Судьба рядового

Эта работа взгляд на все ужасы Второй Мировой войны со стороны обычного рядового.

Дата материала
Не указана
Место
Не указано
Упомянутые люди
Не указаны
Хранитель
Kirill
Участник конкурса

Чтобы отдать свой голос за эту работу, вам необходимо Войти

Если Вам понравился материал, вы можете поделиться им с друзьями в социальных сетях:

Введение.

    Самые страшные рекорды держит Вторая мировая война среди всех воин человечества. Она и самая кровопролитная – общее число ее жертв осторожно оценивается в 40 миллионов, а неосторожно и во все 72. Она и самая разрушительная: общий ущерб всех воюющих стран превзошел материальные потери от всех предыдущих войн, вместе взятых и считается равным полутора, а то и двум триллионам долларов. Эта война и самая, если можно так выразиться, мировая – в ней в той или иной форме участвовали 62 государства из 73 существовавших в тот момент на планете, или 80% населения Земли. Война шла на земле, в небесах и на море – боевые действия велись на трех континентах и в водах четырех океанов. Это был единственный до сей поры конфликт, в котором было применено ядерное оружие. Эта война не обошла стороной и нашу Родину – тогда СССР. Для наших народов она была Великой Отечественной войной, 70-летие Победы в которой мы празднуем в 2015 году.

   Эта работа дань памяти Хахину Александру Григорьевичу[1] - моему прадеду, ушедшему на фронт, защищавшему Родину и погибшему в плену.

Гипотеза защитники Отечества, погибшие и пропавшие без вести в период Великой Отечественной войны, как и герои, сумевшие дойти до конца войны и победить ,также в силу своих возможностей внесли свой вклад в победу в Великой Отечественной войне на фронте или в тылу врага и своей жизнью и смертью стойкостью приближали победу.

   Целью данной работы является исследование и изучение судьбы одного из рядовых Красной армии Хахина Александра Григорьевича, участника Великой Отечественной войны и погибшего в концлагере.

   Чтобы достичь поставленной цели, нам необходимо решить следующие исследовательские задачи:

1)    Изучить данные источника и литературы о Великой Отечественной войне. О судьбах солдат и офицеров Великой Отечественной, попавших в плен и оказавшихся в фашистских концлагерях.

2)    Систематизировать и проанализировать документы концлагеря “шталаг II B” и воспоминания родных Хахина.

   Предметом нашего исследования является Великая Отечественная война и судьбы людей, а объектом - жизнь и судьба участника Великой Отечественной войны Хахина Александра Григорьевича.

   Хронологические рамки 1941-1945 года.

   Источниками работы служит открытый банк данных, содержащий информацию о защитниках Отечества.[2]

   Основной исследовательской методологии является принцип исторической реконструкции.

Основными методами, применяемыми в данной работе являются:

-         общенаучные методы (анализ и синтез), позволяющие получить комплексное представление о предмете исследования и сделать теоретическое обобщение;

-         исторический метод, дающий возможность увидеть явления и процессы в

-         развитии;

-         хронологический и сравнительно-исторический методы, позволяющие достичь наиболее обоснованных результатов и выводов;

-         метод персонификации, который ориентирован на выделение отдельной личности из общего контекста и рассмотрение отдельных моментов с ней связанных.

   Структура работы. Наша работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения. В первой главе происходит изучение данных войны и судеб военнопленных. Вторая глава посвящена непосредственно изучение документов о судьбе Хахина Александра Григорьевича.

