Программа Моя малая Родина

Дата материала
Не указана
Место
Не указано
Упомянутые люди
Не указаны
Хранится в альбомах
Новопокровский школьный музей.
Хранитель
elenaval

Управление образования Администрации Ветлужского района

Муниципальное образовательное учреждение

 Новопокровская средняя общеобразовательная школа

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

 

творческого объединения  младших школьников

 

«Моя малая Родина»

 

Автор: Шильникова Елена Валентиновна

заместитель директора по воспитательной работе,

МОУ Новопокровская средняя

 общеобразовательная школа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с.Новопокровское

2010г

 

 

 

Содержание

 

 

1.                 Введение…………………………………………………….3

2.                 Пояснительная записка……………………………………..5

3.                 Цели и задачи программы………………………………….6

4.                 Условия реализации программы…………………………..8

5.                 Ожидаемые результаты…………………………………….9

6.                 Учебно-тематический план………………………………..11

7.                 Содержание программы……………………………………15

8.                 Методическое обеспечение………………………………..21

9.                 Список необходимого оборудования……………………..27

10.            Список литературы ………….…………………………….28

11.            Методическая копилка.

12.            Контрольно-измерительный материал.

13.            Методические рекомендации по организации и проведению занятий.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новопокровское! Моя Россия, Русь!

Мне Родины другой совсем не надо!

Я здесь училась, здесь живу и здесь учусь,

Улыбке мамы, солнцу здесь я рада!

Россия, ты у каждого своя,

То место малой Родиной зовется,

А вот Российская Держава есть одна,

От этих слов с волненьем сердце бьется!

Шильникова Е.В.

Введение

« Краеведение – это радость подробного узнавания  жизни, прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие «Отечество»» В. Песков.

Малая Родина ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного села, его исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории сельской администрации и, конечно, это люди, гордость и слава родного села.

Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к семье,  родному селу, краю, Отечеству. Творческое объединение младших школьников  «Моя малая Родина»  помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; изучение истории села  через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек,  других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа родителей и детей в деле охраны и восстановления природы; села, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье), формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

В муниципальном образовательном учреждении Новопокровская средняя общеобразовательная школа   создана и функционирует с 2004 года  воспитательная система «Растим патриотов», работает творческое объединение «Юный краевед» по авторской программе «Родники народные» для учащихся среднего и старшего  звена. В школе есть замечательный краеведческий музей, прошедший паспортизацию и перепаспортизацию.  Проводя экскурсии для младших школьников в школьном музее, я как руководитель школьного музея, вижу неподдельный интерес ребят к истории своего села, своей малой родины. В то же время отдельные экскурсии не дают полного представления детям по истории родного села. А ведь именно в этом возрасте детей в большей степени интересует история ближнего окружения. Конечно, на экскурсиях в школьный и сельский музеи дети узнают отдельные страницы из истории села, из жизни односельчан. Но четкой системы знаний по местному краеведению при этом не возникает. Именно поэтому необходима программа для младших школьников «Моя малая Родина». Творческое объединение для младших школьников необходимо для формирования преемственности патриотического воспитания младшего и среднего возраста, для заполнения пробела воспитательной системы школы «Растим патриотов» в начальном звене.

Название программы «Моя малая Родина» поясняет специфику программы по сельскому краеведению. Данная программа может быть использована в любой сельской школе при условии наполнения ее своим содержанием.

 

 

 

 

ЦЕЛЬ:

 Воспитание детей гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции, обычаи своей родной земли, школы.

Задачи:

Образовательные:

1.     Включение учащихся в практическую исследовательскую деятельность.

2.     Развитие мотивации  к сбору краеведческого материала.

3.     Изучение истории и природы своего родного села.

Воспитательные:

1.     Формирование потребности в саморазвитии.

2.     Формирование активной жизненной позиции.

3.     Развитие культуры общения.

4.     Воспитание любви к своей малой Родине;

Развивающие:

1.  Развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.

2.  Развитие вкуса к родному слову.

 

         Данная программа рассчитана на учащихся начальной школы (1 класс-1 год, 2 класс-2 год, 3 класс-3 год, 4 класс-4 год) в рамках работы кружка «Моя малая Родина».

