МОУ Новопокровская СОШ
Ветлужского района Нижегородской области
Областной конкурс декоративно-прикладного творчества
«От истоков до наших дней»
Номинация «Стилизация»
Творческий проект
ПОЯС -
оберег
Автор: Матвеева Анастасия Сергеевна,
7 класс,
Помощники: Козак Карина Евгеньевна 7 класс,
Щепина Анастасия Сергеевна 7 класс
Руководитель Шильникова Елена Валентиновна
заместитель директора МОУ Новопокровская СОШ
Телефон 89087449713
e-mail: elenaval2@rambler.ru
С. Новопокровское
2014г
Содержание
История ручного ткачества………………………………………………………3
Обоснование проблемы………………………………………………………......6
Цели и задачи……………………………………………………………………..6
Поисковый этап……………………………………………………………….….6
Возможные варианты………………………………………………………….....7
Выбор техники плетения……………………………………………………...….8
Описание внешнего вида……………………………………………………..…11
Материалы для изготовления изделия………………………………………....11
Инструменты и оборудование…………………………………………………..11
Техника безопасности…………………………………………………………...11
Технологическая последовательность………………………………………….12
Краткая формулировка задач…………………………………………………...14
Экономическая оценка………………………………………………………….14
Вывод……………………………………………………………………………..14
Источники информации…………………………………………………………15
1. История ручного ткачества.
При всём богатстве и разнообразии декоративно-прикладного искусства народов России нет ни одного исторического или краеведческого музея, где не были бы представлены образцы народного узорного ткачества. Искусству узорного ткачества обучали с детства, навыки передавали из поколения в поколение. Сейчас оно в большинстве своём забыто из-за отсутствия опытных мастериц.
В Новопокровском школьном музее
Пояса являются основными изделиями ручного ткачества. Пояс был обязательной принадлежностью мужского и женского костюма и на протяжении столетий играл важную смысловую роль: охранял уязвимую часть тела – живот, детородные органы от вражеского меча, злых духов и сглаза. И посему отношение к нему было особое: очень трепетное и серьёзное. Не случайно у наших предков существовал обычай: взяв в плен врага, в первую очередь, снять с него пояс, а уж потом – оружие, что означало – обесчестить его, превратить из вольного человека в раба. Обычай этот сохранился до сих пор в армии, когда нарушившего устав военнослужащего отправляют на гауптвахту. Из глубины веков дошло до нас и выражение: «он совсем распоясался» - что значит: ведёт себя не достойно. Существовало поверье, что в человека, снявшего пояс, может вселиться злой дух сатаны, поэтому православный люд ходил не распоясанным, даже дома, а женщины не снимали пояса и ночью. Особая роль отводилась широкому поясу в свадебном обряде. На нём ткался орнамент подола рубахи, станухи, выполняющий роль талисмана.
Большими браными поясами украшались в избах божницы, в церквях - иконостасы. Родившегося ребёнка свивали широким поясом-свивальником, а после крещения крёстные дарили своему крестнику крест, рубашку и пояс, который являлся обережным, носился на протяжении всей жизни. Вязанные, тканые, плетёные пояса являются достойным украшением и современного костюма.
2. Обоснование возникшей проблемы.
Я давно интересуюсь культурой русского народа, его традициями, народными промыслами. Бывая в гостях у бабушки, я видела у неё несколько интересных вещей: лоскутное одеяло, пояса и рушник. Меня очень заинтересовала техника выполнения поясов. Бабушка мне рассказала, что эти пояса остались от её мамы, которая сделала их своими руками. Сходив в школьный музей, я узнала об искусстве узорного ткачества. Именно в этой технике были выполнены пояса. И я захотела сама сделать такой же пояс.
Цель: Выткать пояс-оберег в стиле русских народных традиций
Задачи:
1. Изучить значение пояса-оберега в традициях русского народа.
2. Изучить русские традиционные способы ткачества.
3. Выбрать наиболее интересный способ ткачества.
4. Разработать технологическую карту изготовления пояса-оберега.
5. Выполнить работу по технологической карте.
3. Поисковый этап.
Пояса являются основными изделиями ручного ткачества. Я захотела сделать такие пояса, которые бы актуально вписывались в быт современной молодёжи, поэтому решила изготовить ремень для летних брюк.
5.Выбор техники плетения.
Я решила выбрать технику плетения № 2 ткачество на бердышке, так как она очень интересная, наиболее подходит для изготовления задуманных мной изделий.
В нашем школьном музее есть ткацкий стан, в состав которого входит бердо. На стане можно ткать пояс, но проще его соткать на бердышке, на отдельной детали стана (бердышко уменьшительно ласкательно от слова бердо). Ткацкий стан находится в рабочем состоянии, мы собрали его из отдельных деталей. Бусыгина Таисия Васильевна показала нам весь процесс подготовки стана к работе от снования до получения полотна.
