Русский народный костюм

Где бы мы ни жили — в городе или селе — мы любим свою «малую Родину».

Дата материала
Точная дата - 16 декабря 2014
Место
Не указано
Упомянутые люди
Не указаны
Хранитель
danshina89063533046

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Вознесенский агротехнический техникум»

 

 

 

Областной слёт обучающихся.

Направление: поисково-исследовательская работа

Тема: Народный женский костюм. Вознесенский край.

 

 

 

 

Авторы: Кувшинова Татьяна Михайловна

                                                                                                                                                                                                                        Епишкова Кристина Юрьевна

обучающиеся 3 курса

                                                       

                                                                                                                                                                                                                                   Руководитель: преподаватель

                                   общественных  дисциплин

                                                                         Даньшина Надежда Николаевна

 

 

 

р. п. Вознесенское

2013г.

 

Содержание

 

                             I

Введение

 

                        II

Основная часть

 

                        2.1

Славянская одежда

 

                       2.2

Бабушкин сундучок

 

                      2.3

Женский костюм Вознесенского края

 

                                                             III.            Заключение

 

                      IV

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

           В нашем техникуме  существует краеведческий музей. По ряду причин его работа несколько раз прерывалась.  На данный момент в музее насчитывается более 100 единиц – это предметы быта, одежда, декоративно - прикладное творчество, имеется уголок “ По дорогам войны”. Работа нашего музея строится на добровольном участии обучающихся, педагогического коллектива. Большую помощь оказывают родители.

          21 век – век высоких технологий. За человека современное оборудование делает практически все. А два столетия назад простому человеку нужно было делать все самому. На стеллажах и столах представлены старинные утюги, глиняные крынки, разные виды старинных утюгов, самовары, лапти. На стенах развешаны рушники, подзоры, парадные костюмы. Предметы быта одежда и сам дом не только необходимы были в жизни крестьян, но и должны еще и оберегать на протяжении всей жизни.

           Где бы мы ни жили — в городе или селе — мы любим свою «малую Родину». Нет ни одного населенного пункта, который бы не имел своей истории. История страны складывается из истории малых городов, сел, и людей живущих в них. И понятно, что нельзя познать истории всего государства, не зная прошлого и настоящего своей маленькой родины, земли, где ты родился и вырос. И тем более понятен интерес к истории родного края, когда речь идет о таком богатом, разнообразном и всегда значимом для России регионе, как Нижегородский край.

Наш район на пересечении трёх границ Нижегородской области, Рязанской области и Мордовии. В наших селах живут русские, мордва и татары. Издревле здесь происходило смешивание кровей, но отголоски самобытности каждого села существуют до сих пор. Наш Вознесенский край прославился Полх - Майданской матрёшкой ни только в нашей стране, но и за её пределами. Мы гордимся историей Баташевских заводов – Илёвские и Вознесенские заводы. Люди, проживающие в богатом лесом, водой крае, имеют право на дальнейшее существование.

      Цель нашей работы собрать и исследовать русские народные женские костюмы Вознесенского района.

     

Задачи

·        Собрать, проанализировать и систематизировать материалы о народном костюме

·        Передать через различные средства информации знания о родном крае различной аудитории (экскурсии в районном музее, статьи в местной газете)

·        Расширить кругозор обучающихся нашего техникума о быте наших предков

 

  Исследовательские методы

   1. опрос  населения (помогло в  системе  собрать сведения  по  данному вопросу).

   2.  встречи  со  старожилами,  интересными  людьми, что помогло  расширить  круг  общения,  включить в  сферу  интересов  музея  большее  число  людей.

   3. экскурсии  и  походы  по  родному  краю,  которые пробуждали  интерес  к  различным  уголкам  своего района.

        4.работа  в  библиотеке, в местном краеведческом музее

        5.сбор материала и работа с ним

 

Актуальность работы. Сегодня мы многое оставляем в прошлом и забываем, что исторические судьбы людей прошлого являются основой воспитания подрастающего поколения. Бережное отношение к своей старине, к своей истории делает человека более душевным. Поэтому необходимо хранить память и уважение к труду наших предков, их трудовым традициям, обычаям, уважение к ним. В наше время молодежь плохо знает историю и культуру своего народа, родного края, страны. И с годами она может вообще забыться. Недаром говорят, что поколение без прошлого – это ничто. Поэтому больше внимания должно уделяться истории родного края, привитии любви к нему. Это является одним из важных средств в подготовке обучающихся к жизни, формированию у нас, молодежи, чувства хозяина, знающего и умеющего сохранить богатые культурные традиции своего края.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Славянская одежда