         В первый год обучения первоклассники познают свой детский мир внутри своей семьи, изучают семейный и детский фольклор: колыбельные песни, потешки, прибаутки, обереги, сказки которые слышали от своих родителей, бабушек и дедушек. Поскольку, ребята еще не умеют читать, в основном это занятия по развитию речи. Ребята знают множество элементов фольклора, знакомятся с фольклорными наработками своих одноклассников. При подготовке к занятиям большую роль играют родители.  

Во второй год ребята изучают историю своей семьи, семейные традиции, семейные реликвии. Важно начать процесс патриотического воспитания с семьи. Не секрет, что чем старше становятся дети, тем больше они отдаляются от семьи, тем больше их притягивает улица. Необходимо не пропустить момент, когда дети еще готовы обращаться за помощью к своим близким людям, родителям, бабушкам и дедушкам. Взрослые члены семьи всегда готовы прийти на помощь малышам. Происходит укрепление семейных отношений, укрепляется связь поколений, бабушки и дедушки чувствуют свою необходимость. Растет уровень нравственности в семье. Появляется чувство общей гордости за членов своего рода. Родители, бабушки и дедушки – активные  участники всех итоговых мероприятий, помощники педагога.

         В третий  год обучения ребята учатся собирать материал у односельчан, ведут поисковую, исследовательскую работу, участвуют в экспедиции по историю родного края, изучают материалы сельского музея. Проводят экскурсии в школьном музее, используя готовые  методические материалы.  Учатся работать в коллективе, демонстрируют свои исследования перед учащимися и  родителями. Представляют групповые творческие работы на научно-практическую конференцию учащихся Ветлужского района. Чувствуют важность своей работы. Начинают по-другому видеть окружающий мир. Становятся внимательными и любознательными.

          Четвертый  год обучения по программе «Моя малая Родина» мы посвящаем изучению истории Проновской сельской администрации. В школьном музее старшеклассники построили макет с указателями всех ранее существовавших деревень. Их было более ста, сегодня осталось три. Это история жизни наших предков. В каждой деревне существовали свои ремесла. Все это нужно собрать и сохранить для будущих поколений новопокровцев. Здесь ведется регулярное пополнение экспозиции «Крестьянский быт». Каждый кружковец находит свою «изюминку», то, чего до него в экспозиции не было.

         Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрации. Основу теоретической части курса составляют материалы, подробное изложение которых представлено в методической копилке.

         Наиболее удачная форма организации труда – активная работа ребят, индивидуальные задания, организация выставок и конкурсов, привлечение родителей, бабушек и дедушек учащихся.

 

 

Условия для реализации программы

 

         Для успешной реализации данной программы необходимо соблюдать ряд условий:

1.     Проведение всех занятий вне класса: в школьном музее, в сельском музее, в библиотеке, в СДК, в гостях у односельчан, на экскурсии в природу.

2.     В зале музея должны быть оборудованы рабочие места для учащихся и педагога.

3.     Привлечение к работе старшего поколения (бабушек и дедушек).

4.     На рабочем столе учителя должны быть методические пособия, дидактические материал

 

 

 

 

Ожидаемые результаты

         Дети, освоив программу, знают историю своей семьи, своей школы, своего села, земляков, прославивших родную землю, ремесла своего родного края, населенные пункты, существовавшие когда-либо на территории сельской администрации.

         К концу 1 года обучения обучающиеся должны

Знать:

1.     Иметь представление о роли  семьи в жизни человека.

2.     Элементы семейного фольклора.

Уметь

1.     Рассказывать о себе, о своей семье.

2.     Рассказывать бабушкины сказки, потешки, считалки, петь колыбельные песенки.

К концу 2 года обучения обучающиеся должны

Знать:

1.Историю своей семьи,

2. Традиции своей семьи,

3. Реликвии своей семьи,

4. Роль семьи в истории села.

Уметь:

1.  Собирать краеведческую информацию у членов своей семьи,

2.  Делиться собранной информацией с друзьями,

3.  Обобщать собранный материал.

К концу 3 года обучения обучающиеся должны

Знать:

1.     Историю своего села.

2.     Вклад односельчан в историю страны.

Уметь:

1.     Вести полевые тетради,

2.     Составлять паспорта информаторов,

3.     Использовать миниопросники.

4.     Найти свое село на карте-схеме Ветлужского района.

К концу 4 года обучения обучающиеся должны

Знать:

1.     Историю своей семьи.