   Из литературы можно взять много примеров жестокости фашистов в концлагерях. Вот пример из книги Виктора Франкля - Сказать жизни "Да!". “Я набрался храбрости все-таки взять с собой свой мешок с хлебом, кое-как спрятав его под пальто. И вот наша колонна, один за другим, приближается к офицеру. Я соображаю: если сейчас он заметит мой мешок, тянущий меня чуть-чуть набок, то я как минимум получу оплеуху такой силы, что она бросит меня в грязь — нечто подобное со мной уже случалось.”[3] Не лучше фашисты относились и к женьщинам. Пример этого можно взяить из книги Кристины Живульской – Я пережила Освенцим. “И однако проходили дни и месяцы. Самой страшной была минута пробуждения: когда сознание возвращало тебя к тому, где ты находишься. Надо было найти в себе мужество, чтобы подняться и начать новый день. Чтобы часами мерзнуть на апеле, затем на лугу, чтобы снова и снова выслушивать грубые ругательства, чтобы постоянно терпеть голод.”[4] В книги Михаила Девятаева - Побег из ада автор подробно воспоминает первые дни в концлагеря. “Мы с ужасом смотрели на эту очередь скелетов, закутанных в лохмотья. Они стояли с алюминиевыми мисками и один за другим подходили к бочке посреди двора, из которой им наливали в миски «суп», состоявший из одной воды и брюквы, без жиров. Меня и сейчас тошнит при воспоминании об этом «супе». Его не стали бы есть даже свиньи. Но и этой бурды плескали в миску, чтобы лишь покрыть дно. А сколько раз приходилось видеть, когда изнуренные пленники вместо супа получали черпаком по голове!Жили мы в бараках, обнесенных колючей проволокой под током высокого напряжения. Окна бараков на ночь закрывались ставнями. В первый же день у всех отобрали ордена, выдали бирки с номерками. Каждый из нас должен был забыть свою фамилию, имя и отчество, проститься со своим человеческим достоинством, помнить только номер. По совету одного из товарищей мы с Кравцовым припрятали награды, которыми отметила нас Родина. Два своих ордена я хранил под повязкой на левой руке. Это было небезопасно.”[5] 

Глава 1

О лагере “шталаг II B”[6], затерянном на побережье Северного Ледовитого океана, сегодня не вспоминает никто. Лишь ржавая колючая проволока и выдолбленные в гранитных сопках норы говорят о том, что здесь когда-то жили люди. Точнее, не жили, а умирали. Несколько тысяч советских военнопленных с Карельского фронта и Северного флота нашли здесь свою смерть. Их не расстреливали и не душили газом — их убивали арктическим холодом. Но даже те, кто смог пережить этот ад, так и не смогли вернуться домой. Спустя несколько недель после окончания войны, немцы уничтожили остававшихся в живых советских бойцов. С молчаливого согласия наших союзников-англичан.

   О лагере были лишь отрывочные сведения.

Информация о том, что немцы оборудовали большой лагерь для советских военнопленных под норвежским городом Тромсё, появилась в штабе Северного флота ещё в самом начале войны. Это были данные авиаразведки. Вскоре эти сведения получили более существенное подтверждение. В середине 1943 года на Северный флот вернулся командир торпедного катера ТКА-239 В.Д. Юрченко, которого уже давно считали погибшим. Его катер был потоплен в бою с немецким конвоем. Как рассказал Юрченко, его, контуженного, немцы подобрали в воде и отправили в тот самый лагерь под Тромсё, откуда он бежал спустя несколько месяцев при помощи норвежских патриотов. Несмотря на то что на флоте уже хорошо знали о том, каким зверствам подвергаются наши военнопленные в немецких лагерях, рассказ командира катера буквально шокировал. Советские военнопленные жили в норах.

   Как такового лагеря не было. Это был огороженный двойным забором из колючей проволоки участок голой местности. Единственными постройками на его территории были бараки для охраны и пулемётные вышки. Пленных держали под открытым небом. Мороз в этих местах доходит до 45 градусов по Цельсию. Спасаясь от дикого холода и ураганных арктических ветров, люди пытались сооружать себе убежища. В основном это были норы. Их буквально выгрызали в промёрзшей каменистой почве. Копали чем придётся — острыми камнями и даже мисками. Вход в норы заваливали ветками или просто завешивали тряпьём. Те, у кого не было сил копать, строили себе некое подобие шалашей. Каркасы сооружались из веток и тонких стволов карликовых берёз. Затем всё это хрупкое сооружение обкладывалось дёрном и мхом. Постелью служила просто куча веток.