         В славянской одежде показаны все традиции, культура и особая энергетика нашего великого народа. Даже в одежде славяне стремились быть ближе к природе, быть с ней единым целым. Ведь прежде чем надеть новую рубаху, необходимо было ещё и проделать целый комплекс работ: посадить и вырастить лён, собрать его, обработать, а затем соткать из нити ткань и лишь только потом сшить рубаху. Посему к своей одежде славяне относились очень бережно и разделяли одежду в соответствии с её использованием. В повседневной жизни они носили одежду достаточно простого и свободного кроя, которая бы не стесняла движения при выполнении работ. В праздники же надевали наряд, украшенный всевозможными магическими вышивками и узорами. Существовало и отдельное облачение для особых случаев, таких как языческие обряды и ритуалы, а также свадьбы или похороны.

         Славяне ведали (знали), что одежда должна нести в себе определённую защиту от злых и тёмных сил и потому шили её из разных материалов и украшали различными обережными знаками. Стоит заметить, что первая одежда славян была с несшитыми краями. В отрезе ткани делалась прорезь для головы, и рубаха - готова. Такого рода одежда подпоясывалась широкими узорчатыми поясами. Считалось, что пояс обладает магическими свойствами и защищает того, кто его носит. Традиция повязывать красный поясок или нить на тело невесты для оберега молодой дошла и до нашего времени. Немного позже появились рубахи, которые начали сшивать грубым швом, подворачивая ткань, чтобы она не высыпалась. Иногда рубаха шилась не из цельного отреза ткани, а из отдельных частей. Для придания такой одежде прочности на рубахи со спины и с груди подшивалась подоплека, которая продлевала её сроки службы.

Бывали рубахи нательные и, так называемые, верхние, отличающиеся между собой использованной тканью и узорами.

.  

    В разном возрасте человек носил рубаху разной длины. Так, к примеру, дети и старики надевали рубахи до пят, а мужчины носили рубахи, которые приходились лишь до колен, а на женщинах можно было увидеть сорочки до стопы. Рубахи, как правило, шились из ткани, которую славяне делали сами. Каждая славянская женщина умела выделывать и ткать лён и шерсть.

   

Овечья шерсть                       Рязанцева Варвара Гавриловна                        1934г.р. д. Варнаево

          Такие навыки характеризовали её как хорошую хозяйку и рукодельницу. Нередко славяне окрашивали готовые отрезы тканей в красный и жёлтый, зелёный и чёрный цвета. Для этого ими использовались лишь натуральные природные красители. Отличительной особенностью славянской одежды были достаточно длинные рукава, которые своеобразно подворачивались и образовывали складки. В качестве узоров выступал цветочный, растительный или животный орнамент. Цветовая гамма также имела важнейшее магическое значение. Особое внимание придавалось красному цвету. И посему неудивительно, что у славян насчитывалось до тридцати разнообразных оттенков красного цвета, который символизировал Огонь и Солнце. Своеобразными оберегами, по верованиям славян, считались украшения, сделанные из бисера, ракушек и монет. Позже славянская одежда начала украшаться кружевными узорами. Но не смотря на все изменения, которые произошли со временем в славянской культуре, традиционный славянский костюм не утратил своего значения и особенностей.

 

 

         О женской одежде известно, что в основе ее оставалась длинная с большими рукавами рубаха (сорочка), украшенная по подолу и рукавам вышивками или нашивками. Нательные рубахи были скромными, верхние – более нарядными и порой с длинными рукавами, собиравшимися в сборки и стягивавшиеся у запястьев манжетами или браслетами. Рубахи шили из белого полотна, богатые – из тонкой шелковой или хлопчатобумажной покупной материи. Нательные – могли быть и шерстяными. К рубашке полагался пояс.

2.2. Бабушкин сундучок

          Сегодня мы постараемся раскрыть “бабушкин сундучок ”. Через старые, порой никому не нужные вещи, познать новое в судьбе своей семьи, в истории нашего родного края.

         Одежда славян немного напоминала современную. Женщины носили длинные рубашки. Мужчины были одеты в просторные, подпоясанные кожаными ремнями рубахи и штаны из грубого холста – материи, полученной из толстых льняных ниток. В холода надевали на голову шапки из войлока (сваленной шерсти) или меха. На ногах носили лапти.