2.     Историю малой родины.

3.     Понимать единство и  взаимосвязь истории своей семьи и малой родины.

Уметь:

1.     Соблюдать народные обычаи  родного края.

2.     Хранить и преумножать традиции своей семьи.

3.     Проявлять любовь к своей малой родине в практических делах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план.

1 год обучения.

«Я и моя семья».

№ п/п

Наименование разделов

и тем.

Общее количество учебных часов

В том числе

ознакомительных

практических

1

Вводное занятие.

2

1

1

2

Я и моя семья.

10

1

9

3

Народный фольклор в семейном воспитании.

20

4

26

4

Итоговое занятие.

2

-

2

5

ИТОГО

34

6

28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план.

2 год обучения.

«Семейное краеведение».

№ п/п

Наименование разделов

и тем.

Общее количество учебных часов

В том числе

ознакомительных

практических

1

Вводное занятие.

2

1

1

2

Экскурсия в сельский музей.

2

-

2

3

Моя родословная.

10

1

9

4

Семейные традиции.

8

1

7

5

Семейные реликвии.

8

1

7

6

Роль семьи в истории страны.

4

1

3

7

Итоговое занятие.

2

-

2

8

ИТОГО

36

6

30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план.

3 год обучения.

«История села».

№ п/п

Наименование разделов

 и тем.

Общее количество учебных часов

В том числе

ознакомительных

практических

1

Вводное занятие.

1

1

-

2

Правила ведения полевых тетрадей.

2

1

1

3

Паспорт информатора.

2

1

1

4

Опросники.

2

2

-

5

Встречи со старожилами села в школьном музее.

5

-

5

6

Операция «Поиск»

15

-

15

7

Оформление собранного материала.

6

-

6

8

Итоговое занятие.

1

-

1

 

ИТОГО

36

5

31

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план.

4 год обучения.

«История сельской администрации».

№ п/п

Наименование разделов и тем.

Общее количество учебных часов

В том числе

ознакомительных

практических

1

Вводное занятие.

1

1

-

2

Карта заброшенных деревень сельской администрации.

17

1

16

3

Ремесла родного края.

10

1

8

4

 Экспозиция «Крестьянский быт»

7

1

6

5

Итоговое занятие

2

 

2

 

ИТОГО

36

4

32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы.

1 год обучения.

1. Вводное занятие.

Теоретическая часть. Семья как важнейшая составляющая часть в жизни каждого человека.

Практическая часть. Ролевая  игра в «Дочки –матери».

4.  Я и моя семья.

Теоретическая часть. Организационное занятие для вхождения в тему. Роль  семьи в жизни ребенка.

Практическая часть. Моя мама. Мой папа. Моя бабушка. Мой дедушка. Мои братья и сестры. Семья это  семь «я». Занятия  по развитию речи. Использование семейного фотоархива. Привлечение родителей.

5.                             Народный фольклор в семейном воспитании.

Теоретическая часть. Посещение школьного музея. Знакомство с материалами детского фольклора: колыбельные песни, потешки, бабушкины сказки, игры, считалки и т.д.

Практическая часть. На примере материалов школьного музея собрать семейный фольклор, записать с помощью родителей. Составление сборника, пополнение раздела по литературному краеведению

6.                             Итоговое занятие. Праздник с участие всех участников реализации подпрограммы «Я и моя семья». Чаепитие. Концерт.

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы.

2 год обучения.

1. Вводное занятие.

Теоретическая часть.

Ознакомление с историей создания школьного музея. Рассказ и демонстрация работ воспитанников кружка «Юный краевед».

Практическая часть.

Экскурсии по экспозициям школьного музея.

2.Экскурсия в сельский музей с целью ознакомления с материалами музея.

Теоретическая часть.

Ознакомление с историей создания музея.

Практическая часть.

Экскурсия в сельский музей с целью ознакомления с материалами музея.

3.Моя Родословная. 1. Первичное знакомство c генеалогией, планом совместной работы школьников.  2. Знакомство с генеалогией, получение представления о видах родословий, формах отображения генеалогической информации. 3. Изучение основных теоретических положений генеалогии. Получение задания на сбор сведений о прошлом семьи. 4. Составление генеалогических таблиц. 5. Проверка и корректировка правильности таблиц. Выступление одного-двух учеников перед классом. 6. Отчет о проделанной работе (выступления перед классом). 7. Анализ проделанной работы, обсуждение возникших проблем. Выделение общих моментов в родословных различных семей. 8. Hа основе собранных фактов из жизненного пути различных поколений воссоздается жизнь страны, выделяются общеисторические закономерности. 9. Подготовка отчетов о проделанной работе.

