След Великой Отечественной войны в жизни моей прабабушки Зайцевой Зинаиды Ивановны

работа на исторический исследовательский конкурс "Вклад моей семьи в дело Великой Победы"

Дата материала
По 2 декабря 2015
Место
Россия, Нижегородская область
Упомянутые люди
Зайцева Зинаида Ивановна
Хранитель
elenu666ka
Участник конкурса

Чтобы отдать свой голос за эту работу, вам необходимо Войти

Если Вам понравился материал, вы можете поделиться им с друзьями в социальных сетях:

МБОУ Сатисская средняя общеобразовательная школа

 

Номинация:

«Вклад моей семьи в дело Великой Победы»

 

«След Великой Отечественной войны

в жизни моей прабабушки

Зайцевой Зинаиды Ивановны»

Конкурсант:

Быкова Виктория Александровна

8 класс

 

Руководитель:

Быкова Елена Витальевна – учитель музыки,

 

телефон: 89049008395

Email: elenu666ka@ya.ru

2015 год

Собираясь принять участие в историческом исследовательском конкурсе "Война в истории моей семьи", я подумала: нет у меня на примете ни Героев Советского Союза, ни Героев Социалистического Труда, а есть только моя многочисленная семья.

Простая, крестьянская трудовая семья, в жизни которой, как в зеркале отразились все страницы истории нашей Родины, в том числе и Великая Отечественная война. Надо было работать - работали много и хорошо, надо было воевать - без слов защищали Родину. Я считаю, такие простые, добрые семьи и войну вынесли на своих плечах, и Победу выковали.

Я хочу рассказать о своей семье от лица моей прабабушки, о ее вкладе в Великую Победу над фашистской Германией.

«Родилась я 2 декабря 1931 года в селе Илёв Вознесенского района Нижегородской области в крестьянской семье, в трудные годы развития сельского хозяйства и организации колхозов. Жили небогато, но спокойно. Много внимания родители уделяли нашему воспитанию, развитию и здоровью. В 5 лет я уже знала все буквы и научилась читать. Помню, как дети старше меня на 3 года пошли в 1 класс (в том числе и моя тетя). Я босиком побежала за ними, захватив с собой букварь. В класс зашла со всеми вместе, посадили нас за длинные столы со скамейками. Ко мне подошел учитель Георгий Иванович Фигурин, спросил: «Чья я, мое имя и сколько мне лет». Сказал, что я мала, надо подрасти и отправил меня домой. Как же в тот момент мне было обидно, я всю дорогу до дома плакала с причетами и ненавистью к учителю.

В семье я была старшей, после меня, спустя три года, народилось еще две сестры. Родители уходили на работу, а я присматривала за ними, кормила их, ходила с ними гулять. Одной сестре было 5 лет, а второй шел второй годик.  Все домашние дела легли на мои плечи. Я встречала из табуна корову, кормила кур и собирала яйца из гнезд, полола грядки в огороде.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, закончилась у всех спокойная жизнь. В селе не было никакой связи, только один телефон в сельсовете. Председатель сельского совета собрал собрание (позвонили в колокол для сбора людей) и сообщил печальную весть. Началась мобилизация людей с 1924 года рождения и старше. При отправлении на войну слышались вопли и крики с каждой улицы, плакали и взрослые, и старики, и дети.

Мне в это время не исполнилось и десяти, а я уже закончила 2 класс. Началась моя трудовая жизнь и дома, и в школе, и в поле. Всюду развешивали плакаты «Все для победы!».  Дома вечером с помощью мамы я научилась вязать носки и варежки, шить кисеты. Такому простому рукоделию я научила и своих одноклассников. Кисеты наполняли табаком, наклеивали этикетки и подписывали: «На фронт!». В посылки клали кисеты с табаком, носки, варежки и отправляли на фронт в общей посылке свои сверточки с обратным адресом и от кого. Часто приходили ответы в письмах треугольничках, и мы их зачитывали в классе, радуясь по-детски своей помощи фронтовикам.

