Торговля Нижнего Новгорода в 19 – начале 20 вв.

Дата материала
До 15 сентября 2013
Место
Россия, Нижегородская область, Нижний Новгород, Канавинский район
Упомянутые люди
Не указаны
Хранитель
Dmitry

Нижний Новгород, основанный на месте слияния двух великих русских рек Волги и Оки с самого начала своего существования был обречен на то, чтобы стать крупным торговым центром России. Этот факт обуславливается, прежде всего, его выгодным географическим расположением. Нижний Новгород находится в самом центре европейской части России на пересечении двух крупнейших торговых артерий: Волги и Оки.

   На протяжении веков экономическая сила и влияние Нижнего Новгорода росли. Торговали в городе преимущественно рыбой, товарами ремесленного производства и солью. Также Нижний Новгород являлся крупным перевалочным центром русской   и иностранной торговли на Средней Волге. Персидские купцы привозили сюда восточные товары, которые затем расходились практически по всей европейской России.

   Переломным моментом, кардинально изменившим облик города и предопределившим общее направление его развития на ближайшие сто лет, стал перенос в Нижний Новгород в 1817 году сгоревшей Макарьевской ярмарки. Данное событие превратило Нижний Новгород в крупнейший торговый и экономический центр страны, сделав его фактически третьей столицей России. Также немалую роль в развитии торговли города сыграло строительство железной дороги Нижний Новгород – Москва, которая была пущена в 1862 году.

  Упадок торговли в Нижнем Новгороде приходится на начало 20 века. Это связано с наступлением гражданской войны и периода военного коммунизма, когда был осуществлен переход от рыночной экономики к плановой, предполагавший отказ от частного предпринимательства и торговли. Нижегородская ярмарка на время прекратила свое существования.

   Хронологические рамки данной работы охватывают весь 19 и начало 20 века. В этот период времени торговля в городе достигает своего расцвета и той мощи, до которой она уже, скорее всего, никогда не поднимется  на Нижегородской земле.

   Целью данной работы является исследование торговли Нижнего Новгорода в указанный выше хронологический период, а также выявление ее значения и вклада в развитие нашего города и страны.

  Актуальности данной теме придает рост интереса в исследовательской и обывательской среде к истории экономики России и в частности к истории экономики крупнейшего ее центра – Нижнего Новгорода. Также важен тот факт, что за последние годы правительство региона предпринимает значительные усилия по возрождению утерянных торговых связей с различными отечественными и зарубежными регионами, по привлечению иностранных фирм и инвесторов на Нижегородскую землю. Также предпринимаются попытки к возрождению Нижегородской ярмарки как всероссийского международного торгового и экономического центра.   
  Начало 19 века ознаменовалось бурным ростом торговли и экономики в Нижнем Новгороде. Связано это было прежде всего с тем, что в 1816 году произошел пожар уничтоживший гостиный двор и торговые ряды в Макарьеве. Этот пожар выдвинул вопрос о перенесении ярмарки, так как в Макарьеве места для ярмарки было мало, берег ежегодно затапливался водой и размывался, а дороги, ведший к Макарьеву, были затруднительны по причине множества гор, песков, болот и оврагов. Талантливый инженер Августин Бетанкур к 1817 году выбрал для строительства ярмарки пустующее и заболоченное место на «стрелице», у слияния Волги и Оки. 1822 год стал первым годом торговли в выстроенных Бетанкуром гостином дворе и новых корпусах. 
Перенос ярмарки в Нижний Новгород стал толчком к развитию торговли города. На долю Нижнего Новгорода (Вместе с Нижегородской ярмаркой) приходилось от 12 до 17 % внешнеторговых оборотов России, причем здесь сосредотачиввалась почти половина всей торговли нашей страны с Азией.

   В 19 веке Нижний Новгород сохранил за собой роль центра транзитной торговли. Ежегодно по Волге в обоих направлениях проходило около 6600 судов и плотов. По Оке суда шли из центральной России до Нижнего Новгорода и уже отсюда расходились по Волге.