4. Семейные традиции. Беседа о народном календаре, как особой энциклопедии народной жизни. Ознакомление с народными обычаями и праздниками, элементы которых сохранились в селе Новопокровском до сих пор с целью их обогащения (празднованием Покрова Пресвятой Богородицы (престольного праздника) в селе Новопокровском, Рождества Христова, Масленицы. Традиции деревенских посиделок, святок).

Практическая часть.

Подготовка выступления и участие в традиционном мероприятии СДК в день Покрова Пресвятой Богородицы. Подготовка и проведение для пожилых людей в школе праздника «Деревенские посиделки». Подготовка и выступление на школьной традиционной Рождественской елке. Святочные гадания. Колядование. Подготовка и выступление на традиционном празднике села «Масленица».

5.Семейные реликвии. Объяснение понятия «семейная реликвия», индивидуальная исследовательская работа. Выступление перед одноклассниками.

6. Роль семьи в истории села Новопокровского. Изучение истории своей семьи в истории развития села.

7. Выставка детских работ по темам «Моя родословная», «Семейные традиции», «Семейная реликвия», «Моя семья в истории села».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы.

3 год обучения.

1. Вводное занятие.

Теоретическая часть. Материалы по истории села в школьном музее. Экскурсия по истории села.

2. Полевые тетради.

Теоретическая часть. Знакомство с правилами ведения полевых тетрадей.

Практическая часть. Знакомство с полевыми тетрадями краеведов.

3.Паспорт информатора.

Теоретическая часть.

Знакомство с правилами заполнения паспорта информатора.

Практическая часть.

Заполнение паспорта информатора на примере своих близких родственников.

4. Опросники.

Теоретическая часть.

Знакомство с имеющимися опросниками.

 Практическая часть.

Заполнение выбранного опросника с использованием своих знаний.

5. Встречи со старожилами в школьном музее.

Практическая часть.

Приглашение гостей – учителей-пенсионеров, тружеников тыла, выпускников школы- музейных работников. Беседа по имеющимся материалам школьного музея. Оценка укомплектованности экспозиций музея гостями. Подготовка к операции «Поиск». Заполнение паспорта информатора. Работа с опросниками.

6. Операция «Поиск».

Практическая часть.

Встреча с пожилыми людьми. Сбор материала, недостающего в экспозициях школьного музея. Ведение полевых тетрадей. Заполнение опросников, паспортов информатора.

7. Оформление собранного материала.

Практическая часть.

Обработка собранного материала. Оформление экспонатов.

8. Итоговое занятие.

Подведение итогов работы кружка «Юный краевед» за год.

Проведение викторины. Награждение лучших.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы.

4 год обучения.

1. Вводное занятие.

Теоретическая часть.

Ознакомление с имеющимися материалами по истории Проновской сельской администрации.

2. Изучение карты заброшенных деревень. Изучение имеющихся в школьном музее материалов о заброшенных деревнях.

3. Ремесла родного края. Изучение экспозиции «Крестьянский быт» школьного музея, знакомство с ремеслами, отраженными в экспозициях: катание валенок, ткачество, гончарство. Встречи с представителями ремесел в их мастерских.

4. Изучение экспозиции «Крестьянский быт». Поиск материалов о ремеслах села. Изучение ремесла своих предков.

5. Проведение праздничного мероприятия, посвященного завершению программы «Моя малая Родина». Приглашение бабушек, дедушек, родителей, учителей, жителей села. Мероприятие проходит в форме творческого отчета работы кружка за 4 года. Учащиеся по группам готовят презентации своих исследований. В конце мероприятия чаепитие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение программы.

1 год обучения.

 п/п

Тема (раздел)

Содержание работы

Дидактические материалы

Форма подведения итогов

1

Вводное занятие.

Фронтальная беседа о семье и ее роли в жизни человека. Игра «Дочки – матери»

Карточки с правилами игры.

 

2

Я и моя семья.

Индивидуальная работа. Подготовка рассказа о своей семье .

Фотографии из семейного архива.

