Самый лучший город на земле

" Не каждому дано так щедро жить - друзьям на память города дарить"

Дата материала
Точная дата - 10 августа 1930
Место
Россия, Республика Татарстан, городской округ Набережные Челны, Набережные Челны
Упомянутые люди
Не указаны
Хранитель
love95

У каждого человека есть такое место, откуда он рано или поздно уезжает, но спустя время все равно возвращается. И даже сквозь годы там все остается неизменным ,кроме него самого. Это его родина, его дом.


Мой дом – это Набережные Челны, город, которому нет равных на земле. Ни Москва, ни Санкт-Петербург ,ни даже Нижний Новгород не сравнятся с «челнинскими» широкими проспектами и самой историей этого города. Эти отличия я попробую сейчас показать.



Набережные Челны (Яр Чаллы) – второй город  республики Татарстан, город с богатым историческим прошлым. Сегодня в городе Набережные Челны проживают представители более 80 национальностей, организованы и действуют 17 национально-культурных общин. Их деятельность в первую очередь направлена на решение проблем возрождения и развития языка, культуры, традиций и обычаев своих народов. Набережные Челны город молодой - здесь более 100 тысяч детей, из них около 20 тысяч - студенты. Набережные Челны и прилегающий к нему парк-заповедник "Нижняя Кама", расположенный неподалеку от города Елабуга, являются одним из перспективных центров развития туризма.

 



Первые поселения, как показывают археологические раскопки, в этом крае основаны племенами срубной культуры еще в середине III тысячелетия до нашей эры, в эпоху бронзы.

Самые первые письменные упоминания относятся к  более позднему периоду. Свод булгарских летописей Бахши Имана "Джагфар Тарихы" 1680 года сообщает об основании города Яр Чаллы в 1172 году (том 1, стр. 317) по инициативе муллы Мирхаджи Наккара, отца поэта Мохаммеда Кул Гали (автора поэмы "Сказание о Иусуфе")  и о превращении его в XIV-XV веках в крупный булгарский город и центр Ярской ("Побережной") области ("стороны") Булгарского царства.


На картах итальянских купцов - братьев Франсиско и Доменико Пицигано 1367г. и Каталонского атласа 1375г. город Набережные Челны также отмечен как Жар (в казанском диалекте булгарского языка слово "Яр" произносится в форме "Жар").Поселение, основанное в 1626г. первоначально носило название Чалнинский починок. Позднее Береговые, Бережные и, наконец, Набережные Челны.

Еще историки XIX века отмечали часто встречавшееся в Уфимском  крае тюркское происхождение названий некоторых русских сел.   Эти названия вели свое начало либо от более древних тюркских (булгарских) поселений, бывших когда-то в этих местах. Либо эти названия возникали от названий речек, на берегах которых появлялись села и деревни. Многие сходятся на том, что слово «чал» по-булгарски означало камень, а старое тюркское слово «чаллы» означало огороженное каменной постройкой место – крепость.

По переписи 1647 года вокруг Челнинского починка сформировалась целая группа поселений (в т.ч. Бережная, Мыс, Орловка, Мироновка, Шильня и др.): 10 деревень и починков, вместе взятые, имели 296 дворов крестьянских и 55 бобылевских, в них проживало 683 крестьян и бобылей мужского пола. В 1650 году по приказу царя Алексея Михайловича на реке Чалне при впадении в реку Каму был построен казацкий укрепленный Чалнинский городок - для оберегания от приходов калмыцких и ногайских воинских людей.

Села и деревни, находившиеся на месте нынешнего города, располагались по берегам небольших речек - Челнинки, Мелекеса, Шильны. В долине Камы в прошлом располагались замечательные пойменные луга. К сожалению, уже в наше время почти все пойменные луга оказались затопленными в результате образования Нижнекамского водохранилища.

Богата была местность и озерами. На большинстве из них гнездилась промысловая дичь. Здесь же ловили рыбу. В настоящее время большинство озер либо попали в зону затопления Нижнекамского водохранилища, либо засыпаны  грунтом и застроены.



Огромное богатство составляли леса. Еще 4-5 столетий назад оба берега Камы были почти сплошь покрыты могучими лесами. Особенную ценность представляли сосновые леса - Большой и Малый Бор под Елабугой, а также т.н. "корабельные рощи", встречавшиеся по обоим берегам Камы. В этих рощах в течение XVII-XIX веков заготавливали мачтовую сосну, шедшую на строительство судов в Казани, Астрахани и в ряде других городов. Боровецкая корабельная роща находилась недалеко от с.Боровецкого и д.Малой Шильны. Разработкой леса и охраной его до 60-х гг. XIX века здесь занималось морское министерство. Именно этому обстоятельству мы обязаны тем, что корабельные рощи хотя бы частично сохранились до наших дней.


