Воспитательный потенциал музея «Засережье» в духовно-нравственном становлении личности. МБОУ Рожковская СОШ Сосновский район

Музей «Засережье» является одним из наиболее эффективных средств исторического, гражданского и духовно-нравственного образования. Он содействует осуществлению общего образования учащихся, развитию их способностей, помогает приблизить школьное обучение к проблемному пониманию информации, к самостоятельной исследовательской работе.

Дата материала
Не указана
Место
Не указано
Упомянутые люди
Не указаны
Хранитель
natvigus1959@mail.ru
Участник конкурса

Чтобы отдать свой голос за эту работу, вам необходимо Войти

Если Вам понравился материал, вы можете поделиться им с друзьями в социальных сетях:

Воспитательный потенциал музея «Засережье» в духовно-нравственном становлении личности.
   
          


Музей «Засережье» работает  на базе МБОУ Рожковская  СОШ.  Он  возник в 2004 году в результате объединения музейных экспозиций МОУ Николаевская ООШ и МОУ Рожковская СОШ. В музее собран материал по истории, географии. этнографии,  всех сел и деревень  Засережья, южной части Сосновского района: Лесунова, Рожка, Николаевки, Залесья, Венца и др. Здесь имеются  вещественные экспонаты, письменные исторические источники,   теоретический материал по истории Сосновского района и Засережья.
             
                        С.Лесуново - центр бывшей Лесуновской волости.

Со времени своего возникновения музей  был включен в единое учебно - воспитательное пространство для реализации задач исторического образования и гражданского воспитания. Вместе с этим в школе и возник еще один вид педагогической деятельности, такой как музейная педагогика, включающая в себя практику обучения и воспитания учащихся через музей.    В музее собраны не только вещественные экспонаты, но и документы, а, главное, огромный теоретический материал по истории Сосновского района и Засережья.  Музей занимает одну комнату. Школьный музей –  дополнительное средство обучения и воспитания учащихся.  С целью использования музея в образовательном процессе  разработана технология музейной педагогики.
   Историческое образование школьников средствами музейной педагогики очень эффективно в преподавании не только истории, но и других учебных предметов. Со времени своего возникновения наш музей  был включен в единое образовательно-воспитательное пространство для реализации задач исторического образования и гражданского воспитания. Вместе с этим в школе и возник еще один вид педагогической деятельности, такой как музейная педагогика, включающая в себя практику обучения и воспитания учащихся через музей.               
  Музей дает следующие  возможности:
- приближение к предметному миру прошлого;
- обучение на основе эмоционального опыта и визуального восприятия;
- преобладание неформальных отношений.
  Используя музейную педагогику, учитель решает следующие задачи:
1) Создание более широких возможностей для познавательной деятельности учащихся.
2)Организация общения школьников с предметным миром культуры.
3) Развитие творческих способностей.
4) Воспитание уважения к культурному наследию своего народа.
  Школьный музей открывает перед учителем широкие дополнительные возможности поддерживать интерес школьников к изучаемому предмету, организовывать их систематический самостоятельный труд, использовать новые формы работы. Практически все учащиеся включены в познание, а совместная деятельность подразумевает обмен знаниями, опытом, идеями. Музей «Засережье» является  одним из наиболее эффективных средств  исторического,  гражданского и духовно-нравственного образования. Он содействует осуществлению общего образования учащихся, развитию их способностей,  помогает приблизить школьное обучение к проблемному пониманию информации, к самостоятельной исследовательской работе. Уже  30 лет мы с воспитанниками  занимаемся поисково-исследовательской деятельностью в области краеведения. При этом мы опираемся   на  составляющие, связанные с традиционными ценностями, направленными на духовно-нравственное становление личности.                                                                                      1.Во-первых,  это такая общенародная ценность и духовно-нравственная категория как «Малая родина». Каждый человек должен знать свою малую родину, любить ее, служить ей. Наша малая родина – это сосновский край. К сожалению, в наше время происходят печальные события: исчезают с карты района деревни и села, уезжают и уходят из жизни люди. Исследовать, сохранить и донести до людей духовное богатство, материальную культуру, народные традиции  дедов и прадедов - вот наша цель, которую я и мои воспитанники  претворяем в жизнь.                                                                                                                           В результате поисково-исследовательской деятельности нами собран богатый краеведческий материал. В нашем школьном  музее «Засережье» представлены  уникальные экспонаты, которые  являются важными  историческими источниками.
 Боевые каменные топоры II тысячелетия до н.э. – свидетельство  того, что человек  обитал здесь   уже 4 тысячи лет назад.



