Война и люди: страницы истории партизанского движения в годы Великой Отечественной войны

Дата материала
Не указана
Место
Россия, Нижегородская область
Упомянутые люди
Бринский Антон
Хранитель
Boris

Партизанское движение в тылу у фашистских войск на временно оккупированной территории началось буквально с первых дней войны. Оно было составной частью вооружённой борьбы советского народа против фашистских захватчиков и явилось важным фактором в достижении победы над фашистской Германией и её союзниками. Партизанское движение имело высокую степень организации. В соответствии с Директивой СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 29.06.41 г. и постановлением ЦК ВКП(б) от 18.07.41 г. «Об организации борьбы в тылу германских войск», при Ставке Верховного Главнокомандования был организован Центральный штаб партизанского движения (ЦШПД) во главе с 1- м секретарем ЦК КП Белоруссии П.К.Пономаренко, а на периферии - областные и республиканские штабы партизанского движения и их представительства на фронтах (Украинский штаб партизанского движения, Ленинградский, Брянский и т.п.).

В этих документах давались указания о подготовке партийного подполья, об организации, комплектовании и вооружении партизанских отрядов, определялись задачи партизанского движения.

К концу 1941 года на оккупированной территории действовало свыше 2 тысяч партизанских отрядов, в составе которых сражались до 90 тысяч человек. Всего в годы войны в тылу врага насчитывалось более 6 тысяч партизанских отрядов, в которых сражалось с свыше 1 млн. 150 тысяч партизан.

Партизаны уничтожили, ранили и захватили в плен свыше миллиона фашистов и их пособников, уничтожили более 4 тысяч танков и бронемашин, 65 тысяч автомашин, 1100 самолётов, разрушили и повредили 1600 железнодорожных мостов, пустили под откос свыше 20 тысяч железнодорожных эшелонов.

Немецкий генерал Гудериан писал, что «партизанская война стала настоящим бичом, сильно влияющим на моральный дух фронтовых солдат».

Славные строки в историю Великой Отечественной войны вписали нижегородцы, сражавшиеся в рядах партизан. Среди горьковчан – Героев Советского союза известен полковник Антон Петрович Бринский. Бринский был командиром партизанского соединения. Оно действовало в Белоруссии и западных областях Украины, принимало участие в освобождении Чехословакии. Среди партизан Бринского было много горьковчан: Василий Земцов, Н.Ф. Соловьев, А.В. Грачева, П.М. Логинов, Н.С. Кокурина. Соединение Бринского совершило 5 тысяч диверсий, пустило под откос 800 эшелонов, взорвало около 100 мостов, более 500 автомашин, 73 танка, уничтожило тысячи фашистов.

В Минском подполье работал сормович Н.А. Шугаев. Он возглавлял одну из районных организаций подпольщиков, держал связь с партизанскими отрядами, участвовал в выпуске газеты «Звезда». В декабре 1942 года был арестован немцами и расстрелян. В подполье Бреста была наша землячка из Семенова Т.Н. Смирнова, успешно действовала в тылу врага работница Борского стекольного завода А.Ф. Нюхалова. Радисткой у партизан была учительница из Городца З.А. Проухина.

В годы войны прославилась экспериментальная батарея реактивной артиллерии капитана И.А. Флерова. Среди флеровцев было немало горьковчан. Это М.А. Макаров, А.П. Курганов, К.В. Неяглов, В.И. Осипов и другие.

Впервые в истории войн партизаны провели по единому замыслу ряд крупных операций по выводу из строя вражеских железнодорожных коммуникаций на большой территории, которые были тесно связаны по времени и объектам с действиями Красной Армии и снизили пропускную способность железных дорог на 35–40%.

Зимой 1942 – 1943 годов, когда Красная Армия громила гитлеровские войска на Волге, Кавказе, Среднем и Верхнем Дону, они обрушили свои удары на железные дороги, по которым враг подбрасывал к фронту резервы. В феврале 1943 года на участках Брянск – Карачев, Брянск – Гомель ими было подорвано несколько железнодорожных мостов, в том числе мост через Десну, по которому ежедневно проходило к фронту от 25 до 40 эшелонов и столько же поездов обратно – с разбитыми воинскими частями, техникой и награбленным имуществом.