   Из Нижнего Новгорода вывозили хлеб (мука), кустарные и фабричные изделия (канаты, кожевенная продукция, стальные изделия). Ввозили же сырье и материалы для фабрик и заводов: сырые кожи, пенька, шерсть, лен.

   В середине 19 века торговое значение Нижнего Новгорода усиливается в нем было 4092 лавки (из них на ярмарке – 3322), винных погребов 8 (на ярмарке 5), трактирных заведений – 150 (на ярмарке 116), питейных домов – 62 (на ярмарке 25).

   Вторым по значимости событием 19 века для развития торговли в Нижнем Новгороде, после переноса в город Макарьевской ярмарки, было открытие в 1862 году железной дороги Москва – Нижний Новгород. Как правило, по этой дороге в Москву шло сырье, а из Москвы готовые фабричные изделия. Также данная дорога снабжала Москву продуктами питания. Нижегородская железная дорогая принимала большое количество товаров с Волги для дальнейшей их транспортировки в центральные губернии страны. Она способствовала вовлечению восточных регионов страны в складывающуюся систему всероссийского рынка. Так с 15 июля по 10 сентября 1874 года по Московско-Нижегородской железной дороге привезено было товаров на ярмарку около 2,5 млн. пудов, а отправлено около 4 млн.

   Несмотря на строительство железной дороги, большую роль в развитии торговли продолжали играть и водные пути сообщения. Нижегородская пристань занимала ведущие позиции в грузообороте волжского судоходства. До существования пароходства грузы перевозились по Волге преимущественно на росшивах, которые приводились в движение парусом при попутном ветре, а при противном знаменитую тягою лямкой, выносливой бурлацкой силой, воспетой Некрасовым. До 1846 года, по приблизительным вычислениям, плавало по Волге до 1000 росшив. Но постепенно, с развитием пароходства, данный вид речного транспорта стал вытесняться более современным. В середине второй половины 19 века на Волге насчитыалось уже около 500 пароходов.
   С 1880-х гг. Нижний Новгород становится главным приемщиком и распределителем нефти как вида топлива и сырья для предприятий. В 1885-1900 гг. объем нефтегрузооборота Нижегородской пристани вырос в 20 раз и достиг 57 % всего объема прибывших грузов, который оценивался в 55, 5 млн. пудов. До 3 млн. пудов нефти отсюда шло в Москву железной дорогой. Вследствие этого Нижний Новгород превратился в место, где устанавливались всероссийские цены на нефть.

   Бойко в городе шла базарная торговля. Первые базары проводились зимой на льду в районе стрелки. Во второй половине 19 века базары переместились на площади города (Сенная, Острожная, Новобазарная, Софроновская и др.). Торговали преимущественно продуктами питания, продукцией ремесленного производства, дровами.

  Для обеспечения торговых операция развивалась сеть кредитных учреждений. В начале шестидесятых годов было в Нижнем всего 3 кредитных учреждения: приказ общественного призрения, александровский дворянский банк и николаевский общественный, обороты которого были ничтожны, так что, торгового банковского кредита здесь вовсе не существовало. Во второй половине семидесятых в Нижнем  уже 6 банков с громадными оборотами: николаевский общественный, нижегородский купеческий, нижегородско-самарский земельный, отделения государственного и волжско-камского коммерческого, и кроме того александровский дворянский. Операции банков не мешали существованию в нижнем и частных банкирских контор и даже целой сети мелких и крупных ростовщиков.

   В начале 20 века наметилось снижение роли ярмарочной торговли в общем товарообороте страны в связи с развитием капитализма. Еще больше усугубило положение дел в нижегородской торговле начало Первой мировой войны в 1914 году. О начале экономического кризиса может свидетельствовать снижение более чем в два раза количества привозимых водой товаров на Нижегородскую ярмарку. Поскольку вся нижегородская торговля была неразрывно связана с торговлей на ярмарке и всей экономикой страны в целом, она также претерпевала серьезный упадок.