Каменное пушечное ядро, относящееся к  XVI в., найденное у д. Николаевка, подтверждает версию известного краеведа И.А.Кирьянова, что по р. Сереже проходила граница Российского государства инаши леса были местами  былых сражений.

Орудия труда, предметы быта, одежда, старинные фото дают представление о занятиях, образе жизни прошлых поколений. В музее имеются уникальные экспонаты: аммонит,  скелет панциря морского ежа(65-96млн. лет до н.э.), боевые каменные топоры, каменное пушечное ядро, изделия местных промысловиков, книги Н.М.Карамзи
на «История государства Российского»(1889г), дневник крестьянина д. Марфина, Козлова Ф(1815г), летопись николаевского прихода, составленная отцом Александром Орловым и т. д.
 










Музей –  дополнительное средство обучения и воспитания учащихся. Каждый музейный экспонат должен нести в себе информацию, давать знания, воспитывать.   Наш музей это результат длительной, систематической работы, результат познавательного творчества юных краеведов.

Колокольчик для вызова прислуги
из дома арзамасского купца Бебешина, который упоминается в книге А.Гайдара "Школа".















Летопись Николаевского прихода, составленнная
священником Александром Орловым -
основной исторический источник Засережья.

Но хочу отметить, что школьный музей это не просто склад старинных вещей, это  дополнительное  средство  образования учащихся.   На основе имеющегося краеведческого материала дети создают исследовательские работы. Этот материал использовался для написания книг. Центром дополнительного образования «Патриот» выпущены электронные методические пособия «Традиционный костюм» и «Старинные песни сел и деревень», «Промыслы Сосновского района», в основу которых лег материал  музея  «Засережье».
            






















Мультимедийный атлас "Традиционный костюм" создан на основании музейного материала.

В декабре прошлого года наш музей стал победителем областного конкурса школьных музеев, проведенного Нижегородским Законодательным собранием.                                                                             Занимаясь поисково-исследовательской деятельностью, мы опираемся на  исторические  ценности, значимые в гражданском понимании человека.                                                                                                                   Наш сосновский край имеет богатую и славную истори ю. К сожалению,  наша история (особенно изначальная) недостаточно исследована и не всегда  подтверждена   источниками. На ша главная задача исследовать историю края, опираясь на исторические документы и труды известных ученых-краеведов. Нашему музею  удалось приобрести ценную книгу, изданную Московским государственным университетом «Нижегородские документы XVI века», в которой опубликованы сохранившиеся д окументы, где впервые упоминаются населенные пункты современного Сосновского района. Это «Нижегородская дозорная книга» 1588 года и «Отдельные отказные книги 1596-1600гг».
        
