Семья Ястремских

История семьи в контексте истории страны: освоение Русского Севера, Гражданская война, крейсер "Аврора", как сохранить память о предках, малоизученные страницы истории - депортация народов, новейшая история "никто, кроме нас"

Дата материала
Не указана
Место
Не указано
Упомянутые люди
Не указаны
Хранитель
Lidiya

Предисловие или рассказ о том, кто мы и сколько нас.


Мы – Ястремские. Меня зовут Настя, и родилась я в последний день зимы 28 февраля 2006 года. Я учусь во 2 А классе в гимназии № 53 с углублённым изучением французского языка. В нашей семье я самая маленькая, но никто и не думает меня баловать. «Ты должна все время трудиться и работать над собой!», - говорит мне мама. «Я хочу, чтобы моя дочка была спортсменской!», - заявляет папа. Каждый мой день расписан по минутам: музыка, хореография, синхронное плавание, школа и снова музыка. «Бедный ребёнок!!! Вы лишаете его детства!», - говорят моим родителям некоторые наши знакомые. А что такое детство? Однажды я спросила об этом маму, и она ответила, что детство – это то время, когда человек набирает  знания и  впечатления на всю жизнь и задумчиво подвела итог: «Все мы родом из детства!»

Мой папа, Евгений Владимирович Ястремский, родился 7 декабря 1970 года в городе, которого нет на карте России. В его паспорте записано место рождения – город Горький. Оказывается странный город никуда и не исчезал, ему просто вернули его историческое название – Нижний Новгород, это мой родной и любимый город. Произошло это событие в 1990 году. Папа почти всегда работает, он бизнесмен, и мне непонятно, когда же он успевает играть в хоккей в ночной лиге, заниматься в спортклубе, ловить на спиннинг рыбу, плавать в бассейне и делать ещё целую кучу дел. Он всегда чем-нибудь увлечён, у него много друзей и знакомых.

Моя мама, Лидия Валентиновна, родилась 30 ноября 1964 года на севере нашей страны, в Архангельской области, в городе под названием Шенкурск. Между прочим, маленький этот городок на берегу реки Ваги на 150 лет старше Москвы и имеет богатую историю. Мы расскажем ещё о нём в нашей работе.

Ещё у меня есть старшая сестра и старший брат. Оба они уже закончили ту же гимназию, в которой учусь я. Наташа получила за окончание гимназии золотую медаль, а потом ещё и красный диплом за учёбу в Нижегородском лингвистическом университете на факультете французского языка, и ещё один красный диплом Московского института права и бизнеса. Сейчас ей 28 лет, она работает, взрослые говорят, что очень успешно, но я больше всего люблю, когда у неё выходной, и она играет со мной. Недавно она вышла замуж, и у нас в семье появился Вова. Мама считает, что скоро к семейному дереву нам придётся приклеить новые странички про Вовиных родственников. Мой брат Владик учится в НГТУ, я не знаю, как это расшифровать, но зато я знаю, что он будет автомобилистом. Этот же факультет закончил папа, и на нем же преподает специальные дисциплины моя бабушка, Галина Константиновна, мамина мама.

А ещё в нашей семье живет моя любимая баба Нина, она нянчилась со мной, когда я была совсем маленькая. Вообще-то, я для неё не внучка, а внучатая племянница, но это не имеет никакого значения. У бабы Нины нет другой семьи, только наша. Вот так и получилось, что нас семеро. Мы живем за городом, в двухэтажном деревянном доме, и каждый день ездим на работу и учёбу в город. Это очень трудно, просыпаться надо на целый час раньше, чем в городе, зато у нас зимой лыжня начинается прямо от крыльца.

Я бы очень хотела добавить к этому списку нашу собаку Жульку (по паспорту она Джульетта) и нашего сибирского кота Сёму (он по паспорту Саймон). Я нисколько не ошиблась, у наших животных есть настоящие ветеринарные паспорта. Но мама сказала, что они не могут быть членами семьи, по российскому законодательству Сёмка и Жулька – наша частная собственность. Сначала я очень расстроилась и даже попыталась возмутиться, но потом вспомнила одно известное стихотворение и подумала: «Значит,  правильно получилось, что нас семеро!»