   Об обогреве никто даже и не думал. Не было ни печек, ни дров, поэтому греться приходилось друг о друга, однако при таком морозе это спасти не могло. Ежедневно из холодных убежищ доставали по нескольку обледеневших трупов наших солдат. Их места тут же занимали новые, прибывающие в лагерь военнопленные.

   Порядки в лагере царили поистине садистские. За малейшую провинность немцы забирали у пленных верхнюю одежду и обувь. В таких условиях это наказание означало только одно — смерть. Хотя одеждой и обувью эти лохмотья можно было назвать с большой натяжкой.

   Летом начинались проблемы с водой. На многотысячный лагерь был всего один

колодец. Кормили раз в 2—3 суток. Обычно это был суп из картофельных очисток и сухари. О медицинской помощи и мечтать не приходилось. Донесения советской разведки лишь подтверждали ужасы лагеря под Тромсё. По последним данным, к весне 1945 года здесь оставалось около 2 тыс. советских военнопленных, для которых эта весна стала последней. Но добраться до этой части Норвегии советские войска не могли вплоть до окончания войны.

Выжившие узники исчезли Тромсё и его окрестности были важным районом для гитлеровцев. Здесь была расквартирована элитная 6-я горная дивизия вермахта. Согласно договорённости с союзниками этот сектор Норвегии в мае 1945 года должны были освобождать вооружённые силы Великобритании. В ходе совместного планирования боевой операции английскому командованию так же предписывалось освободить лагерь с военнопленными и подготовить выживших в нём советских бойцов к отправке домой. Однако эта операция так и не состоялась. Англичане высадились в Тромсё уже после капитуляции Германии — 10 мая 1945 года. Им оставалось лишь принять капитуляцию гарнизона и разоружить немцев. Но каких-либо сообщений о том, что пленные освобождены, советское командование так и не получило. Люди попросту исчезли. Чтобы разобраться, куда пропали наши солдаты, в начале лета 1945 года в Тромсё была отправлена специальная комиссия с Карельского фронта и Северного флота. В её состав вошли майор Великович, капитаны Дьяконов, Новогрудский и фотокорреспондент политуправления Северного флота Роберт Диамент. В поисках военнопленных им помогали офицеры армии Норвегии и местные жители-лопари. Уже спустя несколько дней удалось восстановить цепь печальных событий. Союзники не собирались разоружать немцев.

   Англичане действительно высадились в Тромсё и приняли капитуляцию немецкого гарнизона. Но проделали это лишь формально — немцев даже не разоружили. Произошло то же самое, что и в некоторых других районах Европы. Согласно секретным указаниям Черчилля, англичане изымали у немцев лишь тяжёлое вооружение: солдат вермахта можно было использовать против СССР, отношения с которым день ото дня осложнялись. Так, в самой Германии в зоне британской оккупации была создана так называемая немецкая группа «Норд», в которую входили два армейских корпуса и отдельные танковые части. А в Норвегии под свою опеку британцы взяли упомянутую выше 6-ю горную дивизию. Фактически немцев никто не контролировал, и они свободно разгуливали по городу и его окрестностям, где было множество безоружных советских военнопленных. Гитлеровцы устроили на них настоящую охоту. Бывших узников лагеря расстреливали на городских улицах и в сопках.

По последним данным, на территории Норвегии в годы войны действовало более 200 лагерей для советских военнопленных. В них содержалось более 100 тыс. наших солдат и офицеров.

   Приступим к изучению документов из концлагеря.[7] На документах написано имя, фамилия, год и место рождения. Далее мы видим место и дата пленения, ниже присутствует фото Хахина Александра Григорьевича, держащим табличку с лагерным номером. Рядом расположен отпечаток пальца военнопленного и  место призыва с переводом на русский язык ниже.

