<<Броненосец "Потёмкин">> - немой фильм, снятый режиссёром Сергеем Эйзенштейном на киностудии "Мосфильм" в 1925 году.
Жанр фильма: киноэпопея, историческая драма.
В фильме снимались: Александр Антонов, Владимир Барский, Григорий Александров, Иван Бобров, Михаил Гоморов, Александр Левшин, Н. Полтавцева, Константин Фельдман, А. Глауберман, Беатрис Ветольди, Иона Бий-Бродский
Сценаристы: Нина Агаджанова-Шутко, Сергей Эйзенштейн
Операторы: Владимир Попов, Эдуард Тиссэ
Композиторы: Николай Крюков, Эдуард Майзель, Дмитрий Шостакович
Художник: Василий Рахальс
О том, как создавался фильм написано немало книг. А все началось
17 марта 1925 года, когда состоялось совещание при Комиссии Президиума ЦИК Союза ССР по вопросу о постановке в государственных театрах Москвы и Ленинграда спектаклей, посвященных событиям 1905 года. Постановку картины поручили 27 летнему Сергею Эйзенштейну, получившему призвание благодаря новаторскому фильму "Стачка". Планы на фильм были грандиозные. Снимать «1905 год» собирались в Москве, Ленинграде, Одессе, Севастополе, Краснодаре, Тифлисе, Баку, Батуме, Шуше, Махинджауре, Златоусте и т.д. Комиссия ЦИК СССР поставила жесткие сроки: часть картины необходимо сделать к
20 декабря 1925 года. К съемкам приступили сразу, работали и днем и ночью.
В основе фильма лежит история о том, как матросы одного из броненосцев Черноморского флота, стоящего на рейде Одессы, взбунтовались из-за того, что их пытались накормить червивым мясом. Зачинщики бунта приговариваются к расстрелу, однако, во время исполнения казни остальные матросы бросаются им на выручку. Офицеров корабля выбрасывают за борт, но вдохновитель восстания матрос Вакуленчук гибнет в схватке. Население Одессы стекается на похороны Вакуленчука и поддерживает команду революционного корабля. Вызванные правительственные войска безжалостно расстреливают мирных жителей на знаменитой Одесской лестнице. На подавление восстания направляется Черноморская эскадра, но матросы отказываются стрелять по восставшим, и броненосец «Потёмкин» проходит через строй кораблей. В финале третьего акта фильма на мачте броненосца развевается поднятый восставшими красный флаг. Заканчивается картина кадром, на котором броненосец будто бы «выплывает из фильма» в зал.
Чтобы придать фильму характер документа, первоначальный вариант начался с того, что руки раскрывали папку,перелистывали перелистывали содержащиеся в ней протоколы допросов, показаний свидетелей, листовки. Из окончательного монтажа фильма эта вводная сцена исчезла. Для того чтобы создать фильм о броненосце, в первую очередь
броненосец («Князь Потёмкин-Таврический» после списания был уничтожен). Но удалось отыскать его «младшего брата» — корабль «Двенадцать Апостолов», который был превращён в склад подводных мин. По старым чертежам, хранившимся в Адмиралтействе, из деревянных балок, реек и фанеры был воссоздан точный внешний облик броненосца «Потёмкин».
19 января 1926 года картина Эйзенштейна была выпушена на экраны двенадцати московских кинотеатров. Фасад кинотеатра «Художественный» был превращён в модель броненосца. Перед началом сеанса на «броненосце» появлялся горнист, играющий сигнал восстания. Театр внутри был украшен морскими флагами и спасательными кругами. В центре фойе установили модель броненосца «Потёмкин».
Критики разных стран сравнивали «Броненосец „Потёмкин“» по уровню с «Илиадой» и с Девятой симфонией Бетховена, и среди прочего был высказан призыв присудить этому фильму специальную Нобелевскую премию по кино…
Награды:1926 Международная выставка декоративных искусств в Париж (Золотая медаль — Сергей Эйзенштейн)
1926 Американская Академия киноискусства — лучший фильм года
1952 — настоящее время: В списке десяти самых значительных фильмов мира, британского журнала «Sight & Sound»
1986 МКФ в Запалном Берлине (участие в Программе «Forum» — Сергей Эйзенштейн)
2010 Третье место в списке журнала «Empire» «100 лучших фильмов мирового кинематографа»
Комментарии к этому материалу пока отсутствуют.