Первый раз слово «родословная» я услышала, когда мы покупали нашего кота Семёна. Взрослые говорили, что родословная у него отличная, в ней сразу несколько чемпионов породы международного уровня.

Так что же такое «родословная»? Слово о нашем роде? А у меня она есть? В прошлом году нас пригласили в гости, где мы познакомились с одним уже пожилым человеком, родословная которого начинается с Владимира Мономаха, а это, между прочим, XI век. Зовут его князь Григорий Григорьевич Гагарин, он предводитель Российского Дворянского Собрания, прямой потомок Юрия Долгорукого и Всеволода Большое Гнездо. Вот это родословная! И искать ничего не надо, все описано в исторических документах и книгах. Нам составить родословную гораздо сложнее, поэтому дальше о нашей семье писать будет мама. Лучше неё это сделать не может никто.

 

1.     НАША ФАМИЛИЯ ИЛИ РАССКАЗ О ПОДВИГЕ ОДНОГО РЫЦАРЯ

 

Ястремские – редкая фамилия, поэтому всегда вызывает интерес у людей при знакомстве. То, что она имеет польские корни, было известно нашей семье давно, т.к. все предки моего свекра, Ястремского Владимира Казимировича, поляки - выходцы с Западной Украины. Они католики, и у многих польские имена: Казимир, Юзефа, Бронислав…

Наши поиски в Интернет-ресурсе Википедия очень быстро увенчались успехом. Вот выдержка оттуда: «Ястржембец – польский дворянский герб впервые упоминается в 1319 г., объединяет  1108 родов, включён в Общий гербовник дворянских родов Российской империи (Рис.2). Начало этой эмблемы относится к царствованию Болеслава Храброго, 999 г.»

О происхождении герба существует такая легенда (по Б. Папроцкому) [1]. В одном из набегов язычников (около 999 года) была захвачена Лысая гора, названная позже горой Святого Креста. Гора превратилась в прекрасно защищенную крепость благодаря тому, что ее крутые ледяные склоны стали непреодолимы для конницы. Язычники, зная свою неуязвимость, и, видя некоторую растерянность противника, надменно посмеивались над польскими воинами, приглашая на поединок за Христа любого из них.

Вызов принял рыцарь Ястржембчик, «впечатлённый верой и славой Божьей». Он, как утверждает автор, придумал подковы на конские копыта, подковал своего боевого коня и, благодаря этому изобретению, сумел преодолеть неприступные склоны горы, сошелся в поединке с высокомерным силачом-язычником и…захватил его в плен. А затем доставил незадачливого противника королю Болеславу Храброму. Тем самым, Рыцарь Ястржембчик подал пример другим воинам польской кавалерии, которые, подковав своих коней, стремительно преодолели скользкую гору и выбили врага. Победа была полной. В награду за свой героический поступок рыцарь получил от короля изменения в гербе. На его щит добавилась подкова с крестом, а на шлем был помещен ястреб.

А от имени храброго рыцаря образовались роды Ястржембских, Ястрембских, Ястремских…

 

2.     НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС ИЛИ РАССКАЗ О ТОМ, КАК Я ИСПЫТАЛА «КУЛЬТУРНЫЙ ШОК»

 

Родословная семьи – дело непростое, если, конечно ты не потомок Рюриковичей, Милославских, Волконских, Трубецких и пр. – то есть тех, кто попал в исторические документы. Я никогда бы не взялась за такую работу, если бы не моя  двоюродная тетя Маша (Мария Павловна Гомзякова) из города Северодвинска Архангельской области. Именно она кропотливо и методично собирала и собирает архивные справки, которые представлены в наших приложениях, пишет запросы в разные организации, по крупицам собирая историю семьи, составляет дерево нашего рода. Благодаря её усилиям, мы знаем имена всех наших предков с 1739 года, до 9-го колена включительно.