    По статистике, которая велась в нашей стране, в годы войны, попали в фашистский плен более 4,5 млн. граждан СССР (по статистическим данным Германии - 5,7 млн. человек).

   Причины пленения были самыми различными. По всей видимости, Германия включила в это число и так называемых перемещённых лиц. Это было в основном гражданское население оккупированной территории СССР.

   Судьба этих людей была поистине трагичной. С подачи Сталина на них закрепилось клеймо «предатели». Вырвавшись из фашистского плена, они попадали в объятия ГУЛАГА. Репрессиям подвергались их родственники и дети. Глубокий страх засел в душах этих людей. По возможности они меняли фамилии и давали себе обет молчания на всю оставшуюся жизнь. Эта страница истории наглухо была закрыта. Об этом не говорилось и не писалось. Но это вовсе не значит, что мы не должны об этом знать.

   Судьбы узников концлагерей очень поучительны для нас и сегодня. Они учат нас целеустремлённости, настойчивости, трудолюбию. Это поколение восхищает своей стойкостью духа. А эти страницы истории взывают нас делать всё возможное, чтобы люди никогда больше не испытывали всех ужасов фашизма.

Глава 2

   Перед войной  Хахин Александр Григорьевич женился и при уходе на фронт у него осталось три сына с женой в деревне Гавриловка Дивеевского района. Родился Александр в 1904 году. Он работал ветеринарами в колхозе, и думал о счастливой и мирной жизни. Но началась война. . .

   Хахин Александр Григорьевич работал, как было сказано, ветеринаром, но этих денег не хватало, чтобы прокормить такую большую семью, поэтому Александр Григорьевич перед самой войной уехал на заработок на юг страны. Поэтому Александра призвали на фронт из Астрахани. Поэтому Александр участвовал в жестоких боях под Миллерово. Ему было присвоенно звание рядовой.

   В июне - июле 1942г года события на Южном фронте в районе Миллерово - Тарасовка - Каменск были трагическими для бойцов и командиров Советской Армии. В этом районе полегли десятки тысяч советских солдат. Гибель 5 кк 9 армии началась в районе Миллерово, где 13 - 14 июля он попал в окружение. Немцы перехватили дорогу Миллерово - Каменск. Верхне - Таловка, захватили последнюю "щель" у Водяной ( ныне Россошь). Здесь соединились части немецких 14-й и 13 -й танковых дивизий. В кольце оказались войска, отходившие с боями из Ворошиловградской области и Донбасса: 38-я, 28-я, 57-я, 9-я армии и 7-я саперная армия. К ним присоединились и выдвинутые чуть позже к Миллерово войска 24-й армии, которые стояли в резерве в районе Каменска. В советских сводках все окруженные войска назывались "Группой Лопатина" ( по имени командующего 9-й армией генерала Лопатина). После ранения этого генерала оставшуюся часть армии возглавил генерал - майор А.Ф. Пархоменко, так как остальные командиры: 28я армия - генерал- майор В.Д. Крючкин, 38я армия - генерал - майор артиллерии К.С. Москаленко, 57я армия - генерал - майор Д.Н. Неклишев, оказались вне окружения. Судя по имеющимся документам, они бежали, бросив свои войска, как только кольцо начало замыкаться. Окружение создали 3-я танковая ( с охватом с востока вдоль реки Калитвы), 23-я танковая и 297-я пехотная немецкие дивизии( с охватом с севера). С запада наступали немецкие и румынские дивизии. С юга пути отхода перехватили 14-я и 22-я танковые дивизии. После пленения немцы увели часть военнопленных в Норвегию. В концлагерь “шталаг II B”. И Александр Григорьевич попал в число этих военнопленных . Его с юга Европы перевезли в Норвегию,  одну из самых северных стран Европы.[8] Его жизнь закончилась 12-ого декабря 1943 года Хахин Александр Григорьевич погиб в плену, его похоронили в Крокене-Энгане.

