Пояс оберег

Дата материала
Не указана
Место
Не указано
Упомянутые люди
Не указаны
Хранитель
elenaval

МОУ Новопокровская СОШ

 Ветлужского района Нижегородской области

 

 

 

 

 

 

Областной конкурс декоративно-прикладного творчества

«От истоков до наших дней»

 

Номинация «Стилизация»

 

 

 

Творческий проект

 


ПОЯС - оберег

 

 

 

Автор: Матвеева Анастасия Сергеевна,

7 класс,

Помощники: Козак Карина Евгеньевна 7 класс,

Щепина Анастасия Сергеевна 7 класс

Руководитель Шильникова Елена Валентиновна

заместитель директора МОУ Новопокровская СОШ

Телефон 89087449713

e-mail: elenaval2@rambler.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С. Новопокровское

2014г

     

     Содержание   

               

История ручного ткачества………………………………………………………3

Обоснование проблемы………………………………………………………......6

Цели и задачи……………………………………………………………………..6

Поисковый этап……………………………………………………………….….6

Возможные варианты………………………………………………………….....7

Выбор техники плетения……………………………………………………...….8

Описание внешнего вида……………………………………………………..…11

Материалы для изготовления изделия………………………………………....11

Инструменты и оборудование…………………………………………………..11

Техника безопасности…………………………………………………………...11

Технологическая последовательность………………………………………….12

Краткая формулировка задач…………………………………………………...14

Экономическая оценка………………………………………………………….14

Вывод……………………………………………………………………………..14

Источники информации…………………………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. История ручного ткачества.

 

       При всём богатстве и разнообразии декоративно-прикладного искусства народов России нет ни одного исторического или краеведческого музея, где не были бы представлены образцы народного узорного ткачества. Искусству узорного ткачества обучали с детства, навыки передавали из поколения в поколение. Сейчас оно в большинстве своём забыто из-за отсутствия опытных мастериц.

 

В Новопокровском школьном музее

 

       Пояса являются основными изделиями ручного ткачества. Пояс был обязательной принадлежностью мужского и женского костюма и на протяжении столетий играл важную смысловую роль: охранял уязвимую часть тела – живот, детородные органы от вражеского меча, злых духов и сглаза. И посему отношение к нему было особое: очень трепетное и серьёзное. Не случайно у наших предков существовал обычай: взяв в плен врага, в первую очередь, снять с него пояс, а уж потом – оружие, что означало – обесчестить его, превратить из вольного человека в раба. Обычай этот сохранился до сих пор в армии, когда нарушившего устав военнослужащего отправляют на гауптвахту. Из глубины веков дошло до нас и выражение: «он совсем распоясался» - что значит: ведёт себя не достойно. Существовало поверье, что в человека, снявшего пояс, может вселиться злой дух сатаны, поэтому православный люд ходил не распоясанным, даже дома, а женщины не снимали пояса и ночью. Особая роль отводилась широкому поясу в свадебном обряде. На нём ткался орнамент подола рубахи, станухи, выполняющий роль талисмана.

 

Большими браными поясами украшались в избах божницы, в церквях - иконостасы. Родившегося ребёнка свивали широким поясом-свивальником, а после крещения крёстные дарили своему крестнику крест, рубашку и пояс, который являлся обережным, носился на протяжении всей жизни. Вязанные, тканые, плетёные пояса являются достойным украшением и современного костюма.      

          

                    

2. Обоснование возникшей проблемы.

 

Я давно интересуюсь культурой русского народа, его традициями, народными промыслами. Бывая в гостях у бабушки, я видела у неё несколько интересных вещей: лоскутное одеяло, пояса и рушник. Меня очень заинтересовала техника выполнения поясов. Бабушка мне рассказала, что эти пояса остались от её мамы, которая сделала их своими руками. Сходив в  школьный музей, я узнала об искусстве узорного ткачества. Именно в этой технике были выполнены пояса. И я захотела сама сделать такой же пояс.

 

Цель: Выткать пояс-оберег в стиле русских народных традиций

 

Задачи:

1.    Изучить значение пояса-оберега в традициях русского народа.

2.    Изучить русские традиционные способы ткачества.

3.    Выбрать наиболее интересный способ ткачества.

4.    Разработать технологическую карту изготовления пояса-оберега.

5.    Выполнить работу по технологической карте.

3. Поисковый этап.

 

Пояса являются основными изделиями ручного ткачества. Я захотела сделать такие пояса, которые бы актуально вписывались в быт современной молодёжи, поэтому решила изготовить ремень для летних брюк.

5.Выбор техники плетения.

Я решила выбрать технику плетения № 2 ткачество на бердышке, так как  она очень интересная, наиболее подходит для изготовления задуманных мной изделий.

В нашем школьном музее есть ткацкий стан, в состав которого входит бердо. На стане можно ткать пояс, но проще его соткать на бердышке, на отдельной детали стана (бердышко уменьшительно ласкательно от слова бердо). Ткацкий стан находится в рабочем состоянии, мы собрали его из отдельных деталей. Бусыгина Таисия Васильевна показала нам весь процесс подготовки стана к работе от снования до получения полотна.

 

Таисия Васильевна рассказала нам о бердышке, на котором в старину ткала пояса. Она рассказала о том, как выглядит бердышко. Делали его раньше из дерева. Работа ручная, каждое бердышко имело свои особенности.