Именно эти годы считаются временем возникновения большинства селений современного Сосновского района. Анализируя данные источники, мы сделали интересные открытия.  Главное, на что я бы хотелось  обратить внимание, то, что первые селения современного Сосновского района возникли  задолго до 1588 г. и уже не раз подвергались переписи. В Нижегородской дозорной книге упоминаются данные  переписи Петра Бурунова, которая проводилась   в      1578 году. В это время деревни и села Сосновской округи уже существовали. В отдельных отказных книгах упоминаются разметки земель, произведенные Григорием Заболоцким. «…а от деревни Рагозина межа на вершине на враге, а на нем грань, да з дуба да на два дуба из одного корени, а на них старая грань Григорья Заболоцкого…». Григорий Заболоцкий описывал Нижегородский уезд в 1565году. Это свидетельствует о том, что наша территория осваивалась уже тогда.
Бесспорно, одной из главных духовных ценностей является человек.  Л юди – главное богатство нашего края. Среди наших  земляков было и есть немало  интересных ярких личностей, которые известны всем. Но многие имена и забыты. Наша цель восстановить в памяти людей  имена тех, кто  посвятил свою жизнь служению простому народу, кто сыграл значительную роль в развитии нашего края да и , в целом, государства. Уникальный человек Петр Федорович Сицкий.

 
Он явился родоначальником земского образ ования в Лесуновской волости во второй половине XIX века. Интересно, что первые его школы были подвижными. С книжками, досками, картами ездил он из деревни в деревню,  обучал грамоте крестьянских детей, делал выпуск учеников,  открывая повсеместно начальные земские школы. Его деятельность была высоко оценена царским правительством, он был награжден двумя медалями «За усердие» и «За труды». Именно Петру Федоровичу была оказана честь открыть первый учительский съезд Горбатовского уезда в 1911году, как старейшему и самому уважаемому учителю.



 
Съезд учителей. Петр Федорович Сицкий в третьем ряду сверху, в центре.


П.Ф. Сицкий - основатель начального образования  в Лесуновской волости.

Другим, достойным глубоко уважения и народной памяти человеком был другой учитель Строев Иван Иванович. Он создал школу нового типа, разработал свою методику. Благодаря ему деревня Залесье   получила почетное звание «Село сплошной грамотности». Строев проявил себя и как активный общественный деятель. Еще до революции в Залесье он создал «Товарищество сельхозпроизводителей», кооперативное общество, позднее был основателем залесского колхоза. Иван Иванович был одним из лучших  учителей в районе и области, о чем свидетельствуют официальные документы.   В 1936 году он стал делегатом Съезда учителей, первый учитель в районе получил звание Заслуженный учитель РСФСР и награжден орденом Ленина. Можно еще приводить примеры о великих земляках. Это люди разных профессий, проживали в разных населенных пунктах.  Но всех их объединяет бескорыстное служение своему народу. Они не имели богатства, их богатством были результаты их труда. Разве можно  не восхищаться?






Иван Иванович Строев со своими ученикамид. Залесье.
Школа Строева в Залесье. 1940г.

Труд и творчество. Эта ценность, которая движет общество вперед, способствует духовному росту человека. Сама поисковая деятельность моих маленьких друзей это важный и полезный труд. Она предполагает, что дети познают свой край не по книжкам или учебникам, а сами участвуют в добывании краеведческого материала.  Но этот труд становится еще более продуктивным, когда  в результате имеется выход  в законченной  и оформленной исследовательской работе. Юные краеведы  активно занимаются исследовательской деятельностью. Их исследовательские работы созданы на высоком уровне, что подтверждают их победы на областных, фе деральных конкурсах  исследовательских работ учащихся. Наши  дети не раз были победителями и лауреатами детских Всероссийских научно-практических конференций  «ЮНК» и «Первые шаги в науке», призерами и победителями областного конкурса «Моя семья в истории страны», «Край Нижегородский» и др. Но конкурсы – это не главная наша цель. Главная цель это изучение истории своего края, исследование неизвестных ее страниц. Результатами  нашей работы   являются комплексное исследование истории Засережья и новые открытия в истории Сосновского района.
      

Бубнова Ольга и Швечкова Наталья - победители Всероссийского конкурса
детских исследовательских работ "Первые шаги в науке".

Выходцева Мирослава - призер XVII Всероссийской конференции "Юность.Наука. Культура".