Мои родители оба родились на русском севере – в Архангельской области, и все наши предки жили там. «Обширная территория к северу от водораздела Волга - Северная Двина до берегов Ледовитого океана и от границ с Финляндией до Уральских гор составила северно-русскую историко-культурную зону. В разные времена ее называли Русское Поморье, Северная Русь, Русский Север. В конце XV-XVI вв. Север становится землей московских князей и объединяется с другими русскими землями в Московском государстве. Заселение Севера в основном заканчивается в XVII веке.  Множество рек и озер на Севере диктовало выбор места для поселений и определило тип заселения – приречной или приозерный. Первые славянские пришельцы – новгородцы и ростово-суздальцы постепенно неимоверным трудом отвоевывали у лесов новые земли для хлебопашества. Предприимчивый и трудолюбивый северянин использовал природные возможности, которые влияли не только на выбор местоположения селений, на их планировку, но и на материал строительства и конструктивные строительные приемы. Для северных селений всегда были характерны следующие черты: их небольшой размер, малолюдность, малодворность.

Северный крестьянин воспитывал в своих детях чувство хозяина на земле. Воспитывалось же это чувство также традиционным путем – в семье, в сельской общине, особенно при коллективном труде. Существовали  специальные детские работы: помочь старшим при бороновании земли (править лошадью, запряженною в борону), при сенокосе (сгребать сено), в выпасе лошадей, уходе за  скотом и в разных домашних работах.

Север с его затяжной снежной зимой обусловил и специфику крестьянского жилища. Это классическая русская деревянная изба, но на Севере она поднималась на высоком цокольном этаже - подклете или была двухэтажной. Избу ставили под одной крышей с хозяйственным двором, в котором располагались пристройки для скота (хлевы), места для хранения сельскохозяйственного инвентаря и сена. Северная изба имела особый присущий только ей интерьер. Ее внутренний план определялся положением печи и красного угла, в котором находились иконы. Печь ставили сбоку от входа в избу и обращали устьем к фасадной стене, красный угол располагался по диагонали от печи. В стены врубали лавки и полки, а над задней половиной избы устраивали полати, на которых спали». [10, с. 13]

Когда я читала эту статью, воспоминания нахлынули на меня как снежный ком. Именно такой дом, рубленный, пятистенный, с двухярусным двором был у моих бабушки Анны Алексеевны (в девичестве Лебедевой) и дедушки Константина Ильича Чикшовых. Верхняя часть двора предназначалась для хранения сена зимой и называлась поветью, к ней вел широкий съезд для лошади и телеги, а ещё на повети была горница (отдельная «зимняя» жилая комната с русской печью – наше летнее детское царство) и клеть, которая запиралась на большой висячий замок  и где бабушка хранила несметные богатства. Нам туда вход был категорически запрещён, но мы, дети, знали, что баночка тушёнки, и пачка индийского чая, и бутылка водки для гостей приносится бабушкой оттуда. Нигде и никогда так упоительно нельзя было играть в прятки, как в этом огромном доме с кучей укромных уголков, бочек, сундуков, ларей и больших плетёных корзин. Дом этот достоин отдельного обстоятельного рассказа, как, впрочем, и другие подробности крестьянского быта, как  то воспитание детей, занятие промыслами, известными мне из рассказов бабушки и мамы

И вот я со своим исконно русским самосознанием вчитываюсь в архивные справки… Что это? Запись в архивных справках за 1792 год: «Исак Самойлович Лебедев, черносошный крестьянин, 53 года, житель деревни Окатовская Церковнического прихода и дети его…». Значит, мой предок, родившийся предположительно в 1739 году – еврей, волею судьбы оказавшийся на русском севере? Откуда могли появиться евреи на русском Севере, где «именно в конце XV – 1-й половине XVI в. сложились приходы – основные духовные и организационные ячейки Русской Православной церкви». [6, с.8]

Шок, мной испытанный, был сродни реакции Василия Кроликова из известной кинокомедии Владимира Меньшова «Шырли-мырли», когда он узнаёт, что настоящее его имя Изя (Израиль) Шниперсон. Разница состоит в том, что я в отличие от господина Кроликова никогда не проявляла антисемитских чувств по отношению к евреям. Наоборот, советское интернационалистическое воспитание до сих пор позволяет мне с огромным уважением относиться ко всем нациям и народностям.