Таисия Васильевна рассказала нам о бердышке, на котором в старину ткала пояса. Она рассказала о том, как выглядит бердышко. Делали его раньше из дерева. Работа ручная, каждое бердышко имело свои особенности.
Нас заинтересовал процесс ткачества на бердышке, мы попросили нашего одноклассника Комарова Василия сделать бердышко в школьной мастерской.
Первое бердышко получилось у Васи не очень красивым и не очень прочным. Оно сломалось.
Второе бердышко было намного лучше. Мы решили для Васи в знак благодарность соткать пояс.
6.Описание внешнего вида.
Ремни для брюк: выполнены в яркой цветовой гамме из полушерстяной пряжи с добавлением уточной нити, пряжка металлическая, край пояса - кисть. Техника плетения – ткачество на бердышке. Мы выполнили семь ремней
7. Материалы для изготовления изделия
1. Оргстекло для изготовления бердышка,
2. Полушерстяные нитки для вязания разных цветов.
8. Инструменты и оборудование.
1. Ножницы.
2. Метр.
3. Карандаш.
4. Бердышко .
9. Техника безопасности.
1. Правила техники безопасности при работе с ножницами.
· Ножницы передавать кольцами вперёд, держа за сомкнутые лезвия.
· Ножницы должны храниться в специальном чехле.
· Не класть ножницы на край стола.
· Лезвия ножниц должны быть сомкнуты.
10. Технологическая карта.
1. Сделать бердышко по описанию: на бердышке должно быть 12 прорезей и 11 круглых отверстий.
2. Подготовить нити для задуманного узора
3. Нити основы поочередно продеть в отверстия: одна нить в прорезь, другая в круглое отверстие и так далее.
4. С одной стороны все нити закрепить.
5. С другой стороны все нити закрепить.
6. Натянуть нити.
7. Между верхними и нижними нитями проложить тонкую полоску картона для фиксации первой поперечной нити и ввести ее.
8. Бердышко опускаем вниз рукой. Все нити, продетые в прорези, поднимаются вверх, а в круглых отверстиях остаются внизу.
9. Снова вводим уточную нить и прибиваем к краю вытканного полотна.
10. Процесс повторять до конца пояса.
11. Вытканное изделие оформляется кисточками или пряжкой.
11. Краткая формулировка заданий.
Срок выполнения. |
Этапы выполнения. |
Результаты работ. |
23.10. – 3.11. |
1 – поисковый. |
Выбрана тема проекта. |
5.11. – 12.11. |
2 – конструкторский. |
Оформлена конструкторско-техническая документация. |
13.11 – 27.11. |
3 – технологический. |
Готовые изделия. |
30.11.- 5.12. |
4 – заключительный этап. |
Защита проекта и реализация изделия. |
12. Экономическая оценка.
Себестоимость изделий.
Небольшие клубочки пряжи разного цвета у меня есть. Пряжка для ремня у меня есть. Специально для изготовления поясов было сделано бердышко в школьной мастерской бесплатно. У нас получились красивые, яркие бесплатные пояса для летних брюк.
Экологическая оценка.
Изделия выполнены из экологически чистых материалов и не наносят вред человеку и окружающей среде.
13. Вывод.
Работая над данным проектом, я получила огромное удовольствие. Думаю, моя прабабушка гордилась бы мною. В дальнейшем я хотела бы освоить другие техники плетения поясов. В настоящее время мало кто интересуется русскими народными промыслами. Я хочу, чтобы современная молодёжь занималась возрождением русской культуры. Своей работой я доказала, что и в современном быту возможно использование ручного ткачества. Наше изделие – яркий пояс очень понравилось ученицам десятого класса, они захотели его купить. Мы решили подарить девушкам пояса и научить их процессу ткачества на бердышке.
14. Источники информации
1. Серебрякова Т.С. Ткацкий стан. С. Новопокровское 2005г.
2. Архив Новопокровского школьного музея: воспоминания Бусыгиной Т.В. 1933 г.р., Шильниковой С.И. 1930г.р., Поповой В.И., 1930г.р., Горевой С.А., 1914г.р, Соболевой Н.А.1940г.р., Чистяковой А.Н. 1932 г.р.
3. Устные воспоминания Черноперовой Т.Д. 1931 г.р.
13 ноября 2014 в 11:13
Предыдущая публикация Новопокровская прялка
|
Следующая публикация Деревня Пузыри
|
Для того чтобы подписаться необходимо Войти
Все подписчики (0)
20 ноября 2014 в 12:14
19 ноября 2014 в 11:10
19 ноября 2014 в 9:26
Поделитесь этим материалом с друзьями в социальных сетях
Для того, чтобы оставлять комментарии необходимо Войти
Комментарии к этому материалу пока отсутствуют.