«Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство»
Многим известна фраза: «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство». Изначально эта фраза - лозунг, который несли участники физкультурного парада. Однако впоследствии она приобрела иное значение: в 1936 году была использована в качестве подписи к опубликованной в газетах фотографии со Сталиным, держащим на руках бурятскую девочку Гелю Маркизову с букетом цветов. Улыбающаяся девочка на руках у Сталина долго являлась символом счастливого детства в СССР. Протягивая букет вождю, Геля и не подозревала, что спустя год она лишится родителей и сменит фамилию.
Энгельсина Ардановна (моя двоюродная бабушка) впоследствии вспоминала: «Я долго упрашивала родителей, чтоб они взяли меня с собой. Помню, что родители советовались, ведь идем к Сталину! И все-таки взяли. Нарядили меня очень красиво — мама купила мне новую матроску и дала туфельки, которые папа, конечно, забыл мне сменить. Я потом так и стояла в президиуме в валенках. Когда мы подошли к Кремлю, папа очень волновался, но часовой сказал, что детей без пропуска пускают. Мы зашли в зал, все расселись за столики. И тут начались выступления колхозников. Эти бесконечные речи продолжались очень долго. Мне было страшно скучно. Я терпела-терпела, а потом встала и пошла…». На вопрос встретившихся на пути девочки партийных деятелей «Ты куда идешь?» Геля ответила «К Сталину!». По словам Энгельсины Ардановны, Сталин сидел к ней спиной, но сидевший рядом член Политбюро ЦК ВКП(б) К. Е. Ворошилов похлопал его по плечу и сказал, что к нему пришли. Сталин обернулся и очень обрадовано поставил девочку на стол президиума, а Геля произнесла: «Эти цветы, товарищ Сталин, вам дарят дети Бурят-Монгольской республики». Этот момент был запечатлён множеством присутствующих фотографов. На следующий день газеты опубликовали портрет Гели со Сталиным с надписью «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!».Январь 1936 года. Кремль. Отец Гели Маркизовой (Маркизов Ардан Ангадыкович-народный комиссар земледелия в Бурятии) был одним из руководителей делегации от Бурят-Монгольской АССР, прибывшей в Москву в 1936г. 27 января этого же года с отцом и матерью — студенткой Московского медицинского института — девочка была на встрече с Секретарем ЦК ВКП(б) И. В. Сталиным. Спутником семьи Маркизовых был Первый секретарь Бурят-Монгольского обкома и член Сибирского крайкома ВКП(б), член Центральной ревизионной комиссии ВКП(б) М. Н. Ербанов.
Знаменитой девочке приносили подарки, и комната гостиницы, в которой остановилась семья Гели, как говорила сама Энгельсина Ардановна, «была просто заставлена игрушками…». Впоследствии Сталин вручил Геле памятную медаль с надписью «От Вождя партии Сталина Геле Маркизовой».
Возвращение в Улан-Удэ было триумфальным — девочку приглашали во все президиумы. Она была очень популярной в течение полутора лет.
Однако слава маленькой бурятской девочки оборвалась так же быстро, как и появилась. В 1937г. арестовали ее отца. И только потом, спустя десятилетия, Энгельсина получит доступ к засекреченным архивам НКВД и найдет обвинительное заключение: «В октябре—ноябре 1937 года на территории Бурят-Монгольской АССР ликвидирована буржуазно-националистическая, антисоветская, пан-монгольская организация, проводившая по заданию японской разведки повстанческую, диверсионную деятельность… Одним из руководителей данной организации являлся Маркизов… Под руководством Маркизова большое вредительство было проведено в Зоотехническом строительстве, в результате которого скот подвергался простудным заболеваниям и падежу. Отход молодняка составил 40 000 голов…».
В то время как маленькая девочка-легенда верила, что ее папа никакой не японский шпион, не враг народа. Девочка решила написать письмо Сталину. Под диктовку мамы она писала, что ее папа – член партии, участник Гражданской войны, что она была у него на приеме. Но ответа не было.
2 июня 1938г. Ардана Маркизова расстреляли. Гелю вместе с мамой отправили в ссылку в Туркестан. В это время в Кремле назревал крупный скандал. Получается, что на агитплакатах и скульптурах, воспевающих счастливое детство в СССР, великий вождь обнимает дочь врага народа. В спешном порядке собирают совещание, на котором решается главный вопрос: что делать с миллионами плакатов “Сталин и Геля”? Решение было найдено: подобрать похожую девочку и подменить ее Гелю. Причем у другой девочки должна быть незапятнанная репутация: пионерка, спортсменка… После недолгих поисков на роль Гели подобрали Мамлакат Нахангову – пионерку – стахановку, которая первой научилась собирать хлопок двумя руками. Фокус кремлевских политтехнологов удался. В сознании советских людей образ самой счастливой девочки плотно слился с образом таджикской пионерки - стахановки. А Геле приказали молчать. Дело встало за малым – устранить свидетелей подмены. В 1938г. неожиданно умирает мама Гели. Девочке сказали, что она покончила жизнь самоубийством. С перерезанным горлом ее нашли в больнице.