Еврейский вопрос в истории Государства Российского во все времена был непростым и крайне запутанным. У современных историков тоже мнения расходятся как «в море корабли». И все же, мои поиски ответа в различных исторических источниках привели к следующей обобщённой версии.

Начало массовому переселению евреев на территорию Европейского русского севера положила сама Императрица Екатерина II (Великая). Переломным моментом стал год 1772 , когда состоялся Первый раздел Речи Посполитой между Австрией, Пруссией и Россией. В результате  этих  событий  в России оказалось около миллиона евреев — народа с иной религией, культурой, укладом и бытом, прежде бывших в составе Речи Посполитой. Для недопущения их переселения в центральные области России и прикрепления к своим общинам для удобства взимания государственных налогов, Екатерина II в 1791 году установила черту оседлости, за пределами которой евреи не имели права проживать. Переход же евреев в православие снимал все ограничения на проживание.

Я думаю, что между 1772 и 1787 годами мои еврейские предки и переселяются в северные районы России из Ливонии или Курляндии. В 1792 году согласно  архивным справкам впервые в переписных листах появляется имя моего еврейского прадеда. На тот момент ему 53 года, у него трое взрослых детей: Фёдор (24 года), Матфей (17 лет), Параскева (18 лет). Сведений о жене Исака нет, значит, её уже нет в живых, потому что старший Фёдор уже женат на русской девушке Наталье и у них есть маленький сын Самуил, что и зафиксировано в книгах Церковнического прихода. Крещеными в православие становятся только внуки Исака, хотя иногда среди его потомков мелькают еврейские имена: Матфей, Диомид, Сусанна, Роман… Все эти люди принадлежат к сословию черносошных крестьян. (см. Приложения).

Читаем в Википедии: «Черносошные крестьяне — категория тяглых людей в России в XV—XVII веках. В отличие от крепостных крестьян, черносошные крестьяне не были лично зависимыми, а потому несли тягло не в пользу помещиков, а в пользу Российского государства. Исторически наиболее многочисленными (до 1 млн. чел. к началу XVIII века) черносошные крестьяне были в Поморье (так наз. «Голубая Русь»), которое не знало крепостного права».

Думается, что независимость, неограниченное количество земли, при обработке которой можно рассчитывать только на свои силы, толерантное отношение местного населения к иноплеменникам, гарантированные права и свободы в случае принятия православия – всё это помогло моим предкам интегрироваться, а затем, породнится и полностью слиться с русским населением.

 

3.     КРЕЙСЕР «АВРОРА» ИЛИ КОЛЯ БОЛЬШОЙ И КОЛЯ МАЛЕНЬКИЙ

 

Крестьянские семьи моих предков Лебедевых были многодетные, крепкие, хозяйственные. Построенные ими рубленые деревянные дома стоят до сих пор. Авторитет мужчин в семье был непререкаемым. Вот о некоторых из них я хочу рассказать.

 В семье моего прадеда -  Лебедева Алексея Устиновича (20.05.1876 – 03.02.1949) детей было одиннадцать человек, из которых пятеро умерли в младенческом возрасте. Так 21 декабря 1901 года на «Николу зимнего» (19 декабря) родился сын, которого крестили, естественно, с именем Николай. А 24 июля 1907 года в семье родился ещё один мальчик. Через три дня ребёнка понесли крестить в церковь. Пора была летняя, страдная, отец был занят по хозяйству, а мать ещё слаба после родов, поэтому в церковь отправились только крёстные, и местный священник окрестил мальчика Николаем, т.к. Православная церковь 27 июля отмечает день  Николы блаженного, Христа ради юродивого, жившего в XIV веке в городе Кочанове Новгородской волости. «Ах, батюшки, у нас же есть уже Коля», - вскрикнула мать, когда довольные сделанным делом крестные с ребенком вернулись назад. Делать нечего, так и звали в семье мальчиков - Коля большой (т.е. старший) и Коля маленький (т.е. младший). Оба они выросли, получили образование, оба были людьми неординарными. Но жизнь продолжала шутить над их именами. Коля большой был очень маленького роста, а Коля маленький был высоким, статным, служил сначала на Балтийском флоте, а потом на Северном флоте.  Вот о нем я и продолжу свой рассказ.