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Семья для любого человека, а, особенно, для ребенка имеет особое значение. В нашей школе  разработан проект «Семья в истории страны», задачи которого исследовать свои корни, проследить родословную и выявить место и роль своих предков, всей  семьи или рода в истории Отечества. У нас  традиционно проходят рождественские чтения и тема одной из номинаций «Моя родословная». Обращение к своей родословной порождает  большой  интерес у учащихся,    вызывает уважение к своим предкам и мотивирует стремиться к успеху. У нас со бран огромный  материал по истории семей и родов нашей округи, который мы используем на уроках истории, литературы, ОПК и в различных внеурочных мероприятиях.
И, наконец, одной из наиболее важных составляющих духовно-нравственного формирования личности  является патриотизм. Традиции гражданско-патриотического служения своему народу – основное содержание краеведческого материала. Оно предполагает обучение  и воспитание учащихся на  примерах реальных  личностей, организацию общественно-полезной практической  деятельности. На уроках истории  я всегда использую краеведческий материал, чтобы понимание истории учащимися было доступнее и красочнее. Дополнительным материалом при изучении  событий Великой Отечественной войны являются школьная Книга Памяти, воспоминания

ветеранов войны, письма с фронта. Письма молодого солдата из Ольгина Алеши Касаткина не могут оставить равнодушными ни одного ученика. Восемнадцатилетний паренек сгорел заживо в танке при наступлении на Ригу.  Из его  писем мы узнаем, как он воевал, о чем думал, о чем мечтал, что чувствовал.



Июнь 1941г. Призывники из Рожка у Сосновского военкомата.

 После этого, у детей формируется особо трепетное отношение к тем, кто создавал Победу, кто строил наше общество. Результатом кропотливой работы школьников явилось создание Книги Памяти участников Великой Отечественной войны, наших земляков.  Уже традициями учащихся нашей школы  стали такие мероприятия как помощь ветеранам, восстановление и уход за памятниками погибших воинов в исчезнувших  деревнях. 
 

Музей «Засережье» стал не просто достопримечательностью школы, а образовательным и культурным центром села. Посетителями  музея становятся учащиеся из соседних школ, делегации, представители различных организаций, гости  сельчан из различных районов. городов и уголков России.  Каждый из посетителей оставил положительный отзыв о музейной экспозиции и о работе учащихся. 

Старинные фотографии отражают жизнь, быт и занятия жителей Засережья.





Дом крестьянина д. Бочково А.В. Грошева








Козлов Федор Григорьевич погиб в годы Первой мировой войны.




Празднование престольного праздника Никола в д. Рожок. 50-е годы.  Народный фольклорный ансамбль Трифоновых из д. Рожок. 70-е г.















































































































16 января 2015 в 11:56

Предыдущая публикация

Воспитательный потенциал музея «Засережье» в духовно-нравственном становлении личности. МБОУ Рожковская СОШ Сосновский район

Следующая публикация

Арзамасцы - труженики тыла
Подписки

Для того чтобы подписаться необходимо Войти

Все подписчики (2)

Читайте также
Воспитательный потенциал музея «Засережье» в духовно-нравственном становлении личности. МБОУ Рожковская СОШ Сосновский район
Воспитательный потенциал музея «Засережье» в духовно-нравственном становлении личности.               Музей…

16 января 2015 в 11:53

Воспитательный потенциал музея «Засережье» в духовно-нравственном становлении личности. МБОУ Рожковская СОШ Сосновский район
Воспитательный потенциал музея «Засережье» в духовно-нравственном становлении личности.               Музей…

16 января 2015 в 11:07

Объятая пламенем юность
На областной исторический конкурс «Моя семья в истории страны»Номинация: Треугольники…

9 января 2015 в 13:05

Поделиться

Поделитесь этим материалом с друзьями в социальных сетях

Комментарии

Комментарии к этому материалу пока отсутствуют.


Для того, чтобы оставлять комментарии необходимо Войти