Население в 1847г. - 1726 человек. Основным населением Набережных Челнов были русские и татары. В селе были правильные ряды хлебных амбаров. Бережные Челны вели активную торговлю хлебом. Наивысший размах хлебная торговля приобрела в начале ХХ века. Около 80% хлеба из Челнов отправлялось в Рыбинск. Наиболее крупные обороты имели торговые дома "И.Г.Стахеев и сыновья", "Братья Халфины", В.Г.Стахеева "Наследники", "Бушмакин с сыновьями", Камско-Вятское торговое товарищество и др.

Выгодное географическое положение, сосредоточие в этих местах запасов хлеба и другого продовольствия привело к тому, что в гражданскую войну здесь проходили ожесточенные бои между частями Красной и Белой армии. В период военных действий с белочехами (1918г.), армией адмирала Колчака (1919 г.) завоевания советской власти отстаивали бойцы и командиры Восточного фронта, Волжско-Камская военная флотилия, партизанский отряд московских рабочих во главе с уполномоченным  ВЦИК И.С. Кожевниковым; прославленные  полководцы  В.И.Чапаев, М.Н.Тухачевский, В.И.Чуйков, В.М.Азин, Ф.Ф.Раскольников, испытанные большевики  С.И.Гусев, П.К.Штернберг, Н.Г.Маркин, Л.М.Рейснер, матрос-писатель В.М.Вишневский.

С 1921-1930 гг. Набережные Челны были кантонным и одновременно волостным центром. Затем кантон был преобразован в Челнинский район.

Постановлением ВЦИК СССР от 10.08.1930 г. селу Набережные Челны присвоен статус города. Жителей тогда насчитывалось 9 300 человек.

Из промышленных предприятий были 31 мельница, различные артели, лесозавод "Республиканец", действовали артели "Победа", "Красная заря", "Металлист".

 


Мемориальный комплекс "Родина - мать", состоящая из трёх частей: вечного огня, скульптуры Родины-матери и траурной стены, содержащей имена и фамилии (всего 6805 человек) жителей Набережных Челнов не вернувшихся с фронта

В годы Великой Отечественной войны Челнинский район находился в тылу страны. Около 14 тысяч челнинцев ушли на фронт, из них 8,5 тысяч не вернулись обратно. В первые годы войны в город было эвакуировано 8 детских дома, 4 из них остались в городе, 4 распределили по району. На базе Тарловского санатория развернут эвакогоспиталь №4089. Из Вышнего Волочка эвакуирован ткацкий комбинат. За годы Великой Отечественой войны 12 наших земляков были удостоены звания "Герой Советского Союза", а один человек стал полным кавалером Ордена Славы. Более 2800 человек были награждены орденами и медалями СССР.

В начале 1960-х гг. в городе началось строительство завода ячеистого бетона, Нижнекамской ГЭС, кирпичного завода. В 1964 году на базе 3 строительно-монтажных управлений создано управление строительства "Камгэсэнергострой".

Население к 1969 году составило 35,5 тысяч человек. Район оставался сельскохозяйственным.

14 июля 1969г. в Набережные Челны  приезжает госкомиссия для утверждения окончательного варианта строительной площадки под КамАЗ.

В это же время у старой Мензелинской дороги был заложен бетонный прямоугольник с надписью "Здесь будет построен Камский автомобильный батыр".


13 декабря 1969 года  Набережные Челны проснулись знаменитыми. В этот день экскаваторщик Михаил Носков подцепил ковшом своего экскаватора и ссыпал в кузов самосвала груду мерзлой земли. С этой груды началось строительство КамАЗа.

 

Со строительством КамАЗа  Постановлением СМ СССР от 9 июня 1970 года "О мерах по строительству города Набережные Челны"  началось и строительство нового города на берегу реки Кама.

Первенец КамАЗа - РИЗ - вступил в строй в 1973 году.


16 февраля 1976 год заработала первая нитка главного конвейера автомобильного завода в пуско-наладочном режиме. Был сдан КамАЗ 0000001 модель 5320 “седельный тягач”.

8 августа 1978 год - с главного конвейера сошел 50-тысячный автомобиль

В конце февраля 1974 г. был поднят и закреплен последний 50-тонный блок автомобильного завода



И до сих пор во всем мире «КАМАЗ» ассоциируется с городом на Каме.

10 августа 2014 в 16:29

Предыдущая публикация

1905 год в России: конфликт власти и общества

Следующая публикация

Феномен партии-государства 1920-х гг. в СССР
Карта истории
Подписки

Для того чтобы подписаться необходимо Войти

Все подписчики (0)

Читайте также
Её звали Саманта
Часто бывает, что почти каждый день происходят разные события, которые…

26 мая 2014 в 11:08

Весна по - украински
Понедельник, 19 мая. Спеша на пары, как всегда успеваю купить…

21 мая 2014 в 0:03

Еще немного об Олимпиаде`14
За последние семь лет такие слова как « олимпиада», «…

20 мая 2014 в 22:19

Поделиться

Поделитесь этим материалом с друзьями в социальных сетях

Комментарии

Комментарии к этому материалу пока отсутствуют.


Для того, чтобы оставлять комментарии необходимо Войти