  В 1925 году Николаю Лебедеву исполняется 18 лет, он комсомолец, активист, закончил семилетнюю Церковническую школу, физически крепок, трудолюбив. Его призывают в Красную Армию и вручают в райкоме комсомола комсомольскую путёвку на Балтийский флот. Тысячи молодых людей мечтали тогда о такой службе. По комсомольскому призыву он попадает служить в Кронштадт матросом на легендарный крейсер «Аврора», один из самых узнаваемых символов Санкт-Петербурга, который находится сейчас у Петроградской набережной.

 Лет двадцать назад историю легендарного крейсера «Аврора» знал практически любой ребенок —  ее заучивали наизусть еще в детском саду. А сегодня кто-то, может быть, вспомнит про знаменитый выстрел 1917 года и, … пожалуй, все. Строить «Аврору» начали в Санкт-Петербурге на заводе «Новое Адмиралтейство» 4 июня 1897 года, закончили — 24 мая 1900 года. В июле 1903 года крейсер вступил в строй боевых кораблей флота России. Свое название крейсер получил в честь фрегата «Аврора», защищавшего Петропавловск-Камчатский в годы Крымской войны 1853-1856 годов.

Надо сказать, что революционным символом крейсер «Аврора» стал совершенно случайно. Большевикам необходимо было захватить Николаевский мост (ныне — мост лейтенанта Шмидта), чтобы верные Временному правительству войска не смогли развести его и отрезать Васильевский остров от центра города. «Аврора» оказалась единственным серьезным боевым кораблем, чья осадка позволяла войти в устье Невы.

 Благодаря участию в революционных событиях,  «Авроре» было сохранено название, хотя большинство боевых кораблей были новой властью переименованы. В ходе Гражданской войны экипаж «Авроры» значительно поредел. И в 1919 году корабль поставили на консервацию в Кронштадтский порт. В конце 1922 года «Аврору» решено было восстановить в качестве учебного корабля. V Всероссийский съезд Коммунистического Союза Молодежи и октябре 1922 года принял решение о шефстве комсомола над Военно-Морским Флотом. С путевками Ленинского комсомола лучшие его представители встали в ряды советских моряков. Один из первых кораблей, куда прибыли комсомольцы, был легендарный крейсер «Аврора». 23 февраля 1923 года над «Авророй» вновь взвился военно-морской флаг. С этого времени и до 1941 года и течение 18 лет на крейсере обучались и воспитывались курсанты и слушатели высших военно-морских учебных заведений. Корабль побывал во многих портах более чем 25 стран мира, за его кормой остались десятки тысяч пройденных миль.

Вот выдержки из наиболее полной историографии крейсера - книги Л.Л. Поленова Крейсер «Аврора» [8, гл.14]: «В кампании 1926 г. крейсер находился во внутреннем плавании и лишь в августе (2—11 августа) совершил поход до Кильской бухты. 1927 год — особый год в истории корабля: 2 ноября постановлением Президиума ЦИК СССР крейсер был награжден орденом Красного Знамени.

Все последующие годы крейсер продолжал выполнять свою задачу по подготовке командного состава для флота. В августе 1928 г. он побывал в столице Дании — Копенгагене, а в 1929г. посетил порт Свенемюнде. Последний свой дальний поход крейсер «Аврора» совершил в июле — августе 1930г. За время третьего плавания вокруг Скандинавского полуострова корабль посетил в Норвегии ее столицу Христианию (Осло) и Берген».

Я привожу этот текст дословно, потому что к этому времени относится и служба на легендарном крейсере Николая Алексеевича Лебедева, родного старшего брата моей бабушки, он был участником и очевидцем этих событий, в том числе и последнего длительного плавания легендарного крейсера вокруг Скандинавии в 1930 году. К этому моменту дядя Коля уже старшина группы электриков на крейсере. В том же году «Аврора» становится на длительный ремонт, а молодые матросы, проявившие себя с лучшей стороны во время службы, направляются на специальные курсы военных моряков для дальнейшего обучения. Мне доподлинно известно, что и наш дядя Коля прошел специальное обучение и стал моряком -  подводником. Его служба  продолжалась на Северном флоте до 1938 года.