 

3

Народный фольклор в семейном воспитании.

Экскурсия в школьный музей. Индивидуальная работа по сбору фольклорного материала. Изучение семейного фольклора. Игровые формы работы.

Куклы.

Игровой реквизит.

Круглый стол .

4

Итоговое занятие.

Праздник. Чаепитие . Концерт.

Фотовыставка

«Я и моя семья».

Сборник по семейному фольклору.

 

 

 Методическое обеспечение программы.

2 год обучения.

 п/п

Тема (раздел)

Содержание работы

Дидактический материал

Форма подведения итогов

1

Вводное занятие.

Экскурсия в школьный музей. Показ работ старшеклассников по изучению родословных.

Материалы школьного музея.

Творческие работы учащихся.

2

Экскурсия в сельский музей.

Знакомство с материалами сельского музея.

Материалы сельского музея.

 

3

Моя родословная.

Индивидуальная работа над составлением своей родословной.

План составления родословной.

Выставка родословных.

4

Семейные традиции.

Индивидуальная работа по изучению  семейных традиций предков. Представление традиций своей семьи на творческих представлениях кружка.

Разработки внеклассных мероприятий «Покров Пресвятой Богородицы», «Деревенские посиделки», «Рождество», «Масленица», «Святочные гадания».

Конкурс  семейных фотографий

«Семейные традиции»

5

Семейные реликвии.

Фронтальная беседа о семейных реликвиях. Индивидуальная работа с учащимися по изучению семейных реликвий. Представление реликвии своей семьи на занятии кружка.

Образец исследовательской работы «Семейные реликвии».

Круглый стол .

6

Роль семьи в истории села.

Фронтальная беседа о  людях, жителях села Новопокровское. Индивидуальная работа с учащимися, поиск в семье людей, оставивших след в истории села.

Работы учащихся в школьном музее по истории колхоза, истории школы, истории села, материалы экспозиций школьного музея.

 

Альбом

«Гордость села Новопокровского».

7

Итоговое занятие.

Презентация работ учащихся перед родителями в форме выставки. Концерт «О семье». Чаепитие.

 

Выставка

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение программы.

3 год обучения.

Тема (раздел)

Содержание работы

Дидактический материал

Форма подведения итогов

1

Вводное занятие.

Экскурсия в школьном музее по истории села Новопокровское.

Методическая разработка экскурсии «История села Новопокровского.

 

2

Правила ведения полевых тетрадей.

Объяснительно-иллюстративный метод. Знакомство с правилами ведения полевых тетрадей.

Правила ведения полевых тетрадей.

Полевые тетради учащихся

3

Паспорт информатора.

Объяснительно-иллюстративный метод. Знакомство с правилами заполнения паспорта информатора.

Форма паспорта информатора.

Оформление паспорта информатора члена семьи.

4

Опросники.

Объяснительно-иллюстративный метод. Как пользоваться опросниками.

Опросники.

Конкурс на самый интересный материал.

5

Встречи со старожилами села в школьном музее.

Приглашение гостей в школьный музей. Заполнение паспорта информатора.

Форма паспорта информатора.

 

6

Операция «Поиск»

Встреча со старожилами села по договоренности на дому. Заполнение полевой тетради. Использование опросника.

Опросники.

Конкурс на самый «древний» материал.

19 ноября 2014 в 9:24

Предыдущая публикация

Воспитательная система "Растим патриотов"

Следующая публикация

Проект От фольклора к православию
Подписки

Для того чтобы подписаться необходимо Войти

Все подписчики (0)

Читайте также
Экскурсия в Новопокровском школьном музее
Шильникова Елена Валентиновна зам директора по ВР МОУ Новопокровская СОШ,…

20 ноября 2014 в 12:14

Сценарий урока мужества "Знамя Победы"
Заместитель директора МОУ Новопокровская СОШ   Ветлужского района, руководитель Новопокровского…

19 ноября 2014 в 11:10

Проект От фольклора к православию
ОТ ФОЛЬКЛОРА К ПРАВОСЛАВИЮ. Шильникова Елена Валентиновна, заместитель директора МОУ…

19 ноября 2014 в 9:26

Поделиться

Поделитесь этим материалом с друзьями в социальных сетях

Комментарии

Комментарии к этому материалу пока отсутствуют.


Для того, чтобы оставлять комментарии необходимо Войти