         Пусть навсегда в наших сердцах, в наших душах, останется память о замученных, убитых, невинных людях. О детях, которые, едва начав жить, погибли от рук нацистских палачей. Пусть каждый из нас навсегда запомнит, что на нашей планете все равны. Пусть никогда не повторится такое.

Результаты исследования, заключение, выводы:

   Я воспринимаю Великую Отечественную войну как большое горе и трагедию миллионов людей. Ведь практически каждый житель России потерял в той войне своих родных и близких. И в то же время, я вижу эту войну как грандиозное торжество патриотизма, любви к Родине. Думаю, каждый боец в то время осознавал нашу правоту и святость долга, лежащего на каждом гражданине страны. Я глубоко благодарен нашим ветераном за то, что сейчас живу в свободной России. Можно сказать, что они спасли не только нашу страну, но и весь мир. Если бы Гитлеру удалось захватить Советский Союз, не осталось бы в мире больше сильных держав, способных противостоять ему. Возможно, тогда бы Германия правила всей землей. Думаю при жестокости фашистов, это было бы величайшей трагедией для человечества. Осознавая все это, мне становится страшно. Получается, что Великая Отечественная война имеет мировой значение. Как можно относиться к этому событию в истории нашей страны? Конечно же, я ни в коем случае не хочу, чтобы подобное когда-нибудь повторилось. Война – это всегда страшно. Это боль, горе, слезы, мучения, страдания, ненависть. Но важно, что все это произошло. Теперь мое и последующее поколение могут учиться на ошибках прошлого. Надеюсь, в будущем люди станут умнее, добрее, мудрее. Они прекратят уничтожать себе подобных ради жажды власти. Ведь никогда не будет счастья от того, что было достигнуто насильственным путем. И Великая Отечественная война – самое большое тому подтверждение.

   Чем дальше история отодвигает великий день победы, тем величественней встает над миром немеркнущий подвиг нашего народа. Наши доблестные воины, показали всему миру непревзойденное воинское мастерство, отвагу и мужество, с гордостью пронесли овеянные славой боевые знамена через все битвы и сражения и водрузили Красное Знамя Победы над Рейхстагом в столице фашистской Германии. Все это не забываемо и священно для нас. Это застыло в камне и в бронзе памятников, мемориалов Славы. Это поныне звучит и волнует людские души словами песен и стихов. Все это должно быть вечно в памяти потомков, чье право на жизнь и на счастье досталось такой дорогой ценой.

Литература:

1)                Виктор Франкл - Сказать жизни "Да!" (Год издания: 2004
, Издательство: Смысл)

2)                Кристина Живульская – Я пережила Освенцим (Год издания: 1960, Издательство: Иностранная литература)

3)                Михаил Девятаев- Побег из ада (Год издания: 1990, Издательство: Мордовское книжное издание)

4)                А. М. Носков – Имтория Второй Мировой войны 1939 – 1945 том двенадцатый (Год издания: 1982, Издательсво: Военное издательство минестерства обороны СССР)



[1] Смотреть приложение 1

[3] Виктор Франкл - Сказать жизни "Да!" изд. Зарубежная литература. М. 1960

[4] Кристина Живульская – Я пережила Освенцим

[5] Михаил Девятаев - Побег из ада

[6] Смотреть приложение 2

[7] Смотреть приложение 3

[8] Смотреть приложение 4

27 января 2015 в 16:59

Предыдущая публикация

Военная летопись моей семьи

Следующая публикация

На фронтах Великой Отечественной Войны
Подписки

Для того чтобы подписаться необходимо Войти

Все подписчики (1)

Поделиться

Поделитесь этим материалом с друзьями в социальных сетях

Комментарии

Комментарии к этому материалу пока отсутствуют.


Для того, чтобы оставлять комментарии необходимо Войти