После  демобилизации дядя Коля работал на Кировском заводе в должности старшего инженера. Не могу обойти в своем рассказе один из эпизодов, который сыграл решающую роль в судьбе моей мамы – Цаплиной Галины Константиновны (урождённой Чикшовой). В 1957 году она, закончив десятилетку в районном центре – городе Плесецке, отправилась в Архангельск и успешно сдала экзамены в Архангельский лесотехнический институт (ныне Северный (Арктический) Федеральный Университет) и поступила на факультет машин и механизмов лесной промышленности. Для деревенской девушки это был небывалый успех.

Но политика государства по отношению к жителям сельскохозяйственных районов, особенно к колхозникам, была в то время, мягко говоря, негуманной. Членам колхозов и их семей не выдавались паспорта граждан СССР. В послевоенное время такая политика была направлена на пресечении миграции молодёжи в города, ведь жизнь в деревне была отнюдь «не сахар». Мне известно немало случаев, когда родители, желая всеми силами пристроить детей в городе, шли на разные ухищрения и даже жертвы. Например, нанимались на тяжёлую работу в создаваемые поблизости государственные предприятия – лесозаготовительные, торфодобывающие и пр. Это давало возможность во-первых, получать зарплату, а не «виртуальные», выражаясь современно, трудодни, т.е. палочки в табеле учёта рабочего времени, а во-вторых, получить паспорта, став полноправными гражданами СССР и получив возможность перемещения по стране.

 В сельском совете моей маме категорически отказывали в выдаче паспорта, без чего невозможна была временная прописка в студенческом общежитии  и сама учёба. На счастье, именно в этот момент из Ленинграда в деревню в отпуск приехал дядя Коля. Надев все свои награды, он отправился с мамой в сельсовет и, к концу дня, паспорт был выдан. Моя мама успешно закончила АЛТИ, получила редкую для женщины специальность инженера – механика по специальности «Тракторы, комбайны, автомобили: устройство, ремонт и эксплуатация». Всю свою жизнь она посвятила этой специальности. В 2014 году исполняется 50 лет её педагогической деятельности, через её руки прошли тысячи мальчишек, потому что основная её деятельность была в системе профтехобразования. В 2003 году Указом Президента РФ ей было присвоено звание Заслуженный Учитель России. В свои 75 лет она продолжает плодотворно трудиться преподавателем спецдисциплин на Автомобильном факультете Нижегородского Государственного Технического Университета, чем приводит в восхищение и изумление окружающих её людей. Возможно, если бы не своевременное вмешательство дяди Коли жизнь моей мамы сложилась бы совершенно по-другому.

Дядя Коля умер в Ленинграде в 1967 году в возрасте 60 лет. Его портрет в бескозырке всегда висел на самом видном месте в доме бабушки Анны Алексеевны Чикшовой (в девичестве Лебедевой).

Было бы несправедливо в этой главе не упомянуть о другом Лебедеве Николае Алексеевиче – дяде Коле большом. В ноябре 1918 года ему ещё не было 17-ти лет. Тогда на севере страны бушевала Гражданская война. Лебедевы одними из первых вступили в отряд красных партизан-добровольцев, сформированный из крестьян Церковнической волости. Николай в списках этого отряда значится под номером 37 как посыльный при штабе. [7, с.11] Дело в том, что штаб этого отряда находился в доме моего прадеда Лебедева Алексея Устиновича, и молодой парнишка, его сын, как свои пять пальцев знающий местность, как никто подходил для роли связного с отрядом. Рассказ об этих событиях у нас впереди, а сейчас я хочу сказать несколько слов о другой стороне его жизни. В нашей семье хранится толстая папка, на которой написано: «Воспоминания о Церковническом красном партизанском отряде 1918-1920 г.» В ней 283 страницы рукописного и машинописного текста, сделанного дядей Колей в 1959-1961 годах.(см. Приложения).