   Но, справедливости ради стоит сказать, что в первом десятилетии 20 века еще сохранялся рост товарооборота и торговых отношений. Нижний Новгород продолжал оставаться крупнейшим центром торговли рыбой в России. В 1900 году в Нижний Новгород поступило почти 2 млн. пудов рыбы. На Нижегородскую пристань поступала четверть всей астраханской рыбы.

   В Нижнем Новгороде действовали постоянные рынки. Так, «Справочная книга по нижегородскому общественному управлению на 1908 год» называет в Нижнем Новгороде только два рынка – «Почаинский» (Балчуг) и «Мытный двор», в отличие от базаров они имели уже специально построенные лавки и корпуса, а Мытный двор – даже водопровод.

   Продолжала активно развиваться сеть кредитно-финансовых и банковских учреждений. Действовали страховые общества.

   К началу 20 века в Нижнем Новгороде сформировался класс торгово-промышленной буржуазии, обладавший значительными капиталами. Наиболее яркими ее представителями были купцы Бугровы, Башкировы, Блиновы, Вяхиревы, Лельковы, Рукавишниковы, Сироткины, Черновы и другие. Они нажили своим миллионы на торговле хлебом, солью, железом, нефтью, волжских перевозках, много занимались общественной деятельностью и благотворительностью.
   В 1917 году грянула революция и «всероссийское торжище» прекратилось. Торговля, торговые связи, знаменитые нижегородские купеческие династии вместе со своими капиталами растворились в гражданской войне. Поначалу на время гражданской войны  пришел нэп, объявленный «всерьез и надолго» и ярмарка вновь расцвела. Но со сменой политического курса частная инициатива, составлявшая основу ярмарки, стала не нужна. В 1930 году ярмарка была закрыта. Вместе с ней была закрыта славная дореволюционная история нижегородской торговли.

   В 19 веке Нижний Новгород являлся крупнейшим центром торговли России. На этот период времени приходится его экономический расцвет. Во многом всем этим Нижний Новгород был обязан Нижегородской ярмарке – центру российской и международной торговли, на котором формировались всероссийский цены на многие товары народного потребления (чай). В Нижнем Новгороде действовала густо разветвленная сеть городских базаров, магазинов и лавок. Город имел выгодное географическое положение и имел хорошие транспортные подходы (реки Ока и Волга, железная дорога Москва – Нижний Новгород). Для обеспечения торговых операций в городе имелась сеть кредитных и банковских учреждений, а также страховых компаний. Большую роль для экономики города играла транзитная торговля.

   В 20 веке с началом Второй мировой войны наметился упадок торговли в Нижнем Новгороде. Резко стало падать количество перевозимых и продаваемых товаров. Революция 1917 года и гражданская война окончательно уничтожили былую экономическую мощь города. Были разрушены торговые связи с другими губерниями страны и иностранными государствами, канули в небытие славные торговые традиции города и его купеческие династии. Рыночная экономика в нашей стране на 70 лет прекратила свое существование, а вместе с ней и частная инициатива в торговле и предпринимательстве. 


5 ноября 2013 в 9:48

Предыдущая публикация

День народного единства: история и современность

Следующая публикация

Александр Андреевич БЕЛОЗЕРОВ. "Никому я свет не застил..." (К 130-летию поэта)
Карта истории
Подписки

Для того чтобы подписаться необходимо Войти

Все подписчики (1)

Поделиться

Поделитесь этим материалом с друзьями в социальных сетях

Комментарии

Согласитесь Дмитрий, было бы правильно указать источники из которых Вы почерпнули столь интересную информацию. Или это плод Ваших личных научных изысканий?

Redaction 5 ноября 2013 в 10:22

Нда, наверно Дмитрий не знает что такое цитата.

proxorow.robert 15 ноября 2013 в 20:44


Для того, чтобы оставлять комментарии необходимо Войти