / Е.С. Кондакова // Визуальная культура ХХ века и проблемы современного образования : мат. междунар. молодеж. науч.-практ. конф. (10–11 дек. 1999; Пермь). – Пермь : Б.и., 1999. – С. 96–98.
18. Музей и современные технологии : мат. Всерос. науч. конф. Томск, 20–23 мая 2003 г., 20–24 сентября 2004 г., 19–22 ноября 2005 г. / отв. ред. Э.И. Черняк. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2006. – 300 с.
19. Музейное дело : сб. науч. тр. / Музей Революции. – [Вып. 21]: Музей – культура – общество / [сост. М.Б. Гнедовский, О.Л. Климашевская]. – М. : Изд-во Музея революции, 1992. – 276 с.
20. Музейное дело России : монография / [Е.А. Воронцова и др.]; под общ. ред. М.Е. Каулен, И.М. Коссовой, А.А. Сундиевой; Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма, Рос. ин-т культурологии МК РФ. – М. : ВК, 2005. – 614 с.: ил.
21. На пути к музею XXI века. Региональные проблемы развития музейного дела : [сб. ст. / редкол.: Н.А. Никишин (отв. ред.) и др.]. – М. : НИИК, 1990 (1991). – 157 с.: ил. – (Музееведение / М-во культуры РСФСР, АН СССР, НИИ культуры).
22. Никишин, Н.А. Социальное проектирование в музейной сфере / Н.А. Никишин // От краеведения к культурологии : Рос. ун-ту культурологии – 70 лет. – М. : Б.и., 2002. – С. 212–220.
23. Никонова, А.А. Загадка музейного дела / А.А. Никонова // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2006. – Сер. 6. – Вып. 1. – Март [3]. – С. 11–18.
24. Ноль, Л.Я. Доступ к культурному наследию: Из опыта взаимодействия российских и международных музейных организаций / Л.Я. Ноль // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2003. – №2. – С. 56–64.
25. Основы музееведения : учеб. пособие / отв. ред. Э.А. Шулепова. – М. : Едиториал УРСС, 2005. – 504 с.
26. Пирс, С. Новый взгляд на старые вещи / С. Пирс // Международный журнал «Museum» (ЮНЕСКО). – 1999. – №202. – С. 12–17.
27. Питер Ван Менш. Музейная работа как профессия / Питер Ван Менш // Музейное дело. Музей – культура – общество : сб. науч. тр. – М. : Изд-во Музея революции, 1992. – С. 231–242.
28. Потапов, А. Музейный предмет и его эмоциональное восприятие / А. Потапов // Мир музея. – 2004. – №10. – С. 18–20.
29. Пшеничная, С.В. Музей как информационно-коммуникативная система : автореф. дис. … канд. культурологии / С.В. Пшеничная; СПб. гос. ун-т культуры и искусств. – СПб., 2000. – 23 с.
30. Рафиенко, Е.Н. Музеи и историческое образование в системе учебных заведений / Е.Н. Рафиенко // Музейное дело. Музей – культура – общество : сб. науч. тр. – М. : Изд-во Музея революции, 1992. – С. 168–184.
31. Решетников, Н.И. Музейная педагогика как теоретическая проблема / Н.И. Решетников // Музееведение. Музеи мира. – М., 1991. – С. 258–271. – (Сб. науч. тр. / НИИ культуры).
32. Российская музейная энциклопедия / Рос. ин-т культурологии; редкол.: В.Л. Янин и др. – М. : Прогресс : РИПОЛ классик, 2005. – 848 с.
33. Рыбак, К.Е. Устав музея. Опыт музеев Московского Кремля по разработке учредительных документов / К.Е. Рыбак // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2005. – №12. – С. 68–73.
8 января 2015 в 19:34
Предыдущая публикация Календарно – тематическое планирование творческого объединения «Танк «Горьковский пионер» на 2014-2015 учебный год 1 час в неделю
|
Следующая публикация Объятая пламенем юность
|
Для того чтобы подписаться необходимо Войти
Все подписчики (0)
8 января 2015 в 19:12
Поделитесь этим материалом с друзьями в социальных сетях
Для того, чтобы оставлять комментарии необходимо Войти
Комментарии к этому материалу пока отсутствуют.