 После Гражданской войны в 1926-1930 г.г. он был председателем Церковнического сельского совета, затем начальником лесопункта в селе Вайново, награждён орденом Красной Звезды. Выйдя на пенсию, не только записал свои личные воспоминания, но и опросил оставшихся в живых после Второй Мировой войны красных партизан – своих односельчан и скрупулезно записал их воспоминания о том непростом для страны времени. Издать книгу воспоминаний он не успел, умер в 1970 году, рукопись теперь ждёт своего часа. Пожалуй, впервые, только сейчас я всерьёз задумалась о том, какую ценность представляют собой эти документы. Надеюсь, что жизнь предоставит мне возможность систематизировать, набрать  и отредактировать эти документы в будущем.

 

4.     ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА ИЛИ КТО ТАКОЙ ХАДЖИ-МУРАТ?

 

Я родилась в городе Шенкурске Архангельской области в 1964 году и прожила там вместе с родителями до 8 лет. Мы жили в деревянном доме на 2 семьи по адресу: ул. Хаджи-Мурата, 9. Каким образом в названии улицы небольшого старинного северного городка могло оказаться это странное восточное имя? Вполне  исчерпывающий ответ на этот вопрос я узнала только спустя 40 лет. Вот биографическая справка.

«Хаджи-Мурат Дзарахохов родился в 1874 (по другим сведениям, в 1875) году в Северной Осетии. Помыкавшись на малооплачиваемой работе на родном Кавказе, в 1905 году он отправляется искать заработка на Дальний Восток. Дзарахохов строит железную дорогу в Маньчжурии, рубит лес, обтесывает шпалы. Здесь его находят вербовщики американской компании, набиравшие строителей в Мексику. Здесь пробивает дорогу через тропические леса, возделывает маис, укрощает диких лошадей, изумляя ковбоев своей смелостью и сноровкой. Однако тяжелая работа в жарком климате не приносила обещанных вербовщиками денег. Дзарахозов бежит из Мексики в США. Пройдя по знойной, выжженной солнцем полупустыне 400 километров, Хаджи Мурат попал в Соединенные Штаты Америки. Здесь он копает канавы на улицах Лос-Анджелеса, работает клепальщиком на судостроительном заводе в Сан-Франциско, становится шахтером. Наконец, он попытал счастье и на Аляске.

По некоторым известиям, в США Дзарахохов знакомится с социалистами и даже пишет с Аляски письмо царю Николаю II, предрекая гибель режима. После семи лет жизни в США Хаджи-Мурат Дзарахохов отправляется в обратный путь. Вскоре после его возвращения началась первая мировая война. Дзарахохов был мобилизован в Кавказскую туземную конную (так называемую "Дикую") дивизию и отличился в боях, заработав два "Георгия".

Затем начались подвиги Дзарахохова в Гражданской войне, за которые советские журналисты позднее называли его "северным Чапаевым". Любопытно то, что Дзарахохов воевал на Севере России не только против белых войск, но и против высадившихся в Архангельске англо-американских войск, в том числе участвовал в знаменитой "Шенкурской битве", - самом большом сражении Красной армии с американскими войсками. За подвиги в Гражданскую Хаджи-Мурат Дзарахохов был награжден орденом Красного Знамени.

После окончания Гражданской войны Дзарахохов вернулся в Осетию, где еще долго работал в милиции. В Архангельской же области его продолжали чтить как героя, приглашая на всяческие мероприятия.

Такое подробное описание биографии человека удивительной судьбы я привожу здесь неслучайно. В родном селе моих предков -  Церковное события Гражданской войны в 1919-1920 годах развивались очень бурно. Партизанское движение на севере Росси возникло весной и летом 1918 года в Архангельской губернии после высадки на Севере интервентов и действий внутренней контрреволюции. Действия белогвардейцев, насилие, грабежи, жестокие расправы с населением вызвали недовольство и сопротивления народа, который массово уходил в лес и образовывал партизанские отряды.

Церковнический партизанский отряд, как я уже писала, был организован в ноябре 1918 года в начале в количестве 13 человек в основном из бывших фронтовиков. К концу августа 1919 года он увеличился до 276 человек. [7,с.24] Воевал в этом отряде ещё один Лебедев – самый старший из братьев – Фёдор Алексеевич, 1899 г.р. Отряд действовал на Селецко-Мехреньгском направлении.

