Духовная жизнь советского общества в 1960—1980-е гг

Условия развития культуры в СССР в 1960-1980гг. Образование и гуманитарные исследования. Театр и киноискусство. Музыкальное эстрадное творчество

Дата материала
С 1960 по 1980
Место
Не указано
Упомянутые люди
Хрущев Никита СергеевичШукшин Василий МакаровичРастропович Мстислав Леопольдович
Хранитель
Aprelskaya

60-90-е годы 20 столетия – это время молодости наших бабушек и дедушек, детства наших родителей. Чем они жили, почему они жили именно так  - в каждой семье найдутся свои ответы, свои истории и рассказы, проясняющие жизнь советского общества того времени. Попробуем взглянуть на эту проблему объективно и обратимся к страницам истории.

В конце 60-х гг. отечественная художественная культура стала освобождаться от иллюзий построения коммунизма. Ее творцы, как и большая часть советского общества, все отчетливей осознавали лживость официальных лозунгов, а в слова Н. С. Хрущева о том, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме», сказанные на XXII съезде КПСС, вообще мало кто верил. «Болезненное двоемыслие» - так можно назвать психологическую атмосферу 60-80-х гг., когда люди, с одной стороны, произносили заученные политические лозунги, а с другой - в узком кругу, где-нибудь на кухне, ловили запрещенные и специально заглушаемые вражеские голоса в надежде получить правдивую информацию о политическом и экономическом состоянии страны. В 70 – 80-е годы была значительно укреплена материальная база культуры. Выросло число общеобразовательных школ и ПТУ, библиотек. В стране насчитывалось около 50 тыс. новых кинотеатров, более 1,5 тыс. различных музеев. Вступила в строй первая очередь Останкинского телевизионного центра. К олимпийским играм были построены новые спортивные сооружения во многих городах страны. Но следует отметить, что культура финансировалась по остаточному принципу, а само открытие школ, вузов, музеев, театров еще не означало автоматического роста культурности народа.

В 60 – 80-е годы обозначилось противостояние двух культур: культуры официальной и раскрепощенной. С конца 60-х годов поддерживаются те произведения, которые трактуют события предвоенных лет и военную историю в духе неосталинизма. Вместе с тем официально приветствуются произведения на производственную тему. С середины 70-х годов была введена система государственных заказов, прежде всего, в кинематографе. Заранее определялось, сколько должно быть поставлено фильмов на историко-революционную, военно-патриотическую, морально-бытовую темы. В художественной жизни возросло влияние цензурного пресса. Ограничивалось знакомство советских людей с новинками зарубежной художественной культуры. Но, несмотря на эти трудности, художественная культура советского народа была представлена именами многих талантливых писателей. Среди них были романист Г.Марков («Сибирь»), С.Залыгин («Соленая падь») и многие другие, которые посвятили свои произведения осмыслению событий революционных лет. Тема памяти звучит в произведениях Федорова, Чивилихина, Паустовского, Кетлинской. Тематика войны представлена Симоновым, Чаковским, Стаднюком, Васильевым, Баклановым. Идеологии неосталинизма противостоит «деревенская проза» Абрамова, Белова, Астафьева, Шукшина, Можаева и др. Особое место заняли произведения Бондарева, Айтматова, Распутина, Гранина. Лидером «бытовой» прозы стал Трифонов. На сценах театров ставились пьесы Арбузова, Вампилова, Шатрова. Настоящим явлением общественной жизни были спектакли Ленкома и Театра на Таганке в Москве. Пользовался успехом во всем мире советский балет, в котором блистала Г.Уланова. Стали известны кинофильмы «А зори здесь тихие» Ростоцкого, «Они сражались за Родину» Бондарчука, «Восхождение» Шипитько.

Многие деятели культуры, которые выражали свои сомнения и протесты, оказывались в заключении или за пределами СССР. В 1965 г. были осуждены режиссер Любимов, писатель Некрасов, поэт Бродский, виолончелист Растропович.

Музыкальная жизнь ярко отражала настроение того времени. Шостакович сумел отстоять идеалы человечности, милосердия, справедливости в жестких условиях тоталитаризма. Более молодые композиторы Петров, Слонимский, Эшпай, Пейко, Щедрин, раскрывали общечеловеческие представления о нравственности, счастье, красоте, правде и лжи, добре и зле. Такие композиторы как Шнитке, Денисов, Губайдуллина отразили «диссидентское» начало. Мощный пласт отечественной художественной культуры - молодёжные массовые музыкальные жанры. Происходит становление рок-музыки несмотря на противостояние партийно-комсомольской бюрократии, официальной прессы, деятелей культуры старшего поколения. В эпоху застойного общественного лицемерия и лживых лозунгов «развитого социализма» рок фактически взял на себя функцию молодежного протеста против мифических идолов большевизма. Советский рок стремился говорить о наболевших проблемах молодежи, о социальной несправедливости и всеобщей апатии, призывая к обновлению жизни («Кино» Цоя). С начала 80-х жёсткий стиль «хеви метал» («Круиз», «Ария», «Черный кофе», «Мастер» и др.) стал своеобразным «ответом» советской молодёжи на несправедливость жизни в «мире взрослых».

Этот период не совсем правомерно называть "периодом застоя",т.к. в этот период было создано много выдающихся произведений литературы и искусства, активно развивался театр, кино, спорт.Именно в это время начала развиваться правозащитная деятельность, в 1970 г был создан Комитет защиты прав человека, а в 1977 г принята новая Конституция.

В 1970-80е гг многие литераторы искали такие способы выражения своих мыслей, которые не выглядели прямым вызовом правящей элите. Отношения между властями и правящей элитой находились на грани конфликта, но редко перерастали в открытые противостояния - существовала атмосфера ограниченного компромисса. Духовная жизнь советского общества развивалась очень активно. А духовная оппозиция деятелей искусства сыграла большую роль в размывании идеологических основ советского строя. Несмотря на общую партийную цензуру, национальная литература сохранила и отразила специфику мировосприятия народов СССР, в том числе и реалий советской власти. Духовная жизнь общества в 1960-1980е гг. стала более насыщенной, чем когда-либо в советской истории.

2 июня 2014 в 14:15

Предыдущая публикация

"Время консерваторов". Противоречия общественно-политической жизни Нижегородской (Горьковской) области в 1965 - 1985 гг.
Подписки

Для того чтобы подписаться необходимо Войти

Все подписчики (0)

Читайте также
Леонид Иович Гайдай
Чтобы Гайдай засмеялся хоть когда-нибудь, этого не помнит никто, но…

2 июня 2014 в 14:59

Поделиться

Поделитесь этим материалом с друзьями в социальных сетях

Комментарии

Комментарии к этому материалу пока отсутствуют.


Для того, чтобы оставлять комментарии необходимо Войти