В третьем классе вместе с учителем мы ходили после уроков на колхозные поля, убирали урожай: свеклу, картошку, собирали колоски ржи и пшеницы после жатвы, носили их для обмолота на колхозные ток.

Зимой ходили всем классом на ферму, чистили щетками коров, убирали навоз, девочки учились доить коров, помогали дояркам. Ферма в то время была большая, было много коров, лошадей, свиней, овец, телят, даже был курятник. И для всех были отдельные постройки. Всем нам хватало работы, никто не сидел без дела, работали за трудодни, которые оплачивали после уборки урожая.

Но раньше надо было сдать зерно государству, оставить на семена на следующий год, а что останется, раздать нам. Деньгами не платили, а надо было покупать и одежду, и обувь, и другие продукты и вещи для содержания семьи.

Хорошо, что у нас был отец на все руки мастер, ремонтировал обувь, был печником, плотником, сапожником, любая работа спорилась в его руках. Зарабатывал хоть немного, но помощь была большая. Это длилось недолго. По состоянию здоровья его тоже мобилизовали на трудовой фронт в Куйбышев на авиационный завод, делать самолеты для фронта

В 4 классе я считалась взрослой и дома, и в школе,  и на работе в колхозе. Мне уже шел 12 год. В школе было холодно,  и мы классом ездили на санках в лес за дровами. Ребята были посильнее, они спиливали сухие деревья, рубили сучья, а мы на санках возили эти дрова в школу. Хорошо, что лес был близко. Это было на уроках труда. После уроков с мамой мы возили навоз с фермы на колхозные поля, за это нам выписывали по 4 килограмма ржи или проса на месяц. А весной сажали картошку, свеклу. Женщины вместо лошадей впрягались в два ряда по 8-10 человек, тянули плуг, взявшись за длинные палки, а за плугом тоже шла женщина. А мы, дети, за ними сажали картошку в борозду. Домой обедать не ходили. Да там и есть-то, было, нечего. Так часть этой семенной картошки мы  и съедали. Пекли на костре в ведрах, дном вверх, эту картошку и ели без соли и хлеба, а было так вкусно и сытно. И в то же время весело.

А весной, когда растает снег, мы гурьбой с улицы ходили на поля, где росла картошка, копали и находили оставшуюся осени мерзлую картошку. Дома ее мыли, снимали кожицу, получали крахмал, из которого пекли лепешки. А какой был терпкий запах гнилой картошки!

Летом, когда я уже перешла в 5 класс, к нам в село Илев приехали на лошадях солдаты, поселились они возле церкви, в Барском саду (так называют это место по-старинке). Кругом огородились, там и ночевали. Некоторые нашли себе пристанище получше, в домах с молодыми женщинами. В поле возле фермы вырыли землянку, сделали крепкие стены из бревен и досок, где и жили вновь прибывшие солдаты-бойцы. Строить землянку мы ходили классом на уроках труда, носили им молока и картошки. А на нашей улице, напротив нашего дома приехали девчонки в солдатских формах, они поселились в нежилом доме,  а затем  вместе с мужчинами стали строить на крыше этого дома наблюдательный пункт. Это были наблюдатели-зенитчики. Девчата познакомились  с нашей мамой, ходили к нам в баню. Им давали продукты, вернее привозили продукты сухим пайком. Вместо хлеба привозили муку. Сами они не пекли, а просили маму. Она им пекла один раз в неделю все лето. За это они отдавали ей большую буханку хлеба. Вот у нас наступило житье! Раньше пекли хлеб и деруны из гнилой картошки, варили кисель, который до сих пор не ест моя младшая сестра и которая мечтала о кусочке хорошего хлеба. Теперь она наелась и ее мечта сбылась.  Перед концом войны все охранники и наблюдатели разъехались, но связь с нашей мамой девчонки долго не теряли, даже после войны они нам писали письма с благодарностью, сообщали ей о своей жизни.