В Белоруссии только с 1 ноября 1942 г. по 1 апреля 1943 г. было взорвано 65 железнодорожных мостов. Украинские партизаны подорвали железнодорожный мост через реку Тетерев на участке Киев – Коростень и несколько мостов в других районах. Под ударами партизан почти все время находились такие крупные железнодорожные узлы, как Смоленск. Орша, Брянск, Гомель, Сарны, Ковель, Шепетовка. Только с ноября 1942 г. по апрель 1943 г., в разгар контрнаступления под Сталинградом и общего наступления, они пустили под откос около 1500 вражеских эшелонов.

Сильные удары по коммуникациям противника были нанесены в ходе летне-осенней кампании. Это затрудняло врагу перегруппировки, подвоз резервов и боевой техники, что явилось огромной помощью Красной Армии.

Грандиозной по своим масштабам, по количеству участвовавших сил и достигнутым результатам была партизанская операция, вошедшая в историю под названием «Рельсовая война». Она планировалась Центральным штабом партизанского движения и готовилась долго и всесторонне. Главная цель операции заключалась в том, чтобы одновременным массовым подрывом рельсов парализовать перевозки гитлеровцев по железным дорогам. К этой операции привлекались партизаны Ленинградской, Калининской. Смоленской, Орловской областей. Белоруссии и частично Украины.

Операция «Рельсовая война» началась в ночь на 3 августа 1943 г. В первую же ночь было подорвано свыше 42 тыс. рельсов. Массовые подрывы продолжались в течение всего августа и первой половины сентября. Уже к концу августа из строя было выведено более 171 тыс. рельсов, что составляет 1 тыс. км одноколейного железнодорожного пути. К середине сентября количество подорванных рельсов достигло почти 215 тысяч. «Только за один месяц число взрывов увеличилось в тридцать раз», – сообщало в своем донесении 31 августа командование корпуса охранных войск группы армий «Центр».

19 сентября началась новая такая операция, получившая условное название «Концерт». На этот раз рельсовая война охватила и другие районы. В нее включились партизаны Карелии, Эстонии, Латвии, Литвы и Крыма. Последовали еще более сильные удары. Так, если в операции «Рельсовая война» приняли участие 170 партизанских бригад, отрядов и групп, насчитывавших около 100 тыс. человек, то в операции «Концерт» – уже 193 бригады и отряда численностью более 120 тыс. человек.

Удары по железным дорогам сочетались с нападением на отдельные гарнизоны и подразделения врага, с засадами на шоссейных и грунтовых дорогах, а также с нарушением речных перевозок гитлеровцев. В течение 1943 г. было подорвано около 11 тыс. вражеских поездов, выведено из строя и повреждено 6 тыс. паровозов, около 40 тыс. вагонов и платформ, уничтожено свыше 22 тыс. автомашин, разрушено или сожжено около 5500 мостов на шоссейных и грунтовых дорогах и более 900 железнодорожных мостов.

Мы с полным основанием можем считать, что в лице армии советских партизан фашистская Германия имела перед собой истинный второй фронт.

Партизанское движение и большевистское подполье в тылу врага носили подлинно широкий народно – патриотический характер. Они полностью отвечали тем требованиям, которые к ним были предъявлены в выступлении И.В. Сталина 3 июля 1941 г.: «В захваченных районах создавать невыносимые условия для врага и всех его пособников, преследовать и уничтожать их на каждом шагу, срывая все их мероприятия».

Фотография с сайта http://www.vrazvedka.com/

25 февраля 2013 в 9:22

Предыдущая публикация

Уникальные фуникулеры Нижнего Новгорода

Следующая публикация

Для всех, кто любит историю. О том, как "любят" ее на вступительных экзаменах в ВУЗ-4
Карта истории
Подписки

Для того чтобы подписаться необходимо Войти

Все подписчики (1)

Читайте также
Индустриализация промышленности в Нижегородской (Горьковской) области (1928-1937 гг.)
Советский агитационный плакат времен "пятилеток"К середине 1920-х гг. было завершено…

19 января 2015 в 10:52

Рождение Новогодней елки
Новогодняя елка. Москва. Красная площадь.Новый год — праздник, отмечаемый многими…

29 декабря 2014 в 11:11

Советская дипломатия накануне Второй мировой войны
Подписание пакта Молотова – Риббентропа. В первом ряду И. фон…

15 декабря 2014 в 19:52

Поделиться

Поделитесь этим материалом с друзьями в социальных сетях

Комментарии

Комментарии к этому материалу пока отсутствуют.


Для того, чтобы оставлять комментарии необходимо Войти