         Материи домотканые: грубое сукно, холст (горожане). Лён был либо белый, либо небелёный, а шерсть  была достаточно разнообразных цветов: натуральные цвета (белый, коричневый, чёрный), красный, зелёный, жёлтый, чёрный, а также могла быть клетчатой или полосатой. Остальные материи (тонкое шерстяное сукно, шёлк , тяжелая золотая парча и аксамит (золотая или серебряная ткань с разводами) , златотканые ленты, различные лёгкие и прозрачные ткани )  были привозными.  Обувь изготавливали из древесной коры, лыка (лапти), кожи сыромятной. Вышивка на одежде, помимо чисто эстетических функций имела также охранительные, она рассматривалась как оберег; поэтому и дома ходили в рубахах, у которых были вышиты ворот, подол, обшлага рукавов. У славян основным цветом вышивки был красный. Красный цвет не только «красивый», но и цвет магический, оберегающий; остатки подобных верований можно легко найти в ритуалах крестьян XIX в. Красный цвет символизирует огонь.
          
 В своей работе мы остановимся на женском костюме. Часто женский костюм отличался по расцветке и орнаментации не только по губерниям или уездам, но и по отдельным волостям и даже селам. Столь же сложна и терминология женского костюма: однотипные вещи в разных местностях могли называться по-разному, и в то же время в разных губерниях одно и то же название прилагалось к различным видам одежды.
          Дробность женского костюма связана с особенностями положения женщины в обществе и семье. Во-первых, женщина не была самостоятельна юридически: получить паспорт на отлучку с места жительства она могла только с разрешения отца или мужа. Во-вторых, она была постоянно привязана к хозяйству и семье; даже после окончания полевых работ на ней оставались все домашние дела и прибавлялись работы по обеспечению семьи за зиму домоткаными тканями, одеждой. Женщина редко отлучалась сколько-нибудь далеко и надолго от своего селения, мало была знакома с чужими обычаями и обиходом, обладала более узким кругозором, была более консервативна, нежели мужчина, и в полной мере оказывалась хранительницей традиций, в том числе и в области одежды.



2.3. Женский костюм Вознесенского края

           Национальная одежда отражает характер любого народа, и русский тут не исключение. В ней, как в зеркале, проявляется его самосознание, мировоззрение и самобытность. По традиционному русскому костюму легко определить, чем жили, о чем думали и мечтали наши предки, во что они верили, а чего опасались.

 

          В нашем районе ещё полвека назад бытовали два типа старинной русской одежды: наряды («сряда», «обряда») с понёвой и с косоклинным сарафаном. Об этом свидетельствуют сохранившиеся костюмы и рассказы местных жителей. Вознесенский костюм с понёвой иногда называют «комплексом Полхов-Майдана», так как он встречается только в окрестностях села Полховский Майдан, известного промыслом токарной посуды и игрушки с яркой самобытной росписью.

   

.

 

     

Полховско-Майданский наряд с сарафаном-«китайкой» и кокошником.

 

  

Понёва (понька) д. Починки

          Понёва из д. Починки сшита из 4-х полотнищ ткани шириной около 48 см, соединённых боковыми кромками ручным швом «назад иголку». Длина её - около 80 см. На переднем полотнище сверху расположена вставка из домотканой льняной пестряди. Вставки из домашней льняной пестряди или поздней покупной хлопчатобумажной ткани бывают подобраны под ткань понёв: по красному фону сине-белые клетки. В середине вставки сделан разрез с обработанным краем - здесь узлом завязывается гашник, продёрнутый через верхний подогнутый край понёвы. Гашник держит понёву на талии. Красные понёвы считаются более древними, хотя глухие – более поздними, чем распашные. Прошва обязательно закрывалась сверху передником: «На поньку – обязательно запон, яркий фартук»

 

                 Фартук                                                                    Запон

           В с. Новоселках, «Фартуки – ленточки и кружева. Какой сошьют. И в цветочек маленький. Или синий, голубенький бледненький такой, сатиновый. Чёрного на них не было. Грудка была и эти… проймышки. Застёгивался в одном месте (с боку). Весь перёд – ленточки и кружева.»  Грудка и полотнище фартука, соединённые поясом, заложены в складки. Верх лифа украшен подобным образом: верхняя и средняя его части с нашитыми широкими полосами кружева разделены узкой полосой ткани или цветной (розовой, зелёной) ленточкой. Широкие кружева нашиты также по бретелям (по краям или по всей поверхности) и по всему переднику (4 – 5 горизонтальных полос). На поясе – более узкое кружево, такое же или похожее может украшать лиф и бретели.

           В с. Суморьево наряд состоит: фигурные накладные карманы в тон основной тёмно-красной материи фартука, скрытые нашитыми ленточками.