Нас заинтересовал процесс ткачества на бердышке, мы попросили  нашего одноклассника Комарова Василия сделать бердышко в школьной мастерской.

Первое бердышко получилось у Васи не очень красивым и не очень прочным. Оно сломалось.

Второе бердышко было намного лучше. Мы решили для Васи в знак благодарность соткать пояс.

 

 6.Описание внешнего вида.

 

Ремни  для брюк: выполнены в яркой цветовой гамме из полушерстяной пряжи с добавлением уточной нити, пряжка металлическая, край пояса - кисть. Техника плетения – ткачество на бердышке. Мы выполнили семь ремней

 

7. Материалы для изготовления изделия

 

1.     Оргстекло для изготовления бердышка,

2.     Полушерстяные нитки для вязания разных цветов.

 

8. Инструменты и оборудование.

1.     Ножницы.

2.     Метр.

3.     Карандаш.

4.     Бердышко .

    

                

9. Техника безопасности.

 

1.     Правила техники безопасности при работе с ножницами.

·        Ножницы передавать кольцами вперёд, держа за сомкнутые лезвия.

·        Ножницы должны храниться в специальном чехле.

·        Не класть  ножницы на край стола.

·        Лезвия ножниц должны быть сомкнуты.

 

 

 

10. Технологическая карта.

1.     Сделать бердышко по описанию: на бердышке должно быть 12 прорезей и 11 круглых отверстий.

2.     Подготовить нити для задуманного узора

 

 

3.     Нити основы поочередно продеть в отверстия: одна нить в прорезь, другая в круглое отверстие и так далее.

4.     С одной стороны все нити закрепить.

5.     С  другой стороны все нити закрепить.

6.     Натянуть нити.

7.     Между верхними и нижними нитями проложить тонкую полоску картона для фиксации первой поперечной нити и ввести ее.

8.     Бердышко опускаем вниз рукой. Все нити, продетые в прорези, поднимаются вверх, а в круглых отверстиях остаются внизу.

9.     Снова вводим уточную нить и прибиваем к краю вытканного полотна.

10.                       Процесс повторять до конца пояса.

11.                       Вытканное изделие оформляется кисточками или пряжкой.

 

 

11. Краткая формулировка заданий.

 

Срок выполнения.

Этапы выполнения.

Результаты работ.

23.10. – 3.11.

1 – поисковый.

Выбрана тема проекта.

5.11. – 12.11.

2 – конструкторский.

Оформлена конструкторско-техническая документация.

13.11 – 27.11.

3 – технологический.

Готовые изделия.

30.11.- 5.12.

4 – заключительный этап.

Защита проекта и реализация изделия.

 

 

12. Экономическая оценка.

 

                     Себестоимость изделий.

Небольшие клубочки пряжи разного цвета у меня есть. Пряжка для ремня  у меня есть. Специально для изготовления поясов было сделано бердышко в школьной мастерской бесплатно. У нас получились красивые, яркие бесплатные  пояса для летних брюк.

                       Экологическая оценка.

Изделия выполнены из экологически чистых материалов и не наносят вред человеку и окружающей среде.

                         

13. Вывод.

 

Работая над данным проектом, я получила огромное удовольствие. Думаю, моя прабабушка гордилась бы мною. В дальнейшем я хотела бы освоить другие техники плетения поясов. В настоящее время мало кто интересуется русскими народными промыслами. Я хочу, чтобы современная молодёжь занималась возрождением русской культуры. Своей работой я доказала, что и в современном быту возможно использование ручного ткачества.  Наше изделие – яркий пояс очень понравилось ученицам десятого класса, они захотели его купить. Мы решили подарить девушкам пояса и научить их процессу ткачества на бердышке.   

 

14. Источники информации

1. Серебрякова Т.С. Ткацкий стан. С. Новопокровское 2005г.

2. Архив Новопокровского школьного музея: воспоминания Бусыгиной Т.В. 1933 г.р., Шильниковой С.И. 1930г.р., Поповой В.И., 1930г.р., Горевой С.А., 1914г.р, Соболевой Н.А.1940г.р., Чистяковой А.Н. 1932 г.р.

3. Устные воспоминания Черноперовой Т.Д. 1931 г.р.




13 ноября 2014 в 11:13

Предыдущая публикация

Новопокровская прялка

Следующая публикация

Деревня Пузыри
Подписки

Для того чтобы подписаться необходимо Войти

Все подписчики (0)

Читайте также
Экскурсия в Новопокровском школьном музее
Шильникова Елена Валентиновна зам директора по ВР МОУ Новопокровская СОШ,…

20 ноября 2014 в 12:14

Сценарий урока мужества "Знамя Победы"
Заместитель директора МОУ Новопокровская СОШ   Ветлужского района, руководитель Новопокровского…

19 ноября 2014 в 11:10

Проект От фольклора к православию
ОТ ФОЛЬКЛОРА К ПРАВОСЛАВИЮ. Шильникова Елена Валентиновна, заместитель директора МОУ…

19 ноября 2014 в 9:26

Поделиться

Поделитесь этим материалом с друзьями в социальных сетях

Комментарии

Комментарии к этому материалу пока отсутствуют.


Для того, чтобы оставлять комментарии необходимо Войти