Истину Энгельсина Ардановна узнала только спустя 50 лет. Она посмотрела дело матери в ФСБ. Там нашла один документ, который наконец раскрыл тайну гибели. Начальник НКВД Туркестана посылает запрос Берии с таким содержанием: “Здесь находится ссыльная Маркизова, которая хранит подарки от Сталина и пять портретов ее дочери с вождем. Что делать? ”. А сбоку синим карандашом написано очень четко: “Устранить”.
После смерти матери Геля вместе со своим братом отправилась к родственникам в Москву. Дядя Сергей Дорбеев и его жена удочерили Гелю. С того момента о Геле Маркизовой никто ничего не слышал. Теперь у нее была новая фамилия – Энгельсина Дорбеева. Сергей Дорбеев ради Гели пожертвовал своей карьерой. На тот момент он был служащим НКВД на какой-то мелкой должности, вроде завхоза. Несмотря на его перспективность, ему не давали повышения. До конца жизни он так и остался завхозом.
В 1948 году Энгельсина Дорбеева поступила на исторический факультет МГУ, где училась вместе с дочерью И.В. Сталина С. И. Аллилуевой. «Мы учились на одном факультете. Я знала, что она — дочь Сталина. А она знала, что я — та девочка, которая была на приеме у ее отца. Но сблизиться мы с ней не пытались. Если наши отцы — враги, как же мы можем с ней общаться…» - вспоминала она.
После окончания университета Энгельсина вышла замуж за советского культурного атташе в Индии Комарова Эрика Наумовича (впоследствии — востоковед-индолог). Вместе с мужем Энгельсина Сергеевна работала в Индии, оказывалась в компании с руководителями Индии Махатмой Ганди, Джавахарлалом Неру и советским лидером Н. С. Хрущевым, фотографии с которыми были опубликованы во множестве газет. Но вскоре Энгельсина Сергеевна Дорбеева выходит замуж за советского ученого-востоковеда М. А. Чешкова, с которым — до 2004 года — она прожила около 40 лет.
О судьбе Энгельсины Ардановны Маркизовой-Чешковой планировалось снять документальный фильм «Сталин и Геля». Белорусский кинодокументалист Анатолий Алай в 2004 году встретился с Энгельсиной Сергеевной и записал 10-минутное интервью. Была договорённость о съемках документального фильма. Однако фильм так и не сняли. 11 мая 2004 года Энгельсина Сергеевна скончалась от сердечного приступа на отдыхе в Турции.
16 мая 2013 в 10:00
Предыдущая публикация Личность Теодора Тедди Рузвельта
|
Следующая публикация Великий полководец
|
Для того чтобы подписаться необходимо Войти
Все подписчики (3)
27 марта 2014 в 10:51
24 февраля 2014 в 10:29
6 февраля 2014 в 9:56
Поделитесь этим материалом с друзьями в социальных сетях
Для того, чтобы оставлять комментарии необходимо Войти
Спасибо за публикацию, мне было очень интересно и по-человечески и как маркетологу. Своего рода бренд. Только с очень тяжелой историей жизни реального человека.
NinaSokol 16 мая 2013 в 23:20
спасибо
Julia 18 мая 2013 в 19:30
Вы пишете: "В это время в Кремле назревал крупный скандал". Откуда Вам это известно? Почему именно в Кремле? Почему именно скандал? Почему он был крупный? Вообще-то некоторое неудобства начали испытывать только пропагандистские органы СССР (печать, учреждения культуры и т.п.); они не располагались в Кремле. С чего Вы взяли, что скандал был крупный. Это было неудобство, но вряд ли крупным скандалом. Зачем преувеличивать?
Далее Вы пишете: "Причем у другой девочки должна быть незапятнанная репутация: пионерка, спортсменка…" Пишете так, как будто это не само-собой разумеющееся требование, а требование, возникшее принимавшими решение конкретно по данному делу. Вообще-то это тривиальные требования в работе пропагандистских органов. Зачем писать так пафосно? Уместна ли здесь ирония?
«А Геле приказали молчать» - не надо выдумывать! Ребенку не может быть дан приказ. Ребенок всегда может проговориться.
Че за бред Вы несете? Что это: «Дело встало за малым – устранить свидетелей подмены. В 1938 г. неожиданно умирает мама Гели». Тогда почему не убили Владилена? Дядю и тетю Гели? Скульпторов, в конце-концов? Вы там вообще рехнулись?
«Несмотря на его перспективность, ему не давали повышения». Ну, кто б сомневался. «До конца жизни он так и остался завхозом.» Вообще-то А. Гнединская пишет, что он якобы сам уволился из НКВД «из-за Гели». Кто врет?
ivanov_in 21 апреля 2014 в 23:14