одета в платье и повседневный фартук с грудкой, с завязками на талии и завязкой-петлёй на шее. В Вознесенском районе встречаются праздничные варианты такого «запона с грудинкой», например, из «французского» ситца.

Для понёвного комплекса более характерен запон-«занавеска» из полотнища ткани, который завязывался над грудью.

 

          Костюм украшался растительными орнаментами, выполненные гладью, крестом, тамбурным швом. Орнаменты, изображающие фигуры людей, животных, птиц. Изображение символов, выполняющих роль “оберегов”, охраняющие владельцев от “дурного глаза” и “порчи”.

   

         На сарафанах впереди – вертикальной полосой, по подолу сарафана – магическим кругом – “оберегом”. Эта вышивка называлась “позументом”. На рубахе вышивались рукава, манжеты, грудь. У моей бабушки хранится сарафан, который она носила по будним дням. Это зимний сарафан, он обработан подкладкой из домотканого холста. Ткань для сарафана была куплена на ярмарке, а вот холст на подкладку, пояс вязанный на дощечках – все это сделано руками моей прабабушки.

 Головной убор - это важное звено в народном костюме. По богатству кокошников, сорок и кичек судили о достатке семьи. Головной убор передавался по наследству от матери к дочери. Носили эти головные уборы замужние женщины, им необходимо было прятать волосы от постороннего глаза, чтобы, не дай Бог, не “опростоволоситься”, накликав на свою семью беды и несчастья.

  Платки моей бабушки хранятся в сундуке, посыпанные нафталином. Бабушка очень дорожит ими. Это воспоминание о молодости. Когда она рассказывала мне о них, на глазах у нее были слезы. Этот платок подарил ей мой дедушка. По тем временам- это был роскошный подарок.

         А девушки, девочки носили повязки, расшитые жемчугом, стеклярусом, бисером и атласные ленты.

Лапти сделаны из лыка липы, висели в коридоре в нашей квартире, как сувенир. Получив задание, я стала маму расспрашивать, откуда они появились у нас. Оказалось, что их привезли из деревни, где они хранились в сенях среди старых вещей. Такие лапти плел мой прадедушка. Это была обувь на каждый день, они быстро изнашивались, поэтому в семье обязательно кто–то умел их изготавливать. Как правило, старики–те, кто не мог заниматься тяжелым трудом в поле. По праздникам же носили сапоги, часто они были одни на всю семью.

А вот эти вещи: блузка из розовой атласной ткани с нашитой внутри “подоплекой”, юбка голубая с настроченными по подолу атласными лентами и фартуки из атласа с кружевами ручной работы и построчной тесьмой – носила моя бабушка “молодухой”, когда только что вышла замуж. Их она шила сама, как видите, фартуки сшиты вручную швом.

         С момента обряда совершеннолетия — одевания поневы — про девушку могли говорить: «рубаху сняла», то есть сменила детскую рубашку на взрослое одеяние. Понёва, как непременный атрибут жены, наделялась такими сравнительными эпитетами, как «бабий хомут» или «бабья забота».

Девки не носят ее, или только просватанные.

          Хотя женщина носила понёву всю жизнь, в зависимости от возраста ее вид менялся. На третий день свадьбы молодая надевала поневу «под дары» и одаривала гостей платками, головными уборами, поневами, вынимая их из сундука с приданым. На свадьбу — праздничная панева.

    Особые правила выбора понев существовали в дни праздников и траура:

·         в первые дни праздников бабы наряжались в поневы в самые красивые. У праздничной поневы шире, краски сочнее, многоцветнее, узоры сложнее.

·         солдатка носила печальную поневу.

·         вдова носила печальные одежды и поневу.

   

В д. Преображенка, с. Суморьево и селах , граничащих с Мордовией проживают в основном мордва.  И мы представляем вам  мордовский костюм.

 

          

 Праздничный женский костюм Теньгушевского района (эрзя)

Основной частью женской одежды как у эрзи, так и у мокши являлась рубаха-панар туникообразного покроя без воротника. Такая рубаха требовала множества дополнительных деталей, которые помогали женщине придать необходимый силуэт одежде - это пояс и комплекс набедренных украшений, нагрудная фибула-сюлгам в ансамбле с ожерельями, гайтанами, нагрудниками.

        

             (вид спереди)   Шубейка (шубейка)  (вид сзади)

Старинная мордовская вышивка украшала в основном праздничную народную одежду. Наряду с вышивкой в костюме мордвы существенное место заняло шитье бисером в комбинации с монетами, бусами, пуговицами, жетонами, раковинами каури.

