Хрустальная ночь

Дата материала
Не указана
Место
Не указано
Упомянутые люди
Не указаны
Хранитель
drebotyi
   Трагические события, которые происходили в ночь с 9 на 10 ноября 1938 г. в десятках городах Германии и Австрии получили в истории поэтическое название «Хрустальная ночь» (или «Ночь битых витрин»).   
   Издевательское наименование нацистами этого грандиозного акта вандализма  сводило последствия всееврейского погрома только к разбитым витринам и окнам еврейских магазинов, синагог, общественных еврейских центров. Да, утром 10 ноября  улицы Берлина и других городов Третьего рейха были покрыты «ковром» из витринных осколков, но нацисты умалчивали о том, что в эту же страшную ночь был убит 91 еврей, сотни ранены, искалечены, тысячи подверглись разного рода издевательствам и унижениям, арестованы и отправлены в концентрационные лагеря Заксенхаузен, Бухенвальд и Дахау. С 9 на 10 ноября 1938 г. были сожжены  и разгромлены 267 синагог, 7500 торговых и коммерческих предприятий, сотни домов, где жили евреи.
   В августе 1938 года немецкие власти объявили, что вид на жительство для иностранцев аннулируется, и он должен быть получен вновь. Это касалось и немецких евреев иностранного происхождения. Польша в конце октября заявила, что она не будет принимать евреев польского происхождения. Более 12 000 евреев польского происхождения были изгнаны из Германии 28 октября 1938 года по приказу Гитлера. Депортированные были увезены из своих домов, доставлены на железнодорожные станции и были отправлены на поездах к польской границе, где польские пограничники отправили их обратно через реку в Германию. Это тупиковая ситуация продолжалась в течение нескольких дней под проливным дождем, евреи вынуждены были пребывать без крова и пищи между границами.
   Поводом к началу еврейских погромов послужило убийство 7 ноября 1938 года в Париже 17-летним польским евреем Гершелем Гриншпаном советника германского посольства Эрнста фом Рата. Причиной выстрела Г. Гриншпана считается Збонщинское выдворение, в котором пострадали родители Гриншпана. Гитлер отправил в Париж своего личного врача Карла Брандта, но спасти Эрнста фом Рата не удалось, и 9 ноября в 17:30 он скончался.
   «Ну, если он умрёт…»- такими словами начинались тогда все разговоры среди евреев, которые не без оснований подозревали, что смерть Рата будет нацистам только на руку. И вот 9 ноября он умер. Несколько часов спустя нам позвонил один из друзей и взволнованным голосом сообщил, что моего дядю, богатого предпринимателя, только что забрало гестапо и , надо полагать, отправило в концлагерь… Несколько минут спустя мы услышали аналогичное известие… Утром  10 ноября одна новость обгоняла другую. На улицах Берлина разверся ад. Вооружённые топорами, колунами и дубинками штурмовики ночью 9 ноября разбили все витрины еврейских магазинов, которые благодаря особым обозначениям нетрудно было отличить от других витрин. В пустых оконных проёмах трепетали на ветру обрывки платьев. А уж мародёры на свой лад дополнили эту картину разрушения и насилия. Внутри магазинов валялись вывороченные ящики, разбросанное бельё, поломанная мебель, разбитый и растоптанный фарфор, смятые шляпы. Густые клубы дыма висели над Фазаненштрассе, где находилась синагога. Подойти туда поближе мы  не рискнули. Мы уже знали, что все синагоги «в стихийном порыве народного гнева», как говорили по радио, были подожжены и сгорели. Полиция и пожарные наблюдали за горящими зданиями, заботясь лишь о том, чтобы зеваки не подходили к пожарищу слишком близко» - Инга Дойчкрон вспоминает о событиях 9-10 ноября 1938 г. в Берлине.
   Погром был инсценирован нацистскими вожаками как стихийное выражение народного гнева, хотя любому непредвзятому наблюдателю было ясно, кто стоит за этими актами вандализма. Уже в наше время некоторые псевдоисторики, в том числе отрицатели Холокоста (так называемые «ревизионисты»), пустили в ход легенду о том, что «Хрустальную ночь» организовали якобы без ведома Гитлера. Это измышление решительно опроверг бывший имперский руководитель прессы Отто Дитрих в своей книге «12 лет с Гитлером».
   Очевидцу «Хрустальной ночи» в Кенигсберге еврею Михаэлю Вику, чудом  пережившему  Холокост, было в ноябре 1938 г. десять лет. В своей книге «Закат Кенигсберга. Свидетельство немецкого еврея», Михаэль Вик вспоминает о тех днях: «Однажды утром родители были очень взволнованы и озабочены. Они не пустили меня в школу и рассказали, что синагогу, а следовательно и нашу школу, разгромили и сожгли. Детей из находящегося поблизости сиротского приюта выгнали ночью в одних пижамах на улицу, а господина Вольгайма, заведующего приютом и младшего кантора, жестоко избили и чуть не бросили в Прегель, на набережной которого приют находился.  Множество евреев-мужчин было арестовано и отправлено в тюрьмы гестапо… Я был ошарашен и хотел непременно повидаться со своими школьными друзьями, но выйти из дому мне не позволили: в тот день имелись основания опасаться за своё здоровье, свободу и жизнь. Радио и газеты сообщили об убийстве в Париже: Гершель Грюншпан застрелил сотрудника немецкого посольства, желая отомстить за своих родителей, оказавшихся среди  17000 «не имеющих гражданства «евреев, которых 28 октября 1938 года выдворили в Польшу. Геринг и Геббельс немедленно воспользовались этим поводом, чтобы навсегда «очистить» немецкие города от синагог и еврейских магазинов. Еврейский погром, сразу же учинённый переодетыми в штатское эсесовцами и штурмовиками, был представлен стихийным выражением народного гнева, демонстрирующим миру «истинное» отношение немцев к своим еврейским согражданам. Хотя пострадала лишь еврейская собственность, выплата штрафа размером свыше миллиарда марок за нанесённый в «Хрустальную ночь» материальный ущерб была возложена на евреев… Когда мне разрешили выйти на улицу, ноги сразу же понесли меня к синагоге. Я стоял перед нею потрясённый, впервые видя разрушенное и сожжённое здание… Мне кажется, что многие в Германии и за рубежом только после разрушения синагог начали прозревать. Прежде всего те, кто до сих пор верил, что в такой культурной стране, как Германия, ничего ужасного не произойдёт. Горящие синагоги, казалось, кричали об опасности…»
   В мировой истории много тёмных кровавых пятен, которые оставляли за собой разбои, восстания, войны. Казалось бы, что главная цель истории - предотвращать ошибки прошлого, но в в наше время не стало меньше жестокости, во многих странах мира, процветает шовинизм, поднимает голову антисемитизм,  убивают людей другого цвета кожи, других религиозных убеждений.

20 мая 2014 в 22:59

Предыдущая публикация

Еще немного об Олимпиаде`14

Следующая публикация

«Герои земли Ковровской»
Подписки

Для того чтобы подписаться необходимо Войти

Все подписчики (0)

Поделиться

Поделитесь этим материалом с друзьями в социальных сетях

Комментарии

Комментарии к этому материалу пока отсутствуют.


Для того, чтобы оставлять комментарии необходимо Войти