Очень трудно жилось и в войну и после войны, приходилось платить большие налоги. Если держали корову – заплати 10 кг масла. Вот и копили масло государству, а сами ели снятое молоко. Обязательно нужно было отдать 100 яиц и мясо (сколько не помню), но сдавали скот. А у нас кроме коровы был только козел. Приехал председатель сельского совета и забрал этого козлика, погрузил в грузовую машину, у кого забрал овец, телят. Довезли скот до моста реки Сармы, кузов машины раскрылся, и скот разбежался в разные стороны. Наш козел прибежал домой. И мама его сама в тот же день зарезала, чтобы накормить нас. Сейчас смешно, а раньше были слезы.

И вот наконец-то дождались окончания войны. Был теплый майский день, по улицам бегали ребятишки и кричали: «Война закончилась!». В школе тоже было радостное оживление. В этом году я заканчивала 7 класс, впереди экзамены по всем предметам. Классы были большие, учебников на всех не хватало, и мы оставались после уроков, стихи учили хором, особенно мне запомнилась «Песня о соколе». Закончился курс науки в моем селе, где была только школа-семилетка. Не было средств, чтобы продолжать учебу вне дома. И стала я работать в колхозе вместе со взрослыми за трудодни, как тогда говорили: «за палочку». А чтобы выжить в нашем селе занимались посадкой табака. С трудом растили это вонючее растение и возили его продавать в г.Выксу, Кулебаки и даже в г.Саров (въезд в него в 1945 году был открыт).Поехала я в Кулебаки, там жила моя тетя продавать табак. Табак был первого среза и очень дорогой – 100 рублей за 1 стакан, у меня было 100 стаканов. Стою вместе с взрослыми, продала полстакана на 50 рублей. Вдруг смотрю, все взрослые продавцы стали куда-то исчезать,  и я осталась одна. Подошел ко мне милиционер, взял мешок с табаком и повел меня в милицию. Я испугалась, дрожу, боюсь, что меня посадят в тюрьму. Они меня обо всем расспросили, где я живу в настоящее время. Я им не сказала правды, не назвала ни фамилии, ни адреса. Они меня отпустили и велели прийти на другой день. А я пришла к тете, расплакалась, она мне купила детский билет до г. Навашино, ведь было мне всего 13 лет. Из г. Навашино до г. Выксы меня довезла другая тетя. Она работала кондуктором на этом поезде. Привезла меня домой, накормил, отогрела и отправила на третий поезд (Выкса-Куриха). А там от Курихи до дома всего 12 км пешком. Поезд прибыл в 12 часов ночи, хорошо, что были со мной взрослые попутчики. Домой я добралась только утром. Я рассказала маме о моем путешествии, она меня пожалела и успокоила. Только жалко ей было мешок, надо было табак высыпать, а мешок забрать.

Два года я работала в колхозе. Стала взрослой, шел мне 16-й год. И я пошла работать в Илевское лесничество. Там хотя и маленькая была зарплата – 30 рублей, но еще давали луга в лесу, где можно было накосить сена корове. В лесничестве весной сажали сосенки, летом их рыхлили, чтобы они росли быстрее, убирали сенокос для двух лошадей лесничества. Все делали вручную. В 16 лет я уже научилась косить траву и косила в ряд со взрослыми женщинами. Мужчин было мало, а те, кто пришел  с войны инвалидами, давали указания, или пробивали косы. Два года я проработала в лесничестве. Мне было 18 лет. Средняя сестра закончила 7 классов и прослышала, что в Дивееве есть педучилище. Вот и решила она пойти туда учиться. Так как я уже четыре года, как окончила школу, то стала потихоньку готовиться к сдаче экзаменов, чтобы пойти учиться вместе с сестрой. Вступительные экзамены я сдала на повышенную стипендию. Мои ровесники уже закончили учиться, а я, как Ломоносов, была в группе старшей. На третьем курсе к нам пришла и младшая сестра. Все мы учились на стипендию, на которую и жили, и покупали себе одежду.

