Государство и церковь в годы Великой Отечественной войны.

Дата материала
С 1941 по 1945
Место
Россия, Москва
Упомянутые люди
Не указаны
Хранитель
Boris


Патриарх Московский и всея Руси Сергий

"Не в первый раз русский народ переживает нашествие иноплеменных, не в первый раз ему принимать огненное крещение для спасения родной земли. Силен враг, но "велик Бог земли Русской", как воскликнул Мамай на Куликовском поле, разгромленный русским воинством. Господь даст, придется повторить этот возглас и теперешнему нашему врагу". Из обращения митрополита Сергея. Октябрь 1941.

В годы Великой Отечественной войны значительная часть русского населения обратилась к православию. В самом начале войны местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий обратился ко всем верующим и к духовенству с посланием, в котором были и такие слова: «Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины». Патриотическая деятельность Русской православной церкви по сбору денежных средств, драгоценностей и вещей для нужд фронта послужила толчком к диалогу между властью и церковью. В феврале 1943 г. митрополит Сергий и Сталин обменялись посланиями, а 4 сентября Сталин принял митрополитов Сергия, Алексия и Николая. Результаты этой беседы превзошли все ожидания: вопросы, поставленные иерархами, и самый главный – созыв Архиерейского собора и выборы патриарха, престол которого пустовал 18 лет, были решены положительно.
8 сентября 1943 г. в Москве состоялся Архиерейский собор, избравший митрополита Московского Сергия Патриархом Московским и Всея Руси. 8 октября того же года был образован Совет по делам Русской православной церкви при Совнаркоме СССР, которому отводилась роль посредника между правительством и церковью.
Экстремальные обстоятельства, связанные с войной, вынудили советское правительство пересмотреть национальную политику вообще и в рамках этой политики отношение к церкви в частности. Неблагоприятный для страны ход событий на фронте остро поставил вопрос о выживании народа и существовании государства. Чем хуже шли дела на фронте, тем настойчивее обращалась пропаганда с призывами о защите Отечества к «великой русской нации». Конечно, догмы официального коммунистического мировоззрения не отвергались и даже не пересматривались, но реальное содержание идеологической работы в массах обрело, несомненно, национально-патриотические черты. Имена Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, наряду с именем Ленина, упоминались Сталиным в его речи на Красной площади 7 ноября 1941 г. как «вдохновляющие образы» в освободительной войне.
С конца 1943 г. открываются для службы храмы, растет количество православных общин, возвращается из лагерей репрессированное духовенство. Прекращаются прямые гонения на верующих. Русская история и национальная культура из объектов глумления и нападок превратились в объект почитания, вернулись на свое законное почетное место.
Иерархи на приеме у Сталина. Картина худ. Смолина.

В сентябре 1943 года возобновилось издание "Журнала Московской Патpиаpхии". Редактором журнала стал сам Патpиаpх. Важнейшей заботой Патpиаpха было замещение аpхиеpейских кафедр, большинство из котоpых вдовствовало. Также крайне сложным делом было устроение канонически нормальной церковной жизни в областях, пострадавших от оккупации, где при немцах образовались расколы и самоличные отделения. Русская Пpавославная церковь оказывала и немалую материальную поддержку нашей армии. Так, ко дню 24-й годовщины Кpасной Аpмии веpующии столицы внесли на подарки защитникам Родины 1,5 млн. рублей. К 25-летнему юбилею Красной Армии на постройку танковой колонны имени Дмитрия Донского верующие Московской области собрали свыше 2-х млн. рублей, а в ноябрьские праздники того же года около 500000 pублей. По инициативе московских пастырей прихожанами был организован сбор металлолома на нужды обороны, одежды, обуви и дpугих необходимых фронту вещей. Только за первые три военных года около 200 храмов Московской области сдали на нужды обороны 12 млн. рублей. Список данных о пожертвованиях векующих можно продолжать еще долго и долго. 18 мая 1944 года скончался Патpиаpх Сеpгий. Это было новым испытанием для Русской Православной Цеpкви. Потому что в лице Патpиаpха Сеpгия церковь потеряла своего верного служителя.


8 мая 2014 в 10:18

Предыдущая публикация

«Внутренний фронт борьбы с врагами Родины». Деятельность контрразведки в годы Великой Отечественной войны.

Следующая публикация

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы
Карта истории
Подписки

Для того чтобы подписаться необходимо Войти

Все подписчики (0)

Читайте также
Индустриализация промышленности в Нижегородской (Горьковской) области (1928-1937 гг.)
Советский агитационный плакат времен "пятилеток"К середине 1920-х гг. было завершено…

19 января 2015 в 10:52

Рождение Новогодней елки
Новогодняя елка. Москва. Красная площадь.Новый год — праздник, отмечаемый многими…

29 декабря 2014 в 11:11

Советская дипломатия накануне Второй мировой войны
Подписание пакта Молотова – Риббентропа. В первом ряду И. фон…

15 декабря 2014 в 19:52

Поделиться

Поделитесь этим материалом с друзьями в социальных сетях

Комментарии

Комментарии к этому материалу пока отсутствуют.


Для того, чтобы оставлять комментарии необходимо Войти