«3-14 февраля 1920 г. Развернулись ожесточённые бои за село Тарасово и деревню Средь-Мехреньгу, которые велись в тесном взаимодействии подразделений 18-й и 54-й дивизий и Церковнического отряда красных партизан под командованием Н.Д. Григорьева. Бои приняли затяжной характер…» [10, c.83]

  Белогвардейские артиллерийские части стояли в этом селе и вели частый огонь по позициям красных в Церковном. Об этих обстрелах я слышала рассказ своей бабушки – Анны Алексеевны. Ей в то время было 11 лет, и она была старшей девочкой в семье, поэтому присмотр за маленькими был его первейшей обязанностью. Во время обстрелов мирные жители укрывались в окопах, вырытых собственноручно. Я с детства очень хорошо помню расположение этих окопов времён Гражданской войны, т.к. они позднее были превращены в картофелехранилища. Бабушка моя вспоминала: «Ой, страшно, когда стреляют. В окоп бежишь из избы, один малой на руках, а Пашко (младший брат – прим. авт.) за юбку держится, маленький, бежать быстро не может, падает. А белые из Тарасова стреляют по Химе (это река, вдоль берега которой проходила линия обороны красных – прим. авт.)».

«Ожесточённые бои за Средь-Погост окончились капитуляцией 7-го Северного полка белых 14 февраля 1920 г. В плен были захвачены командир полка Э.Л. Чубашек,2 офицеров 696 солдат. Были захвачены большие трофеи: 30 пулемётов, 39 автоматов, 800 винтовок. Особенно отличился красный конный отряд под командованием Хаджи-Мурата Дзарахохова». [10,c.84] Вот тогда и произошла встреча в штабе партизанского отряда, который находился в доме Лебедевых в деревне Королиха дяди Фёдора, тогда молодого, революционно настроенного парня и Хаджи-Мурата. Хаджи-Мурат оставил Фёдора при себе в качестве адьютанта. Так он и прослужил с легендарным командиром бок о бок до окончания Гражданской войны. В нашей семье сохранилась фотография Хаджи-Мурата с дарственной надписью: «Фёдору Алексеевичу на память от Хаджи-Мурата, 1920 год». В марте 1942 года дядя Фёдор был призван на Ленинградский фронт, где и погиб 15 февраля 1943 года и был  похоронен в окрестностях села Макарьевка Тесленского р-на под Ленинградом. [7,c.37]

 

5.     КНИГА ПАМЯТИ ИЛИ РАССКАЗ ОБ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ


 Передо мной на столе лежит невзрачная жёлтая книга в мягком переплёте. На обложке красными буквами написано: «КНИГА ПАМЯТИ участников гражданской и Великой Отечественной войн. 1989 год». Внутри – дарственная надпись: «На память племяннице Галине во время посещения с. Церковное», на последней странице: «Тираж 1000 экз. Цена 8 руб.» Эта книга – семейная реликвия, потому что её составитель ещё один родной брат моей бабушки Анны Алексеевны – Лебедев Павел Алексеевич, тот самый маленький Пашко, который бежал в окопы прятаться от артобстрела белогвардейцев, держась за юбку сестры.

 В этой книге более 1000 имён односельчан – участников гражданской и Великой Отечественной войн, тружеников тыла. В ней не только имена, даты, место рождения, но и год призыва в армию, место службы, награды, обстоятельства гибели, место захоронения. Сейчас это бесценный исторический материал, который помогает нашей семье хранить и чтить память не только родственников, но и всех односельчан. Эта книга все время лежит передо мной, когда я готовлю этот материал. Дядя Паша работал над ней около 8 лет, работая в районных архивах и делая запросы в областные архивные фонды. Каким-то непостижимым образом в дяде Паше жило острое осоз

12 марта 2014 в 11:18

Предыдущая публикация

Молитвы в сердце сохраню

Следующая публикация

Большая семья – опора страны
Подписки

Для того чтобы подписаться необходимо Войти

Все подписчики (0)

Поделиться

Поделитесь этим материалом с друзьями в социальных сетях

Комментарии

Комментарии к этому материалу пока отсутствуют.


Для того, чтобы оставлять комментарии необходимо Войти