Дисциплина в училище была строгая, требовали приходить на занятия только в форме и с белыми воротничками. По одежде были все равны и бедные, и богатые. На 4-м курсе прошел слух, что наш выпуск отправят на Сахалин, чего очень боялись наши родители. И по их совету, против своей воли пришлось выйти замуж. Но на Сахалина нас не отправили, а забрали в г.Саров. К этому времени, к выпуску, надо было заполнить анкеты. А у нас с сестрой был заключен брак. И нас в Саров не взяли, а учителями устроиться было невозможно. И я целый год работала секретарем канцелярии в Дивеевском нарсуде. Потом нашла работу учителя в Вознесенском районе, где работала в начальной школе 2 года, затем в г.Выкса 4 года и, наконец, в 1960 оду приехала в Сатис. Работала сначала учителем начальных классов, затем поступила в АГПИ им. Гайдара, окончив который я получила специальность учителя русского языка и литературы и стала работать на старших классах до самой пенсии. В 1986 году я ушла на заслуженный отдых, проработав в Сатисской школе 38 лет, а общий педагогический стаж к тому времени составлял 47 лет. Но долго отдыхать я не могла и по приглашению директора Аламасовской школы я пошла, учить детей, где проработала еще 3 года. Общий педагогический стаж – 50 лет.

         Я довольна тем, что у меня большая семья и родня. Две мои дочери имеют педагогическое образование. Старшая – учитель биологии, младшая – математики. Пять моих внучек имеют высшее образование, три из которых – педагогическое. Так что семья у нас большая, династия учителей трех поколений. Даже зятья, будучи женатыми, примкнули к нам и окончили Арзамасский пединститут факультета математики и физики.

 Итого в моей семье две дочери, пять внучек, семь правнуков.

Не зря я прожила такую длинную трудную жизнь. Я думаю, что именно военные годы дали мне стимул в этой нелегкой жизни. Молодежь говорит, что мы «старой закалки». 2 декабря 2014 года мне исполнилось 83 года. Я – ветеран Великой Отечественной войны».

Вот такой нелегкий жизненный путь прожила моя любимая прабабушка. А сейчас продолжает нас радовать своим оптимизмом и жизнелюбием. Наша большая семья очень дружная и я рада, что родилась в такой семье. Я обязательно продолжу учительскую династию, родоначальником которой была моя прабабушка в нелегкие послевоенные годы, и буду носить это гордое званье «Учитель».


Тысячи и тысячи боевых и трудовых подвигов совершили наши люди на фронтах и в тылу. Об этих подвигах надо помнить всегда. Победа над злейшим фашистским врагом – наш великий праздник, праздник всех тех, кто ходил в атаки, кто самоотверженно трудился в тылу, кто достойно несёт эстафету боевых и трудовых традиций военных лет.
И закончить свою исследовательскую работу я хочу словами Г. Суворова.

«В воспоминаньях мы тужить не будем,
Зачем тревожить грустью ясность дней?
Свой добрый век мы прожили, как люди - 
И для людей…»

 

Список источников.

Воспоминания Зайцевой З.И., 1931 г.р., записанные в 2015 году Быковой Викторией.

http://www.liveinternet.ru/users/astrahanka/

22 ИЮНЯ. СТИХИ ПОЭТОВ, НЕ ВЕРНУВШИХСЯ С ВОЙНЫ.

 

 

 

 

Приложение

 

 

 

12 января 2015 в 12:05

Предыдущая публикация

Моя семья-моя гордость

Следующая публикация

Мой прадедушка-герой войны, герой жизни
Карта истории
Подписки

Для того чтобы подписаться необходимо Войти

Все подписчики (0)

Поделиться

Поделитесь этим материалом с друзьями в социальных сетях

Комментарии

Комментарии к этому материалу пока отсутствуют.


Для того, чтобы оставлять комментарии необходимо Войти