                           

   Пояс (каркс)

Прямые полотнища холста, составлявшие стан рубахи, оформлялись вышивкой, располагавшейся по груди, оплечьям, рукавам и подолу. Нередко отделка имитировала самостоятельные элементы одежды. Передник в эрзянском костюме вторит отделке верхней одежды или сливается с декором комплекса набедренных украшений.

      Рубаха (панар)

 

                                                 Сорока  (сорка)

           (вид спереди)                                (вид сзади)

Головной убор строго соответствовал возрасту женщины, отражал ее положение в семье и обществе. Традиционные головные уборы женщин украшались вышивкой, нашивкой из лент, кружева, блесток.

Женские головные уборы мордвы разнообразны: головные полотенца, платки, повязываемые "помокшански" (два платка, где узел первого выпущен из-под второго). Мокшанские головные уборы состояли из двух-трех частей, а прическа замужней женщины напоминала рога. Уборы эрзи имели твердую основу в форме цилиндра, полуцилиндра, конуса, реже - лопатообразную (панго, сорока, сорка). Остов состоял из луба или бересты, сзади на спину спускалась лопасть.

Прекрасным декоративным дополнением в костюме были нагрудные украшения: бусы, бисерные воротники, фибулы. В нагрудных украшениях мордвы выделяется брошь-заколка сюлгамо (э), сюлгам (м).


          Пушки (пуост)                              Бусы (бусат)

Наиболее распространенным видом обуви у мордвы были лапти. В качестве праздничной обуви были типичны кожаные сапоги со сборами. Зимой носили валенки.

     

                             Лапти                                   Сапоги

 

 

Заключение

Народный костюм, его колорит и вышивки и сейчас заставляют нас восхищаться. Они заражают нас оптимизмом, настроением праздничности и веселья.

Коллекция народных  костюмов, хранящихся в фондах музеев и у населения открывают перед нами прекрасное народное искусство, являются свидетельством богатейшей фантазии людей, их тонкого художественного вкуса, изобретательности и высокого мастерства. Пожалуй, ни одна страна в мире, ни один народ не располагает таким богатством традиций в области национального народного искусства, как Россия: многообразие форм и образов, необычность конструктивно-композиционных решений, красочности элементов и всего костюма в целом, изящество и неповторимость декора, особенно вышивки – это большой и увлекательный мир, своеобразная академия знаний и творческих идей для специалистов современного костюма.

Сейчас фольклорный стиль не является главенствующим, но он занял своё место в общем широком международном русле моды. Известно, что к народным традициям постоянно обращаются художники-конструкторы, создавая бытовую модную одежду.

Анализируя историю народного костюма и рассматривая современный костюм, можно заключить, что в любом современном костюме должны проявляться черты народного, национального, традиционного, что делает его органичнее, самобытнее, роднее, ближе, дороже. При этом следует принимать во внимание и тот факт, что костюм, мода – явление интернациональное, поэтому было бы не правильным исключать взаимовлияние костюмов, моды всех народов  мира. Достижение единства в многообразии и многообразия в единстве – путь развития и обновления современного костюма.

Литература

1.Белицер В.Н. Народная одежда мордвы  / В.Н. Белицер. - М.: Наука, 1973. – 216 с.

2.Лузгин  А.С.  Богатство  народных  традиций  //Мордовия  на  рубеже  веков.-Саранск: Мордовское книжное издательство, 2000.

3.МартьяновВ.Н. Мордовская народная вышивка / В.Н. Мартьянов. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1991.

4.Мордовское народное искусство: Альбом/Сост.: Ю.Ф. Юшкин- Саранск: Мордовское книжное издательство, 1985.

5.Мордовский  национальный  костюм:  Альбом/Сост.: Т.П. Прокина, М.И. Сурина.- Саранск: Мордовское книжное издательство, 1990.

6.Народная одежда мордвы / Белицер В.Н. - М.,1973.

7.Николаев С.Д. Этнос и культура. 2005 г.

8.Ручьева А. Мордовские вышивки / А. Ручьева // Искусство народов СССР.

 

 

16 декабря 2014 в 12:38

Предыдущая публикация

Советская дипломатия накануне Второй мировой войны

Следующая публикация

На фронте и в тылу
Подписки

Для того чтобы подписаться необходимо Войти

Все подписчики (0)

Поделиться

Поделитесь этим материалом с друзьями в социальных сетях

Комментарии

Комментарии к этому материалу пока отсутствуют.


Для того, чтобы оставлять комментарии необходимо Войти